на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Лизинг: правовые основы и проблемы развития правового регулирования в РФ
p align="center">§3 Субъекты лизинга.

С точки зрения законодательства, в договоре лизинга участвуют три лица: продавец (изготовитель) имущества, его приобретатель-лизингодатель и арендатор-лизингополучатель. Организацией, выступающей в роли лизингодателя выступает, чаще всего, лизинговая компания. Федеральный закон о лизинге О лизинге: Закон РФ от 11.09.1998 г.//Российская газета 5 ноября 1998г. выделяет следующих субъектов:

лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;

лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга; продавец (поставщик) - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли - продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга.

Продавец (поставщик) обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли - продажи. В развитых капиталистических странах в 50-60-е годы такие компании обычно были филиалами крупных промышленных фирм, находивших в лизинге дополнительные возможности для рекламы и сбыта своей продукции Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика.- М.: ИНФРА-М, 1998.- с. 30

Участие лизингодателя выражается в следующем:

- лизинговая компания проверяет соответствие цены, которую согласовал

лизингополучатель, согласно текущему рыночному уровню;

-лизингодатель покупает необходимое лизингополучателю имущество у поставщика или производителя на основе договора купли-продажи в собственность лизинговой компании;

- передает купленное имущество лизингополучателю во временное пользование на оговоренных в договоре лизинга условиях.

При такой схеме преимущества очевидны для всех: пользователь получает дополнительные возможности для приобретения дорогостоящего оборудования, как правило, в таких случаях пользователю не нужно нанимать или выделять сотрудников для ремонта, сложное технологическое оборудование обслуживается высококвалифицированными специалистами изготовителя; фирма-изготовитель получает возможность оперативно выявить производственные и конструкторские недостатки оборудования и устранять их, повышая качество и конкурентоспособность оборудования. Однако впоследствии возросло число самостоятельных лизинговых компаний.

Некоторые авторы полагают, что наряду с лизингодателем, лизингополучателем, и поставщиком имущества в качестве субъектов лизинга могли бы выступать кредиторы и страховщики, принимающие участие в финансировании приобретения лизингового имущества и в его страховании. Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг.-М.: Правовая культура, 1999, с.306

Их оппоненты полагают, что включение в перечень возможных субъектов лизинга гаранта, страховщика, инвестора, неоправданны, поскольку это не является необходимой и всегда присутствующей характеристикой лизинговых отношений. Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг.-М.: Правовая культура, 1999, с.306. По их мнению сведения о страховщике и гаранте следует искать в соответствующих главах Гражданского кодекса РФ (гл. 48 “Страхование”, гл. 23 “Обеспечение исполнения обязательств”, включающая такие способы обеспечения обязательств, как поручительство, банковская гарантия, задаток и другие) и ином специальном законодательстве.

Мне представляется более правильной первая позиция. Действительно, можно согласиться, что кредиторы и страховщики не всегда участвуют в сделках, связанных с лизингом имущества. Однако в данном вопросе необходимо исходить из российских реалий лизинговой деятельности. А они таковы, что лишь считанное количество лизинговых компаний имеет возможность использовать собственные средства, причём в небольшом объёме, для приобретения оборудования по заказу лизингополучателя. Определяющую роль в процессе финансирования большинства лизинговых сделок играют банки. Не случайно основная часть реально действующих компаний создана при банках. В ряде лизинговых компаний (“Индустрия-М”, “ИнтерЛизинг”, “Красные ворота”, “Интерпромлизинг”, “Госинкор-лизинг”, “ММБ-лизинг” и др.) разработкой ключевых вопросов по каждой конкретной лизинговой сделке занимаются специалисты банка-учредителя. Обоснованность такой позиции, на мой взгляд обуславливается сущностью права, его “обслуживающей” ролью по отношению к экономической надстройке.

Закон регулирует порядок создания и деятельность такого специализированного субъекта лизинга как лизинговая компания. Установлено, что в качестве учредителей лизинговой компании могут выступать юридические и физические лица, а также граждане зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем для осуществления лизинговой деятельности лизинговые компании имеют право привлекать денежные средства только юридических лиц. Таким образом, физические лица могут быть учредителями лизинговых компаний, лизингодателями, но не могут быть кредиторами лизинговых операций.

Важным аспектом полноты правосубъектности лизинговых компаний является лицензирование. В соответствии со ст. 6 Закона “О лизинге” получение лицензии является обязательным для лизинговых компаний и индивидуальных предпринимателей, то есть для тех лизингодателей деятельность которых характеризуется многократностью лизинговых сделок. Однако, согласно Закону “О лицензировании отдельных видов деятельности” О лицензировании отдельных видов деятельности: Закон РФ от 16 сен. 1998 г.//РГ 3 окт., 1998 г. подлежат лицензированию только операции по финансовому лизингу (включая возвратный). В то же время нет необходимости для получения лицензии на операции, связанные с оперативным лизингом.

До выхода закона условия выдачи лицензии определялись Постановлением Правительства от 26 февраля 1996 г. Об утверждении положения о лицензировании лизинговой деятельности: Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 167.//РГ 12 марта 1996 г. в соответсвии с этим положением было установлено, что лицензированием лизинговой деятельности занимается Минэкономики России. Приказом Министра экономики от 20 июня 1996 г. Об организации работы по лицензированию лизинговой деятельности в РФ: Приказ Минэкономики от 20 июня 1996 г.//Закон №8, 1999. на Государственную регистрационную палату были возложены функции регистрации представленных лизинговыми компаниями документов, определение их комплектности и соответствия действующему законодательству. Палата осуществляет выдачу организациям заявителям лицензий на право осуществления лизинговой деятельности; выдачу уведомлений о продлении, переоформлении, аннулировании, приостановлении или возобновлении срока действия, а также об отказе в выдаче лицензии. При необходимости Палата осуществляет дополнительную экспертизу документов или принимает решение о проведении независимой экспертизы с привлечением лизинговой компании.

