аким образом, репродукционная фотография -- это воспроиз-ведение фотографическим путем документов, рисунков, схем, фото-снимков, рукописных и машинописных текстов и иных плоских объ-ектов для запечатления их внешнего вида и содержания, размноже-ния в натуральную величину, с уменьшением или увеличением.По назначению репродукционную фотографию подразделяют на общую и специальную. Общая изучает вопросы размножения ориги-налов. Ее основной задачей является точное воспроизведение доку-мента на светочувствительном материале. Специальная репродукци-онная фотография служит средством выявления таких особенностей в документах, которые невидимы или слаборазличимы в обычных условиях.Основу репродукционной фотографии составляют методы про-екционного и контактного копирования. Проекционное копирова-ние характеризуется изменением масштаба изображения при съемке оригиналов на специальных репродукционных установках (аппара-тах). Методы и средства копирования документов с большим умень-шением изучает специальный раздел репродукционной фотогра-фии -- микрофильмирование.Для контактного копирования характерно отсутствие у копиро-вальных аппаратов оптической системы (объектива). Копии ориги-нала получают в натуральную величину при его непосредственном контакте со светочувствительным материалом. Различают копирова-ние на просвет -- при работе с прозрачными оригиналами и рефлекс-ную фотопечать -- с непрозрачными.4.1. Объекты репродуктивной съемки, их классификация.Объекты репродукционной фотографии по характеру элементов рисунка подразделяются на две основные группы: штриховые и полу-тоновые.Штриховые представляют собой документы, все элементы кото-рых выполнены на однородном фоне в виде штрихов, точек, линий. Это рукописные, машинописные и выполненные полиграфическим способом тексты, планы, схемы, чертежи, графические рисунки. Штриховые оригиналы имеют всего две яркости: максимальную в зоне фона и минимальную на участках рисунка или штрихов текста.Полутоновые оригиналы отличаются плавными переходами от светлых участков к темных и включают градацию яркости тонов от максимальной до минимальной. К ним относятся снимки, картины, фотоиллюстрации.По цвету рисунка оригиналы бывают одноцветные и многоцвет-ные. На одноцветных рисунок нанесен только одним красителем -- черным либо цветным. Многоцветные оригиналы выполняются не-сколькими цветными красителями. Одноцветные и многоцветные оригиналы могут быть как полутоновыми, так и штриховыми.По материалу подложки оригиналы репродукционной фотогра-фии подразделяют на прозрачные, полупрозрачные и непрозрачные. Прозрачные могут быть выполнены на стекле, триацетатной основе, кальке и т.п.; полупрозрачные - на тонкой бумаге, восковке; непро-зрачные - на плотных, не пропускающих свет материалах.Среди всех оригиналов в особую группу выделяют имеющие спе-циальное назначение, т.е. требующие особых условий копирования для выявления невидимых и трудноразличимых записей или иных деталей. Такие документы фотографируют при специальном освеще-нии, используя не только видимую, но и ультрафиолетовую или инфракрасную зоны спектра.5. Контрастирующая фотография В следственной и экспертной практике методы и средства кримина-листической фотографии применяются в двух основных направле-ниях: 1) для наиболее полного отображения информации о свойствах изучаемых объектов; 2) для выделения из имеющейся информации сведений, необходимых для расследования. Документальное запечатление на снимках изучаемых объектов не всегда возможно из-за несовершенства фотографического процесса, например, из-за недостаточной фотографической широты светочув-ствительных материалов: сложных условий съемки, особенно при низкой освещенности. Часть информации приходится извлекать из области передержек и недодержек негативного изображения. Неред-ко криминалистически важные сведения извлекаются при исследова-нии объектов, индивидуальные особенности которых в обычных условиях трудноразличимы. Такими объектами могут быть слабови-димые следы, записи в документах, утратившие свой первоначаль-ный вид из-за старения, выцветания, травления, смывания красите-лей, выцветшие фотоснимки и др. Изучение подобных объектов производится посредством измене-ния соотношения их яркости или оптических плотностей, этим и занимается контрастирующая фотография -- метод исследования, результатом которого является фотографическое изображение (нега-тив, снимок, диапозитив) с измененными по отношению к объекту яркостными или цветовыми характеристиками. Этот раздел крими-налистической фотографии изучает свойства малоконтрастных объ-ектов, особенности их восприятия, методы и средства их воспроиз-ведения на черно-белых и цветных снимках. Фотографическое изменение контрастов может быть достигну-то рядом приемов, одни из которых относятся к получению необ-ходимого негатива в процессе фотосъемки, а другие -- к обработке негатива и