p align="left">Следователь, получив указанные материалы, должен проверить соблюдение условий проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных в законе «Об ОРД», и убедиться в достоверности их результатов. На практике встречаются случаи, когда оперативные работники допускают нарушения, идут на фальсификацию документов. Это происходит, по нашему мнению, по двум причинам: из-за недостаточного знания закона и с целью повысить «результативность» своей работы. Такие нарушения могут повлечь за собой необоснованное привлечение к уголовной ответственности, а также утрату доказательств в процессе следствия и прекращение уголовного дела. Так, оперработником Р. было произведено изъятие наркотического средства у М., составлен протокол личного досмотра и только после этого были приглашены понятые, которые видели уже изъятый наркотик, они по предложению Р. поставили свои подписи в протоколе личного досмотра. В целях установления достоверности результатов оперативно-розыскных мероприятий следователь производит допросы в качестве свидетелей сотрудников милиции, граждан и специалистов, принимавших участие в мероприятии; осматривает и приобщает к уголовному делу в качестве вещественных доказательств полученные наркотические средства, иные вещества и предметы, деньги, видео-звукозаписи, фотографии и т.п. В необходимых случаях по этим материалам назначаются соответствующие экспертизы. Новый закон РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» недавно вступивший в силу, разрешает использование наркотических средств и психотропных веществ в оперативно-розыскной деятельности без лицензии. В ст. 36 Закона перечислены виды такой деятельности - это контролируемая поставка, проверочная закупка, оперативный эксперимент, сбор образцов для сравнительного исследования, оперативное внедрение, исследование предметов и документов. Также данный Закон в ст. 49 в целях противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров дает органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, право на проведение: - контролируемой поставки - оперативно-розыскного мероприятия, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются перемещение в пределах Российской Федерации ввоз (вывоз) или транзит через территорию Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования; - проверочной закупки - оперативно-розыскного мероприятия, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования; - иных оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных законодательством РФ об оперативно-розыскной деятельности. Новый закон позволит оперативным работникам отслеживать пути поставки и каналы сбыта наркотических средств, что, несомненно, приведет к существенному сокращению незаконного оборота наркотических средств на территории Российской Федерации. 2. Первоначальные следственные действия по делам связанным с незаконным оборотом наркотических средств 2.1 Роль первоначальных следственных действий по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств Успех в расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств во многом зависит от комплексного проведения следственных и оперативно-розыскных действий органом дознания и предварительного следствия. Для раскрытия и расследования данного вида преступлений необходимо выделить и провести типичные следственные действия по сбору и проверке доказательств. К таким действиям, осуществляемым следователем, органом дознания, прокурором в установленном законом порядке, относятся: 1) осмотр места происшествия; 2) задержание с поличным; 3) возбуждение уголовного дела; 4) медицинское обследование (освидетельствование); 5) допрос подозреваемого; 6) обыск, выемка; 7) назначение судебно-медицинской, химической и другой экспертизы; 8) допрос свидетелей, соучастников и др.; 9) предъявление для опознания людей и предметов; 10) следственный эксперимент; 11) получение образцов для сравнительного исследования и пр. В целях разоблачения лиц, занимающихся незаконным оборотом наркотических средств и успешного расследования дел о наркомании, оперативные службы криминальной милиции и отделы по борьбе с организованной преступностью проводят оперативно-розыскные действия, для участия в которых могут привлекаться некоторые службы общественной безопасности. Такие действия могут предприниматься до выявления преступного деяния, возбуждения уголовного дела, а также после возбуждения уголовного дела. Розыскные действия регулируются подзаконными актами. К таким действиям относятся: открытое наблюдение и оперативная обстановка; разведывательный опрос; использование оперативного учета и техники, негласного аппарата службы криминальной милиции. При успешной реализации оперативных данных процессуальным путем в сочетании со следственными действиями (обыск и выемка; задержание; допрос свидетелей и подозреваемых и т.д.) орган дознания и предварительного следствия достигает положительных результатов в раскрытии преступлений. Решающее значение для расследования имеет своевременное проведение первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, помимо первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий необходимо запланировать и своевременно провести определенный комплекс последующих следственных действий, помогающих установить все обстоятельства предмета доказывания и все эпизоды преступной деятельности обвиняемых, включая ранее совершенные ими, но не раскрытые преступления; выявить всех соучастников, определить причины и условия, способствовавшие совершению преступлений, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства и данные, характеризующие личность правонарушителей. Большинство криминалистов процесс расследования разделяют на два этапа - первоначальный и последующий [23. с. 89; 28. с. 13; 7. с. 26 и др.]. Однако в современной литературе высказывается мнение о наличии большего числа этапов расследования отдельных видов преступлений [3. с. 259-262; 20. с. 115 и др.]