на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Криминогенные феномены

Криминогенные феномены

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Криминология»

по теме: «Контрольная работа 165»

Содержание

1. Социальное и биологическое в личности преступника

2. Характеристика криминально-криминогенных феноменов

3. Раскрыть криминологические понятия «наблюдение», «криминогенность»

Список литературы

1. Социальное и биологическое в личности преступника

Криминологические исследования фиксируют особенности социальных позиций и ролей личности, её социально-ролевого поля

Социально-ролевой подход стал получать всё большее распространение в криминологии 70-х годов, хотя как бы стихийно применялся и раньше при изучении социально-демографических характеристик личности.

Существует четыре подхода к определению и пониманию социальных ролей:

1. Поведение человека зависит от позиций, занимаемых им в обществе. Человек занимает ряд позиций и исполняет ряд ролей, каждая из которых имеет своё содержание (сценарий роли). И человек следует этому сценарию. Это нормативное понимание роли (социальной роли). Сама эта социальная позиция - своеобразный узел связей в социальных отношениях, а роль - содержание требований, предъявляемых к лицу, занимающему данную позицию.

2. При втором подходе роль - это спонтанное, свободное поведение личности, обусловленное ей индивидуальными особенностями. Человек творит роль как свободный художник. Этим подчёркивается творческое начало в исполнении роли, неповторимость её исполнения каждым человеком.

3. Роль - это содержание ожидания других людей и социальных групп относительно того, как будет себя вести человек, занимающий определённую позицию. Практически это частный вариант первого подхода, делающий акцент именно на социально-психологических ожиданиях, а не на официальных требованиях. Ожидания рассматриваются как компоненты личности, определяющие её поведение.

4. Роль как продукт взаимодействия социальных факторов и внутреннего мира человека. При этом равнозначно рассматриваются как предписания внешней среды, так и социальные ожидания других субъектов.

В криминологии целесообразно исходить из нормативного понимания роли. В соответствии с ним социальная позиция - это своеобразный узел отношений в социальной системе. Человек одновременно занимает множество социальных позиций. Даже только в семье он - сын/дочь, отец/мать, брат/сестра, внук/внучка. Каждой социальной позиции соответствует сценарий роли, одновременно составляемый трёмя группами субъектов:

государством, выраженный в системе официальных предписаний (законов, подзаконных актов и т.д.);

обществом в форме общепринятых и поощряемых общественным мнением норм поведения, моральных, эстетических, религиозных, норм определённой партии, движения, диаспоры и иных;

неофициальными структурами (семьёй, досуговыми группировками, группами сослуживцев и т.д.) - в форме неписаных правил поведения и социальных ожиданий. К последней группе субъектов относятся и преступные формирования с их нормами поведения и социальными ожиданиями.

Социологами и социальными психологами отмечается, что для человека важна значимость социальной позиции, значимость субъекта, от которого исходят нормо-ожидания. Существенна оценка личностью условий исполнения каждой роли.

Само исполнение роли накладывает на личность определённый отпечаток, развивает у неё одни качества и подавляет другие. Например отмечено, что формирование несовершеннолетних правонарушителей преимущественно под влиянием неформальных досуговых группировок развивает у них качества, важные для неофициального межличностного общения; они легко устанавливают контакты даже с малознакомыми людьми, чутко реагируют на их настроения, умеют подыграть этим настроениям. В то же время у них нередко существуют те черты, которые ценятся в трудовом коллективе, на производстве: дисциплина, профессиональная ответственность и т.п.

Различаются:

роль как совокупность нормативных предписаний, соответствующих конкретной позиции;

роль как понимание лицом того, что от него требуется и что он намерен исполнить;

фактическое исполнение роли в конкретных условиях места и времени.

В последнем случае сильно влияние социальных условий, а также уже сформированных личностных характеристик.

Криминологически значимы социально-ролевые ситуации, когда:

человек не занимает многих социальных позиций, которые позволили бы ему ознакомиться с нормами государства, «большого общества» и вести себя в соответствии с требованиями права и морали.