получению требуемого позитива. Оба вида приемов могут комбинироваться. С помощью соответствующего освещения и светофильтров при контрастирующей съемке на черно-белых фотоматериалах удает-ся усилить цветовые контрасты фотографируемых объектов, а тем самым наглядно выявить даже незначительные их цветовые раз-личия. Этот метод получил название цветоделительной и цветоразделительной фотосъемки. Особенно велики возможности ука-занного метода при съемке на цветные фотоматериалы. Регулируя спектральный состав освещения при цветодели-тельной фотосъемке путем подбора светофильтра, осуществляе-мого на основе данных спектрофотометрического исследования фотографических объектов, можно добиться такого положения, когда лучи одинакового цвета, отраженные одним объектом, будут максимально воздействовать на светочувствительный слой фото-материала, а лучи иного цвета, отраженные от другого объекта, окажут минимальное воздействие, что повлечет за собой разделе-ние даже тех цветов, различие между которыми глаз не улавли-вает. При этом для ослабления цвета снимаемого объекта исполь-зуют светофильтр того цвета, который необходимо ослабить. На-оборот в целях усиления цвета запечатлеваемого объекта приме-няют светофильтр противоположного цвета. Выбор цвета свето-фильтра, необходимого для цветоделительной съемки в каждом конкретном случае, может быть облегчен путем использования цветового круга (рис. 2). При цветном трансформировании, на-пример в случае необходимости усиления деталей синего, фиоле-тового и голубого цветов и одновременного ослабления красно-оранжевых элементов, целесообразно проводить съемку в услови-ях слабой освещенности с использованием нейтрально-серых све-тофильтров. Фотоматериалы выбираются по их цветочувствитель-ности в строгом соответствии с задачами съемки и подобранным светофильтром. Весьма эффективным для решения задач цветоделения, а также для выделения деталей по яркостным параметрам являются методы маскирования и контратипирования. Маскирование за-ключается в использовании при съемке разных по плотности и цвету заградителей (в частности, светофильтров) для усиления одних цветов и яркостей и подавления других. При контратипировании с полученного при съемке негатива контактным или про-екционным способом печатается позитив, а с него последовательно делается ряд негативов и затем несколько позитивов до тех пор, пока на каком-то из полученных негативов не будет достаточного усиления контрастов. Рис. 2. Цветовой круг 6. Методы фотографирования в невидимых лучах.С помощью съемки в невидимых (инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских) лучах удается зафиксировать такие детали, запечатле-ваемых объектов, которые не представляется возможным выявить при фотографировании в видимых лучах.6.1. Инфракрасная фотографияИнфракрасная фотография -- это метод съемки в ИК-зоне спектра признаков различных объектов, не воспринимаемых в обычных ус-ловиях. Этот метод основан на способности ИК-лучей иначе, чем видимые, взаимодействовать с материалами и веществами, что дела-ет его незаменимым в криминалистической практике. Съемка может проводиться даже ночью, при неблагоприятных погодных условиях. Фотосъемка в инфракрасных лучах производится обычными фотоаппаратами с применением обычных объективов. Объекты, запечатлеваемые в инфракрасных лучах, освещаются такими ис-точниками света, в спектре которых много инфракрасных лучей. Чаще всего используются многоваттные (500-1000 Вт) электри-ческие лампы. Мощными источниками инфракрасного излучения являются ртутные лампы сверхвысокго давления. Для съемки применяются специальные черно-белые пленки «Инфра» Числа, стоящие после слова «Инфраком» на упаковках таких фотоматери-алов, показывают длину лучей в специальных единицах -- нанометрах , чувствительные к инфракрасным лучам, и соответст-вующие светофильтры. Наводка на фокус производится в видимых лучах, но перед съемкой в нее вносится соответствующая поправка путем некото-рого увеличения фокусного расстояния. Величина поправки оп-ределяется опытным путем. Необходимость внесения поправки обусловлена тем, что фокус инфракрасных лучей не совпадает с фокусом видимых лучей. Широкое применение ИК-фотография находит в судебно-технической экспертизе документов при восстановлении содержания угас-ших, вытравленных, смытых или залитых текстов, в судебно-баллистической и судебно-медицинской экспертизах, при исследовании других криминалистических объектов. 6.2. Ультрафиолетовая фотографияУльтрафиолетовая фотография -- метод получения фотографичес-ких изображений в УФ-зоне спектра в целях выявления особенностей объектов, не воспринимаемых зрением. Его широко применяют для обнаружения биологических следов и горюче-смазочных материа-лов, установления различий в свойствах чернил, бумаги и т.п.; для восстановления содержания вытравленных, угасших текстов и в других случаях.