p align="left">Расширились также источники доходов, идущих непосредствен-но в бюджеты местных Советов. К примеру, законами о Государ-ственном бюджете СССР на 1958 и 1959 г. устанавливалось, что дохо-ды, поступающие по подоходному налогу с колхозов, сельхозналогу и налогу с холостяков, одиноких и малосемейных граждан, полнос-тью зачисляются в республиканский бюджет. Затем значительная часть этих средств перечислялась в местные бюджеты. Но, как отмечают историки, эти нововведения желаемого ре-зультата не дали: свою роль сыграла командно-административная система. Дело в том, что, устанавливая в очередном акте новые пра-ва Советов, центр «забывал» обеспечить их материальными, организационными и структурными механизмами, и эти нововведения обрекались на декларативность. К тому же возникла зависимость Советов от своих же исполни-тельных органов, когда фактически аппарат стал довлеть над Сове-тами, формируя и направляя их деятельность вместе со всем депу-татским корпусом. Значительное место развитию местного самоуправления было отведено в Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. В этих Основных законах был зафиксирован принцип верховенства Советов как единственных единых органов государственной власти. Закрепляя полновластие Советов, они устанавливали, что все дру-гие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам. Специальная глава Конституции РСФСР была посвящена местным органам власти и управления. Были четче и полнее разработаны функции местных Советов. В их ведении находилась значительная часть предприятий местной, топливной и пищевой промышленно-сти, промышленности строительных материалов, сельского, водно-го и мелиоративного хозяйства, торговли и общественного питания, ремонтно-строительных организаций, электростанций и т. д. Как характеризовалась система местного самоуправления в СССР, в том числе и в Российской Федерации в 80-е гг. XX в.? По Конституции СССР 1977 г. местные Советы должны были руководить на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждать планы эко-номического и социального развития и местный бюджет; осу-ществлять руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обе-спечивать соблюдение законов, охрану государственного и обще-ственного порядка, прав граждан; содействовать укреплению обо-роноспособности страны. В пределах своих полномочий местные Советы должны были обе-спечивать комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществлять контроль за соблюдением законодатель-ства расположенными на этой территории предприятиями, учреж-дениями и организациями вышестоящего подчинения; координиро-вать и контролировать их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культур-ного, бытового иного обслуживания населения. Решения местных Советов, принятые в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза СССР, союзной и автономной республики, были обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учрежде-ниями и организациями, а также должностными лицами и гражда-нами. Районные, городские и районные в городах Советы могли обра-зовывать отделы и управления исполкомов, утверждать и освобож-дать от должности их руководителей; отменять решения нижесто-ящих Советов; создавать наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, комиссии по борьбе с пьянством при исполкомах Советов, комитеты народного контроля, утверждать их составы, назначать и освобождать от должности их председателей; утверждать структуру и штаты исполнительного комитета, его от-делов и управлений, исходя из принятых в республике нормативов и установленной для исполкома численности административно-управленческого аппарата. Сельские и поселковые Советы на сессиях объединяли, направ-ляли средства, выделенные колхозами, совхозами, предприятиями на жилищно-коммунальное, культурно-бытовое строительство и благоустройство; утверждали и освобождали от должности руково-дителей школ и других подведомственных им учреждений; рассма-тривали замечания и предложения по уставам сельскохозяйствен-ных артелей; утверждал представления в исполнительные комитеты вышестоящих Советов по вопросам, связанным с изменением ад-министративно - территориального устройства. Кроме перечисленных местные Советы были правомочны, рас-сматривать и решать на сессиях любые вопросы, отнесенные к их ведению законодательством Союза ССР, союзной и автономной республики. Местные Советы сами определяли целесообразность рассмо-трения того или иного вопроса Советом или подотчетным ему ор-ганом. В принципе местные Советы имели право рассматривать и решать любой вопрос, отнесенный к их