человек занимает одновременно позиции, которые связанны с противоречивыми требованиями, нормами поведения, то есть налицо конфликт социальных позиций и ролей.

человек занимает такие позиции, которые прямо диктуют противоправное, преступное поведение.( член ОПГ)

отсутствует преемственность ролей и позиций, в результате чего отмечается неподготовленность лица к соблюдению правовых норм в соответствующей социальной позиции.

человек занимает одни социальные позиции, а ориентируется на другие.

возник конфликт уже исполняемых и ожидаемых в будущем ролей. Преступное поведение человека в этом случае может противоречить уже исполняемым ролям, но быть логичным с точки зрения референтных ролей. (конфликт реального и ожидаемого, настоящего и будущего)

Социально - ролевой подход не исключает активности личности, но задаёт социальные пределы этой активности. Позиция личности влияет на выбор социальных ролей и на их творческое исполнение. У несовершеннолетних этот выбор практически ограничен также как и у осуждённых, отбывающих наказания, у военнослужащих срочной службы.

Бывает объективный конфликт ролей, когда их содержание действительно противоречиво, и субъективный, когда лицо воспринимает их в качестве противоречивых, не умеет их согласовывать.

В динамическом аспекте встречаются:

прямая преемственность социальных позиций и ролей, порождающих в определённых взаимодействиях преступное поведение;

существенное отрицательное усугубление содержания социальных ролей, когда они в новых условиях перерастают из противоречивых только норм морали в противоречащие закону;

затруднение прогресса нормального формирования и нормальной жизнедеятельности личности в результате наличия или отсутствия в прошлом определённых социальных позиций и ролей.

Например, многие лица, формировавшиеся в неполных, либо неблагополучных семьях, даже если они искренне стремятся иметь собственную хорошую семью, в своей семье воспроизводят характерный для родительского дома стандарт поведения: оскорбления супруги (супруга), частые семейные скандалы, избиения, и т.п.. В одних случаях это приводит к преступлению на так называемой бытовой основе, в других приводит к распаду семьи, уходу в досуговые группы собутыльников, усиление деморализации и участие в пьяных криминальных конфликтах, утрату работы, совершению краж с целью приобретения спиртных напитков.

Деформация социальных позиций и ролей в большинстве случаев существенно различается применительно к лицам, совершающим уголовные и экономические преступления. У первых она носит очевидный и грубый характер.

При анализе деятельности преступников учитывается следующее:

фактическое поведение лица не идентично содержанию роли. Известно, что разные актёры исполняют одну и ту же роль по разному, с учётом своей трактовки роли, собственных возможностей, ориентации на успех среди различных категорий зрителей и т.п..

личность представляет собой определённую целостность при всём многообразии её позиций и ролей, в деятельности она проявляет себя именно в этой целостности и субъективной интеграции одновременно разных социальных позиций и ролей.

деятельность оказывает на человека обратное воздействие, при этом важно одобрение или неодобрение соответствующего поведения, его закрепление и закрепление его результатов в сознании личности.

В этом аспекте криминологически значима проблема безнаказанности части преступников, баланс их приобретений и потерь в результате преступной деятельности. Иногда они считают выгодным даже отбыть срок лишения свободы, но сохранить добытое преступным путём во имя своего солидного материального обеспечения на долгие годы.

Деятельность - это определенная система действий, система поведения. Она охватывает и материально-практические и интеллектуально-духовные операции, то есть и работу мысли. Термин «преступная деятельность» в отличие от «преступного поведения» в личностном аспекте отражает не только наличие системы определённых преступных деяний, но и целенаправленный поиск личностью социальных позиций, условий для реализации преступных замыслов, развитие в процессе самовоспитания качеств, важных именно для данной преступной деятельности.

При анализе деятельности личности важно помнить следующее:

а) представляет ли собой преступное деяние изолированный акт или оно - звено в цепи определённой системы поступков.

