на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Криминалистическая фотография
аким образом, репродукционная фотография -- это воспроиз-ведение фотографическим путем документов, рисунков, схем, фото-снимков, рукописных и машинописных текстов и иных плоских объ-ектов для запечатления их внешнего вида и содержания, размноже-ния в натуральную величину, с уменьшением или увеличением.

По назначению репродукционную фотографию подразделяют на общую и специальную. Общая изучает вопросы размножения ориги-налов. Ее основной задачей является точное воспроизведение доку-мента на светочувствительном материале. Специальная репродукци-онная фотография служит средством выявления таких особенностей в документах, которые невидимы или слаборазличимы в обычных условиях.

Основу репродукционной фотографии составляют методы про-екционного и контактного копирования. Проекционное копирова-ние характеризуется изменением масштаба изображения при съемке оригиналов на специальных репродукционных установках (аппара-тах). Методы и средства копирования документов с большим умень-шением изучает специальный раздел репродукционной фотогра-фии -- микрофильмирование.

Для контактного копирования характерно отсутствие у копиро-вальных аппаратов оптической системы (объектива). Копии ориги-нала получают в натуральную величину при его непосредственном контакте со светочувствительным материалом. Различают копирова-ние на просвет -- при работе с прозрачными оригиналами и рефлекс-ную фотопечать -- с непрозрачными.

4.1. Объекты репродуктивной съемки, их классификация.

Объекты репродукционной фотографии по характеру элементов рисунка подразделяются на две основные группы: штриховые и полу-тоновые.

Штриховые представляют собой документы, все элементы кото-рых выполнены на однородном фоне в виде штрихов, точек, линий. Это рукописные, машинописные и выполненные полиграфическим способом тексты, планы, схемы, чертежи, графические рисунки. Штриховые оригиналы имеют всего две яркости: максимальную в зоне фона и минимальную на участках рисунка или штрихов текста.

Полутоновые оригиналы отличаются плавными переходами от светлых участков к темных и включают градацию яркости тонов от максимальной до минимальной. К ним относятся снимки, картины, фотоиллюстрации.

По цвету рисунка оригиналы бывают одноцветные и многоцвет-ные. На одноцветных рисунок нанесен только одним красителем -- черным либо цветным. Многоцветные оригиналы выполняются не-сколькими цветными красителями. Одноцветные и многоцветные оригиналы могут быть как полутоновыми, так и штриховыми.

По материалу подложки оригиналы репродукционной фотогра-фии подразделяют на прозрачные, полупрозрачные и непрозрачные. Прозрачные могут быть выполнены на стекле, триацетатной основе, кальке и т.п.; полупрозрачные - на тонкой бумаге, восковке; непро-зрачные - на плотных, не пропускающих свет материалах.

Среди всех оригиналов в особую группу выделяют имеющие спе-циальное назначение, т.е. требующие особых условий копирования для выявления невидимых и трудноразличимых записей или иных деталей. Такие документы фотографируют при специальном освеще-нии, используя не только видимую, но и ультрафиолетовую или инфракрасную зоны спектра.

5. Контрастирующая фотография

В следственной и экспертной практике методы и средства кримина-листической фотографии применяются в двух основных направле-ниях: 1) для наиболее полного отображения информации о свойствах изучаемых объектов; 2) для выделения из имеющейся информации сведений, необходимых для расследования.

Документальное запечатление на снимках изучаемых объектов не всегда возможно из-за несовершенства фотографического процесса, например, из-за недостаточной фотографической широты светочув-ствительных материалов: сложных условий съемки, особенно при низкой освещенности. Часть информации приходится извлекать из области передержек и недодержек негативного изображения. Неред-ко криминалистически важные сведения извлекаются при исследова-нии объектов, индивидуальные особенности которых в обычных условиях трудноразличимы. Такими объектами могут быть слабови-димые следы, записи в документах, утратившие свой первоначаль-ный вид из-за старения, выцветания, травления, смывания красите-лей, выцветшие фотоснимки и др.

Изучение подобных объектов производится посредством измене-ния соотношения их яркости или оптических плотностей, этим и занимается контрастирующая фотография -- метод исследования, результатом которого является фотографическое изображение (нега-тив, снимок, диапозитив) с измененными по отношению к объекту яркостными или цветовыми характеристиками. Этот раздел крими-налистической фотографии изучает свойства малоконтрастных объ-ектов, особенности их восприятия, методы и средства их воспроиз-ведения на черно-белых и цветных снимках.

Фотографическое изменение контрастов может быть достигну-то рядом приемов, одни из которых относятся к получению необ-ходимого негатива в процессе фотосъемки, а другие -- к обработке негатива и получению требуемого позитива. Оба вида приемов могут комбинироваться.

