Механизм государства
РЕФЕРАТПо дисциплине «Государство и право»Механизм государства.Соотношение государства, государственного аппарата и государственной службыСовершенствование государственного аппарата тесно связано с реформой государственной службы, поскольку именно государственным служащим, выполняющим функции государственных органов, принадлежит важнейшая роль в укреплении российской государственности и построении демократического общества. Происходящие в России глубокие преобразования в политической и правовой сфере обусловливают острую необходимость подготовки новых кадров, особенно государственных служащих. В нынешний переломный период развития государства огромную значимость приобретают профессиональные, политические и иные качества лиц участвующих в государственном управлении. Как отмечалось в выступлении Президента Российской Федерации 6 сентября 1995 г. в Российской академии государственной службы, кризис, охвативший нынешнюю систему государственной службы в России напрямую отражается на всех сферах государства: в экономике, финансовой деятельности, на решении социальных и национальных проблем, состоянии науки и культуры Выступление Президента Российской Федерации в Российской академии государственной службы 6 сентября 1995 г. -- М.: Юридическая литература.. В этой связи задачей первостепенной важности в России является создание государственного аппарата, способного работать в современных условиях, высокопрофессионального и экономичного. Для решения этой задачи необходимо одновременно осуществить меры, направленные на всемерное развитие правового института государственной службы. Назрела необходимость решения многих проблем организации государственной службы, прежде всего, это -- искоренение бюрократизма и коррумпированности чиновников; увязка задач сокращения численности аппарата с совершенствованием структуры и правового положения государственных органов, введение критериев для определения оптимальной численности работников указанных органов; нормативное закрепление единой классификации органов государственной власти РФ, создание нормативной основы подготовки, повышения квалификации и оценки профессиональных качеств государственных служащих; создание системы управления государственной службы на всех уровнях органов государственной власти. Исключительное значение приобретает необходимость структурной реформы государственного аппарата, которая наряду с реформой государственной службы должна стать важнейшим этапом государственного строительства в Российской Федерации. Необходимы глубокие юридические исследования системы государственных органов на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации. Исследованию подлежат ряд основополагающих теоретических проблем, которые определяют ориентиры и глубину предстоящей реформы, в особенности конституционные понятия "органы государственной власти", "государственные органы", соотношение понятий "государство", "государственный аппарат" и "государственная служба". Остановимся на характеристике и соотношении понятий "государство", "государственный аппарат" и "государственная служба". В теории государства и права под государством понимается политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного аппарата управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок Теория государства и права. -- М.: ИНФРА-М -- Норма, 1997. -- С.115-- 116.. Государство - организация политической власти в гражданском обществе, осуществляемой сформированными надлежащим образом органами, выборными и назначенными должностными лицами, которые действуют в рамках официально установленных полномочий. Назначение государства - вести "общие дела" гражданского общества, представлять и организовывать его политически, обеспечивать мир и безопасность граждан, руководить социальными процессами, управлять отдельными сферами жизни с учетом реального потенциала общественного самоуправления. Каждое государство обладает совокупностью признаков. К ним, в частности относятся: территориальная организация населения; публичная (государственная) власть; государственный суверенитет; взимание налогов. Представляется необходимым более подробно остановиться на признаках государства. * Государство - это самая широкая, всеобъемлющая политическая организация, которая представляет всех членов гражданского общества, а не какую-либо их часть; по политической природе своей всякое государство универсально, общенародно; отношение государства к каждому члену общества юридически оформляется институтом гражданства (подданства), что неравнозначно членству или участию в любых иных политических организациях. * В силу своей универсальности государство есть единственная в обществе суверенная политическая организация; государственная власть независима, верховна по отношению ко всякой политически организованной власти (местного самоуправления, партий и т.п.). * Государству принадлежит монопольное право принимать законы и таким образом формировать законодательство, правовую систему, которые представляют собой юридическую базу гражданского общества; посредством закона и принципа верховенства права и закона государство определяет границы поведения всех других политических организаций и политическую систему в целом. * Государству принадлежит монополия на легитимированное (узаконенное, оправданное) применение некоторых видов физического принуждения к лицам (задержание, арест, лишение свободы и т.п.) в строгих формах судебного и административного производства при соблюдении конституционных и законных гарантий прав личности. * Только государство вправе иметь армию и иные войсковые формирования, содержать тюрьмы и другие уголовно-исправительные учреждения, осуществлять узаконенную репрессию, применять вооруженную силу. * Государство это единственная политическая организация, имеющая право на законных основаниях требовать от всех граждан периодических платежей (налогов) из их имущества и доходов на государственные и общественные нужды. Первичный генетический признак государства - централизованная публичная власть (направляемый единой волей особый слой людей, профессионально управляющих обществом) - выражается в деятельности госаппарата, который изначально осуществляет функции регулирования и управление обществом. Регулирование состоит в том, что высшие органы государства устанавливают нормы, правила поведения, законы, для упорядочивания общественных отношений на основе широко прокламируемых целей и идеологий. Государственное управление есть организованное целесообразное воздействие на общественные процессы, предполагающее исполнительно- распорядительную, контрольно-надзорную, координационную, учебно-статистическую и иную деятельность государственных органов. Весь объем регулятивно-управленческих функций, соответствующих им властных полномочий рационально распределяется между тремя властями государства - законодательной, исполнительной и судебной, а также