Личные права и свободы граждан
26 План: - Введение 3
- Глава 1. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, как фундамент института конституционных прав и свобод личности в РФ 5
- Глава 2. Понятие и классификация конституционных прав и свобод 10
- Глава 3. Личные права и свободы 15
- § 1. Право на жизнь 15
- § 2. Право на достоинство 16
- § 3. Право на свободу и личную неприкосновенность 17
- § 4. Право на неприкосновенность частной и семейной жизни и сохранение ее тайны 18
- § 5. Право на защиту чести и доброго имени 19
- § 6. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений 20
- § 7. Право на неприкосновенность жилища 21
- § 8. Право определять и указывать свою национальную принадлежность и право на пользование родным языком 22
- § 9. Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства в пределах каждого государства, как и право на выезд и беспрепятственное возвращение в свою страну 23
- § 10. Свобода совести 24
- Заключение 26
- Список используемой литературы: 27
Введение
Личные (гражданские) права (права первого поколения) призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Органичес-кая основа и главное назначение гражданских прав состоят в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров развития каждой личности. Эта категория прав характеризуется тем, что государство признает свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объек-том притязаний государства. Она обеспечивает, напомним, так называемую негативную свободу. Эти права, являясь атрибутом каждого индивида, призваны юридически защитить пространство действия частных интересов, гарантировать возможности инди-видуального самоопределения и самореализации личности. На различных этапах возникновения этих прав они при-званы были ограждать человека от незаконного вторжения го-сударства в сферу личной свободы. Однако в дальнейшем для осуществления гражданских прав недостаточно было пассив-ной обязанности государства воздерживаться от вмешательства в сферу свободы личности. Выявилась потребность содейство-вать в осуществлении прав и свобод индивида. Это значит, что мало установить прямые запреты, оберегающие сферу личной свободы и частной жизни от противоправных и произвольных попыток ее ущемления, в том числе со стороны государства. Необходимы его активные действия для реализации прав и сво-бод человека. Такая позиция, распространенная во второй по-ловине XX в., нашла выражение, в частности, в решениях Евро-пейского суда но нравам человека. К личным правам и свободам человека от-носят: право на жизнь и достоинство личности; право на свобо-ду и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни, жилища; свободу передвижения и выбора мес-тожительства; свободу совести; свободу выбора национально-сти и выбора языка общения. По существу, этот блок прав ох-ватывает фундаментальные аспекты свободы личности, выра-жая гуманистические принципы всякого демократически орга-низованного общества. Личные права и свободы - это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности. Все права, принадлежащие человеку, в равной степени являются личными. Тем не менее в узком смысле слова под личными правами понимается лишь часть прав, непосредственно защищающих личную жизнь и свободу каждого человека. К ним относятся: право на жизнь; право на личную неприкосновенность; право на уважение, защиту чести и достоинства; свобода совести; право на неприкосновенность жилища; право на свободу передвижения и выбор места жительства и др. Например, содержание права на неприкосновенность личности раскрывается в определении исключительных условий, при которых возможны ограничение и лишение свободы, в установлении строжайшего запрета насилия, пыток, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения, в добровольности медицинских, научных и иных опытов в отношении человека, в реализации презумпции невиновности. Презумпция невиновности означает, что обвиняемый в преступлении считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, а доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы. Именно поэтому личные права и свободы человека являются наиболее «весомыми» по сравнению с иными видами прав. Государство, в котором не соблюдаются личные права, не способно обеспечить и соблюдение иных прав. Именно этим и обусловлена актуальность данной темы курсовой работы. Цель и задача данного исследования - показать место личных прав и свобод в системе основных прав и свобод человека, а также рассмотреть конкретные виды данных прав и свобод. Глава 1. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, как фундамент института конституционных прав и свобод личности в РФ
Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212. (ст. 2) рассматривает челове-ка, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного го-сударства, его обязанностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, - указывается в ст. 2, - обязанность государства». Установленные Конституцией принципиальные положения, свя-занные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Таким образом, при-знание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фунда-ментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу не только конституционно организованного обще-ства, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивиду-альных интересов и потребностей людей. Для большинства зафиксированных в Конституции Российской' Федерации прав и свобод человека и гражданина характерна более или, менее тесная связь с признанием человека высшей ценностью, В них не просто в той или иной степени отражается это признание, но они вместе с основами конституционного строя России служат защите этих прав и свобод. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей цен-ностью служит достаточно определенным ориентиром и для совершен-ствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества, преодоления на этом пути всякого рода сложностей и эксцессов. Связь между признанием человека и его прав и свобод высшей ценностью и конкретными правами и свободами человека и гражданина состоит в том, что если ст. 2 Конституции излагает принцип взаимоот-ношений человека и государства лишь «негативно», т.