на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Лицензирование отдельных видов деятельности в Республике Беларусь
p align="left">ь деятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами);

ь внешнеэкономической деятельности по ввозу и (или) вывозу отдельных товаров;

ь деятельности, осуществляемой воинскими частями (учреждениями) Вооруженных Сил и другими воинскими формированиями, органами внутренних дел, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в соответствии с задачами, возложенными на них законодательством;

ь деятельности, лицензируемой Национальным банком [6].

Следует отметить, что право на получение лицензии имеют:

ь юридические лица и индивидуальные предприниматели (если законодательными актами не установлено, что право на осуществление лицензируемых видов деятельности, а также отдельных работ и услуг, составляющих соответствующий вид деятельности, имеют только юридические лица);

ь физические лица, ходатайствующие о предоставлении им права занятия адвокатской или частной нотариальной деятельностью.

Для получения лицензии соискатель лицензии (соискатель лицензии - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением с приложением необходимых документов для получения лицензии, а также физическое лицо, ходатайствующее о предоставлении ему права занятия адвокатской или частной нотариальной деятельностью) представляет в соответствующий лицензирующий орган: заявление о выдаче лицензии с указанием:

ь для юридического лица - наименования и места его нахождения;

ь для физического лица - фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства);

ь лицензируемого вида деятельности (работ либо услуг по данному виду деятельности), который соискатель лицензии намерен осуществлять;

ь копии учредительных документов (устава) юридического лица, за исключением учредительных документов иностранного юридического лица, свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя без нотариального засвидетельствования;

ь копию извещения налогового органа о присвоении учетного номера налогоплательщика;

ь документ об уплате лицензионного сбора за рассмотрение заявления;

ь выписку из торгового реестра страны пребывания (происхождения) или иной документ, подтверждающий регистрацию (для иностранного юридического лица). Документы, представляемые иностранными юридическими лицами, должны быть переведены на белорусский или русский язык и удостоверены в установленном порядке;

ь другие документы, указанные в положении о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии, либо определенные Президентом Республики Беларусь.

В выдаче лицензии может быть отказано при:

ь наличии в представленном заявлении с приложением необходимых документов недостоверных сведений;

ь несоответствии представленных документов требованиям положения о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии;

ь наличии заключения о несоответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по результатам проверки и (или) экспертизы;

ь обращении за получением лицензии до истечения одного года со дня вынесения решения об аннулировании лицензии, за исключением случая аннулирования лицензии в связи с выдачей ее с нарушением установленного порядка.

На мой взгляд, это целесообразно. Именно эти условия выполняют роль защиты как государственных, так и общественных интересов.

При наличии одного из этих оснований лицензирующий орган вправе принять решение об отказе в выдаче лицензии, о чем в 5-дневный срок со дня принятия такого решения письменно уведомляет соискателя лицензии.

Лицензия выдается по форме, утверждаемой Советом Министров Республики Беларусь, и должна содержать:

ь наименование органа, выдавшего лицензию;

ь регистрационный номер лицензии;

ь номер и дату принятия решения о выдаче лицензии;

ь срок действия лицензии;

ь сведения о лицензиате (наименование и место нахождения юридического лица, фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, которому выдается лицензия, наименование регистрирующего органа, номер и дата свидетельства о государственной регистрации, учетный номер налогоплательщика);

ь наименование вида деятельности;

ь указание работ и услуг (особых требований и условий), если они определены положением о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии;

ь сведения об обособленных подразделениях (филиалах);

ь отметку об ознакомлении соискателя лицензии с законодательством, определяющим лицензионные требования и условия осуществления вида деятельности.

В случае смены собственника, изменения наименования (фирменного наименования), места нахождения юридического лица, фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, получившего лицензию, изменения законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в лицензию, иных сведений, указанных в лицензии, лицензиат обязан в месячный срок обратиться в лицензирующий орган для внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в лицензию, выдачи ее копии в порядке, установленном настоящим Положением.

В случае реорганизации юридического лица в форме слияния, преобразования, выделения или разделения вновь созданное юридическое лицо в месячный срок со дня своей государственной регистрации, равно государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в учредительные документы юридического лица, обязано подать в орган, выдавший лицензию, заявление с приложением необходимых документов для выдачи новой лицензии в порядке, установленном настоящим Положением. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица указанный срок для подачи заявления исчисляется со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Говоря о сроке действия лицензии, то она выдается на срок от 5 до 10 лет.

