p align="left">В развитие права на неприкосновенность частной жизни Конституция предусматривает право на охрану информации, которой люди обмениваются между собой. Никто не может прослушивать, фиксировать и контролировать эту информацию. Почтовые работники, допускающие нарушения тайны переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений несут ответственность по уставам о дисциплине, если в их деяниях нет состава уголовного преступления. Дополнительной гарантией неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны является установленный Конституцией запрет сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Под информацией понимаются любые сведения о лицах, предметах, фактах, событиях и процессах независимо от формы их представления. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 №24-ФЗ Персональные данные, включаемые в состав государственных и иных информационных ресурсов, относятся к категории конфиденциальной информации. Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут установленную законодательством РФ ответственность за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации. Лица, чьи права и свободы непосредственно затронуты информацией, которой располагают органы государственной власти и органы местного самоуправления, имеют право на получение этой информации, а соответствующие органы обязаны предоставить ее этим лицам. Отказ может быть обжалован в суд. Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы граждан, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, влекут уголовную ответственность по ст. 140 УК. 2.1.5 Свобода передвижения и места жительства Важным конституционным правом, закрепленным во многих международно-правовых актах, является свобода передвижения. Это право реализуется на основе Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Закон предусматривает уведомительный регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства и устанавливает обязанность граждан, прибывших на новое место жительства, в течение 7 дней обратиться в органы регистрационного учета граждан с заявлением о постановке на временный или постоянный учет. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и жительства в пределах Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 Постановление правительства РФ «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» от 17 июля 1995 №713. Право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ может быть ограничено В соответствии с 8 статьёй закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 № 5242-1. (в последней ред. от 02.11.2004): · в пограничной полосе; · в закрытых военных городках; · в закрытых административно-территориальных образованиях; · в зонах экологического бедствия; · на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; · на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение. Конституционное право на свободный выезд из Российской Федерации и беспрепятственное возвращение в Российскую Федерацию реализуется в соответствии с Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию". Закон устанавливает, что право гражданина на выезд может быть временно ограничено в случаях, если гражданин: имел допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну, и заключил трудовой договор (контракт), предусматривающий временное ограничение права на выезд; призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу; задержан по подозрению в совершении преступления или привлечен в качестве обвиняемого; осужден за совершение преступления и не отбыл назначенного судом наказания; сообщил о себе заведомо ложные сведения; уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом. Закон предусматривает, что основными документами, по которым граждане осуществляют въезд и выезд, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка) Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.1996 N 114-ФЗ.. 2.1.6 Свобода совести и вероисповедания Одним из важнейших личных прав человека является свобода совести, вероисповедания. В связи с этим каждый человек может мыслить и поступать в соответствии со своими религиозными или атеистическими убеждениями, может соотносить свои поступки с какими-либо вероучениями или действовать независимо от них. Человек в течение своей жизни имеет право менять религиозные и иные убеждения, выходить свободно из религиозных объединений и вступать в другие, не опасаясь преследований. Основной гарантией этих прав является закрепленный в ст. 14 Конституции светский характер государства, являющийся одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Не допускается установления преимуществ либо ограничений в зависимости от отношения человека к религии Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997. № 125-ФЗ . Равенство всех перед законом и судом независимо от отношения к религии и иных обстоятельств закреплено ст. 19 Конституции. По Закону никто не обязан сообщать о своем отношении к религии, и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. В целях обеспечения свободы вероисповеданий Закон запрещает вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих. Право свободно распространять религиозные и иные убеждения означает возможность каждого человека и гражданина в Российской Федерации доводить до всеобщего сведения смысл и содержание конкретных вероучений или опровергать их, выражать свое отношение к ним непосредственно, через средства массовой информации, путем проведения в соответствии с законодательством РФ публичных мероприятий, изготовления и распространения печатной продукции. В то же время российское законодательство запрещает призывы к разжиганию религиозной розни, создание и деятельность общественных объединений, направленных на разжигание религиозной розни и нетерпимости. Законодательство РФ устанавливает административную и уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий. 2.1.7 Свобода мысли и слова Конституция наряду со свободой слова закрепляет свободу мысли. Сама по себе мысль не наносит