на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Международно-правовое сотрудничество по профилактике наркомании и наркопреступности
p align="center"> Вопрос 4. Криминологическая характеристика личности участников преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков

Характеристика личности совершивших преступления, относящиеся к обороту наркотических средств в основном определяется ролью лица в механизме соответствующего оборота. В частности, следует различать криминологические портреты лиц, занимающихся криминальным наркобизнесом, и мелких хранителей наркотических средств (по сути, для личного потребления). Черты криминологического портрета последнего имеют значительное сходство с портретом наркомана. На основе данного критерия может быть предложена следующая типология соответствующей личности:

1) организаторы (руководители) организованных групп, в том числе преступных сообществ; 2) изготовители (производители); 3) «экспедиторы» («почтальоны»); 4) крупнооптовые сбытчики; 5) мелкооптовые сбытчики; 6) «берущие»; 7) распространители «рекламы»; 8) «сторожа» («кладовщики») 9) «кассиры»; 10) «прачки» («отмыватели»); 11) «крыша».

Некоторые из этих категорий заслуживают специального пояснения. Организаторы (руководители) организованных групп, в том числе преступных сообществ, созданных с целью совершения преступлений, относящихся к обороту наркотических средств (наркобароны), нередко формально принадлежат к высшему свету общества, внешне респектабельны, но одновременно аморальны и деспотичны. Нетрудно обнаружить однородность субкультур наркодельцов и «воров в законе», основанную на действии принципа круговой поруки Гаухман Л Д., Максимов С.В. Ответственность за организацию преступ-ного сообщества (преступной организации). - М., 1997. С. 4-6.. Среди изготовителей (производителей) в основном преобладают лица, обладающие высоким образовательным уровнем (нередко кандидаты и доктора наук), имеющие профессию химика, фармацевта или специальные познания в области химии. Данную категорию следует отличать от тех, кто занимается возделыванием наркотикосодержащих культур и их первичной обработкой. Среди них, напротив, преобладают лица с относительно низким образовательным уровнем, имеющие сельскохозяйственную профессию или не имеющие ее вообще. К «берущим» относятся лица, систематически собирающие деньги у нескольких наркоманов для покупки наркотических средств у одних и тех же лиц. Распространители «рекламы» -- это лица, которые бесплатно раздают наркотики всем желающим, нередко с применением различных форм психического насилия, в том числе обмана. Часть распространителей «рекламы» становятся сбытчиками наркотических средств для оказавшихся в зависимости вследствие распространения такой «рекламы». Особую роль в механизме преступного оборота наркотических средств играют «прачки» - владельцы (нередко номинальные) банков, иных кредитных учреждений, казино, с помощью которых вовлекаются в легальный оборот деньги, полученные от продажи наркотиков. Наконец, «крыша» -- это обычно представители правоохранительных органов или иных органов государственной власти, обеспечивающие защиту иных участников (прежде всего организаторов) преступного оборота наркотических средств от уголовного преследования и преследования со стороны конкурентов.

В заключение следует указать, что доминирующими характеристиками криминологического портрета личности участника преступного оборота наркотических средств являются: Криминология. Учебник для вузов. / Под ред. В.Н.Кудрявцева, В.Е.Эминова. - М., Юрист, 2004. 1) принадлежность к мужскому полу (87%); 2) молодежный возраст (до 30 лет); 3) Российское гражданство (97%); 4) отсутствие постоянной занятости (66,5%).

Вопрос 5. Профилактика преступлений в сфере НОН

В современных условиях проблема организации профилактики распространения наркотиков в России приобретает особенную актуальность, она отнесена к числу наиболее важных приоритетных задач, стоящих перед государством и гражданским обществом. Выполнение их является чрезвычайно сложным делом, так как требует изучения накопленного мирового опыта борьбы с наркоманией и наркотизмом, поиска новых современных подходов в преодолении этих негативных явлений, объединения усилий науки и практики, согласованности действий всех государственных органов, учреждений, общественных формирований, различных организаций, фондов, задействованных в этом деле.

