p align="center">Вопрос 4. Криминологическая характеристика личности участников преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков Характеристика личности совершивших преступления, относящиеся к обороту наркотических средств в основном определяется ролью лица в механизме соответствующего оборота. В частности, следует различать криминологические портреты лиц, занимающихся криминальным наркобизнесом, и мелких хранителей наркотических средств (по сути, для личного потребления). Черты криминологического портрета последнего имеют значительное сходство с портретом наркомана. На основе данного критерия может быть предложена следующая типология соответствующей личности: 1) организаторы (руководители) организованных групп, в том числе преступных сообществ; 2) изготовители (производители); 3) «экспедиторы» («почтальоны»); 4) крупнооптовые сбытчики; 5) мелкооптовые сбытчики; 6) «берущие»; 7) распространители «рекламы»; 8) «сторожа» («кладовщики») 9) «кассиры»; 10) «прачки» («отмыватели»); 11) «крыша». Некоторые из этих категорий заслуживают специального пояснения. Организаторы (руководители) организованных групп, в том числе преступных сообществ, созданных с целью совершения преступлений, относящихся к обороту наркотических средств (наркобароны), нередко формально принадлежат к высшему свету общества, внешне респектабельны, но одновременно аморальны и деспотичны. Нетрудно обнаружить однородность субкультур наркодельцов и «воров в законе», основанную на действии принципа круговой поруки Гаухман Л Д., Максимов С.В. Ответственность за организацию преступ-ного сообщества (преступной организации). - М., 1997. С. 4-6.. Среди изготовителей (производителей) в основном преобладают лица, обладающие высоким образовательным уровнем (нередко кандидаты и доктора наук), имеющие профессию химика, фармацевта или специальные познания в области химии. Данную категорию следует отличать от тех, кто занимается возделыванием наркотикосодержащих культур и их первичной обработкой. Среди них, напротив, преобладают лица с относительно низким образовательным уровнем, имеющие сельскохозяйственную профессию или не имеющие ее вообще. К «берущим» относятся лица, систематически собирающие деньги у нескольких наркоманов для покупки наркотических средств у одних и тех же лиц. Распространители «рекламы» -- это лица, которые бесплатно раздают наркотики всем желающим, нередко с применением различных форм психического насилия, в том числе обмана. Часть распространителей «рекламы» становятся сбытчиками наркотических средств для оказавшихся в зависимости вследствие распространения такой «рекламы». Особую роль в механизме преступного оборота наркотических средств играют «прачки» - владельцы (нередко номинальные) банков, иных кредитных учреждений, казино, с помощью которых вовлекаются в легальный оборот деньги, полученные от продажи наркотиков. Наконец, «крыша» -- это обычно представители правоохранительных органов или иных органов государственной власти, обеспечивающие защиту иных участников (прежде всего организаторов) преступного оборота наркотических средств от уголовного преследования и преследования со стороны конкурентов. В заключение следует указать, что доминирующими характеристиками криминологического портрета личности участника преступного оборота наркотических средств являются: Криминология. Учебник для вузов. / Под ред. В.Н.Кудрявцева, В.Е.Эминова. - М., Юрист, 2004. 1) принадлежность к мужскому полу (87%); 2) молодежный возраст (до 30 лет); 3) Российское гражданство (97%); 4) отсутствие постоянной занятости (66,5%). Вопрос 5. Профилактика преступлений в сфере НОН В современных условиях проблема организации профилактики распространения наркотиков в России приобретает особенную актуальность, она отнесена к числу наиболее важных приоритетных задач, стоящих перед государством и гражданским обществом. Выполнение их является чрезвычайно сложным делом, так как требует изучения накопленного мирового опыта борьбы с наркоманией и наркотизмом, поиска новых современных подходов в преодолении этих негативных явлений, объединения усилий науки и практики, согласованности действий всех государственных органов, учреждений, общественных формирований, различных организаций, фондов, задействованных в этом деле. Профилактика преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков - это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению наркотических средств или психотропных веществ, на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления наркотическими средствами или психотропными веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост случаев ВИЧ-инфекций, гепатита, заболеваний, распространяемых половым путем, и т.