на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Механизм государства

Механизм государства

27

Содержание:

Введение

1. Понятие, основные черты и структура механизма государства

2. Орган государства: понятие, признаки, классификация. Органы законодательной, исполнительной, судебной власти

3. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата

4. Совершенствование государственного аппарата современного Российского государства. Этика государственной службы

5. Понятие и сущность бюрократии. Демократический и бюрократический централизм

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Проблемы возникновения, природы, сущности госу-дарства, его функционирования, роли и значе-ния в жизни общества, государственно-правовой дейст-вительности и тенденций его развития, политико-право-вых процессов и их отражения в сознании людей отно-сятся к числу сложнейших и ключевых. Теоретическое осмысление этих проблем -- объективная потребность и необходимое условие научного управления обществен-ными процессами.

На рубеже двух тысячелетий в мире происходят сложные, противоречивые и глубокие изменения и пре-образования. Сказанное относится прежде всего к быв-шим социалистическим странам, где идет переход от командно-административной к рыночной экономике, где постепенно формируются гражданское общество и пра-вовое государство. Подобные преобразования требуют адекватных изменений в государственном управлении и правовом регулировании.

Вместе с тем наше реформируемое общество уже столкнулось с продуктами собственной жизнедеятель-ности, с результатами проведения перестройки и ре-форм. Широкое использование в проводимых преобра-зованиях метода «проб и ошибок», бездумное заимство-вание иноземных рецептов, игнорирование собственных исторических традиций, социально-культурного насле-дия и национальных интересов, радикализм и самонаде-янность реформаторов прервали эволюционное развитие общества, обернулись глубокими и многосторонними негативными последствиями, поставившими под сомне-ние и перестройку, и реформы. Преодолеть нарастание деструктивных процессов можно путем соединения стратегии и тактики реформ с наукой, с научным и ответственным государственным управлением и право-вым регулированием.

1. Понятие, основные черты и структура механизма государства

Механизм государства есть та реальная организацион-ная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представля-ет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.

Механизм государства -- это целостная иерархичес-кая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Приведенное определение позволяет выделить сле-дующие характерные признаки механизма государства.

1. Это целостная иерархическая система государст-венных органов и учреждений. Целостность ее обеспе-чивается едиными принципами организации и деятель-ности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.

2. Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреж-дения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Госу-дарственные органы связаны между собой началами субординации и координации.

3. Для обеспечения государственных властных веле-ний он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,-- вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

4. При помощи механизма практически осуществля-ется власть и выполняются функции государства.

Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что меха-низм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит опре-деляющая роль. Органы государства и учреждения вы-нуждены подстраиваться к изменяющимся его функци-ям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противо-речий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

В учебной литературе понятия «механизм» и «аппа-рат» государства обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин «меха-низм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.

Единый и целостный механизм государства диф-ференцируется (расчленяется) на составные части -- органы, подсистемы. Между ними

Байтин М.И. Механизм современного Российского государства //Правоведение.1999 № 2

существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, на-ходятся в сложных отношениях субординации и ко-ординации.

Структура механизма государства изменчива и раз-нообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая -- только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.

Многие века и тысячелетия государственный меха-низм был неразвит, его органы не были дифференциро-ваны по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталис-тического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.

Механизм современного государства отличается высо-кой степенью сложности, многообразием органов и уч-реждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, пра-вительство. Они обычно находятся в поле зрения обще-ственности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема -- это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также сило-вые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (воен-ное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные от-ряды людей -- войско, полиция.

К органам государства примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не об-ладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.

2. Орган государства: понятие, признаки, классификация. Органы законодательной, исполнительной, судебной власти

Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.

Государственный орган -- это звено (элемент) ме-ханизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властны-ми полномочиями.

Раскрытие понятия, признаков данного органа позво-ляет глубже познать механизм государства в целом.

1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью еди-ного механизма

Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. - М., Издательство НОРМА, 2001

государства, занимает в государствен-ной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.

2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношени-ях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имею-щих связи с государственной службой, являются офи-циальными.

Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штат-ных расписаниях и др.

К числу государственных служащих относятся и дол-жностные лица, которые обладают властными полномо-чиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату в госу-дарственном органе согласно занимаемой должности.

3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру;. Они состоят из подразделений, скреплен-ных единством целей, ради достижения которых образо-ваны, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

4. Важнейшим признаком органа государства являет-ся наличие у него компетенции -- властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного со-держания и объема. Компетенция обусловлена предме-том ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в консти-туции или текущем законодательстве). Реализация орга-ном государства своей компетенции -- это не только его право, но и обязанность.

5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражают-ся: а) в возможности издавать обязательные к исполне-нию правовые акты. Эти акты могут быть нормативны-ми или индивидуально-определенными (акты примене-ния норм права); б) в обеспечении выполнения право-вых актов органов государства путем применения раз-личных методов, в том числе методов принуждения.

6. Для осуществления своей компетенции орган госу-дарства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).

7. Наконец, орган государства активно участвует в ре-ализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

Органы государства классифицируются по различ-ным основаниям (см. схему в Приложении А).

По способу возникновения они подразделяются на пер-вичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не

Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Уч.пособие.-М., 2001

создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная мо-нархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (пред-ставительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властны-ми полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т. д.

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего госу-дарства. Местные органы государства функционируют в административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их пол-номочия распространяются только на эти регионы.

По широте компетенции выделяются органы государ-ства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопро-сов. Например, правительство, исполняя законы, актив-но участвует, в осуществлении всех функций государст-ва. Органы специальной (отраслевой) компетенции спе-циализируются на выполнении какой-то, одной функ-ции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

Органы государства бывают выборные и назначае-мые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов непосред-ственное влияние оказывает принцип разделения влас-тей, в соответствии с которым создаются законодатель-ные, исполнительные и судебные органы.

Законодательные органы. Право издания законов принадлежит обычно высшим представительным орга-нам. Обозначаются они общим родовым термином «пар-ламент». В Англии, Канаде, Индии и других странах термин «парламент» -- собственное имя законодательно-го органа, в остальных странах он называется иначе.

Расцвет парламентаризма приходится на период ста-новления и развития буржуазного государства. Именно тогда сложился круг его основных полномочий: приня-тие законов, утверждение бюджета, контроль над прави-тельством в форме запросов и обсуждения его деятель-ности, выражение (вотум) доверия или недоверия и т. д. Все это получило свое обобщенное выражение в прин-ципе парламентаризма. С усложнением общественной жизни, в ходе социального и научно-технического про-гресса обычно наблюдаются возрастание роли прави-тельства и снижение роли парламента.

Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней палаты. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко служит своеобразным противо-весом обычно более демократичной нижней палате.

Глава государства. Разделенная на три ветви госу-дарственная власть не

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.