С помощью соответствующего освещения и светофильтров при контрастирующей съемке на черно-белых фотоматериалах удает-ся усилить цветовые контрасты фотографируемых объектов, а тем самым наглядно выявить даже незначительные их цветовые раз-личия. Этот метод получил название цветоделительной и цветоразделительной фотосъемки. Особенно велики возможности ука-занного метода при съемке на цветные фотоматериалы.

Регулируя спектральный состав освещения при цветодели-тельной фотосъемке путем подбора светофильтра, осуществляе-мого на основе данных спектрофотометрического исследования фотографических объектов, можно добиться такого положения, когда лучи одинакового цвета, отраженные одним объектом, будут максимально воздействовать на светочувствительный слой фото-материала, а лучи иного цвета, отраженные от другого объекта, окажут минимальное воздействие, что повлечет за собой разделе-ние даже тех цветов, различие между которыми глаз не улавли-вает. При этом для ослабления цвета снимаемого объекта исполь-зуют светофильтр того цвета, который необходимо ослабить. На-оборот в целях усиления цвета запечатлеваемого объекта приме-няют светофильтр противоположного цвета. Выбор цвета свето-фильтра, необходимого для цветоделительной съемки в каждом конкретном случае, может быть облегчен путем использования цветового круга (рис. 2). При цветном трансформировании, на-пример в случае необходимости усиления деталей синего, фиоле-тового и голубого цветов и одновременного ослабления красно-оранжевых элементов, целесообразно проводить съемку в услови-ях слабой освещенности с использованием нейтрально-серых све-тофильтров. Фотоматериалы выбираются по их цветочувствитель-ности в строгом соответствии с задачами съемки и подобранным светофильтром.

Весьма эффективным для решения задач цветоделения, а также для выделения деталей по яркостным параметрам являются методы маскирования и контратипирования. Маскирование за-ключается в использовании при съемке разных по плотности и цвету заградителей (в частности, светофильтров) для усиления одних цветов и яркостей и подавления других. При контратипировании с полученного при съемке негатива контактным или про-екционным способом печатается позитив, а с него последовательно делается ряд негативов и затем несколько позитивов до тех пор, пока на каком-то из полученных негативов не будет достаточного усиления контрастов.

Рис. 2. Цветовой круг

6. Методы фотографирования в невидимых лучах.

С помощью съемки в невидимых (инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских) лучах удается зафиксировать такие детали, запечатле-ваемых объектов, которые не представляется возможным выявить при фотографировании в видимых лучах.

6.1. Инфракрасная фотография

Инфракрасная фотография -- это метод съемки в ИК-зоне спектра признаков различных объектов, не воспринимаемых в обычных ус-ловиях. Этот метод основан на способности ИК-лучей иначе, чем видимые, взаимодействовать с материалами и веществами, что дела-ет его незаменимым в криминалистической практике. Съемка может проводиться даже ночью, при неблагоприятных погодных условиях.

Фотосъемка в инфракрасных лучах производится обычными фотоаппаратами с применением обычных объективов. Объекты, запечатлеваемые в инфракрасных лучах, освещаются такими ис-точниками света, в спектре которых много инфракрасных лучей. Чаще всего используются многоваттные (500-1000 Вт) электри-ческие лампы. Мощными источниками инфракрасного излучения являются ртутные лампы сверхвысокго давления.

Для съемки применяются специальные черно-белые пленки «Инфра» Числа, стоящие после слова «Инфраком» на упаковках таких фотоматери-алов, показывают длину лучей в специальных

единицах -- нанометрах

, чувствительные к инфракрасным лучам, и соответст-вующие светофильтры.

Наводка на фокус производится в видимых лучах, но перед съемкой в нее вносится соответствующая поправка путем некото-рого увеличения фокусного расстояния. Величина поправки оп-ределяется опытным путем. Необходимость внесения поправки обусловлена тем, что фокус инфракрасных лучей не совпадает с фокусом видимых лучей.

Широкое применение ИК-фотография находит в судебно-технической экспертизе документов при восстановлении содержания угас-ших, вытравленных, смытых или залитых текстов, в судебно-баллистической и судебно-медицинской экспертизах, при исследовании других криминалистических объектов.

6.2. Ультрафиолетовая фотография

Ультрафиолетовая фотография -- метод получения фотографичес-ких из
ображений в УФ-зоне спектра в целях выявления особенностей объектов, не воспринимаемых зрением. Его широко применяют для обнаружения биологических следов и горюче-смазочных материа-лов, установления различий в свойствах чернил, бумаги и т.п.; для восстановления содержания вытравленных, угасших текстов и в других случаях.

Съемка в ультрафиолетовых лучах позволяет получить изо-бражение в ультрафиолетовых лучах и запечатлеть люминесцен-цию. Ультрафиолетовые лучи, воздействуя на освещаемые объек-ты, вызывают люминесценцию (холодное свечение). Соответст-венно эта съемка бывает двух видов: съемка видимой люмине-сценции с использованием эффекта ультрафиолетового облучения и съемка в отраженных ультрафиолетовых лучах.

