на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Место и роль Общественной палаты РФ в системе государственных органов

Место и роль Общественной палаты РФ в системе государственных органов

4

Оглавление:

Введение

Основная часть

1. Место Общественной палаты РФ в системе государственных органов в России

2. Роль Общественной палаты РФ в системе государственных органов в России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Гражданское общество - неотъемлемый спутник правового государства - находится сейчас в стадии становления. От развития институтов гражданского общества напрямую зависит реализация ст. 1 Конституции РФ о правовом характере Российского государства. Конституционное закрепление России как правового государства можно считать перспективной нормой, определяющей главный ориентир общественного развития.

Воплощение идеи правового государства - это, скорее, идеал, к которому должны стремиться все цивилизованные страны. Тем не менее, наличие в главном нормативном правовом акте страны нормы о правовом государстве имеет большое значение. Она призвана оказать определяющее влияние на весь строй отношений личности - общества - государства, так как наличие такой нормы обязывает государство и его органы в своей деятельности руководствоваться принципами правового государства. Законы и другие нормативные акты в такой стране должны соответствовать этим же принципам.

Наконец, поколения людей должны привыкнуть к тому, что они живут в правовом государстве и могут требовать от государства и его органов действовать в соответствии с нормами и принципами, присущими правовому государству, а также соотносить с теми же нормами и принципами свою деятельность Садовникова Г.Д. Общественная палата РФ и ее роль в развитии институтов народного представительства в России // Конституционное и муниципальное право, 2006, № 1..

Права человека должны соблюдаться так, как это принято в правовом государстве. Правовое государство, по мнению классиков российской и мировой конституционно-правовой мысли, возможно только при наличии народного представительства.

Появившийся в нашей стране сравнительно недавно новый институт общественных палат призван усилить связь гражданского общества с органами государственной власти через представительные учреждения.

Идея создания Общественной палаты Российской Федерации возникла в Послании 2004 г. Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации: «Имеет также смысл использовать и накопленный в ряде регионов России опыт работы общественных палат. Такие постоянно действующие негосударственные организации могут обеспечивать независимую экспертизу важнейших нормативных актов. Актов, непосредственно затрагивающих интересы граждан» Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.05.2004 г. «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ». Российская газета, № 109, 27.05.2004..

Общественная палата не является принципиально новым институтом гражданского общества. Так, распоряжением Президента РФ «Об образовании Общественной палаты Конституционного совещания» была образована Общественная палата Конституционного совещания Распоряжение Президента РФ от 24.09.1993 г. № 659-рп «Об образовании Общественной палаты Конституционного совещания». Собрание актов Президента и Правительства РФ, 27.09.1993, № 39, ст. 3674..

В соответствии с предложением ряда политических партий и движений об улучшении взаимодействия федеральных органов государственной власти при создании правовой базы экономических и политических реформ и привлечении к этому процессу широких кругов общественности Указом Президента РФ «О Политическом консультативном совете» Общественная палата при Президенте РФ была преобразована в Политический консультативный совет Указ Президента РФ от 25.06.1996 г. № 989 «О Политическом консультативном совете». СЗ РФ, 01.07.1996, № 27, ст. 3232..

Наконец, 16.03.2005 г. был принят ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации».

В работе будут рассмотрены следующие положения:

1. Место Общественной палаты РФ в системе государственных органов в России;

2. Роль Общественной палаты РФ в системе государственных органов в России.

Основная часть

1. Место Общественной палаты РФ в системе государственных

органов в России

Не существуют ни одного «юридического» определения Общественной палаты РФ. Можно сказать, что Общественная палата - это, во-первых, институт, во-вторых, институт общественный, неполитический (не участвующий в распределении власти и в борьбе за ее осуществление), можно даже сказать, гуманитарно-научный институт, созданный для согласования интересов общества и его членов.

Общественная палата РФ не входит в систему органов государственной власти РФ. В статье 11 Конституции РФ установлено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

В части 1 ст. 1 ФЗ законодателем сделана попытка установить правовой статус Общественной палаты ФЗ от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» (ред. от 27.12.2005). СЗ РФ, 11.04.2005, № 15, ст. 1277.. Правительство РФ в своем Заключении «На проект Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» указывало на необходимость дополнительной проработки вопроса о правовом статусе Общественной палаты, которая является формой взаимодействия граждан и органов государственной власти, но при этом имеет аппарат в форме государственного учреждения Заключение Правительства РФ от 30.11.2004 № 5530п-П15 «На проект Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации».. Однако положения законопроекта в этой части так и не были уточнены.

