на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Криминологический анализ событий в Чечне 1991-2004 гг.
чевидно, что для успешной борьбы с преступностью необходим и эффективный уголовно-правовой механизм. Правоприменительная практика, в том числе связанная с проведением контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, показала, что действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство не в полной мере обеспечивает адекватное противодействие совершению преступлений террористического характера и своевременное привлечение к уголовной ответственности виновных.

Рост незаконных вооруженных формирований в Чечне, их открытое противостояние федеральным государственным органам вызвали необходимость специальной криминализации такого рода деяний. Поэтому Федеральным законом от 28 апреля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» в УК РСФСР 1960 г. была впервые введена норма об ответственности за организацию или участие в незаконных вооруженных формированиях (ст. 772 УК РСФСР).

В июне - июле 2004 г. принят Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», содержащий поправки к ст. 157 и 205 УК РФ, направленные на усиление уголовной ответственности за терроризм. В соответствии с документом пожизненное лишение свободы устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь человека или направленных против общественной безопасности. Усилены санкции по ст. 205 «Терроризм»: увеличены сроки уголовного наказания по ч.1 данной статьи - на срок от 8 до 12 лет, по ч. 2 - от 10 до 20 лет. Наказание за террористические действия с особо тяжкими последствиями, согласно поправкам, установлено от 15 до 20 лет либо пожизненное лишение свободы.

Правоприменительная практика показала, что террористическая деятельность характеризуется двумя основными формами, в которых она проявляется: во-первых, это различные действия по подготовке и осуществлению террористического акта и, во-вторых, это пропаганда идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. В связи с этим в УК РФ были внесены следующие изменения: пересмотрены признаки террористического акта (ст. 205 УК РФ) и содействия террористической деятельности (ст. 2051 УК РФ), установлена ответственность за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 2052 УК РФ)

Нельзя не затронуть вопрос о противодействии распространению религиозного экстремизма и запрете деятельности экстремистских организаций. На примере распространения ваххабизма была обозначена опасность ситуации, когда фанатично настроенные субъекты, основываясь на вероучительных догмах, пытаются влиять на процесс общественного развития. Объектом агрессивных нападок религиозных экстремистов становятся современные политические институты и властные структуры, представленные неверными, так как именно они являются главным препятствием на пути установления основ исламского порядка. При этом практика исламских радикалов заключается в активных действиях по выделению из состава Российской Федерации Северо-Кавказского региона и созданию в нем «эмиратов» в составе, так называемого, «Великого исламского халифата» любыми методами, в том числе и военными. В этом отношении необходимо вести решительную борьбу с проникновением в общество чуждых для большинства российских граждан, в том числе и мусульман, экстремистских религиозных вероучений. Наряду с этим нужно совершенствовать механизм по выявлению и запрету на территории Российской Федерации деятельности экстремистских и террористических организаций, что уже находит свое отражение в современной законодательной и правоприменительной практике. Так, более чем в 30 субъектах РФ были приняты нормативные правовые акты, регулирующие деятельность религиозных объединений, и нацеленные, в том числе, на борьбу с политическим и религиозным экстремизмом.

В большинстве случаев террористическая деятельность финансируется за счет «внутренних» источников (имеются в виду криминальные способы самофинансирования). В частности, денежные средства и материально-техническая помощь поступают от этнических преступных группировок, осуществляющих свою деятельность на территории России. Поэтому, обеспечить противодействие финансированию терроризма и экстремизма был призван Федеральный закон № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (2001) См.: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 33. - Ст. 3418., Постановление Правительства РФ № 27 «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» (2003) См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 г. № 27 «Об утверждении положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведение этого перечня до сведений организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иньм имуществом // Собрание законодательства Российской Федерации. -2003.-№ 4.-Ст. 329..

Работа по противодействию финансированию терроризма постоянно находится в зоне повышенного внимания российских правоохранительных органов и спецслужб. Только в 2004 г. была приостановлена деятельность 149 юридических лиц, имеющих отношение к материальной поддержке террористов, возбуждено 426 уголовных дел в отношении участников преступных структур, способствовавших финансированию бандформирований См.: Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации Р. Нургалиева на расширенном заседании Коллегии МВД РФ (Москва, 15 февраля 2005 г.) // Hwww.mvd.ru/index.php?newsid=5137.