ведению. Однако местным Советам не было необходимости подменять подчиненные им орга-ны управления и самим рассматривать все вопросы экономическо-го и социального развития. На практике они принимали к своему рассмотрению лишь те вопросы, которые имели наиболее важное значение. Объем прав и обязанностей местных Советов зависел от их зве-на. Так, областные, краевые Советы сосредоточили в своих руках все нити руководства экономическим и социальным развитием. Они непосредственно руководили предприятиями, учреждени-ями и организациями, находящимися в их подчинении, а также предприятиями, учреждениями и организациями, подчиненными нижестоящим Советам. Районный Совет как узловое звено местных органов власти вы-ступал организатором развития всех отраслей местного хозяйства, непосредственно руководил развитием местной промышленно-сти, всем делом социального, коммунально-бытового, культурно-го, торгового обслуживания населения, народным образованием, здравоохранением. Это было обусловлено тем, что большинство предприятий и учреждений сферы обслуживания находилось в не-посредственном подчинении районных Советов. Районный Совет выступал также непосредственным организатором и руководителем развития сельскохозяйственного производства. Планово-регулирующие начала занимали в его деятельности зна-чительно меньшее место и проявлялись в руководстве, осуществля-емом через сельские, поселковые Советы и Советы городов район-ного подчинения. Для городских Советов была характерна деятельность, прежде всего в сфере руководства промышленностью, городским хозяй-ством и обслуживания населения. Они руководили подчиненными им предприятиями, принимали меры по развитию производства то-варов народного потребления и местных строительных материалов на базе местного сырья, осуществляли контроль за строительством, ведущимся на их территории, организовывали жилищное, комму-нальное, культурно-бытовое строительство. Городские Советы ру-ководили учреждениями культуры, государственной и кооператив-ной торговлей, общественного питания, предприятиями бытового обслуживания, благоустройством городов, коммунальным хозяй-ством. В их ведении находилось руководство всей деятельностью школ, внешкольным воспитанием детей, работой по медицинскому и пенсионному обслуживанию населения и т. д. Особенности компетенции сельских и поселковых Советов про-являлись в их задачах и правах в области сельского хозяйства и со-циально-культурного обслуживания населения. Сельские и посел-ковые Советы контролировали деятельность колхозов и совхозов и оказывали им помощь в развитии сельскохозяйственного произ-водства. Обратим внимание на компетенцию местных Советов по отно-шению к неподчиненным предприятиям, учреждениям и органи-зациям. Компетенция местных Советов по отношению к неподчиненным предприятиям, учреждениям и организациям затрагивала самые различные сферы их деятельности. Наиболее широкий объем прав местным Советам был предостав-лен в сфере, связанной с обслуживанием населения. Местные Со-веты контролировали деятельность всех расположенных на их тер-ритории предприятий, учреждений и организаций по жилищному, коммунальному строительству, строительству объектов социально-культурного и бытового назначения, производству товаров народ-ного потребления, по разработке и проведению мер в области об-разования, здравоохранения культуры, землепользования, охраны природы, использования трудовых ресурсов. Во всех организациях, независимо от их подчиненности. Советы контролировали соблюдение социалистической законности, состо-яние охраны прав, свобод и интересов граждан, работу с письмами, жалобами и заявлениями трудящихся. С полномочиями местных Советов по отношению к неподчи-ненным предприятиям, учреждениям и организациям в тесной свя-зи находились их права по обеспечению единого государственного руководства всеми процессами экономического и социально-куль-турного строительства на своей территории, т. е. их права по осу-ществлению координационных функций. Они распространялись на всю подведомственную местному Совету территорию и на все без исключения (как подчиненные, так и неподчиненные и непод-ведомственные) предприятия, учреждения и организации. Иными словами, речь шла о широком комплексном подходе к перспекти-вам развития соответствующих территорий. Это прямо предпола-гало необходимость объединения возможностей, усилий и средств всех предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Совета, с целью обеспечения наиболее эффективного развития всех процессов экономического, государственного, ад-министративного и социально-культурного