. На наш взгляд, именно последняя точка зрения заслуживает особого внимания. В соответствии со ст. 44 УПК РФ представляется целесообразным рассматривать в качестве самостоятельного этапа возбуждение уголовного дела (этап доследственной проверки), т. к. в большинстве случаев, основаниями для возбуждения уголовных дел по такого рода преступлениям являются материалы оперативно-розыскных служб. Второй и третий этапы расследования рассматриваемого вида преступлений составляют, соответственно, проведение следственных и оперативно-розыскных действий. Наиболее распространенными действиями на первоначальном этапе расследования являются: задержание с поличным; осмотр места задержания (происшествия); личный обыск; обыск и выемка; осмотр одежды, тела, предметов, вещей, транспорта (с целью изъятия вещественных доказательств, наркотических средств, средств совершения преступлений и иных предметов со следами преступления), содержимого из-под ногтей, взятие соскобов смолистых веществ с ладоней задержанного, образцов крови, слюны и микрочастиц; назначение экспертизы и освидетельствования, первоначальные оперативно-розыскные мероприятия. Последующий этап расследования включает такие следственные и оперативно-розыскные действия, как допрос подозреваемого, свидетелей, соучастников; проведение одновременных обысков у обвиняемого и других лиц, выявление причин и условий, способствующих незаконному изготовлению, приобретению, хранению или сбыту наркотических средств и принятие мер по их устранению. Вопросы, связанные с классификацией следственных действий, были предметом рассмотрения в уголовно-процессуальной литературе. В данном случае авторы выделяют четыре группы следственных действий [31. с. 82]. В первую группу входят следственные действия, познавательные функции которых связаны с восприятием и осмыслением объективных данных преступного поведения. Это - осмотр места происшествия, предметов, документов, трупа; допрос очевидцев и потерпевших, непосредственно воспринимавших факты преступного поведения; обыск; выемка; освидетельствование; и проведение различного рода экспертиз. Перечисленные следственные действия позволяют установить характер конкретного вида преступления, материальные следы, отдельные обстоятельства его совершения и по ним восстановить фактическую картину преступного поведения и элементы его субъективной стороны. Ко второй группе следственных действий относятся те познавательные функции, которые связаны с восприятием вербальной (устной и письменной) информации о субъективной стороне преступления. Сюда включаются допросы свидетелей, которые не были очевидцами преступления, но знают о содержании его субъективной стороны из высказываний самого правонарушителя, очные ставки, а также следственные действия по обнаружению письменных форм отражения информации о субъективной стороне - выемка документов, арест и осмотр почтово-телеграфной корреспонденции, осмотр записей, дневников, писем и т.д. Третья группа следственных действий связана с самоотчетом о субъективной стороне преступления самого обвиняемого. Она включает в себя допросы подозреваемого и обвиняемого. Четвертая группа следственных действий основана на одновременном восприятии как материальной, так и вербальной информации о субъективной стороне. Это следственный эксперимент и проверка показаний на месте. Таким образом, система предусмотренных законом следственных действий, по существу, охватывает все источники получения доказательственной информации о субъективной стороне расследуемого преступления, включая реальное преступное поведение, вербальные формы общения, самоотчет субъекта преступления, интегрированные виды информации. 2.2 Осмотр места происшествия Осмотр места происшествия относится к первичным, неотложным следственным действиям. Несвоевременное производство осмотра почти всегда сопряжено с утратой следов преступления, изменением обстановки места происшествия, что нередко затрудняет установление виновного и обстоятельств преступления. В соответствии со ст. ст. 176, 177 УПК РФ следователь производит осмотр места происшествия, местности, помещения, предметов и документов в целях обнаружения следов преступления и других вещественных доказательств, выяснение обстановки происшествия, а равно и иных обстоятельств, имеющих значение для дела. Значение осмотра места происшествия для раскрытия и расследования преступлений обусловлено его местом в структуре расследования как источника получения первичной доказательственной и оперативно-розыскной информации о преступном событии и совершившем его лице. В условиях научно-технического прогресса познавательные возможности осмотра возрастают. Существенно расширился круг материальных следов, которые могут приниматься для целей доказывания, арсенал технических средств и приборов по их обнаружению, фиксации и исследованию. Деятельность по осмотру совершенствуется также в организационно-тактическом плане. Все более широкий круг специалистов привлекается следователями для производства этого следственного действия. Одной из организационных форм успешного использования познавательных возможностей осмотра места происшествия являются следственно-оперативные группы, создаваемые в органах прокуратуры и внутренних дел. Расширение познавательных возможностей осмотра места происшествия происходит за счет выявления фактических данных о признаках состава преступления, характеризующих объективную и субъективную сторону преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств. В криминалистической литературе имеются отдельные упоминания о необходимости установления объективной стороны, а в меньшей степени субъективной в ходе осмотра места происшествия [3. с. 273-306]. Сам же процесс и конкретные приемы установления этих данных лишь упоминаются. Между тем, материальные следы преступления позволяют извлекать информацию обо всех признаках преступного события, в том числе и о его объективной и субъективной стороне. В силу закона отражения между местом происшествия и преступным событием существует прямая информационная связь. Познание преступного события в ходе осмотра места происшествия не может завершиться лишь выявлением его следов, а также вещественных доказательств, хотя этот этап познания и имеет непосредственно доказательственное значение. Познание преступного события в ходе осмотра идет дальше: от восприятия следов и вещественных доказательств и их исследованию в целях раскрытия и получения информации обо всех его элементах, включая данные об объективной и субъективной стороне преступления. Субъективная сторона преступления не поддается непосредственному восприятию. Отсюда делается вывод, что ее установление не может относиться к задачам осмотра происшествия. В ходе осмотра места происшествия можно процессуально зафиксировать только материальные следы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|