на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Методика расследования дорожно-транспортных происшествий в России
p align="left">Последствия, наступившие в результате дорожно-транспортных происшествий, можно условно разделить на три группы.

К первой группе следует отнести происшествия, в результате которых наступила смерть одного (28% от всех изученных уголовных дел) или нескольких человек (2%). Ко второй группе--в результате которых потерпевшим причинены тяжкие (22%), менее тяжкие (30%) или легкие (20%) телесные повреждения. К третьей группе -- преступления, повлекшие причинение существенного материального ущерба.

Возможности получения криминалистически значимой информации неодинаковы. Так, при последствиях первой группы получение информации от одного из участников события исключается и поэтому необходим всесторонний анализ информации, полученной от других участников события. При последствиях второй группы потерпевший может давать показания, однако в силу внезапности и быстротечности события, а также ненаправленности внимания они могут содержать значительные искажения обстоятельств происшедшего. Вследствие этого показания потерпевших следует тщательно проверять. При последствиях третьей группы образуется большое число материальных следов, анализ которых, в основном, позволяет разрешить важные для расследования обстоятельства.

Дорожно-транспортные происшествия совершаются, в основном, лицами в возрасте от 24 до 40 лет (62,9%). Лица моложе этой группы (от 18 до 24 лет) совершают 25,8%, а старше 40 лет-- 11,8% происшествий. В подавляющем большинстве все они имеют среднее образование (66,1%). Доля лиц, имеющих среднетехническое и высшее образование, составляет соответственно 12,2% и 8%. Остальные 13,7% имеют неполное среднее образование. В зависимости от характера трудовой деятельности 77,4% происшествий совершают рабочие, 19,3%--служащие, 3,3% -- пенсионеры, студенты и др. Уровень прежней судимости невысок и составляет 6,4%. Вместе с тем велико число происшествий, совершаемых в состоянии опьянения. Оно составляет 29%.

Первая группа ситуаций является самой распространенной и возникает, в основном, при столкновениях транспортных средств. Она содержит весьма обширную информацию об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия вследствие того, что участники события находятся на месте происшествия. Кроме того, о самом происшествии быстро становится известно органам внутренних дел, поэтому около 50% мест происшествий осматривается в срок до 1 часа с момента их совершения. Это в значительной мере определяет характер и последовательность следственных действий по разрешению ситуаций. Арсенал следственных действий по разрешению подобной ситуации невелик: осмотр места происшествия, допрос свидетелей, назначение судебно-медицинской экспертизы, допрос потерпевшего, допрос водителя в качестве свидетеля или подозреваемого.

Вторая группа ситуаций определяется сведениями о времени, месте совершения происшествия, его последствиях, но отсутствием информации о водителе и транспортном средстве.

Характер и последовательность следственных действий, направленных на разрешение ситуации, имеет свои особенности. Непосредственно после осмотра места происшествия целесообразно допросить потерпевшего, а затем свидетелей. Одновременно целесообразно назначить экспертизы (судебно-медицинскую, криминалистическую). После допроса установленного водителя необходимо предъявить его для опознания потерпевшему, свидетелям-очевидцам и при необходимости провести очные ставки.

Так, Д., управляя автомобилем марки ГАЗ-24, ночью на одной из улиц Москвы совершил наезд на С., причинив ему тяжкие телесные повреждения, и с места происшествия скрылся. К началу расследования следователь располагал сведениями, полученными при осмотре места происшествия, о месте совершения преступления, типе автомобиля. По характеру эта ситуация оказалась сложной, так как неизвестно было совершившее преступление лицо, а также транспортное средство. Однако информированность следователя об этих обстоятельствах получила определенную направленность после допроса потерпевшего, который назвал марку автомобиля и его цвет.

Допрос свидетелей еще более конкретизировал эту информацию--были установлены две цифры и серия государственного номера автомобиля, а также некоторые приметы водителя. В процессе розыскных мероприятий, основанных на полученной при расследовании информации, А. был установлен и опознан свидетелями. Кроме того, факт нахождения автомобиля на месте происшествия был подтвержден криминалистическими исследованиями следов колес автомобиля, обнаруженных на месте преступления.