Но акцент в борьбе с преступностью, и прежде всего с терроризмом должен быть сделан не только и не столько на уголовно-правовых мерах, сколько на мерах социально-политического характера. Обязательно должны учитываться и национальные, религиозные составляющие проблемы. Несомненно, уголовная политика в сфере противодействия террористической деятельности не должна ограничиваться только мерами репрессивного характера. Необходимо и дальше расширять практику и позитивно-правового регулирования. В Постановлении Государственной Думы ФС РФ от 17 ноября 1999 г. № 4556 - II ГД «О политической ситуации в связи с событиями в Чеченской Республике» абсолютно справедливо было указано на необходимость продуманной и взвешенной государственной политики на Северном Кавказе. Это предполагает, в частности, широкое привлечение к миротворческой работе старейшин, местных религиозных деятелей, интеллигенции и наиболее авторитетных представителей чеченского народа, проживающих в настоящее время в других субъектах РФ; активизацию работы с общественными объединениями, в том числе с политическими движениями Северо-Кавказского региона, а также с общественными объединениями представителей народов Северного Кавказа, проживающих в городе Москве и других субъектах РФ.

Нельзя отрицать и роль общесоциального предупреждения преступности, которое, как известно, предполагает функционирование всех позитивных социальных институтов в экономической, социальной, нравственной и иных сферах. Истоком организованной вооруженной преступности и распространения ваххабизма в Чечне и других республиках Северного Кавказа является общая социальная неустроенность, кризисные явления в обществе, коррупция, падение промышленного производства, развал сельского хозяйства, резкое снижение жизненного уровня населения, массовая безработица. Молодые люди, оставшиеся в силу известных обстоятельств практически неграмотными и без работы, - идеальные кандидатуры для рекрутирования в незаконные вооруженные формирования. В свое время Штаб Ас.Масхадова распространял листовки с расценками для тех, кто хочет заработать на терроризме. В частности, установка растяжки в центре Грозного стоила 20 долларов США, мины -50 долл., фугаса - от 300 до 500 долл.. Убийство генерала оценивалось в 15 тыс. долларов (эквивалент - 3 коровы или 20 баранов), убийство старшего офицера (майор - полковник) - 7 тыс. долл. (1 корова и 5 баранов), убийство младшего офицера (лейтенант - капитан) -3 тыс. долл. и 3 барана, убийство прапорщика или солдата-контрактника - 1,5 тыс. долларов и 2 барана. Щедро оплачивались взрывы, приводящие к массовым жертвам (до 10 тыс. долл.). В этом случае часть суммы выдавалась авансом, а остальное - после официального объявления федеральными СМИ о числе погибших и раненых. За массовый захват заложников обещалось вознаграждение до 10 тыс. долл.. Самой высокооплачиваемой считалась «работа» смертников. В зависимости от масштабов ущерба, нанесенного «неверным», родственникам самоубийц полагалось от 50 до 100 тыс. долларов.

Как известно, терроризм -- это не столько военное, сколько идеологическое социальное явление. Следовательно, и борьба с ним должна быть не только силовой, но и идеологической, и экономической. Главная цель борьбы с терроризмом - это уничтожение условий его зарождения. А они, в свою очередь, лежат в той социально-политической системе, которая сложилась в Чеченской республике.

Задание 2. Разработать анкету по опросу населения о состоянии коррупции.

Анкета должна включать в себя,
во-первых, обращение к респондентам, в котором обосновывается актуальность исследования, даются краткие пояснения по технике заполнения анкеты, характеризуются условия, обеспечивающие достоверность полученных результатов. Во-вторых, формулируются вопросы (не менее 15-18) и варианты ответов на них (подсказки). Паспортичка (вопросы установочного характера (о поле, возрасте, роде занятий респондента) должны находиться в заключительной части анкеты.

Уважаемые респонденты!

Просим Вас заполнить анкету, по возможности искренне ответив на предложенные ниже вопросы. Исследование проводится на тему: «Коррупция в современной России - состояние, возможности и пути противодействия».

Данное исследование должно помочь ответить на вопросы - какие сферы и институты в современной России, по мнению россиян, в наибольшей степени поражены коррупцией, кто должен бороться с коррупцией и кто с ней наиболее эффективно борется.

Для этого отметьте наиболее подходящий, по вашему мнению, вариант ответа. На вопрос может быть только один вариант ответа. Как исключение в вопросах 13 и 14 до трех ответов. Опрос будет носить анонимный характер. Полученные данные будут использоваться только в обобщенном виде.

1) Как бы оценили степень распространения коррупции в обществе в целом?

а) Очень высокая

б) Высокая

в) Средняя

г) Низкая

д) Считаю, что коррупции нет

е) Затрудняюсь ответить.