вреда обществу, независимо от ее содержания, пока она не воплотилась в конкретное деяние. Гарантии свободы мысли заключаются в защите человека от ограничения возможности мыслить свободно и независимо. Для защиты свободы мысли как результата функционирования головного мозга человека российское законодательство предусматривает различные запреты воздействия на мозг и сознание медикаментозными и иными препаратами, незаконными экспериментами Федеральный закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 августа 1992 № 3185-1. . Запрещается использование технических средств (электронно-лучевых и электромагнитных) для воздействия на мозг человека Федеральный закон от 27 декабря 1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации". . Свобода мысли тесно связана с идеологической свободой. В гражданском обществе, основанном на свободе идеологий, никто не может навязывать человеку какие-либо мысли и желания помимо его воли. Мысль не может проявляться свободно, если невозможно ее свободно высказать. Свобода слова заключается в возможности человека публично высказывать, предавать гласности, распространять любым способом свои мысли и убеждения. Если свобода мысли не может быть ограничена никакими законными способами, то некоторые ограничения свободы слова допускаются в интересах охраны конституционного строя, защиты прав и свобод человека и гражданина. Деяния, направленные на подрыв стабильности государства, грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, влекут уголовную и иную ответственность. Некоторые ограничения свободы слова, установленные уголовным и административным законодательством, заключаются в недопустимости публичных призывов к насильственному захвату, удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя, возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды, призывов к развязыванию агрессивной войны. Уголовная ответственность также может наступить за клевету и оскорбление Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 №64-ФЗ., административная - за мелкое хулиганство, выразившееся в нецензурной брани в общественном месте Статьи 20.1, 20.2, 20.2.1, 20.3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 №195-ФЗ . Закон РСФСР "О языках народов РСФСР" признает недопустимым пропаганду вражды и пренебрежения к любому языку. Гражданское законодательство не позволяет распространять сведения, которые способны нанести вред чести, достоинству или деловой репутации граждан. В судебном порядке можно требовать опровержения таких сведений и компенсации морального вреда. Законодательство РФ охраняет также государственную и иную тайну, например, служебную, коммерческую, тайну частной жизни, в том числе тайну усыновления, медицинского диагноза, нотариальных действий. Налоговые органы не вправе разглашать информацию об имуществе и доходах граждан. За пределами установленных законом запретов, направленных на обеспечение интересов личности, общества, государства, свобода слова не ограничивается. Запрет принуждения к выражению своих мнений и убеждений и отказа от них является частным проявлением права каждого на свободу слова. Российское законодательство не допускает ни прямого принуждения, ни косвенного, заключающегося в предоставлении льгот и преимуществ или установлении ограничений в зависимости от убеждений человека. Каждый человек может иметь те или иные убеждения и свободен в их выражении устно, письменно или через средства массовой информации. Свобода информации является элементом свободы мысли и слова. Статья 29 конституции РФ устанавливает целый ряд прав человека в области информации. Право искать, получать, производить и распространять информацию без предварительного разрешения и уведомления государства и его органов любым законным способом независимо от государственных границ и форм выражения не подлежит ограничению со стороны государства, кроме распространения сведений, составляющих государственную тайну Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" от 6 октября 2003. № 131-ФЗ. Права человека в области информации более полно раскрываются и конкретизируются в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации", который регулирует отношения в области формирования и использования, сбора, обработки, хранения, поиска, распространения информации и ее защиты. Закон предусматривает обязанность государства по обеспечению реализации прав граждан и организаций в условиях информатизации Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 №24-ФЗ. Конституционное положение о гарантированности свободы массовой информации развивается в Законе РФ "О средствах массовой информации". В соответствии с этим законом поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование, распоряжение ими не подлежат ограничениям, кроме случаев, установленных законом. 2.2 Основные политические права и свободы граждан Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации. Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст. 60 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность - юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отличие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой частью человеческого статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданин Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет ответственность за результаты своих действий. Он имеет право участия в управлении делами государства, право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, равный доступ к государственной службе и участие в отправлении правосудия. Следует уделить внимание тому, что право участвовать в управлении делам государства, которое закреплено в ст. 32 Конституции РФ ч. 1, ст. 3 ч. 2, является наиболее затрагивающим все иные политические права и свободы. Положения данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а также из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает, что каждый гражданин имеет право и возможность:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|