Рассмотрев документы, Палата направляет своё заключение о выдаче, об отказе в выдаче, о продлении, переоформлении или возобновлении срока действия лицензии в Комиссию по лизинговой деятельности при Минэкономики РФ.

В соответствии с п. 18 Положения о лицензировании предусматривалось, что минимальный срок лицензии может быть один год, а максимальный- пять лет. Первый норматив чаще применялся к вновь созданным компаниям, второй--к компаниям, к которые уже имели опыт лизинговой деятельности.

Относительно этих нормативов возникает один очень важный вопрос: как быть тем компаниям, которые получили лицензии на срок, меньший, чем сроки, предусмотренные в договорах лизинга?

В п. 8 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” была введена норма, в соответствии с которой срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть мньше трёх лет.

Участником (но не субъектом) лизинга могут выступать лизинговые брокерские компании”. Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика.- М.: ИНФРА-М, 1998.- с. 30. Основной функцией этих компаний является сведение пользователя, желающего взять во временное пользование то или иное оборудование, изготовителя или оптовую фирму и банк, который может финансировать сделку. Лизинговый брокер не является участником отношений по лизингу, он лишь осуществляет посреднические функции и получает комиссионное вознаграждение.

В лизинге возрастает роль банков. Участие банка может быть прямым, если он непосредственно сдаёт машины и оборудование во временное пользование, и косвенным, например предоставление ссуд лизинговым компаниям. В этом случае банк выступает как поставщик кредита.

Необходимо учитывать, что при лизинговых сделках очень важно осуществлять страхование не только имущественных рисков, но и рисков возврата лизинговых платежей.

Страховые компании, как и банки, участвуют в прямом лизинге, т.е. сами сдают оборудование во временное пользование; их участие может быть и косвенным. Если устав страхового общества не позволяет вкладывать деньги в движимое имущество, то они нередко создают посреднические организации.

Российская Ассоциация Лизинговых Компаний (“Рослизинг”), некоммерческое объединение лизинговых компаний, банков и иных предприятий, занимающихся лизингом, осуществляющая:

а) координацию деятельности организаций, входящих в нее, и объединение их средств для осуществления совместных взаимовыгодных проектов;

б) разработку, совместно с органами государственного управления, стратегических направлений и программы развития лизинга в России;

в) подготовку проектов законодательных актов;

г) участие в работе международных ассоциативных общественных организаций.

По мнению президента Российской ассоциации лизинговых компаний, генерального директора ЗАО “Балтийский лизинг” В.Н. Голощапова, можно выделить четыре основных варианта организации лизинга:

Лизинговые компании, созданные в структуре банков;

Универсальные лизинговые компании, учреждаемые банками;

Специализированные лизинговые компании, организуемые крупными производителями машин и оборудования и лизингующие часть выпускаемой продукции;

Лизинговые компании, создаваемые крупными фирмами, специализирующимися на поставках и обслуживании техники. Голощапов В. “Развитие лизинга в России: реальность и перспективы”, // Финансовый бизнес,1996, № 7.

В российских условиях выделяется еще два варианта организации лизинга.

-- Лизинговые компании, создаваемые министерствами и ведомствами для решения узких внутриведомственных задач. В этом случае ресурсы лизинговых компаний получаются из государственного или местного бюджета (как это сделано для развития лизинга комбайнов российского производства).

-- Лизинговые компании, созданные иностранными инвесторами.

Первые два варианта характерны в основном для финансового лизинга, последние два -- для оперативного.

Любой из субъектов лизинга может быть резидентом Российской Федерации, нерезидентом Российской Федерации, а также субъектом предпринимательской деятельности с участием иностранного инвестора, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лизинг интересен всем субъектам лизинговых отношений: потребителю оборудования, инвестору, представителем которого в данном случае является лизинговая компания, государству, которое может использовать лизинг для направления инвестиций в приоритетные отрасли экономики, и, наконец, банку, который в результате лизинга может рассчитывать на уверенную долгосрочную прибыль.

Основные преимущества лизинга, наиболее актуальные с учетом особенностей экономической ситуацией, сложившейся в России на данном этапе, заключается в следующем:

Для государства. При сложившейся экономической ситуации и острой необходимости в оживлении инвестиционной активности проблема развития лизинга приобретает для государства особую актуальность.

-- Этот финансовый инструмент способствует мобилизации финансовых средств для инвестиционной деятельности.

-- Обеспечивает посредством своего механизма гарантированное использование инвестиционных ресурсов на цели переоснащения производства.

-- Государство, поощряя лизинговую деятельность и используя для этого, например, налоговые льготы, может существенно уменьшить бюджетные ассигнования на финансирование инвестиций, эффективно управлять процессом совершенствования их отраслевой структуры, содействовать развитию товарного производства и сферы услуг, повышению экспортного потенциала, сокращению оттока частного российского капитала на Запад, созданию дополнительных рабочих мест, особенно в сфере малого предпринимательства, решению других насущных социально-экономических задач.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.