д.). Основы профилактики наркомании у несовершеннолетних. - СПб.: Изд-во Образование-культура, 2003. Профилактика преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков осуществляется в двух направлениях - уменьшение спроса и уменьшение предложения. Уменьшение спроса 1. Первичная профилактика - это деятельность, направленная на профилактику производства и торговли незаконными веществами. Объектом первичной профилактики может быть население, не потребляющее наркотики. Субъектом профилактики - милиция общественной безопасности, образовательные учреждения, СМИ, муниципальные психологические центры, церковь. Наиболее эффективными могут быть следующие программы: образовательная, психологическая, воспитательная. «Психологическая» программа (психосоциальная профилактика) - совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема наркотических средств или психотропных веществ, а также на развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противостоянии групповому давлению, в том числе связанному со злоупотреблением наркотических средств или психотропных веществ. Как показали исследования, эффективность программы при работе с несовершеннолетними достигает 60%. Она включает: 1) обучение распознания ситуаций склонения неформальными лидерами к потреблению наркотиков; 2) обучение преодолению воздействия неформального лидера и СМИ с целью вовлечения в деятельность, связанную с наркотиками; 3) обучение возможности построения дружеских связей с единомышленниками. «Образовательная» программа - основанная на воспитательно-педагогических методах деятельность специалистов образовательных учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях наркомании с целью формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от приема наркотических средств или психотропных веществ Основы профилактики наркомании у несовершеннолетних. - СПб.: Образование-культура, 2003.. Эффективность данной программы - 40%. Она предполагает: 1) распространение информации о последствиях принятия наркотиков и деятельности, связанной с их реализацией; 2) обращение к нравственным и религиозным аспектам такого потребления; 3) возбуждение страха перед немного драматизированными опасностями. «Воспитательная» (эффективность - 30%) ставит целью убеждение в том, что: 1) потребление наркотиков провоцируется низким уровнем образования, низкой степенью самоуважения и возможности принятия решений; 2) необходимо действовать в соответствии со стандартами своего личного поведения. 2. Вторичная профилактика - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнение наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих наркотические средства или психотропные вещества, но не обнаруживающих признаков болезни Основы профилактики наркомании у несовершеннолетних. - СПб.: Образование-культура, 2003.. Объект профилактики - лица, имеющие опыт потребления наркотиков. Субъект профилактики - органы внутренних дел (на стадии выявления), медицинские учреждения, психологические центры. В основе программы - идентификация потребителей наркотиков и вмешательство в их поведение. Программа наркотической деинтоксикации может совмещать первичное медицинское воздействие и последующее применение других форм. Лечение наркоманов может основываться на постепенной замене более слабыми токсинами (например, замена героина метадоном). Проводить такое лечение могут терапевтические центры с проживанием. Подобные клиники, где наркоманы проходят групповое, и индивидуальное лечение приобретают в России все большее распространение. Однако квалифицированный курс лечения доступен сейчас немногим. Оживление экономической ситуации в стране позволит направить дополнительные средства на изменение наркотической ситуации. Уменьшение предложения 1. Увеличение реального и вероятного риска для торговцев наркотиками (здесь мы подразумеваем ситуацию в крупных городах). 