на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Марксистская теория права
p align="left">Во - вторых, для отражения существующих экономических отношений в законе требуется придать им форму юридического мотива и последовательно его согласовать с системой действующего законодательства. "В современном государстве право должно не только соответствовать общему экономическому положению, не только быть его выражением, но также быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы себя в силу внутренних противоречий". В результате действующие отрасли законодательства рассматриваются как самостоятельные сферы, имеющие своё независимое историческое развитие, сами по себе поддающиеся систематическому изложению и требующие последовательного искоренения внутренних противоречий.

Все такие "юридизированные" подходы классики марксизма подвергали критике, противопоставляя и обосновывая взгляд, согласно которому источники развития права составляет суть и ядро марксисткой теории права. Хотя, как признавался Ф. Энгельс, первостепенное внимание проблемам зависимости права и иных надстроечных явлений от базиса общества было обусловлено спецификой становления материалистического понимания общества и никак не умаляет значимости проблем обратного воздействия надстройки, в том числе и права, на экономическое развитие общества.

Детерминирующая роль экономических отношений в развитии права, его принципов, полагали основоположники марксизма, проявляется независимо от действующего законодательства, а то и вовсе вопреки ему. Обусловленность права базисом общества наиболее ярко и бесспорно выражается в следующем:

мера свободы каждого класса, как уже говорилось ранее, определяется экономическими условиями его существования

основополагающие правовые принципы представляют собой "тот же базис, но только в другой степени"

экономические отношения пробивают себе дорогу вопреки законам государства, запрещающим, устраняющим или ограничивающим такие отношения.

По мнению основоположников марксизма, определяющая роль экономических отношений в развитии гражданского права достаточно понятна и сводится к тому, что "оно санкционирует существующие при данных обстоятельствах нормальные, экономические отношения между отдельными лицами". Аналогичная связь между правом и экономикой наблюдается и в отраслях государственного, публичного права. Так, основополагающие принципы буржуазного права - свобода и равенство - вытекают не из идеи естественного права, а из буржуазных отношений обмена.

Марксисты отстаивали зависимость права от экономики, от господствующих в обществе производственных отношений. "Как политическое, так и гражданское законодательство, - писал К. Маркс - только выражает, протоколирует требования экономических отношений" Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.4 с.112.

История цивилизации в целом подтверждает этот вывод. Это не означает, что право, в свою очередь, не воздействует на экономику. Право закрепляет и регулирует индивидуальные экономические отношения (право собственности). Однако свое обратное воздействие на экономику может оказывать лишь в пределах объективных законов ее развития.

Необходимым условием обмена товарами выступает равенство участников данных отношений и свободное распоряжение принадлежащими им товарами. Независимость и равенство людей в экономической сфере были распространены и на сферу политических и иных надстроечных отношений и, в конечном итоге, превратились во всеобщий принцип буржуазного права. О невозможности отношений, основанных на принципах всеобщего равенства и всеобщей свободы, в условиях рабовладения и феодального строя убедительно свидетельствует вся многовековая история данных формаций.

Экономическими причинами объясняются и все остальные институты публичного права, поскольку всякая политическая борьба представляет собой борьбу классов, которая ведется, в конечном счете из - за экономического освобождения. В этом направлении велась борьба между рабами и рабовладельцами, крестьянами и помещиками, феодалами и буржуазией, буржуазией и рабочим классом, и ведется в настоящее время между средним классом и олигархами.

Решающая роль экономических условий существования общества в развитии государства и права наглядно проявляется всякий раз, когда государство пытается в законах закрепить несоответствующие им правовые порядки.К. Маркс и Ф. Энгельс скептически относились ко всяким предложениям создания права, которое было бы выше, чем экономический и обусловленный им культурный уровень развития общества. Право не создает материальных благ, и с помощью закона нельзя распределять блага, не созданные обществом, существующие лишь в воображении законодателя. К примеру, буржуазные экономисты полагали, что изменение номинальной стоимости денег декретами государства является одним из действенных способов обогащения государства. Возражая подобным взглядам, К. Маркс справедливо отмечал, что можно только удивляться нашим правителям, которые не спешат удесятерить богатство общества таким простым путем. В действительности величина стоимости товара и их эквивалента - денег относится к сфере экономических реалий, не зависящих от воли и желаний законодателя.