Съемка в ультрафиолетовых лучах позволяет получить изо-бражение в ультрафиолетовых лучах и запечатлеть люминесцен-цию. Ультрафиолетовые лучи, воздействуя на освещаемые объек-ты, вызывают люминесценцию (холодное свечение). Соответст-венно эта съемка бывает двух видов: съемка видимой люмине-сценции с использованием эффекта ультрафиолетового облучения и съемка в отраженных ультрафиолетовых лучах.При запечатлении видимой люминесценции изображение по-лучается не в ультрафиолетовых лучах. Ими лишь освещается фо-тографируемый объект. Эта съемка производится с помощью лю-бого фотоаппарата с обычным объективом с использованием све-тофильтра, чаще всего желтого цвета (ЖС-17 или ЖС-18), либо бесцветного фильтра. Фотосъемка производится в затененной ком-нате. Тип фотоматериала выбирается в каждом конкретном случае фотосъемки с учетом цвета люминесценции и цвета заградитель-ного фильтра (желтого либо бесцветного).Фотосъемка в отраженных ультрафиолетовых лучах позволя-ет зафиксировать различие в поглощении ультрафиолетовых лучей теми участками бумаги, которые подвергались воздейст-вию реактива, и теми, которые не испытали его воздействия. При этой съемке, в отличие от фотосъемки люминесценции, запечат-леваемый объект освещается светом ртутно-кварцевой лампы без светофильтра, но перед объективом аппарата для фильтрации ультрафиолетовых лучей ставится ультрафиолетовый фильтр с учетом требуемой зоны пропускания ультрафиолетовых лучей УФС-1, УФС-2, УФС-3 или УФС-4. Фотокамеры, используемые Для этой съемки, чаще всего должны быть снабжены кварцевым объективомКварцевые объективы изготовляются из специального кварцевого стекло, которое хорошо пропускает ультрафиолетовые лучи, и применяются в основном при фотографировании в дальних ультрафиолетовых лучах. В ультрафиолетовых лучах, примыкающих к видимой части спектра, съемка производится обычным стеклянным объективом..Ультрафиолетовое из-лучение занимает область между видимыми и рентгеновскими луча-ми. Для различного рода исследований в основном используют об-ласть 120--400 нм. Применение дальней или вакуумной зоны 10--120 нм затруднено из-за интенсивного поглощения ультрафиолето-вых лучей всеми известными материалами и средами, в том числе и воздухом. УФ-лучи фокусируются оптическими системами иначе, чем види-мые: чем короче длина волны, тем ближе к объективу расположена плоскость фокусировки. Зону УФ-излучения условно делят на три части: коротковолновую (120--270 нм), средневолновую (270-- 320 нм) и длинноволновую (320--400 нм).Последняя, непосредственно примыкающая к видимому спектру, широко применяется для фотографирования в отраженных УФ-лучах и для возбуждения люминесцирующих веществ. Средневолно-вая, кроме того, может оказывать биологическое воздействие: вызы-вать загар и покраснение кожи. Коротковолновая область УФ-излучения способна ионизировать воздух, убивать бактерии.6.3. Рентгеновский лучСъемка в рентгеновских лучах заключается в получении на фотопленке или пластинке теневого изображения, образованного рентгеновскими лучами, прошедшими через объект. Для подобной съемки фотоаппаратов не требуется. Весь процесс фотографиро-вания состоит в том, что фотоматериал, находящийся в специаль-ной кассете или упакованный в черную фотографическую бумагу, приводится в контакт с объектом съемки. Затем через этот объект пропускают рентгеновские лучи, создающие его теневое изобра-жение на фотоэмульсии -- рентгенограмму.Источником рентгеновских лучей являются специальные рентгеновские установки. Для получения рентгенограммы обычно применяют особые рентгеновские пленки, характеризующиеся высокой светочувствительностью и контрастностью.Заключение Фотоизображения исследуемых объектов приобщаются к заключе-ниям экспертов, обосновывают и иллюстрируют их выводы. Фото-снимки, запечатлевшие фактические данные, важные для раскрытия и расследования преступлений, по своей правовой природе относятся к документам и могут использоваться в уголовном судопроизводстве в качестве источников судебных доказательств. Те из них, которые по-лучены вне сферы уголовного процесса, например, запечатлевшие под-готовку или совершение преступления, считаются вещественными до-казательствами и приобщаются к материалам дела специальным поста-новлением. Снимки, полученные в ходе следственных действий и кри-миналистических экспертиз, имеют статус приложений к соответству-ющим процессуальным документам. Список использованной литературы:1. Ищенко Е.П., Ищенко П.П., Зотчев В.А. Криминалистическая фотография и видеозапись: Учеб.-практ. пособие/ Под ред. проф. Е.П. Ищенко. - М.: Юристъ, 1999. - 438с. - (Библиотека следователя).2. Криминалистика: Учеб. для вузов/ И.Ф. Герасимов, Л.Я. Драпкин,.. Е.П. Ищенко и др.; Под ред. И.Ф. Герасимова, Л.Я. Драпкина - 2-е изд., переработ. и доп. - М.: Высш. шк., 2000. - 672с.: ил.3. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999. - 718с.
Страницы: 1, 2
|