2. Возможное повышение цен на наркотики посредством усложнения доступа к ним. Один из путей - патрулирование сотрудниками ППС. В дополнение к частому патрулированию на машинах и пешком, милиция проводит спонтанные проверки и обыски, создает на дорогах пункты осмотра автомашин, обыскивает подозрительные помещения, производит аресты за нарушения общественного порядка. Такие жесткие меры за нарушение законов о наркотиках, обыски помещений, вызывающих подозрения, создают впечатление, что вовлеченность в наркобизнес приводит к высокой степени риска. Это положение усиливается программами строгого преследования лиц, арестованных за совершение деяний, связанных с наркотиками. Наркобизнес становится все более дорогостоящим и трудным благодаря программам правоприменения, обеспечивающим рост цены и сокращение предложения запрещенных наркотических средств. Эти меры сопровождаются активными кампаниями борьбы с уличными розничными торговцами наркотиков. Она может проводиться с помощью переодетых сотрудников милиции, показаний информаторов или посредством проведения обысков на основе информации, полученной в результате первых двух операций. Это, скорее всего, может испугать случайного потребителя, не имеющего стойкой зависимости от наркотиков. Наконец, милиция может предпринимать попытки собрать данные о подозреваемых наркобизнесменах для того, чтобы узнать их место жительства, источники поставок и способ ведения дел. Правоохранительные органы исторически склонялись то к проведению агрессивных компаний борьбы с уличными торговцами наркотиков, то к длительным мероприятиям, нацеленным на борьбу с оптовиками и импортерами наркотиков. Однако наркобизнес - это разнородное и децентрализованное явление. Большая часть наркотических веществ поставляется многочисленными мелкими подвижными группами, не имеющими национальных границ. В тоже время попытки проникновения в операции наркобизнеса высокого уровня признаются слишком затратными (людей, финансов, времени) и не приводящими к достаточному количеству арестов. Все это позволяет склоняться к мысли о большей эффективности в среде крупного города действий милиции против уличных торговцев наркотиками. Именно такие меры приведут к большему количеству арестов. Необходимо отметить, что торговцы наркотиками очень мобильны, и их легко заменить новыми. Но все же активные меры могут повлиять на увеличение цены наркотиков и внести неудобства, достаточные для того, чтобы устранить случайного потребителя. Кроме того, антинаркотические программы могут положительно влиять на другие виды уличной преступности и беспорядков. Безусловно, и другие акции правоохранительных органов важны в предупреждении преступлений, связанных с НОН. Но объективные процессы мешают эффективной борьбе с данным видом преступности, ограничивают эффективность устрашения модели «арест - уголовное преследование - осуждение». Угроза мести удерживает потенциальных информаторов и свидетелей и делает опасным сотрудничество с милицией. Кроме того, коррупция - настоящая беда для правоохранительных органов. Наркобизнес изобилует наличными деньгами, и наиболее ярким аргументом сторонников политики легализации наркотиков является утверждение о коррумпирующем воздействии наркобизнеса на милицию, в частности, и политическую систему страны. В числе приоритетных задач наиболее трудная заключается в том, что необходимо добиться координации и слаженности работы государственных органов и общественных организаций в организации профилактических мер, направленных на противодействие, преодоление и предупреждение распространения наркотиков как на всей территории Российской Федерации, так и между отдельными ее регионами. Здесь очень важно учесть особенности сложившейся наркоситуации в том или ином районе, а также специфику тенденций распространения наркотиков. Следует согласиться со специалистами, что при организации профилактики и борьбы с наркоманией требуется учитывать следующие факторы: комплексный подход, обязательный социальный мониторинг (повторяющиеся с установленной регулярностью на основе выбранной системы регистрации учет и оценка показателей развития наркотической ситуации: распространенность наркотиков и иных психотропных веществ, частота случаев злоупотребления и состояния зависимости, вредных последствий злоупотребления наркотических средств или психотропных веществ, отношение отдельных лиц и групп к наркотикам и наркотической ситуации) Основы профилактики наркомании у несовершеннолетних. - СПб.: Образование-культура, 2003. при составлении программ и социальная ответственность перед населением за проводимую работу См.: Потемкина Т. Только вместе // Нарконет. Россия без наркотиков. 