Законы, принимаемые без учета существующих экономических отношений или вопреки ми, неизбежно посрамляют себя. "Обратное действие государственной власти, - отмечал Ф. Энгельс, - на экономическое развитие может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении - тогда развитие идет быстрее; она может действовать против экономического развития - тогда в настоящее время у каждого крупного народа она терпит крах через известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать его в других направлениях. Этот случай сводится в конце концов к одному из предыдущих. Однако ясно, что во втором и третьем случаях политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может вызвать растрату сил и материала в массовом количестве" Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. т.37 с. 417.

Обосновывая материалистическое понимание права, источников его развития, К Маркс. и Ф Энгельс были далеки от мысли упрощать этот сложный и противоречивый процесс взаимодействия права, законодательства, экономики и представлять дело таким образом, что все процессы осуществляются само собой, автоматически без участия человека, его познавательных актов и его предметно - практической деятельности.

Определяя свою позицию по этому вопросу, Ф. Энгельс писал: "Экономическое положение - это базис, но на ход исторической борьбы также оказывают влияние и во многих случаях определяют преимущественно форму ее различные моменты надстройки:

политические формы классовой борьбы и ее результаты - государственный строй, установленный победившим классом после выигранного сражения правовые формы и даже отражение всех этих действительных битв в мозгу участников,

политические, юридические, философские теории религиозные воззрения и их дальнейшее развитие в систему догм.

Существует взаимодействие всех этих моментов, в котором экономическое движение как необходимое, в конечном счете, прокладывает себе дорогу сквозь бесконечное множество случайностей (т.е. вещей и событий, внутренняя связь которых настолько отдалена или настолько трудно доказуема, что мы можем пренебречь ею, считать, что ее не существует). В противном случае применять теорию к любому историческому периоду было бы легче, чем решать простое уравнение первой степени" Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. т.37 с. 394-395.

В утверждении естественно - правового мировоззрения и понимания сущности права, исходящего из приоритета прав человека, всеобщего равенства и справедливости - большая заслуга буржуазной юридической науки.

Однако немалый вклад в современное правопонимание внесла и социалистическая правовая мысль, выражавшая интересы рабочего класса. Следует признать, что тезис о классовой сущности буржуазного права, выдвинутый марксизмом в 19 веке имел под собой реальные основания.

Едва ли только следовало его абсолютизировать: как всякое определением он отражал лишь одну из многих граней права.

Сегодня классовое понятие права на наших глазах сходит с исторической сцены но не следует обольщаться: еще далеко не во всех странах праву удалось преодолеть свое классовое содержание. Это длительный процесс, но направление развития к общечеловеческим ценностям, демократическим, гуманным нормам и порядкам представляются уже ясным. Причем происходит встречное явление буржуазно - либеральных и социально - демократических правовых идей. Примером может служить признание необходимости государственной поддержки социально слабых слоев населения, закрепление широкого спектра социальных прав в конституциях западных стран. С другой стороны, государства бывшего социалистического лагеря отказались от тоталитарных порядков и обращаются к достижениям мировой цивилистики. Теория государства и права под редакцией Г.Н.Манова. Изд-во Бек, Москва, 1995г. стр. 29

Вместе с тем в определенный период происходит становление идей К. Маркса в некоторых странах мира. Их принято называть социалистическими странами. В число этих государств входит и Советский Союз.

Марксистская теория права подвергла резкой критике индивидуалистические теории, якобы поощряющие эгоистические интересы в противовес общественным.