Действие лицензии прекращается в случаях:

ь по истечении срока, на который она выдана;

ь по решению лицензирующего органа: об аннулировании лицензии в соответствии с настоящим Положением;

ь в случае ликвидации (прекращения деятельности) лицензиата;

ь при реорганизации юридического лица;

ь в случае принятия лицензиатом решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности;

ь по решению суда: об аннулировании лицензии;

ь в случае нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, что повлекло за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде.

В случае повторного (два и более раза в течение календарного года) нарушения лицензиатом установленного законодательством порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и (или) использования кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем лицензирующий орган обязан в двухнедельный срок принять решение об аннулировании лицензии на основании представления налогового органа или другого государственного органа, контролирующего в пределах своей компетенции соблюдение указанного порядка.

Необходимо отметить и тот факт, что лицензирующие органы формируют и ведут реестры лицензий (реестр лицензий - совокупность данных, формируемых лицензирующим органом о выданных лицензиях, их дубликатах, внесении изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлении, возобновлении, продлении срока действия лицензий, прекращении их действия, и иных сведений в соответствии с настоящим Положением). В реестре лицензий должны содержаться следующие данные: наименование органа, выдавшего лицензию;

регистрационный номер лицензии;

номер и дата принятия решения о выдаче лицензии;

срок действия лицензии;

сведения о лицензиате (наименование и место нахождения лицензиата - юридического лица, фамилия, имя, отчество и место жительства лицензиата - физического лица, наименование регистрирующего органа, номер и дата свидетельства о государственной регистрации, учетный номер налогоплательщика);

наименование вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии;

работы и услуги, составляющие вид деятельности, если они определены положением о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии;

сведения о продлении срока действия лицензии, приостановлении, возобновлении, прекращении ее действия;

сведения об утрате лицензии (копии лицензии, заверенной лицензирующим органом) и о выданных дубликатах;

иные сведения, предусмотренные положением о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии. [6].

3. Некоторые виды лицензирования

3.1 Порядок государственного лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций

В соответствии со статьей 26 Банковского кодекса Республики Беларусь Правление Национального банка Республики Беларусь постановило утвердить порядок государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций [3]. В связи с этим было утверждено Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2001г. № 175 «Об утверждении инструкции о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций».

В инструкции отражены все те моменты, которые необходимы для лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Так, пунктом 61 Инструкции определено, что решение о выдаче лицензии, внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии, принимается Правлением Национального банка. Лицензия с указанием в ней перечня банковских операций, которые банк вправе осуществлять, выдается банку одновременно со свидетельством о государственной регистрации. Банк также вправе обратиться в Национальный банк с заявлением о внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии, только при наличии у него установленных отдельными нормативными правовыми актами Национального банка технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций. Таким образом, для внесения изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии, банк представляет в Национальный банк:

ь заявление о внесении изменений и (или) дополнений в лицензию за подписью уполномоченного лица банка;

ь документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Национального банка;

ь документы, необходимые для государственной регистрации соответствующих изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы банка.

Срок документов, представленные на рассмотрение для получения лицензии, рассматриваются в срок, не превышающий два месяца с момента их представления. Многие могут не согласиться с таким сроком, но я считаю что это вполне оправдано. Предоставление лицензии банку требует тщательных проверок, поскольку в случае несостоятельности банка выполнить определенные условия поспособствует как подрыву доверия граждан как к самому банку, так и к государству в целом.

Необходимо помнить и о том, прежде чем выдать лицензию, структурное подразделение Национального банка, осуществляющее банковский надзор, проводит проверку наличия технических возможностей банка для осуществления соответствующих банковских операций.

В случае создания банка в г. Минске, проверка наличии технических возможностей банка для осуществления банковских операций проводит соответствующее главное управление по месту нахождения банка.

Говоря об устойчивости финансового положения банка, следует выделить следующие критерии: прозрачность структуры собственности, включая такие, как:

ь достаточность объема раскрываемой информации о структуре собственности банка;

ь доступность информации о лицах (группах лиц), оказывающих прямо или косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка;

ь наличие и размер доли в нормативном капитале банка на момент подачи заявления о внесении изменений и дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии: юридических лиц (организаций), зарегистрированных на территории государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях (оффшорных зон);

ь достаточность и структура капитала банка (на мой взгляд, этот показатель является одним из основных);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.