на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Механизм индивидуального преступного поведения
¦ Интерес ¦

L--------T--

Ў

----------¬

¦ Мотив ¦

L-------T--

Ў

--------------¬

¦ Цель ¦

L-----------T--

Ў

------------------¬

¦ Выбор средств ¦

L---------------T--

Ў

---------¬ ------------¬

¦ Воля +-->¦ Решение ¦

L---T----- L-------T----

¦ Ў

¦ -------------------------¬

L------------>¦ Поступок ¦

L-------------------------

Рисунок 2 - Механизм совершения преступления

Выбор путей и средств удовлетворения мотива осуществляется лишь применительно к конкретной жизненной ситуации. Она дает возможность субъекту осуществить мотивационный выбор, который проявляется в формировании конкретной цели. Последняя выглядит как образ будущего результата действий лица, его мысленное предвосхищение. Цель избирается в результате взаимодействия по меньшей мере трех факторов: мотива, жизненной установки личности и образа конкретной ситуации, в которой происходит событие.

Дальнейшее взаимодействие различных психологических процессов постепенно приводит к формированию конкретных намерений и поведенческих решений, планов реализации преступного поведения. План конкретизирует и детализируют цель и, в частности, включает представления о средствах ее достижения, месте и времени совершения преступления и других важных с точки зрения достижения преступного результата условиях. Осмысливание плана предполагает сложное взаимодействие всех психических свойств человека (памяти, способностей, эмоций, восприятия и др.). Немаловажную роль при этом играет прошлый опыт, который позволяет в определенной мере предвидеть результаты собственных действий и их последствия [2, с.123].

Существенным элементом механизма поведения является воля. Под нею понимается сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. Волевой акт характеризуется количеством энергии, затрачиваемой на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Без него все указанные элементы механизма поведения могут не сработать, и преступление не будет совершено. Волевые свойства личности проявляются в ее целеустремленности, решительности, настойчивости, выдержке, самостоятельности и др.

Завершается причинная цепочка реализаций принятого решения о совершении преступления в конкретном преступном деянии.

Важно заметить, что все указанные звенья причинной цепочки содержат большие возможности профилактического характера. В первую очередь это относится к надлежащему нравственному формированию личности, выработке у нее социально оправданных потребностей и интересов, оказанию позитивного воздействия на конкретное лицо с тем, чтобы сформировать у него умение регулировать свои действия в социально полезном направлении и согласовывать свои личные интересы с общественными. В решении этой задачи важная роль принадлежит правоохранительным органам [4, с.231].

3. Анализ взаимодействия личности и ситуации как причин преступления

В причинном комплексе совершения конкретного преступления роль криминогенной ситуации весьма значима. Под криминогенной ситуацией понимается событие или состояние, вызвавшее у лица решение совершить преступление.

Иначе говоря, это совокупность обстоятельств, в которых оказывается человек перед совершением преступления, воздействующих на его сознание, чувства и волю и в соответствии с нравственными качествами данного лица непосредственно обусловливающих его намерение и решимость совершить уголовно наказуемые (умышленные или неосторожные) деяния.

Криминогенная ситуация, не являясь непосредственной причиной совершения преступления, занимает как бы промежуточное место между личностью преступника, средой и преступлением. Она предшествует преступлению и является его непременным "спутником". Никакое преступление не может быть совершено, если в реальной действительности для этого нет подходящих условий.

По источникам возникновения криминогенные ситуации можно разделить на заранее создаваемые самим преступником; создаваемые им же, но непреднамеренно (например, путем приведения себя в состояние опьянения); возникшие в результате аморальных и правонарушающих действий других лиц; создаваемые потерпевшими от преступлений; вызванные стихийными силами природы; возникшие по стечению случайныx обстоятельств (рисунок 3).

------------------------------------------------------------------¬

-+Классификация криминогенных ситуаций (по источнику возникновения)+¬

¦L------------------------------------------------------------------¦

--+--------------¬ ------------¬ ---------------------------------+-¬

¦Созданные людьми¦ ¦ Смешанные ¦ ¦ Вызванные естественными силами ¦

¦ +-->¦ ¦<--+природы, неблагоприятным стечением¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обстоятельств ¦

L-------T------T-- L------------ L-----------------------------------

¦ L----------------------------------------¬

Ў Ў

-----------------¬ ------------¬ -----------------------------------¬

¦ Созданные ¦ ¦ Созданные ¦ ¦ Созданные иными людьми, в том ¦

¦ преступником ¦ ¦ обоюдными ¦ ¦ числе потерпевшими, ¦

¦ +-->¦действиями ¦<--+ виктимологические ситуации ¦

¦ ¦ ¦преступника¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ и жертвы ¦ ¦ ¦

L-------T--------- L-----T------ L---------------------------T--T----

¦ Ў ¦ ¦

¦ ----------------------------------------------¬ ¦ ¦

L--->¦ Неправомерными и аномальными действиями ¦<----- ¦

L---------------------T------------------------ ¦

Ў ¦

----------------------------------------------¬ ¦

¦ Правомерными действиями ¦<--------

L----------------------------------------------

Рисунок 3 - "Классификация криминогенных ситуаций (по источнику возникновения"

Другими основаниями классификации криминогенных ситуаций могут быть: время их возникновения (кратковременные, возникающие в момент совершения преступления, и длительные, возникающие задолго до преступления); пространственная распространенность (общие и локальные); их содержание (проблемные, конфликтные, экстремальные); характер воздействия (провоцирующий, сопутствующий, соблюдающий, разряжающий, затрудняющий) (рисунок 4).

------------------------------------------------------------------------¬

¦ Классификация криминогенных ситуаций ¦

¦ (по пространственно-временным рамкам, уровню, содержанию и характеру ¦

¦ воздействия на оказавшееся в такой ситуации лицо) ¦

L-----------------------------------T------------------------------------

--------------------¬ ¦ -------------------¬

¦ Кратковременные +-----¬ ¦ --------+Распространяющиеся¦

¦(возникшие в момент¦ ----+-------¬ ¦ -------+----¬ ¦ на обширную ¦

¦ преступления) ¦ ¦ По времени¦ ¦ ¦ По ¦ ¦территорию (общие)¦

L-------------------- ¦возникнове-¦ ¦ ¦пространст-¦ L-------------------

--------------------¬ ¦ ния +-+-+ венной ¦ -------------------¬

¦ Длительные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦распростра-¦ ¦Концентрирующиеся ¦

¦(возникшие задолго ¦ L---T-------- ¦ ¦ ненности ¦ ¦на ограниченной¦

¦ до преступления) +------ ¦ L------T----- ¦территории ¦

L-------------------- ¦ L-------+(локальные) ¦

--------------------¬ ¦ L-------------------

¦ Затрагивающие +-----¬ ¦

¦только данное лицо ¦ ----+-------¬ ¦ ------------¬ -------------------¬

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.