на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Лицензирование хозяйственной деятельности

Лицензирование хозяйственной деятельности

2

Введение

Переход к рыночным отношениям предъявляет новые требования к руководителям и специалистам народного хозяйства. Они должны
обладать новым типом экономического мышления и поведения, умением принимать самостоятельные эффективные решения на основе анализа и оценки текущей и перспективной экономической ситуации, четко формулировать цель развития и вырабатывать механизм достижения поставленной цели.

В условиях развития рыночных отношений каждая фирма, каждый предприниматель должны иметь свою хозяйственную стратегию, находить главное звено для победы в острой конкурентной борьбе. Без стратегического “видения” будущего, без поиска долговременных конкурентных преимуществ невозможно достичь эффективного функционирования предпринимательства и бизнеса.

Сейчас, чтобы вернуться к нормальной экономике, чтобы строить цивилизованный рынок, нам необходим рывок, сверхусилие в достижении современного уровня предпринимательства. Люди у нас есть, и они талантливы. Дело за созданием условий, способствующих их образованию и самообразованию.

В данной работе и пойдет речь о лицензировании хозяйственной деятельности. Темой курсовой работы является ”Лицензирование хозяйственной деятельности”.

В работе рассмотрены следующие вопросы: понятие предпринимательства, формы и правовое регулирование предпринимательства, государственная регистрация, права и обязанности предпринимателей, прекращение предпринимательства, ответственность предпринимателя, лицензирование хозяйственной деятельности и другие вопросы, касающиеся данной темы.

В работе использованы некоторые нормативные правовые акты, такие как Гражданский кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь “О предпринимательстве”, Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009г. № 1 “О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования”, Декрет Президента Республики Беларусь от 14.07.2003г. № 17 “О лицензировании отдельных видов деятельности” и некоторые другие, а также мнения и доктрины из учебников и учебных пособий по хозяйственному праву, правоведению и другим дисциплинам, касающиеся рассматриваемого вопроса.

Тема данной работы является довольно актуальной. Ее актуальность определяется большой значимостью данного вопроса в настоящее время в современных экономических условиях развития нашего государства.

Все нормы, изложенные в работе приведены по состоянию на 2009 год.

1. Понятие предпринимательства

Предпринимательская деятельность в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь “О предпринимательстве в Республике Беларусь” от 28.05.1991г. (с последующими изменениями и дополнениями) - это самостоятельная инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и на свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица. Закон «О предпринимательстве», ст. 1

Предпринимательство, таким образом, это не просто деятельность, а именно самостоятельная и инициативная деятельность. Закон не дает понятия инициативности предпринимательства. Можно предположить, что закон понимает под ней любую самостоятельную, индивидуальную, творческую деятельность, в результате которой лицо, группа граждан извлекает для себя экономическую выгоду. Инициативность может выражаться в способах реализации товара или продукции, особых подходах и к ценообразованию, отхода от устоявшихся шаблонов и стандартов в решении экономической или хозяйственной задачи. Вместе с тем самостоятельная инициатива не должна противоречить закону, интересам государства и других субъектов хозяйствования.

Если исходить из понятия “предпринимательство”, то оно касается лишь граждан. Юридические лица - организационная форма предпринимательской деятельности.

Цель предпринимательства - это получение прибыли или личного дохода. Отсюда предпринимательство можно рассматривать как творческую и инициативную хозяйственную деятельность (осуществление работ, оказание услуг, производство товаров) и обмен ее результатов на соответствующий стоимостный эквивалент. Причем полученные суммы превышают затраты на производство работ, оказание услуг, производство единицы товара: как деятельность лица или группы лиц по использованию принадлежащего им имущества для извлечения дохода, например, сдача имущества по договору имущественного найма, договору аренды, оказание услуг юридического или организационного характера за соответствующее вознаграждение.

Предприниматель действует от своего имени и на свой страх и риск. Это значит, что на нем лежат неблагоприятные имущественные последствия всяких непредвиденных обстоятельств (риск случайной гибели объекта предпринимательства и др.).