Утвержденная в России после переворота 1917г. тоталитарного режима, разрушение гражданского общества, ликвидация частной собственности повлекли за собой и уничтожение свободы человека.

Приступая к созданию нового общества большевики опирались на марксистко - ленинскую теорию, в которой ведущее место занимала идея диктатуры пролетариата. Идея диктатуры изначально противоречит принципу всеобщности универсальности прав человека. Теория государства и права под редакцией Г.Н.Манова. Изд-во Бек, Москва, 1995г. стр. 225

Социалистическая революция сопровождалась широкомасштабным критическим пересмотром всех институтов, которые по большей части были отвергнуты или трансформированы в свете учения марксизма - ленинизма, рассматриваемого как непреложная истина.

Марксизм - ленинизм в социалистических странах - это совсем не то, что любая философская доктрина в западных странах. Это не официально признанное учение, а всякое иное, противоречащее, считается не только ложным, но и опасным, угрозой общественному строю. Марксизм - ленинизм раскрыл законы, определяющие развитие общества, основанного на гармонии и согласии. Каждый, кто не согласен с этой доктриной, кто отрицает и даже просто ставит под сомнение постулаты марксизма, является, сознательно или нет, врагом человеческого рода, и его ложные взгляды должны быть пресечены.

Марксизм - ленинизм - это одновременно и мировоззрение, и руководство к действию, доказывающее, как надо поступать, чтобы мир стал лучше. Знание принципов марксизма - ленинизма было необходимо всем гражданам. Практика без революционной теории слепа, учил Сталин. Важно, чтобы руководители принадлежали к кругу просвещенных людей, которые знают эту доктрину и полностью преданы ей. Не менее важно, чтобы те, кто управляет, судьи, граждане, так же были верны доктрине и вносили свой сознательный вклад в реализацию политики, направленной на то, чтобы вести общество к прогрессу по открытому ею пути.

Маркс и Энгельс полагали, что и в области общественных наук - а не только естественных - имеются законы, управляющие развитием человечества. Они стремились открыть эти законы и таким путем поставить на место старого утопического социализма научный социализм.

Марксистское учение отнюдь не носит печати фатализма. Оно отводит человеку важную роль в реализации законов истории. Но, тем не менее, его возможности ограничены, ибо, как писал Ф. Энгельс, "люди сами делают свою историю, однако в данной, их обуславливающей среде, на основе уже существующих действительных отношений" Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.39 с175.

Право - это орудие классовой борьбы, служащее защите интересов господствующего класса и сохранению выгодного для него социального неравенства. Оно, может быть, определено как совокупность социальных норм, которые регламентируют отношения господства между правящим и подчиненными классами в той части, в какой эти отношения не могут сохраняться без опоры на принудительную силу хорошо организованного государства.

Охрана порядка путем выработки принципов решения конфликтов не является основной задачей социалистического права. Оно прежде всего - средство трансформации общества, движения к коммунистическому идеалу, до достижения которого не могут существовать подлинные свобода, равенство, мораль. Право - инструмент на службе господствующего класса, и это заявляется без стеснения, поскольку политика социалистических стран как таковая нечто иное, чем политика буржуазных государств. Осененные марксисткой доктриной, советские руководители знают цели, к которым следует идти в соответствии с научными законами, управляющими развитием общества. Цель права совпадает с целью политики: оно должно дать обществу организационные формы, соответствующие этим законам, воспитывать граждан, показывая им, насколько противоправно сегодня поведение, которое при капитализме признавалось допустимым и, более того нормальным. Рене Давид, Камилла Жоффре - Спиноза. Основные правовые системы современности М. Международные отношения 1998г.

В марксисткой теории утверждается, что классовый характер норм права, вытеснивший собой старые родовые обычаи, был ярко и открыто выражен в правовых нормах. Так, именно в рамках этой теории утверждалось, что право - ничто без аппарата, способного принудить к исполнению норм права. Тем самым исключалась самоценность права как глубинного пласта регулятивной системы, обеспечивающей жизнедеятельность общества, насаждалась репрессивная, карательная, принудительная функция права.