2) Как бы оценили степень распространения коррупции в том месте, где Вы проживаете?

а) Очень высокая

б) Высокая

в) Средняя

г) Низкая

д) Считаю, что коррупции нет

е) Затрудняюсь ответить.

3) Как Вы считаете, какая сфера общественной жизни является наиболее коррумпированной?

а) Все общество в целом

б) Федеральная власть, Правительство

в) Власть на местах

г) Судебная система

д) Правоохранительные органы

е) ГИБДД

ж) Крупный бизнес

з) Сфера медицины

и) Образование

к) Военкоматы

л) Шоу-бизнес, индустрия развлечений

м) Армия

н) Парламент (Государственная Дума, Совет Федерации)

о) Политические партии

п) Сфера торговли

р) Средства массовой информации

с) Иное (укажите)____________________________________

т) Затрудняюсь ответить.

4) Как Вам кажется, за время пребывания у власти Президент РФ В.В. Путин добился успехов в борьбе с коррупцией или нет?

а) Добился значительных успехов

б) Добился небольших успехов

в) Осталось все, как было до него

г) Стало хуже, чем до В. Путина

д) Затрудняюсь ответить

5) Что, на Ваш взгляд, является главной причиной коррупции?

а) Жадность, аморальность российских чиновников и бизнесменов;

б) Неэффективность государства, несовершенство законов;

в) Низкий уровень правовой культуры и законопослушания подавляющего большинства населения;

г) Затрудняюсь ответить;

6) Как Вы считаете, что является основной причиной того, что в России берут «взятки»?

а) Низкая заработная плата;

б) Особенности российского менталитета;

в) Отсутствие неотвратимости уголовной ответственности;

г) Низкий уровень правосознания граждан;

д) Иное (укажите)____________________________________

7) Как Вы считаете, что является основной причиной того, что люди дают « взятки »?

а) Особенности российского менталитета;

б) Отсутствие за это неотвратимости уголовной ответственности;

в) Низкий уровень правосознания населения;

г) Иное (укажите)__________________________________

8) Приходилось ли Вам давать деньги, подарки людям, от которых зависело решение Ваших проблем?

а) Да и нередко;

б) Да, но это были единичные случаи;

в) Нет, не приходилось никогда;

г) Затрудняюсь ответить;

9) С каким именно проявлением коррупции Вы сталкивались?

а) Вымогательство взятки со стороны чиновников, госслужащих и т.п.;

б) Добровольная дача взятки;

в) Злоупотребление должностными полномочиями;

г) Превышение должностных полномочий со стороны чиновников, госслужащих и т.п.;

д) Иное (укажите)______________________________________

10)Сообщили ли Вы о факте вымогательства «взятки» в правоохранительные органы?

а) Да;

б) Нет.

11) Что явилось основной причиной того, что Вы не обратились в правоохранительные органы?

а) Боязнь «мести» со стороны коррупционеров;

б) Обращение к правоохранительным органам ни чего не изменит;

в) Не было свободного времени;

г) Не считаю данное деяние чем-то отрицательным;

д) Боязнь собственной ответственности;

е) Иное (укажите)_____________________________________________

12) Если бы Вы располагали сведениями о коррупции, кого бы Вы проинформировали в первую очередь?

а) Правоохранительные органы

б) Местные органы власти

в) Правозащитные и иные общественные организации

г) СМИ

д) Лично Президента

е) Не стал бы сообщать ни при каких условиях

ж) Затрудняюсь ответить

13) Кто, на Ваш взгляд, должен в первую очередь бороться с коррупцией? (до трёх ответов.)

а) Лично президент

б) Правоохранительные органы

в) Суды

г) Правозащитные и другие общественные организации

д) Национальный антикоррупционный комитет

е) Комитет по финансовому мониторингу

ж) Налоговые органы

з) Специальные комиссии, созданные президентом и правительством

и) Местные органы власти

к) СМИ

л) Все общество / Никто

м) Другое

н) Затрудняюсь ответить

14) Кто, на Ваш взгляд, наиболее эффективно борется с коррупцией? (до трёх ответов)

а) Лично президент

б) Правоохранительные органы

в) Суды

г) Правозащитные и другие общественные организации

д) Национальный антикоррупционный комитет

е) Комитет по финансовому мониторингу

ж) Налоговые органы

з) Специальные комиссии, созданные президентом и правительством

и) Местные органы власти

к) СМИ

л) Все общество / Никто

м) Другое

н) Затрудняюсь ответить

15) Какие меры по борьбе с коррупцией Вам представляются наиболее эффективными?