При запечатлении видимой люминесценции изображение по-лучается не в ультрафиолетовых лучах. Ими лишь освещается фо-тографируемый объект. Эта съемка производится с помощью лю-бого фотоаппарата с обычным объективом с использованием све-тофильтра, чаще всего желтого цвета (ЖС-17 или ЖС-18), либо бесцветного фильтра. Фотосъемка производится в затененной ком-нате. Тип фотоматериала выбирается в каждом конкретном случае фотосъемки с учетом цвета люминесценции и цвета заградитель-ного фильтра (желтого либо бесцветного).

Фотосъемка в отраженных ультрафиолетовых лучах позволя-ет зафиксировать различие в поглощении ультрафиолетовых лучей теми участками бумаги, которые подвергались воздейст-вию реактива, и теми, которые не испытали его воздействия. При этой съемке, в отличие от фотосъемки люминесценции, запечат-леваемый объект освещается светом ртутно-кварцевой лампы без светофильтра, но перед объективом аппарата для фильтрации ультрафиолетовых лучей ставится ультрафиолетовый фильтр с учетом требуемой зоны пропускания ультрафиолетовых лучей УФС-1, УФС-2, УФС-3 или УФС-4. Фотокамеры, используемые Для этой съемки, чаще всего должны быть снабжены кварцевым объективомКварцевые объективы изготовляются из специального кварцевого стекло, которое хорошо пропускает ультрафиолетовые лучи, и применяются в основном при фотографировании в дальних ультрафиолетовых лучах. В ультрафиолетовых лучах, примыкающих к видимой части спектра, съемка производится обычным стеклянным объективом..

Ультрафиолетовое из-лучение занимает область между видимыми и рентгеновскими луча-ми. Для различного рода исследований в основном используют об-ласть 120--400 нм. Применение дальней или вакуумной зоны 10--120 нм затруднено из-за интенсивного поглощения ультрафиолето-вых лучей всеми известными материалами и средами, в том числе и воздухом. УФ-лучи фокусируются оптическими системами иначе, чем види-мые: чем короче длина волны, тем ближе к объективу расположена плоскость фокусировки. Зону УФ-излучения условно делят на три части: коротковолновую (120--270 нм), средневолновую (270-- 320 нм) и длинноволновую (320--400 нм).

Последняя, непосредственно примыкающая к видимому спектру, широко применяется для фотографирования в отраженных УФ-лучах и для возбуждения люминесцирующих веществ. Средневолно-вая, кроме того, может оказывать биологическое воздействие: вызы-вать загар и покраснение кожи. Коротковолновая область УФ-излучения способна ионизировать воздух, убивать бактерии.

6.3. Рентгеновский луч

Съемка в рентгеновских лучах заключается в получении на фотопленке или пластинке теневого изображения, образованного рентгеновскими лучами, прошедшими через объект. Для подобной съемки фотоаппаратов не требуется. Весь процесс фотографиро-вания состоит в том, что фотоматериал, находящийся в специаль-ной кассете или упакованный в черную фотографическую бумагу, приводится в контакт с объектом съемки. Затем через этот объект пропускают рентгеновские лучи, создающие его теневое изобра-жение на фотоэмульсии -- рентгенограмму.

Источником рентгеновских лучей являются специальные рентгеновские установки. Для получения рентгенограммы обычно применяют особые рентгеновские пленки, характеризующиеся высокой светочувствительностью и контрастностью.

Заключение


Фотоизображения исследуемых объектов приобщаются к заключе-ниям экспертов, обосновывают и иллюстрируют их выводы. Фото-снимки, запечатлевшие фактические данные, важные для раскрытия и расследования преступлений, по своей правовой природе относятся к документам и могут использоваться в уголовном судопроизводстве в качестве источников судебных доказательств. Те из них, которые по-лучены вне сферы уголовного процесса, например, запечатлевшие под-готовку или совершение преступления, считаются вещественными до-казательствами и приобщаются к материалам дела специальным поста-новлением. Снимки, полученные в ходе следственных действий и кри-миналистических экспертиз, имеют статус приложений к соответству-ющим процессуальным документам.

Список использованной литературы:

1.
Ищенко Е.П., Ищенко П.П., Зотчев В.А. Криминалистическая фотография и видеозапись: Учеб.-практ. пособие/ Под ред. проф. Е.П. Ищенко. - М.: Юристъ, 1999. - 438с. - (Библиотека следователя).

2. Криминалистика: Учеб. для вузов/ И.Ф. Герасимов, Л.Я. Драпкин,.. Е.П. Ищенко и др.; Под ред. И.Ф. Герасимова, Л.Я. Драпкина - 2-е изд., переработ. и доп. - М.: Высш. шк., 2000. - 672с.: ил.

3. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999. - 718с.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.