В результате об Общественной палате можно говорить только довольно обобщенно - это новый общественный институт в Российской Федерации, который призван обеспечить взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Правовой статус же аппарата Общественной палаты, который согласно ч. 1 ст. 26 ФЗ осуществляет обеспечение деятельности Общественной палаты, определен в ч. 2 ст. 26 ФЗ достаточно четко: аппарат Общественной палаты является государственным учреждением ФЗ от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» (ред. от 27.12.2005). СЗ РФ, 11.04.2005, № 15, ст. 1277..

Аппарат Общественной палаты выполняет следующие функции по взаимодействию с органами государственной власти РФ:

· обеспечивает взаимодействие Общественной палаты с Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также организует присутствие членов Общественной палаты на пленарных заседаниях и заседаниях комитетов и комиссий Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, коллегиях федеральных органов исполнительной власти;

· обеспечивает рассмотрение Общественной палатой обращений Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 30.09. 2005 № 590 «О создании федерального государственного учреждения «Аппарат общественной палаты Российской Федерации». СЗ РФ, 03.10.2005, № 40, ст. 4042..

Целью Общественной палаты является обеспечение согласования для решения наиболее важных вопросов интересов:

· с одной стороны - общественно значимых интересов граждан Российской Федерации и общественных объединений;

· с другой стороны - интересов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В качестве сфер, наиболее важные вопросы в которых подлежат разрешению с помощью согласования, обеспечиваемого Общественной палатой, в ст. 2 ФЗ указаны:

· экономическое и социальное развитие России;

· обеспечение национальной безопасности России;

· защита прав и свобод граждан России;

· защита конституционного строя России;

· защита демократических принципов развития гражданского общества в России ФЗ от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» (ред. от 27.12.2005). СЗ РФ, 11.04.2005, № 15, ст. 1277..

Следует отметить, что целью Общественной палаты является согласование интересов именно органов государственной власти. Президент РФ же согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ является главой государства. Осуществление целей, аналогичных целям Общественной палаты, в отношениях с Президентом РФ возложено на Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, в который в соответствии с Указом Президента РФ преобразована Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации Указ Президента РФ от 6.11.2004 г. № 1417 «О Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека». СЗ РФ, 15.11.2004, № 46 (ч. II), ст. 4511.

. Председателем Совета назначена Э.А. Памфилова.

Названным Указом Президента РФ также утверждены:

· Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека;

· состав Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Совет согласно п. 1 указанного Положения является консультативным органом при Президенте РФ, образованным в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента РФ о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета.

В статье 2 ФЗ также обозначены шесть задач Общественной палаты, в отношении которых следует отметить следующее.

Привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики (п. 1 ст. 2 ФЗ).

Привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики установлено в качестве одной из задач Общественной палаты. Однако в других положениях ФЗ не содержится механизма реализации данной задачи.

На эту недоработку обращено внимание еще на стадии принятия законопроекта в первом чтении в Заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы от 20.12.2004 г. № 2.2-1/4313 «По проекту Федерального закона № 118890-4 «Об Общественной палате Российской Федерации» (первое чтение)». Однако положения законопроекта в этой части так и не были уточнены. В результате задача Общественной палаты, закрепленная в п. 1 ст. 2 ФЗ, представляет собой положение декларативного характера.

Положения о поддержке Общественной палатой гражданских инициатив содержатся в ст. 21ФЗ. В частности, Общественная палата осуществляет сбор и обработку информации об инициативах граждан Российской Федерации и общественных объединений (ч. 1 ст. 21), организует и проводит гражданские форумы и слушания по актуальным вопросам общественной жизни (ч. 2 ст. 21), доводит до сведения граждан Российской Федерации информацию об инициативах граждан Российской Федерации и общественных объединений (ч. 3 ст. 21).

Проведение общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления (п. 3 ст. 2 ФЗ).

Экспертиза проектов перечисленных нормативных правовых актов не только закреплена в Указ Президента РФ от 6.11.2004 г. № 1417 «О Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека». СЗ РФ, 15.11.2004, № 46 (ч. II), ст. 4511.п. 3 ст. 2 ФЗ в качестве одной из задач Общественной палаты, но и отнесена в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 16 ФЗ к непосредственным полномочиям Общественной палаты.

Осуществление общественного контроля за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (п. 4 ст. 2 ФЗ).

Следует отметить два момента при рассмотрении данной задачи общественного контроля: во-первых, общественный контроль предусмотрен в отношении деятельности только исполнительных органов государственной власти - Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также в отношении деятельности органов местного самоуправления; во-вторых, общественный контроль осуществляется в соответствии с Законом.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.