Профилактика преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков - это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению наркотических средств или психотропных веществ, на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления наркотическими средствами или психотропными веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост случаев ВИЧ-инфекций, гепатита, заболеваний, распространяемых половым путем, и т.д.). Основы профилактики наркомании у несовершеннолетних. - СПб.: Изд-во Образование-культура, 2003.

Профилактика преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков осуществляется в двух направлениях - уменьшение спроса и уменьшение предложения.

Уменьшение спроса

1. Первичная профилактика - это деятельность, направленная на профилактику производства и торговли незаконными веществами. Объектом первичной профилактики может быть население, не потребляющее наркотики. Субъектом профилактики - милиция общественной безопасности, образовательные учреждения, СМИ, муниципальные психологические центры, церковь. Наиболее эффективными могут быть следующие программы: образовательная, психологическая, воспитательная.

«Психологическая» программа (психосоциальная профилактика) - совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема наркотических средств или психотропных веществ, а также на развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противостоянии групповому давлению, в том числе связанному со злоупотреблением наркотических средств или психотропных веществ. Как показали исследования, эффективность программы при работе с несовершеннолетними достигает 60%. Она включает: 1) обучение распознания ситуаций склонения неформальными лидерами к потреблению наркотиков; 2) обучение преодолению воздействия неформального лидера и СМИ с целью вовлечения в деятельность, связанную с наркотиками; 3) обучение возможности построения дружеских связей с единомышленниками.

«Образовательная» программа - основанная на воспитательно-педагогических методах деятельность специалистов образовательных учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях наркомании с целью формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от приема наркотических средств или психотропных веществ Основы профилактики наркомании у несовершеннолетних. - СПб.: Образование-культура, 2003.. Эффективность данной программы - 40%. Она предполагает: 1) распространение информации о последствиях принятия наркотиков и деятельности, связанной с их реализацией; 2) обращение к нравственным и религиозным аспектам такого потребления; 3) возбуждение страха перед немного драматизированными опасностями.

«Воспитательная» (эффективность - 30%) ставит целью убеждение в том, что: 1) потребление наркотиков провоцируется низким уровнем образования, низкой степенью самоуважения и возможности принятия решений; 2) необходимо действовать в соответствии со стандартами своего личного поведения.

2. Вторичная профилактика - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнение наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих наркотические средства или психотропные вещества, но не обнаруживающих признаков болезни Основы профилактики наркомании у несовершеннолетних. - СПб.: Образование-культура, 2003.. Объект профилактики - лица, имеющие опыт потребления наркотиков. Субъект профилактики - органы внутренних дел (на стадии выявления), медицинские учреждения, психологические центры. В основе программы - идентификация потребителей наркотиков и вмешательство в их поведение. Программа наркотической деинтоксикации может совмещать первичное медицинское воздействие и последующее применение других форм. Лечение наркоманов может основываться на постепенной замене более слабыми токсинами (например, замена героина метадоном). Проводить такое лечение могут терапевтические центры с проживанием. Подобные клиники, где наркоманы проходят групповое, и индивидуальное лечение приобретают в России все большее распространение. Однако квалифицированный курс лечения доступен сейчас немногим. Оживление экономической ситуации в стране позволит направить дополнительные средства на изменение наркотической ситуации.

Уменьшение предложения

1. Увеличение реального и вероятного риска для торговцев наркотиками (здесь мы подразумеваем ситуацию в крупных городах). 2. Возможное повышение цен на наркотики посредством усложнения доступа к ним.

Один из путей - патрулирование сотрудниками ППС. В дополнение к частому патрулированию на машинах и пешком, милиция проводит спонтанные проверки и обыски, создает на дорогах пункты осмотра автомашин, обыскивает подозрительные помещения, производит аресты за нарушения общественного порядка. Такие жесткие меры за нарушение законов о наркотиках, обыски помещений, вызывающих подозрения, создают впечатление, что вовлеченность в наркобизнес приводит к высокой степени риска. Это положение усиливается программами строгого преследования лиц, арестованных за совершение деяний, связанных с наркотиками. Наркобизнес становится все более дорогостоящим и трудным благодаря программам правоприменения, обеспечивающим рост цены и сокращение предложения запрещенных наркотических средств.