По мнению Н. Бердяева, уязвимость марксизма в том, что он "не хочет видеть за классом человека, он хочет видеть за каждой мыслью и оценкой человеческий класс и его классовыми интересами" Бердяев Н. Судьба России М. 1990г. стр. 299

С точки зрения марксизма право как и государство, как и все надстроечные явления, носит ярко выраженный характер.

Указывая на это, чаще всего ссылаются на положение из Манифеста коммунистической партии (1848г) Классики марксизма обращаются к буржуазии и определяют ее право. Однако впоследствии этому определению придали всеобщий характер. Теория государства и права Хрестоматия т.2 стр.108

"… Не спорьте с нами, оценивая при этом отмену буржуазной собственности с точки зрения ваших буржуазных представлений о свободе, образовании, праве. Ваши идеи сами являются продуктом буржуазных производственных отношений и буржуазного отношения собственности, точно так же как ваше право есть лишь возведенное в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса" К.Маркс, Ф. Энгельс Манифест коммунистической партии (1820-1895г.) М. Политиздат 1989г. с.63

Выше изложенным далеко не исчерпывается система оригинальных положений и выводов марксисткой теории права, основанной на диалектико-материалистическом понимании общества и объективных закономерностях его развития. К сожалению, основоположники марксизма не систематизировали своих правовых взглядов в каком - либо специальном труде. Вследствие этого их отдельные принципиально важные положения и выводы, в том числе и вопросы влияния права и иных компонентов надстройки на экономический базис, не получили полного и всестороннего освещения. Отсутствует в их работах и развернутое определение права. Все это значительно осложняет процесс уяснения материалистической теории права по первоисточникам, учитывая то, что литературное наследие К. Маркса и Ф. Энгельса составляет более 50 томов, которые к тому же перекочевали из основных библиотечных фондов в запасные либо вовсе уже уничтожены.

С учетом положений о сущности и социальной природе права, высказанных основоположниками материалистической теории права, по мнению автора можно дать следующее определение права.

Право - это мера свободы класса и, соответственно, личности, обусловленная в конечном итоге материальными, экономическими отношениями общества и выражающаяся в форме правомочий либо правопритязаний на соответствующую долю материальных и духовных благ общества, а так же в форме обязанности не посягать на права других лиц государства и общества в целом. Теория государства и права Матузов Н.И. М. 2005г. стр. 580-593

Такое правопонимание несколько не соответствует основным постулатам Советского права. В заключении работы мне хотелось бы остановиться на вопросе формирования советского права после Октябрьского переворота и становления Советского государства.

После установления Советской власти определенно устанавливается военно - коммунистическая доктрина. В ее контексте оправдано лишь "революционное" правосознание, законы и юридические нормы, являющиеся орудием диктатуры, всесильно пролетарского государства. Отношение к рпаву как к явлению временному, чужому обусловило и особенности разработки правовых проблем. Но как бы то ни было это разработки свидетельствовали о низком научном уровне, об доктринальных подходах. Можно отметить следующие общие черты этих разработок:

Они выражали этатический подход к праву (право рассматривалось всего лишь в качестве орудия государства);

Являлись прямым продолжением коммунистических установок, постулатов (отсюда, например, вывод о грядущем и скором отмирании права);

Носили ограниченный, узкий, заданный характер (нередко замыкались одной лишь констатацией классового характера права) В целом в советской юридической науке возобладал канонизированный идеологический догматизм. Содержание юридической науки было сведено к обойме отобранных цитат из произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, а так же - и даже в первую очередь - из "гениальных высказываний товарища Сталина" и его верных соратников, в особенности идеолога Вышинского. Еще одной существенной чертой периода сталинской идеологии - это ее апологетическая направленность. В середине 30 годов в юридической науке, как и в иных сферах официозного обществоведения, возобладала линия на то, чтобы "не видеть", а еще лучше оправдывать пороки существующей общественной системы, более того, безудержно восхвалять, изображать в виде самых лучших в мире действующие юридические порядки, нормы и принципы, восторгаться ими.