В ситуации третьей группы известны время, место совершенного происшествия, последствия, транспортное средство, но не имеется сведений о лице, его совершившем. В таких ситуациях потерпевший и свидетели могут наблюдать водителя, скрывающегося с места происшествия. Поэтому уже в ходе осмотра места происшествия необходимо принять меры по розыску владельца транспортного средства, а после окончания осмотра допросить его (или лицо, им названное, управляющее транспортным средством) об обстоятельствах совершения происшествия. Затем допросить потерпевшего, свидетелей, предъявить установленного водителя для опознания. При назначении судебно-медицинской экспертизы необходимо иметь в виду, что в некоторых случаях (например, при столкновении транспортных средств) она может быть назначена в отношении подозреваемого водителя с целью установления характера телесных повреждений, возникающих при ударе об отдельные части автомобиля, и определения конкретного лица, управлявшего транспортным средством.

В таких случаях часто инсценируется угон транспортного средства с целью создания ложного алиби. Например, Л., управляя автомобилем марки “Москвич”, совершил столкновение со следовавшим впереди легковым автомобилем, а затем с места ДТП скрылся, оставив автомобиль на месте происшествия. В результате владельцу автомобиля, с которым Л. совершил столкновение, был причинен существенный материальный ущерб. На другой день рано утром Л. заявил в органы милиции об угоне автомобиля. Во время допроса Л. отрицал свою причастность к совершению преступления, ссылаясь на то, что автомобиль вечером оставил около дома, откуда он был угнан неизвестным лицом. Угон автомобиля им был обнаружен утром следующего дня. В этих условиях следователь обоснованно сразу же после допроса Л., потерпевшего и свидетелей предъявил его этим лицам для опознания. После опознания Л. дал правдивые показания и пояснил, что сделанное им заявление об угоне автомашины является ложным.

Особенностью четвертой группы ситуаций является то, что в начале расследования следователь располагает достоверной информацией лишь о последствиях происшествия. При этом, как правило, неизвестны время, место совершения преступления и лицо, его совершившее. Пути получения информации, необходимой для решения этой ситуации, специфичны. Эта ситуация характерна для наезда транспортного средства на человека и возникает, в основном, в связи с обнаружением трупа. Сразу же после осмотра места обнаружения трупа и допроса лиц, обнаруживших труп, назначается судебно-медицинская экспертиза, по результатам которой удается установить причину смерти (автотравма), последующее за наездом перемещение тела. Одновременно следует развернуть комплекс поисковых мероприятий.

После установления и допроса подозреваемого необходимо осмотреть место дорожно-транспортного происшествия, произвести обыск ,по месту жительства и работы задержанного для обнаружения предметов, свидетельствующих о совершении преступления и его сокрытии, проверку и уточнение показаний подозреваемого для уяснения характера действий по сокрытию преступления. Так, П. 8 декабря 1984 г. трактором в безлюдном месте совершил наезд на Б., причинив ему смертельные телесные повреждения . Отогнав трактор к месту стоянки, П. взял лопату и, вернувшись к месту наезда, забрал у Б. наручные часы, паспорт, после чего оттащил труп в овраг и закопал его. Впоследствии П. продал похищенные часы, а паспорт спрятал во дворе своего дома.

14 декабря труп был случайно обнаружен. Поскольку характер и причина смерти Б. были неясны, следователь назначил судебно-медицинскую экспертизу, из заключения которой следовало, что на трупе имелись характерные для наезда транспортным средством телесные повреждения. Сложность ситуации заключалась в том, что не было известно время и место совершения преступления, транспортное средство и лицо, его совершившее.

Во время поисковых мероприятий были обнаружены принадлежавшие погибшему часы, а затем П., который при допросе отрицал факт совершения км дорожно-транспортного преступления. В этих условиях следователь принял решение о проведении по месту жительства подозреваемого обыска, в ходе которого был обнаружен паспорт погибшего. Полученная информация обеспечила изобличение П. в совершении преступления.

Таким образом, знание исходных следственных ситуаций и умение их анализировать позволяют расширить и конкретизировать тактический и методический арсенал следователя, повысить эффективность расследования дорожно-транспортных происшествий.