Эти меры сопровождаются активными кампаниями борьбы с уличными розничными торговцами наркотиков. Она может проводиться с помощью переодетых сотрудников милиции, показаний информаторов или посредством проведения обысков на основе информации, полученной в результате первых двух операций. Это, скорее всего, может испугать случайного потребителя, не имеющего стойкой зависимости от наркотиков. Наконец, милиция может предпринимать попытки собрать данные о подозреваемых наркобизнесменах для того, чтобы узнать их место жительства, источники поставок и способ ведения дел. Правоохранительные органы исторически склонялись то к проведению агрессивных компаний борьбы с уличными торговцами наркотиков, то к длительным мероприятиям, нацеленным на борьбу с оптовиками и импортерами наркотиков. Однако наркобизнес - это разнородное и децентрализованное явление. Большая часть наркотических веществ поставляется многочисленными мелкими подвижными группами, не имеющими национальных границ. В тоже время попытки проникновения в операции наркобизнеса высокого уровня признаются слишком затратными (людей, финансов, времени) и не приводящими к достаточному количеству арестов. Все это позволяет склоняться к мысли о большей эффективности в среде крупного города действий милиции против уличных торговцев наркотиками. Именно такие меры приведут к большему количеству арестов. Необходимо отметить, что торговцы наркотиками очень мобильны, и их легко заменить новыми. Но все же активные меры могут повлиять на увеличение цены наркотиков и внести неудобства, достаточные для того, чтобы устранить случайного потребителя. Кроме того, антинаркотические программы могут положительно влиять на другие виды уличной преступности и беспорядков. Безусловно, и другие акции правоохранительных органов важны в предупреждении преступлений, связанных с НОН. Но объективные процессы мешают эффективной борьбе с данным видом преступности, ограничивают эффективность устрашения модели «арест - уголовное преследование - осуждение». Угроза мести удерживает потенциальных информаторов и свидетелей и делает опасным сотрудничество с милицией. Кроме того, коррупция - настоящая беда для правоохранительных органов. Наркобизнес изобилует наличными деньгами, и наиболее ярким аргументом сторонников политики легализации наркотиков является утверждение о коррумпирующем воздействии наркобизнеса на милицию, в частности, и политическую систему страны.

В числе приоритетных задач наиболее трудная заключается в том, что необходимо добиться координации и слаженности работы государственных органов и общественных организаций в организации профилактических мер, направленных на противодействие, преодоление и предупреждение распространения наркотиков как на всей территории Российской Федерации, так и между отдельными ее регионами. Здесь очень важно учесть особенности сложившейся наркоситуации в том или ином районе, а также специфику тенденций распространения наркотиков.

Следует согласиться со специалистами, что при организации профилактики и борьбы с наркоманией требуется учитывать следующие факторы: комплексный подход, обязательный социальный мониторинг (повторяющиеся с установленной регулярностью на основе выбранной системы регистрации учет и оценка показателей развития наркотической ситуации: распространенность наркотиков и иных психотропных веществ, частота случаев злоупотребления и состояния зависимости, вредных последствий злоупотребления наркотических средств или психотропных веществ, отношение отдельных лиц и групп к наркотикам и наркотической ситуации) Основы профилактики наркомании у несовершеннолетних. - СПб.: Образование-культура, 2003. при составлении программ и социальная ответственность перед населением за проводимую работу См.: Потемкина Т. Только вместе // Нарконет. Россия без наркотиков. 2002. № 1-2 (14). С. 88..

С созданием Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков стало возможным наладить более эффективное межведомственное взаимодействие в сфере организации профилактики распространения наркотических средств и психотропных веществ, обеспечить успешное взаимодействие и координацию всех государственных органов, учреждений и организаций, принимающих участие в противодействии наркомании и наркотизму. Безусловно, что в одночасье все сложные наркопроблемы разрешить невозможно. Для этого понадобится и воля властей всех уровней, и объединение финансовых и людских ресурсов, и определенное время, и реальная оценка наркоситуации на территории всей России и в отдельных ее регионах.