строительства, охраны прав и свобод граждан, обеспечения правопорядка. Различия в подчиненности местным Советам предприятий, учреж-дений и организаций влияли не на наличие или отсутствие у местных Советов права воздействия на определенный круг субъектов, а на сте-пень этого воздействия в различных сферах деятельности. Подчиненными предприятиями, учреждениями и организация-ми местные Советы были правомочны руководить в полном объеме и всеми сторонами их деятельности. По отношению к неподчиненным предприятиям, учреждениям и организациям сфера воздействия местных Советов была более узкой и носила иной характер: в вопросах, прямо затрагивающих интересы населения (так называемых вопросах местного значе-ния), Советы над правом координировать и контролировать их де-ятельность практически в полном объеме. Осуществляя контроль за неподчиненными предприятиями, учреждениями и организа-циями, заслушивая отчеты их руководителей, принимая по ним решения, местные Советы оказывали на них тем самым прямое руководящее воздействие. Содержащиеся в решениях местных Советов предложения и рекомендации в адрес расположенных на территории Совета предприятий, учреждений и организаций выше-стоящего подчинения должны быть рассмотрены руководителями этих организаций, и результаты сообщены Совету в установленный законом срок. Принятые в пределах предоставленных Советам прав, их ре-шения были обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории Совета. В случае невыполнения их требований Советы действова-ли через соответствующие вышестоящие органы: вносили в необ-ходимых случаях свои предложения, входили с представлениями о наложении на руководителей, не выполнивших решения Совета, дисциплинарных взысканий вплоть до освобождения их от занима-емой должности. Многие местные Советы объединяли средства предприятий, учреждений и организаций вышестоящего подчинения, ассигно-ванные на жилищное, культурное и коммунально-битовое строи-тельство, и выступали в роли единого заказчика. Реализация компетенции местных Советов осуществлялась в различных организационно-правовых формах, дополняющих друг друга, связанных в единую систему. Многогранность и сложность функций Совета обуславливали значительную дифференциацию этой системы, специализацию отдельных ее элементов. Разнообразие организационных форм деятельности Советов тре-бовало правильного их сбалансирования, строгого учета их особен-ностей и назначения в общей системе руководства, осуществляемо-го каждым органом государственной власти. Главной организационно-правовой формой деятельности мест-ных Сонетов являются сессии. Сессия местного Совета - это созванное в установленном за-коном порядке общее собрание депутатов Сонета, правомочное решать все вопросы его компетенции. Именно на сессии Совет вы-ступал как представительный орган власти, верховенствующий на своей территории. На сессиях Советы рассматривали все важней-шие вопросы, отнесенные к их компетенции, контролировали и на-правляли деятельность постоянных комиссий, депутатских групп, исполнительных комитетов, а также иных органов государственно-го управления. Периодичность сессий местных Советов определялась Консти-туциями союзных и автономных республик и законами о местных Советах: сессии краевых, областных Советов, Советов автономных областей, автономных округов, районных, городских и районных в городах Советов проводились не реже 4 раз в год. Периодич-ность сессий сельских и поселковых Советов в РСФСР, Казахской ССР, Азербайджанской ССР, Молдавской - 6 раз, а в остальных республиках - 4 раза в год. Конституциями автономных республик устанавливалась такая же периодичность сессий местных Советов, как и Конституцией союзной республики, в составе которой на-ходилась данная АССР. Сессии проводились равномерно: не реже одного раза в три месяца (если периодичность сессии - 4 раза в год) и одного раза в два месяца (при периодичности сессии - 6 раз в год). Пытаясь придать политическую, экономическую и обществен-ную значимость Советам всех уровней, ЦК КПСС выносил эти вопросы на специальные пленумы. Так, в числе прочих вопросов 10 апреля 1984 г. очередной Пленум ЦК КПСС рассмотрел вопро-сы партийного руководства Советами и повышения их роли в ком-мунистическом строительстве. Однако на нем, в который уж раз, был лишь декларирован тезис о том, что Советы это политическая основа государства. Тем не менее, в механизме правового обеспе-чения комплексного развития экономики на местах выделялись элементы, свидетельствующие о расширении круга полномочий местных Советов.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|