на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Личные права и свободы граждан

Личные права и свободы граждан

26

План:

  • Введение 3
  • Глава 1. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, как фундамент института конституционных прав и свобод личности в РФ 5
  • Глава 2. Понятие и классификация конституционных прав и свобод 10
  • Глава 3. Личные права и свободы 15
    • § 1. Право на жизнь 15
    • § 2. Право на достоинство 16
    • § 3. Право на свободу и личную неприкосновенность 17
    • § 4. Право на неприкосновенность частной и семейной жизни и сохранение ее тайны 18
    • § 5. Право на защиту чести и доброго имени 19
    • § 6. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений 20
    • § 7. Право на неприкосновенность жилища 21
    • § 8. Право определять и указывать свою национальную принадлежность и право на пользование родным языком 22
    • § 9. Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства в пределах каждого государства, как и право на выезд и беспрепятственное возвращение в свою страну 23
    • § 10. Свобода совести 24
  • Заключение 26
  • Список используемой литературы: 27
Введение

Личные (гражданские) права (права первого поколения) призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Органичес-кая основа и главное назначение гражданских прав состоят в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров развития каждой личности. Эта категория прав характеризуется тем, что государство признает свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объек-том притязаний государства. Она обеспечивает, напомним, так называемую негативную свободу. Эти права, являясь атрибутом каждого индивида, призваны юридически защитить пространство действия частных интересов, гарантировать возможности инди-видуального самоопределения и самореализации личности. На различных этапах возникновения этих прав они при-званы были ограждать человека от незаконного вторжения го-сударства в сферу личной свободы. Однако в дальнейшем для осуществления гражданских прав недостаточно было пассив-ной обязанности государства воздерживаться от вмешательства в сферу свободы личности. Выявилась потребность содейство-вать в осуществлении прав и свобод индивида. Это значит, что мало установить прямые запреты, оберегающие сферу личной свободы и частной жизни от противоправных и произвольных попыток ее ущемления, в том числе со стороны государства. Необходимы его активные действия для реализации прав и сво-бод человека. Такая позиция, распространенная во второй по-ловине XX в., нашла выражение, в частности, в решениях Евро-пейского суда но нравам человека. К личным правам и свободам человека от-носят: право на жизнь и достоинство личности; право на свобо-ду и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни, жилища; свободу передвижения и выбора мес-тожительства; свободу совести; свободу выбора национально-сти и выбора языка общения. По существу, этот блок прав ох-ватывает фундаментальные аспекты свободы личности, выра-жая гуманистические принципы всякого демократически орга-низованного общества.

Личные права и свободы - это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности.

Все права, принадлежащие человеку, в равной степени являются личными. Тем не менее в узком смысле слова под личными правами понимается лишь часть прав, непосредственно защищающих личную жизнь и свободу каждого человека. К ним относятся: право на жизнь; право на личную неприкосновенность; право на уважение, защиту чести и достоинства; свобода совести; право на неприкосновенность жилища; право на свободу передвижения и выбор места жительства и др. Например, содержание права на неприкосновенность личности раскрывается в определении исключительных условий, при которых возможны ограничение и лишение свободы, в установлении строжайшего запрета насилия, пыток, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения, в добровольности медицинских, научных и иных опытов в отношении человека, в реализации презумпции невиновности. Презумпция невиновности означает, что обвиняемый в преступлении считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, а доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы.

Именно поэтому личные права и свободы человека являются наиболее «весомыми» по сравнению с иными видами прав. Государство, в котором не соблюдаются личные права, не способно обеспечить и соблюдение иных прав. Именно этим и обусловлена актуальность данной темы курсовой работы. Цель и задача данного исследования - показать место личных прав и свобод в системе основных прав и свобод человека, а также рассмотреть конкретные виды данных прав и свобод.

Глава 1. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, как фундамент института конституционных прав и свобод личности в РФ

Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212. (ст. 2) рассматривает челове-ка, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного го-сударства, его обязанностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, - указывается в ст. 2, - обязанность государства».

Установленные Конституцией принципиальные положения, свя-занные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Таким образом, при-знание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фунда-ментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу не только конституционно организованного обще-ства, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивиду-альных интересов и потребностей людей.

Для большинства зафиксированных в Конституции Российской' Федерации прав и свобод человека и гражданина характерна более или, менее тесная связь с признанием человека высшей ценностью, В них не просто в той или иной степени отражается это признание, но они вместе с основами конституционного строя России служат защите этих прав и свобод. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей цен-ностью служит достаточно определенным ориентиром и для совершен-ствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества, преодоления на этом пути всякого рода сложностей и эксцессов.