а) Усиление контроля за деятельностью чиновничества со стороны общества и демократических институтов;

б) Совершенствование законодательной базы;

в) Конфискация имущества не только коррупционеров, но и членов их семьи;

г) Сокращение государственного аппарата;

д) Введение смертной казни за коррупцию и экономические преступления;

е) Поощрение, в том числе материально, добровольных информаторов о фактах коррупции;

ж) Наделение правоохранительных органов дополнительными полномочиями и финансированием;

з) Легализация наименее социально-опасных видов коррупции («чаевые», подарки врачам и учителям и др.);

и) Затрудняюсь ответить;

Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:

16) Ваш пол:

а) Мужской;

б) Женский.

17) Ваш возраст:

а) до 23 лет;

б) 24-30;

в) 31-40;

г) 41-50;

д) 51-60;

е) более 61 года.

18) Род деятельности:

а) Студент;

б) Рабочий;

в) Служащий;

г) Предприниматель;

д) Безработный;

е) Иное (укажите)___________________________________

19) Тип поселения, в котором вы проживаете

а) Москва и Санкт-Петербург;

б) город более 1 млн. жителей.;

в) более 500 тыс. жителей;

г) 100-500 тыс. жителей;

д) менее 100 тыс.;

е) село.

Благодарим за участие!

Список использованной литературы

нормативно-правовые акты

1. Федеральный закон от 28 апреля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР»// Российская газета. 1995. 12 мая

2. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // СЗ РФ. - 2001. - № 33. - Ст. 3418.

3. Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть I). Ст. 13.

4. Постановление Правительства РФ от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа» // СЗ РФ. 1994. № 33. Ст. 3454.

5. Постановление Правительства РФ от 18 января 2003 г. № 27 «Об утверждении положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведение этого перечня до сведений организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом // СЗ РФ. -2003.-№ 4.-Ст. 329.

6. Постановление Государственной Думы ФС РФ от 15 сентября 1999 г. № 4293 - II ГД «О ситуации в Республике Дагестан, первоочередных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и борьбе с терроризмом»// СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4537.

7. Постановление Государственной Думы ФС РФ от 17 ноября 1999 г. № 4556-II ГД «О политической ситуации в связи с событиями в Чеченской Республике» // СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5679.

8. Указ Президента РФ от 9 декабря 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта»// СЗ РФ. 1994. № 33. Ст. 3422.

9. Указ Президента РФ от 13 сентября 2004 г. № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом»// СЗ РФ. 2004. № 38. Ст. 3779.

литература

10. Агапов П. В., Михайлов К. В. Уголовная ответственность за содействие террористической деятельности: тенденции современной уголовной политики: Монография. -- Саратов: Саратовский юридическийинститут МВД России, 2007.

11. Агапов П.В., Хлебушкин А.Г. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем: политико-правовой, криминологический и уголовно-правовой анализ. - М. : АНО «Юридические программы», 2005.

12. Алиев Х. Борьба с преступлениями террористической направленности // Законность. 2002. № 4. С. 2 - 8.

13. Алисова Ю. Президент приказал МВД ударить по террористам первыми // http://www.utro.ru/articles/2005/07/27/462393.shtml

14. Баранец В. Сколько платят бандитам за теракт // Комсомольская правда. 2004. 3 сентября.

15. Вакула И.М. , Москаленко С.Г. Политический терроризм и религиозный экстремизм на Северном Кавказе // Философия права. 2002. № 2. С. 86- 90.

16. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации Р. Нургалиева на расширенном заседании Коллегии МВД РФ (Москва, 15 февраля 2005 г.) // www.mvd.ru/index.php?newsid=5137.

17. Ладушин И.А., Михайлов К.В. Терроризм и экстремизм как проявления радикализма в исламе (религиозно-политические и уголовно-правовые аспекты). Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2003.

18. Министерство внутренних дел. 1902-2002. Исторический очерк: Объединенная редакция МВД России, 2004.

19. Организованный терроризм и организованная преступность / Под ред. А. И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2002.

20. Попов В.И. Актуальные проблемы борьбы с наиболее опасными проявлениями организованной преступности: Монография. М.: СГУ, 2004.

21. Устинов В.В. Обвиняется терроризм. М.: Олма-Пресс», 2002.

22. Фридинский С.Н. Борьба с экстремизмом: уголовно-правовой и криминологический аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.