2002. № 1-2 (14). С. 88.. С созданием Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков стало возможным наладить более эффективное межведомственное взаимодействие в сфере организации профилактики распространения наркотических средств и психотропных веществ, обеспечить успешное взаимодействие и координацию всех государственных органов, учреждений и организаций, принимающих участие в противодействии наркомании и наркотизму. Безусловно, что в одночасье все сложные наркопроблемы разрешить невозможно. Для этого понадобится и воля властей всех уровней, и объединение финансовых и людских ресурсов, и определенное время, и реальная оценка наркоситуации на территории всей России и в отдельных ее регионах. В числе других не менее важных факторов, влияющих на эффективность профилактики наркомании и наркотизма, по мнению криминологов, находятся следующие: создание единой автоматизированной информационной системы для обмена сведениями; проведение совместных заградительных мероприятий общероссийского и регионального масштаба; улучшение координации и обмена информации в вопросах взаимодействия с правоохранительными органами дальнего и ближнего зарубежья, участвующими в борьбе с преступлениями, связанными с наркотиками, проведение подготовки и переподготовки кадров, специализирующихся на борьбе с незаконным оборотом наркотиков (МВД, ФСБ, ГТК) и т.д. См. подр.: Боголюбова Т.А. Привлечение к ответственности участников организованных преступных формирований по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков // Преступность в России и проблемы борьбы с ней / Под ред. А.И. Долговой. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2001. С. 166-167. В заключение необходимо отметить, что при определении наиболее приоритетных направлений в организации профилактики наркомании и наркотизма очень важно разработать криминологический прогноз развития наркоситуации в целом в стране и применительно к конкретным регионам. Но уже сегодня очевидно, что если не оказывать серьезного противодействия распространению наркотиков, прогноз развития наркоситуации в России на ближайшее будущее будет не очень утешительным. Ученые предсказывают возможное увеличение количества наркоманов в самое недалекое время в два, а то и в три раза; переход значительного числа потреби-телей на более опасные синтетические наркотики. Если предвидение окажется правильным, то уже сегодня необходимо предусмотреть решение многочисленных проблем, которые возникнут перед пра-вительством и народом в самом недалеком будущем. Это в первую очередь коснется изменения в худшую сторону демографической характеристики населе-ния. Надо будет исключить из всех слоев трудоспособного населения хронически больных наркоманов. Необходимо предусмотреть значительные финансовые затраты на лечение, содержание и обслуживание данной категории населения, также рожденных ими неполноценных детей. Изменятся показатели характеристики преступности, особенно той, которая связана с наркотиками. Стабильный рост преступности последнее десятилетие не оставляет никаких надежд на изменение ситуации в лучшую сторону. Отсюда с неизбежностью многократно увеличатся расходы на содержание всей правоохранительной системы. Возрастет необходимость привлечения новых кадров -- специалистов в области борьбы с преступностью, наркоманией и наркотизмом. Заключение Перечень всех проблем, которые ожидают наше общество в самое ближайшее время, далеко не исчерпывающий, потому что многие из них сейчас не так очевидны и не обозначены в настоящее время. Они последуют несколько позднее, во вторую или даже третью очередь, как результат негативных последствий наркотизации населения, изменения криминальной ситуации, деформации нравственно-психо-логического климата в обществе и т.д. Наркотики столь разрушительно действуют на организм конкретного человека, приобщившегося к ним, что они практически не оставляют никаких шансов спастись. Но также негативен и опасен характер их воздействия на жизнедеятельность всего общества. Причем если болезненные изменения, произошедшие в человеке, все-таки можно через некоторое время заметить, то применительно к обществу они не так видны, более скрыты, латентны, растянуты во времени. Очень часто оказывается, что к мнению специалистов, которые действительно располагают информацией о реальном положении дел с уровнем распространенности наркотиков и наркотизацией населения в том или ином регионе, не прислушиваются те, от кого зависит принятие решений. Нередко представители власти их обвиняют даже в паникерстве, не слышат или не хотят слышать о каких-то мифических проблемах, которые могут возникнуть когда-то в будущем. Тем более что сегодняшние руководители, наделенные властными полномочиями, не в ответе за то, что может произойти уже после их ухода. А отсю-да нередко главные задачи в целях противостояния распространению наркомании и наркотизма определяются с большим опозданием или вообще перено-сятся на неопределенный срок. Тем более что практически всегда находится оправдание в виде наличия в обществе более