органами, обеспечивающими исполнение властных функций. Приспосабливаясь к исторической реальности, госаппарат находится в состоянии непрерывной рационализации посредством распределения и перераспределения власти, компетенции, полномочий, структурных изменений, поиска целесообразных способов решения гос. задач. Под государственным аппаратом понимают систему органов, через которые осуществляется государственная власть, выполняются основные функции и достигаются стоящие перед государством цели и задачи. Следует различать государственные органы и органы государственной власти. При этом необходимо иметь в виду, что понятие "государственные органы" является более широким, нежели понятие "органы государственной власти". В соответствии с общепринятым в юридической науке определением орган государства (государственный орган) представляет собой организационно и структурно обособленную часть государственного аппарата, наделенную в установленном законодательством порядке полномочиями, правовыми и материально-финансовыми средствами для осуществления задач и функций государственной власти Государственное право Российской Федерации / Под ред. Кутафина О.Е. -- М., 1996. -- С.296. Сходные определения органа государства даны в работах ученых государствоведов (Н.И. Кузнецова, А.И. Лепешкина, Ю.А. Тихомирова, Ц.А. Ямпольской и др.).. Наукой государственного права выделяются признаки или черты, присущие любому органу государства. Во-первых, наличие юридически четко регламентированного порядка создания, преобразования и ликвидации образования государственного органа. Помимо этого порядка государственный орган образован или ликвидирован быть не может. Формирование основных федеральных органов государственной власти осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Порядок образования других федеральных органов, устанавливается законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Способ и порядок образования государственных органов субъектов Российской Федерации устанавливается законами и другими правовыми актами субъектов. Во-вторых: государственный орган создается для осуществления функций и задач государства. В частности, Конституция РФ (ст. 80) устанавливает, что Президент Российской Федерации является гарантом Конституции, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Федеральное Собрание РФ в соответствии со ст. 94 определяется как представительный и законодательный орган, Правительство РФ -- орган исполнительной власти (ст. 110). Задачи и функции государственных органов субъектов Федерации закрепляются в конституциях республик в составе Российской Федерации, уставах краев, областей, автономных округов, автономной области, их законодательных актах. В-третьих, важным признаком государственного органа является его компетенция, закрепленная в правовых нормах, являющаяся совокупностью предметов его ведения и полномочий. Компетенция является юридическим выражением функций государственного органа. В-четвертых, важным признаком государственного органа является особый, установленный действующим законодательством порядок его деятельности. Отступить от этого порядка орган государства не вправе. В-пятых, признаком государственного органа является его структура, внутренняя организация, закрепленная в Конституции Российской Федерации, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, законодательных и иных нормативно-правовых актах, принимаемых на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. В юридической литературе нередко в качестве признака органа государства рассматривается не компетенция, а полномочия либо гocyдарственно-властные полномочия. При этом под полномочиями понимают: 1) возможность принятия решений, обязательных для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и организациями, на которых распространяется компетенция данного органа государства; 2) организацию исполнения принятых решений, которая опирается на материальную основу (например, средства государственного бюджета); 3) охрану принятых решений от нарушений с возможностью применения как убеждения, общественного воздействия, так и мер государственного принуждения. В юридическом смысле понятие полномочия означает определенное единство прав и обязанностей государственного органа и должностного лица, элемент их правового статуса, в котором возможность совершения определенных действий или принятия решения по тому или иному вопросу является одновременно необходимостью что-то сделать, то есть служебным долгом. В сущности любого полномочия заключены элементы права и обязанности: то, что субъект полномочия вправе делать, он вместе с тем и обязан делать. Конечно, в конкретном полномочии эти элементы могут сочетаться по-разному: во многих случаях они сбалансированы, например полномочие главы субъекта Российской Федерации (Президента, губернатора, мэра и т.д.) подписывать и обнародовать законы субъекта Российской Федерации является в одинаковой мере правом и обязанностью. Вместе с тем, если мы возьмем другое его полномочие - присваивать почетные звания и награждать государственными наградами субъекта Российской Федерации, то в нем превалирует элемент права, а не обязанности. Существу- ют полномочия, которые носят ярко выраженный обязывающий характер: Президент Российской Федерации согласно Конституции РФ вы- ступает с ежегодными посланиями перед Федеральным Собранием РФ- он это должен делать, обязан. В нашей литературе, к сожалению, нет еще четкой классификации полномочий по их юридической структуре, системы императивности, функциональному назначению в составе правового статуса государственного органа и должностного лица. Среди полномочий следует особо выделить тип государственно-властных или просто властных полномочий. Они непосредственно выражают функции органов государственной власти, связанных с принятием властных государственных решений, включая принятие законов, с осуществлением исполнительной, распорядительной, координационной и иной управленческой деятельности, с реализацией форм контроля судебной власти над соответствием общественных отношений конституции и законам. Таковы полномочия органов законодательной, исполнительной и судебной власти и лиц, замещающих государственные должности в соответствующих органах. Властные полномочия пред- усматриваются государственными должностями Российской Федерации, которые согласно Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" отнесены к государственным должностям категории "А" (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, федеральные министры и т.д.), Важным признаком этих полномочий являются то, что они устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами (сегодня - в известной мере договорами между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий), то есть нормативными правовыми актами высокой юридической силы, регулирующими статус органов государственной власти Российской Федерации.
Страницы: 1, 2
|