Добавление определений "социалистическое" и "советское" к понятиям "право", "законность", "правоотношение", "норма и другим было призвано возводить соответствующие категории на самый ценностный уровень Потому - то и выражения "новый, особый, высший исторический тип", "лучшее в мире" приобрели значение непререкаемых и обязательных характеристик, сопровождающих обсуждения любых правовых явлений"

Тоталитарная направленность правовой науки, видимо, стала наиболее показательным проявлением более широкой черты всей общественной жизни в условиях сталиншины, находящейся в одном ряду с беспощадным террором. Это гигантская фальсификация действительности. Последняя коснулась всех сторон жизни. Но именно право, закон, законность призваны были придать особый цивилизованный шарм, респектабельность реалиям того времени, закамуфлировать страшную повседневность. Этому способствовало и то обстоятельство, что и само право было втянуто в систему фальсификаций и, ста ширмой сталинской диктатуры, содержало не мало внешне привлекательных, но бездействующих положений.

В конечном итоге главным "достижением" советского права и в целом политической системы стала политическая изоляция страны, ее отчуждение от общечеловеческого цивилизационного опыта права человека.

Можно смело утверждать, развитие науки в Советском государстве находило развитие только по одной прямой, конечной целью которого было поддержание режима. А это неизбежно привело к отставанию юриспруденции от опыта других стран.

После развала Советского государства, и объявления в стране демократии развитие правоведения началось как бы заново, но уже исходя их демократических начал. На том этапе необходимо было собрать по крупинкам, все то что осталось положительно в праве, а еще больше изучить, чтобы построить полностью новую систему права. Этот процесс, на мой взгляд не прекращается до сих пор, поскольку формирование у нас в стране гражданского общества еще не завершилось, хотя еже достигнуты определенные положительные результаты. Это и забота, закрепленная в законодательстве и детях - сиротах, о материнстве, о труде и многое другое. Но конечно, наука на этом не останавливается и двигается дальше, и теперь мы уже не ограничены определенными идеологическими установками и можем обращаться к опыту других стран, к опыту современной цивилистики.

На мой взгляд, некоторые положения из теории К. Марска, все таки имеют быть в нашем обществе. Например. Взаимосвязь права и экономики. Я соглашусь, что экономически сильный класс оказывает большее влияние на государственные структуры страны в целом, а соответственно может продвигать законы, выгодные для него лично. А так же с развитием экономики в нашей стране появляются новые правоотношения, требующие законодательно закрепления. Все эти факты и должна отслеживать современная наука, чтобы вовремя определять законодательные рамки и защищать определенный круг отношений и лиц.

Например, сейчас очень остро стоит вопрос о воспитании детей, оставшихся без попечения родителей. И много говориться о том, что дети должны расти в семье, пусть это будет приемная семья или патронат. Соответственно наше государство, в лице законодательных органов должно со своей стороны закрепить такие возможности воспитания детей и поддержать такие семьи, а так же предусмотреть ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, принявшими родителями или попечителями.

Список литературы

1. Проблемы общей теории права и государства под ред.В.С. Нерсесянца Норма 2004г.

2. Теория государства и права под редакцией Г.Н. Манова. Изд-во Бек, Москва, 1995г.

3. Теория государства и права Юрист Москва 1996г.

4. Теория государства и права учебник для студентов Вузов под редакцией Матузова Н. И.М. 2005г.

5. Теория государства и права под ред. Сырых В.М. М. 2006г.

6. Рене Давид, Камилла Жоффре - Спиноза. Основные правовые системы современности М. Международные отношения 1998г.

7. Теория права С.С. Алексеев Из-во Бек Москва 1995г.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.