Предприниматель несет самостоятельную имущественную ответственность. Это значит, что все неблагоприятные последствия ложатся на его имущество. Причем своим имуществом он отвечает в полном объеме, а если предпринимательством занимается семья, тогда обращение взыскания может быть обращено на все то имущество семьи, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания.

Перечень имущества, на которое не допускается обращение взыскания по обязательствам предпринимателя, дан в Приложении №1 к Гражданскому процессуальному и Уголовному процессуальному кодексам.

Предприниматель в гражданских правоотношениях действует от своего имени, когда он не образовывает юридического лица.

В тех случаях, когда предпринимательская деятельность осуществляется с образованием юридического лица, тогда он действует от имени этого юридического лица и под его имущественную ответственность. Размер ответственности в этих случаях определяется в уставе юридического лица.

Возможна деятельность по поручению предприятия, организации (реализация продукции, осуществление определенных видов работ и др.). В такой ситуации возможны следующие варианты:

если такое поручение основано на договоре, и предприниматель действует от своего имени и на свой страх и риск - тогда имеет место предпринимательство,

лицо действует от своего имени, но результаты риска и имущественная ответственность ложатся на другое лицо, тогда такую деятельность нельзя рассматривать как предпринимательскую. Это будут обыкновенные правоотношения, вытекающие из договоров представительства и поручения. Сторонами в таких правоотношениях будут доверитель и поверенный, представитель и представляемый.

Исходя из Закона “О предпринимательстве”, предпринимательская деятельность может осуществляться не только в сфере материального производства, торговли, бытового обслуживания, общественного питания и т.д. Она может иметь место и в сфере оказания правовых услуг, при условии, что такая деятельность носит постоянный характер и имеет своей целью извлечение прибыли или получение личного дохода.

Говоря о соотношении предпринимательской и хозяйственной деятельности, можно его выразить как соотношение целого и части. Предпринимательство может практически охватить все сферы общественных отношений, хозяйственная деятельность - сферу производства материальных благ, выполнение хозяйственных работ либо оказание хозяйственных услуг (договор подряда на капитальное строительство, капитальное строительство, капитальный ремонт, договор перевозки груза и т.п.).

Таким образом, предпринимательская деятельность может осуществляться в виде:

индивидуальной трудовой деятельности. Однако не следует смешивать индивидуальную трудовую деятельность как вид предпринимательства с трудовой деятельностью граждан вообще. Первая осуществляется вне рамок трудового договора, на нее не распространяется трудовое законодательство. В такой деятельности лицо индивидуально, инициативно и самостоятельно. Вторая регламентируется определенными правилами и нормами и связана с выполнением работ по определенной специальности, профессии, должности, поэтому индивидуальность и инициатива проявляются именно в пределах специальности, должности, профессии,

в различных организационно-правовых формах предприятия (юридических лиц). Паращенко В.Н. Хозяйственное право. с. 144.

Таким образом, в данном разделе рассмотрено понятие предпринимательства.

1.1 Форма предпринимательства. Правовое регулирование предпринимательства

В Республике Беларусь допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:

частное предпринимательство, осуществляемое на основе своей собственности или на основе имущества, полученного или используемого на законных основаниях. В качестве таких законных оснований могут выступать договор аренды, договор лизинга и др.,

коллективное предпринимательство, осуществляемое на основе объединения имущества, усилий нескольких физических или юридических лиц для достижения единой экономической и правовой цели.

Особой формой предпринимательства является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе соглашения с собственником имущества или уполномоченным им лицом наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.

Осуществление предпринимательской деятельности и отношения, связанные с предпринимательством, в настоящее время в Республике Беларусь регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь “О предпринимательстве”, указами и декретами Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства Республики Беларусь, Инвестиционным кодексом Республики Беларусь.