б) является ли преступное поведение скачком от нормы к преступлению или оно представляет собой итог эскалации антиобщественного поведения. Выявляются факты:

I) нарушение требований, соответствующих нормам для человека определённого возраста и положения социальным позициям. (преждевременное оставление школы несовершеннолетним; отказ в материальной поддержке детям и т.п.)

II) аморальных, но не противоречащих праву поступков. (пьянство; половая распущенность и т.п.)

III) противоправных поступков непреступного характера (дисциплинарно, административно наказуемых, гражданско-правовых деликтов)

в) в какой сфере деятельности совершаются преступления.

Криминологические исследования указывают на то, что, как правило, совершение тяжких преступлений бывает результатом не скачка от нормального поведения к наиболее общественно опасному преступному, а постепенного нарастания интенсивности и общественной опасности негативного поведения.

Анализ сфер деятельности, взаимодействий, в которых совершались преступления, затем сопровождается выяснением того, насколько распространены соответствующие типы взаимодействий и как часто они дают криминальный результат, при участии в них неких лиц, с какими именно характеристиками. На этой основе может делаться прогноз развития преступности, а также формулируются рекомендации по предупреждению преступлений со стороны соответствующих лиц в данных условиях.

Изучение системы поступков личности, её деятельности в целом помогает выявить определённые стереотипы поведения, ставшие для неё привычными способы реагирования на те или иные обстоятельства.

К социально-значимым биофизиологическим признакам относятся: состояние здоровья, заболевания (в том числе наследственные), особенности физической конституции. В некоторых случаях (правда сравнительно редких признаки этого рода являются основным фактором для личности преступника. Так нельзя стать лицом совершившим преступление, предусмотренное ст. ст. 121; 122 УК РФ, если не страдать соответствующими заболеваниями (венерическими, ВИЧ-инфекцией). Более широкое значение для характеристики личности преступника признаки этой группы имеют как факторы, затрудняющие процесс социализации личности. Врождённые физические дефекты, тяжёлые хронические заболевания ограничивают возможности индивида в плане образования, профессиональной подготовки и трудоустройства, досуга, других проявлений жизненной активности. Обладая определённым психотравмирующим потенциалом, они могут осложнять межличностные контакты, взаимоотношения данного лица с окружающими. Но так же как и в случаях психических аномалий (в рамках вменяемости), патологии биофизического характера, влияя на поведение личности, в том числе, преступное, не является его причиной. Отрицательное, в том числе потенциально криминальное воздействие биологических (биофизических, биопсихологических) факторов на поведение личности в принципе может быть нейтрализовано социально приемлемыми и морально безупречными средствами. Об этом, в частности, свидетельствует достижение отечественных учёных, обеспечивших высокий уровень интеллектуального, эмоционально-волевого и иного развития личности группы слепо-глухо-немых лиц, их полноценную, во многих отношениях полезную для общества жизнь. Если естественной и направленной социализацией личности, воспитанием, сочетаемого с психотерапевтической иной коррекцией, социально-дезадаптивные последствия биофизиологических, биопсихологических дефектов личности не удаётся устранить, то они могут играть роль условий, способствующих преступлению.

2. Характеристика криминально-криминогенных феноменов

Криминология как наука помимо исследования преступности и ее причин, личности преступника и проблем предупреждения преступлений изучает также вопросы, тесно связанные с этими криминологическими проблемами. При анализе преступности, например, обнаруживается ее тесная связь с рядом явлений, которые рассматриваются как антисоциальные, негативные социальные, фоновые. Также в литературе их называют криминально-криминогенными феноменами. К таким явлениям, в частности, относятся пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция.

К числу наиболее распространенных негативных социальных явлений общества относятся пьянство и алкоголизм. Это сложные явления, имеющие различные аспекты: экономические, социальные, психологические, медицинские, демографические и др. Так, психиатрами и наркологами алкоголизм рассматривается как психическое заболевание, психологами -- как патология личности, социологами -- как социальный негативный фактор, медиками -- как алкогольная болезнь и т.д.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.