§ 3. Розыск водителя, скрывшегося с места дорожно-транспортного происшествия

Исходные следственные ситуации позволяют правильно оценить полученную в ходе расследования информацию и направить ее на решение основной задачи--установление скрывшегося с места происшествия водителя. В этих целях осуществляется комплекс следующих поисковых мероприятий: преследование скрывшегося транспортного средства, заградительные мероприятия, поисковая деятельность служб милиции. Эти мероприятия осуществляются одновременно с осмотром места происшествия.

Если водитель скрылся с места происшествия на транспортном средстве, то при осмотре следует в первую очередь выявить обстоятельства, которые могут указать на особенности автомототранспорта.

Важную информацию об этом можно получить при устной беседе со свидетелями на месте происшествия. К таким сведениям относятся: характерные приметы транспортного средства; повреждения автомототранспорта, их особенности, следы дорожно-транспортного происшествия; приметы водителя и пассажиров. После выяснения необходимых сведений следует поручить участникам следственно-оперативной группы (оперуполномоченному уголовного розыска, участковому инспектору милиции, инспектору дорожно-патрульной службы ГАИ) преследование в направлении предполагаемого движения транспортного средства. Если направление, в котором оно скрылось, неизвестно, то преследование целесообразно организовать в двух направлениях дороги одновременно.

При планировании мероприятий по розыску водителя, скрывшегося с места происшествия, необходимо предвидеть его противодействие, которое заключается в следующем: во-первых, он стремится быстро скрыться с места происшествия; во-вторых, после происшествия водитель проверяет состояние внешнего вида транспортного средства и уничтожает на нем следы; в-третьих, обеспечивает себе алиби. В этих целях он вносит изменение в транспортные документы, готовит лжесвидетелей, делает заявление в органы милиции об угоне транспортного средства и т. д.

При преследовании изучаются обочины дороги, на которых могут быть следы съезда автомототранспорта с проезжей части, его остановки. В этих местах могут быть обнаружены объекты, свидетельствующие об устранении последствий происшествия: осколки светосигнальных приборов, лобового стекла, поврежденные мелкие детали, следы краски и осыпь грязи со следами коррозии металла, свидетельствующие о попытках выправить повреждения деталей кузова. Кроме того, могут быть обнаружены бумага, тряпки, используемые для уничтожения на транспортном средстве следов крови и других объектов, образовавшихся в результате дорожно-транспортного происшествия. Среди других, имеющих криминалистическое значение объектов, могут быть следы горюче-смазочных материалов (ГСМ), лакокрасочных покрытий (ЛКП) в виде частиц отслоившейся краски, следы обуви водителя или находившихся в транспортном средстве пассажиров.

Если во время преследования удалось задержать водителя, то после допроса его сразу же следует предъявить для опознания свидетелям.

Одновременно с преследованием необходимо организовать заградительные мероприятия с привлечением патрульно-постовой службы милиции и ГАИ. В ходе этих мероприятий блокируются улицы (дороги) района. Вместе с этим проводится комплекс других мер поискового характера.

Если в результате расследования “по горячим следам” обнаружено транспортное средство, то принимаются меры к обнаружению следов лица, управлявшего этим автомототранспортом. Это могут быть следы пальцев рук, частицы почвы на коврике полика кабины, микрочастицы волокон одежды, следы жизнедеятельности человека (слюна, моча и т. д.).

До начала осмотра автомототранспорта через органы ГАИ необходимо установить владельца транспортного средства и немедленно допросить его. Следует иметь в виду, что нередко владельцы автомототранспорта, скрывшиеся с места происшествия, бросают его в безлюдных местах и делают заявление в органы милиции об их угоне. Такие заявления подлежат тщательной проверке, в процессе которой с участием специалиста (медика, криминалиста) необходимо провести освидетельствование водителя с целью обнаружения на его теле телесных повреждений, возникших от ударов об детали кабины, осколков стекла. Если в транспортном средстве повреждено лобовое или другие стекла кузова, то при проведении освидетельствования водителя внимательно осматриваются волосистая часть головы, ушные и носовые отверстия, одежда для обнаружения мелких осколков стекла. Одежду водителя после этого целесообразно исследовать с той же целью в лабораторных условиях.

В результате поисковых мероприятий при обнаружении водителя и транспортного средства информация, полученная в ходе первоначальных следственных действий, используется для обнаружения гаражей, автопредприятий, дворов и других мест хранения транспортных средств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.