Таким образом, в данном разделе рассмотрены формы предпринимательства в Республике Беларусь а также правовое регулирование предпринимательства.

2. Государственная регистрация субъектов хозяйствования

Для того чтобы стать предпринимателем, свободно и на законных основаниях заниматься деятельностью, связанной с извлечением прибыли или личного дохода, необходимо приобрести статус предпринимателя.

Следовательно, предприниматель - это понятие двоякое. С одной стороны, это лицо, которое осуществляет общеполезную деятельность, не запрещенную законом, от которой имеется выгода не только для самого предпринимателя, но и для государства, других членов общества, лицо которое наделено в установленном законом порядке дополнительными, по сравнению с другими гражданами, юридическими правами и обязанностями, имеющее особый правовой и экономический интерес.

Статус предпринимательства приобретается посредством государственной регистрации в установленном законом порядке. Регистрация - это акт, признающий право данного лица заниматься предпринимательской деятельностью и разрешающий такую деятельность.

С другой стороны, регистрируя лицо в качестве предпринимателя, государство тем самым берет его под свою защиту, принимает на себя обязанность по созданию нормальных условий для такой деятельности и ее государственной поддержке.

Правовой институт государственной регистрации субъектов хозяйствования за последнее десятилетие постоянно реформировался. Это связано с постоянным упрощением хозяйственной деятельности в нашем государстве и привлечением в страну иностранных инвестиций. Если десять лет назад для того, чтобы зарегистрировать субъект хозяйствования, необходимо было пройти достаточно большой ряд процедур и собрать большое количество необходимых документов (по времени это длилось месяцами), то сегодня все упрощено практически до минимума.

Сегодня процесс государственной регистрации субъектов хозяйствования регулируется Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009г. № 1.

Принятие этого документа можно назвать революцией в этой сфере. Подтверждением сказанному можно назвать основные отличия вышеназванного документа от тех нормативных правовых актов, которые действовали до вступления в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 16.01.2009г. № 1. (01.02.2009г.).

До 01.02.2009г. законодательством были установлены минимальные размеры уставного фонда для государственной регистрации юридического лица (например, для общества с ограниченной ответственностью - 1600 Евро, для Унитарного предприятия - 800 Евро и т.д.). В настоящее время минимум установлен для специфической деятельности (банковская деятельность, страхование), а также для акционерных обществ (закрытых - 100 базовых величин (3 500 000 рублей), для открытых - 400 базовых величин (14 000 000 рублей)). Для всех других организационно-правовых форм учредители самостоятельно определяют размер уставного фонда.

Кроме того, если ранее срок, предоставляемый регистрирующему органу для государственной регистрации, составлял 20 рабочих дней, то после 01.02.2009г. при наличии всех необходимых документов регистрирующий орган обязан зарегистрировать субъект хозяйствования, проставить штамп о государственной регистрации на уставе и внести сведения о субъекте хозяйствования в единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в день обращения заявителя.

Также изменились требования к форме и содержанию учредительных и иных документов, представляемых для государственной регистрации. Ранее в регистрирующий орган нужно было представлять нотариально заверенные копии учредительных документов, после 01.02.2009г. такого заверения не требуется. Кроме того, по новым правилам в учредительных документах указывать виды деятельности можно по желанию учредителей и после государственной регистрации осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством. Ранее в учредительных документах нужно было указывать виды деятельности, подлежащие лицензированию.

Изменилось количество документов, представляемых для государственной регистрации. Сейчас необходимо представить заявление, документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию, устав (и/или учредительный договор) в двух экземплярах - для юридических лиц, 2 фотографии - для индивидуальных предпринимателей, паспорт - для иностранных физических лиц учредителей юридических лиц, а также выписка из торгового реестра страны местонахождения - для иностранных юридических лиц. До 01.02.2009г. дополнительно необходимо было гарантийное письмо о предоставлении местонахождения после государственной регистрации, документ подтверждающий формирование уставного фонда, решение о создании юридического лица.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.