важных проблем, требующих незамедлительного первоочередного решения. Чтобы изменить сложившуюся негативную ситуацию, общество должно прийти к пониманию и полному осознанию всей многогранности вреда и общественной опасности последствий таких явлений, как наркомания и наркотизм. Государство же должно взять на себя важнейшие задачи, с одной стороны, обучить население выживать в этом мире, наполненном многочисленными опасностями, куда в полной мере относятся и такие социальные болезни как СПИД, туберкулез, алкоголизм, наркомания. С другой стороны, важно эффективно защитить население от возможности заражения этими смертельными заболеваниями: предупредить их дальнейший рост, вести результативную и действенную борьбу с преступностью, связанной с незаконным оборотом наркотиков. И если мы действительно хотим избежать надвигающейся катастрофы, то уже сегодня необходимо предусмотреть пути преодоления многочисленных проблем, связанных с наркотизацией нашей страны и проживающего в ней населения. Используемая литература 1. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М., 2006. 2. Федеральный закон № 11-ФЗ от 5 января 2006 года «О внесении изменений в статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации». 3. Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изм. и доп. согласно Федеральным законам от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ, от 30 июня 2003г. № 86-ФЗ). 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. №76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации». // Российская газета от 11 февраля 2006 года. 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2004 г. № 454 «О запрещении культивирования на территории Российской Федерации растений, содержащих наркотические вещества» // Российская газета от 7 сентября 2004 года. 6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 15 июня 2006 года «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами». 7. Статистический сборник ГИЦ МВД России //Краткий анализ состояния преступности в РФ за 2005 г. 8. Нарконет. Информационный бюллетень координационной антинаркотической комиссии при губернаторе Белгородской области. Выпуск №3 Белгород, 2005. 9. О деятельности наркологической службы Белгородской области в 2005 году //Пресс-бюллетень управления здравоохранения Белгородской области. - Белгород, 2005. 10. Ивасенко В.Б. О развитии правовой основы национальной безопасности в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков на Государственной границе Российской Федерации. // Оперативник (сыщик). 2005. № 4. С. 35-39. 11. Миронов Р.Г. Наркомания - реальная угроза национальной безопасности // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 3. С. 176-185. 12. Готчина Л.В. Понятие и сущность социальной профилактики наркотизма и наркозависимости в молодежной сфере: учебное пособие. - Белгород: БелЮИ МВД России, 2005. - 56 с. 13. Готчина Л.В. Современное состояние антинаркотической предупредительной деятельности в Белгородской области: аналитический обзор. - Белгород: БелЮИ МВД России, 2005. - 60 с. 14. Романова Л., Ролик А. Приоритетные направления в профилактике распространения наркотиков // Уголовное право. 2005. №2. С. 104-106. 15. Гринько С.Д. Уголовно-правовые проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков.// Закон и право. 2003. № 1.С.31-32. 16. Алексадров Р.А. Состояние незаконного оборота наркотиков в России. // Российский следователь. 2006. № 1. С.36-38. 17. Гринько С.Д. Незаконный оборот наркотиков и меры борьбы с ним. // Закон и право. 2005. № 7. С.15-16. 18. Кретова Е.Е. Структура законодательства Российской Федерации, направленного на развитие международного сотрудничества в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков. // Российский следователь. - 2005. - № 10. - С. 21-23. 19. Смирнов В.П. Квалификация незаконного сбыта наркотических средств в некрупном, крупном или особо крупном размере. // Уголовный процесс. 2005. № 8. С. 8-13. 20. Огилец Н.И. Вопросы совершенствования уголовно-правового регулирования ответственности за действия, связанные с распространением наркотиков. // Следователь. 2005. № 8. С. 2-6. 21. Кучменко А.И. Совершенствование уголовного закона как форма реализации государственной политики в сфере контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. // Вестник Дальневосточного юридического института МВД РФ. 2004. № 1 (6). С. 81-84. 23. Кругликов Л.Л.. О регламентации ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. // Следователь. 2004. № 12 (80). С. 4-7.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|