Связь между признанием человека и его прав и свобод высшей ценностью и конкретными правами и свободами человека и гражданина состоит в том, что если ст. 2 Конституции излагает принцип взаимоот-ношений человека и государства лишь «негативно», т.е. с точки зрения возможного нарушения прав человека, и имеет в виду лишь объект защиты, то статьи Конституции, посвященные конкретным основным правам и свободам человека и гражданина, сформулированы уже с позитивных позиций (например, в ст. 22 Конституции закреплено, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность).

Эта взаимосвязь просматривается и в том, что норма Конституции, указывающая на объект защиты, выглядит как первый шаг к конкрети-зации положения человека и гражданина в обществе и государстве применительно к определенной сфере жизни или конкретной ситуации. Она позволяет сделать и следующий шаг, который выражается в за-креплении в Конституции принципа равноправия граждан. Баглай М. В. Конституционное право РФ, учебник. - М., 2004. - С. 113.

Все сказанное говорит о том, что нормы Конституции Российской Федерации об основных правах и свободах человека и гражданина нельзя рассматривать вне связи с принципом признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, нельзя вносить в данные нормы изменения или дополнения, противоречащие этому принципу.

Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю деятель-ность демократического государства, на его компетенцию и потенци-альные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им гра-ницы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает те Черты, которые характеризуют его как конституционное.

Конституционное государство базируется на народном суверените-те, который составляет одну из его основ. Между тем носитель этою суверенитета - народ - состоит из граждан, от которых в конечном счете и исходит вся власть. Вот почему ст. 2 Конституции, закрепляю-щая отношение государства к человеку и его обязанность признавать, соблюдать и защищать его права и свободы, провозглашает конститу-ционное государство, обосновывая необходимость его существования.

В конституционном государстве народ становится демократически конституированным сообществом, которое сознательно ориентируется на защиту человека как высшей ценности и видит в этом свой долг:

Такая ориентация народа позволяет избежать последствий, к которым приводило сознательное преувеличение роли коллектива и государст-ва, - господства тоталитаризма. Народ, который перманентно не спо-собен или не желает признавать ценность каждого отдельного человека и соответственно этому действовать, не может быть организован в под-линно демократическое общество даже с помощью разного рода юриди-ческих инструментов.

Таким образом, авторитет любой организации, включая государст-во, по своей природе вторичен. Нет и не может быть признания ценнос-ти государства или любой другой организация, если при этом не при-знается высшая ценность человека и гражданина. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право РФ. - М., 2001. - С. 69.

Если защита человека, его прав и свобод от посягательств со стороны' государства - задача демократически конституированного общества, то защита человека, его прав и свобод от общества с его разнообразны-ми, пользующимися политическим влиянием группами, которое тоже способно посягать на права и свободы, является, повторим, обязаннос-тью государства. Государство призвано защищать человека как дан-ность, а не формировать или преобразовывать его в духе надуманных идеалов.

Защита человека, его прав и свобод требует от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай воз-можных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни.

Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимо повысить эффективность судебной защиты. Однако для признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека нужны существенные усилия государства также в материальной и духовной сферах. Речь идет, в частности, об обеспечении гражданам прожиточное го минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения, культуры.

О содержании понятия «человек - высшая ценность» обычно принято говорить применительно ко всей жизни человека - от рождения до смерти. Однако в ряде случаев этот конституционный принцип сле-дует понимать гораздо шире. Например, ведутся дискуссии о правах плода во чреве матери или о защите чести и достоинства умершего человека.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого конкретного человека со всем его внутренним миром. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции конкретного человека, его ответственность перед другими людьми, обществом и государством. Только тогда принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. Человек, который не желает признавать досто-инство, права и свободы других людей, не может требовать признания своего достоинства, своих прав и свобод. Конституционное право. Учебник./ Под ред. Лазарева В.В. - М.: «Юристъ», 2004. - С. 84. В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая надстрой-ка общества. Через нее у каждого человека формируются определенные нормативные представления о личности, несущие на себе отпечаток правовой культуры того общества, в котором они возникли. Поставить эти представления на службу человеку и обществу - важная предпо-сылка реализации конституционного принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, превращения граждан из объектов воздействия государства и общества в активно действующих субъектов.

В современной российской действительности, когда растет преступ-ность, идет обнищание населения, нарушаются права человека, при-знание Конституцией Российской Федерации человека, его прав и сво-бод высшей ценностью носит в значительной мере лишь формальный характер. Однако заложенный в Конституции большой демократичес-кий потенциал служит хорошей основой для борьбы граждан России за свои права, за свое человеческое достоинство.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.