е. с точки зрения возможного нарушения прав человека, и имеет в виду лишь объект защиты, то статьи Конституции, посвященные конкретным основным правам и свободам человека и гражданина, сформулированы уже с позитивных позиций (например, в ст. 22 Конституции закреплено, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность). Эта взаимосвязь просматривается и в том, что норма Конституции, указывающая на объект защиты, выглядит как первый шаг к конкрети-зации положения человека и гражданина в обществе и государстве применительно к определенной сфере жизни или конкретной ситуации. Она позволяет сделать и следующий шаг, который выражается в за-креплении в Конституции принципа равноправия граждан. Баглай М. В. Конституционное право РФ, учебник. - М., 2004. - С. 113. Все сказанное говорит о том, что нормы Конституции Российской Федерации об основных правах и свободах человека и гражданина нельзя рассматривать вне связи с принципом признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, нельзя вносить в данные нормы изменения или дополнения, противоречащие этому принципу. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю деятель-ность демократического государства, на его компетенцию и потенци-альные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им гра-ницы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает те Черты, которые характеризуют его как конституционное. Конституционное государство базируется на народном суверените-те, который составляет одну из его основ. Между тем носитель этою суверенитета - народ - состоит из граждан, от которых в конечном счете и исходит вся власть. Вот почему ст. 2 Конституции, закрепляю-щая отношение государства к человеку и его обязанность признавать, соблюдать и защищать его права и свободы, провозглашает конститу-ционное государство, обосновывая необходимость его существования. В конституционном государстве народ становится демократически конституированным сообществом, которое сознательно ориентируется на защиту человека как высшей ценности и видит в этом свой долг: Такая ориентация народа позволяет избежать последствий, к которым приводило сознательное преувеличение роли коллектива и государст-ва, - господства тоталитаризма. Народ, который перманентно не спо-собен или не желает признавать ценность каждого отдельного человека и соответственно этому действовать, не может быть организован в под-линно демократическое общество даже с помощью разного рода юриди-ческих инструментов. Таким образом, авторитет любой организации, включая государст-во, по своей природе вторичен. Нет и не может быть признания ценнос-ти государства или любой другой организация, если при этом не при-знается высшая ценность человека и гражданина. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право РФ. - М., 2001. - С. 69. Если защита человека, его прав и свобод от посягательств со стороны' государства - задача демократически конституированного общества, то защита человека, его прав и свобод от общества с его разнообразны-ми, пользующимися политическим влиянием группами, которое тоже способно посягать на права и свободы, является, повторим, обязаннос-тью государства. Государство призвано защищать человека как дан-ность, а не формировать или преобразовывать его в духе надуманных идеалов. Защита человека, его прав и свобод требует от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай воз-можных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни. Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимо повысить эффективность судебной защиты. Однако для признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека нужны существенные усилия государства также в материальной и духовной сферах. Речь идет, в частности, об обеспечении гражданам прожиточное го минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения, культуры. О содержании понятия «человек - высшая ценность» обычно принято говорить применительно ко всей жизни человека - от рождения до смерти. Однако в ряде случаев этот конституционный принцип сле-дует понимать гораздо шире. Например, ведутся дискуссии о правах плода во чреве матери или о защите чести и достоинства умершего человека. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого конкретного человека со всем его внутренним миром. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции конкретного человека, его ответственность перед другими людьми, обществом и государством. Только тогда принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. Человек, который не желает признавать досто-инство, права и свободы других людей, не может требовать признания своего достоинства, своих прав и свобод. Конституционное право. Учебник./ Под ред. Лазарева В.В. - М.: «Юристъ», 2004. - С. 84. В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая надстрой-ка общества. Через нее у каждого человека формируются определенные нормативные представления о личности, несущие на себе отпечаток правовой культуры того общества, в котором они возникли. Поставить эти представления на службу человеку и обществу - важная предпо-сылка реализации конституционного принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, превращения граждан из объектов воздействия государства и общества в активно действующих субъектов. В современной российской действительности, когда растет преступ-ность, идет обнищание населения, нарушаются права человека, при-знание Конституцией Российской Федерации человека, его прав и сво-бод высшей ценностью носит в значительной мере лишь формальный характер. Однако заложенный в Конституции большой демократичес-кий потенциал служит хорошей основой для борьбы граждан России за свои права, за свое человеческое достоинство.
Страницы: 1, 2, 3
|