В числе других не менее важных факторов, влияющих на эффективность профилактики наркомании и наркотизма, по мнению криминологов, находятся следующие: создание единой автоматизированной информационной системы для обмена сведениями; проведение совместных заградительных мероприятий общероссийского и регионального масштаба; улучшение координации и обмена информации в вопросах взаимодействия с правоохранительными органами дальнего и ближнего зарубежья, участвующими в борьбе с преступлениями, связанными с наркотиками, проведение подготовки и переподготовки кадров, специализирующихся на борьбе с незаконным оборотом наркотиков (МВД, ФСБ, ГТК) и т.д. См. подр.: Боголюбова Т.А. Привлечение к ответственности участников организованных преступных формирований по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков // Преступность в России и проблемы борьбы с ней / Под ред. А.И. Долговой. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2001. С. 166-167.

В заключение необходимо отметить, что при определении наиболее приоритетных направлений в организации профилактики наркомании и наркотизма очень важно разработать криминологический прогноз развития наркоситуации в целом в стране и применительно к конкретным регионам. Но уже сегодня очевидно, что если не оказывать серьезного противодействия распространению наркотиков, прогноз развития наркоситуации в России на ближайшее будущее будет не очень утешительным. Ученые предсказывают возможное увеличение количества наркоманов в самое недалекое время в два, а то и в три раза; переход значительного числа потреби-телей на более опасные синтетические наркотики. Если предвидение окажется правильным, то уже сегодня необходимо предусмотреть решение многочисленных проблем, которые возникнут перед пра-вительством и народом в самом недалеком будущем. Это в первую очередь коснется изменения в худшую сторону демографической характеристики населе-ния. Надо будет исключить из всех слоев трудоспособного населения хронически больных наркоманов. Необходимо предусмотреть значительные финансовые затраты на лечение, содержание и обслуживание данной категории населения, также рожденных ими неполноценных детей. Изменятся показатели характеристики преступности, особенно той, которая связана с наркотиками. Стабильный рост преступности последнее десятилетие не оставляет никаких надежд на изменение ситуации в лучшую сторону. Отсюда с неизбежностью многократно увеличатся расходы на содержание всей правоохранительной системы. Возрастет необходимость привлечения новых кадров -- специалистов в области борьбы с преступностью, наркоманией и наркотизмом.

Заключение

Перечень всех проблем, которые ожидают наше общество в самое ближайшее время, далеко не исчерпывающий, потому что многие из них сейчас не так очевидны и не обозначены в настоящее время. Они последуют несколько позднее, во вторую или даже третью очередь, как результат негативных последствий наркотизации населения, изменения криминальной ситуации, деформации нравственно-психо-логического климата в обществе и т.д. Наркотики столь разрушительно действуют на организм конкретного человека, приобщившегося к ним, что они практически не оставляют никаких шансов спастись. Но также негативен и опасен характер их воздействия на жизнедеятельность всего общества. Причем если болезненные изменения, произошедшие в человеке, все-таки можно через некоторое время заметить, то применительно к обществу они не так видны, более скрыты, латентны, растянуты во времени. Очень часто оказывается, что к мнению специалистов, которые действительно располагают информацией о реальном положении дел с уровнем распространенности наркотиков и наркотизацией населения в том или ином регионе, не прислушиваются те, от кого зависит принятие решений. Нередко представители власти их обвиняют даже в паникерстве, не слышат или не хотят слышать о каких-то мифических проблемах, которые могут возникнуть когда-то в будущем. Тем более что сегодняшние руководители, наделенные властными полномочиями, не в ответе за то, что может произойти уже после их ухода. А отсю-да нередко главные задачи в целях противостояния распространению наркомании и наркотизма определяются с большим опозданием или вообще перено-сятся на неопределенный срок. Тем более что практически всегда находится оправдание в виде наличия в обществе более важных проблем, требующих незамедлительного первоочередного решения.

Чтобы изменить сложившуюся негативную ситуацию, общество должно прийти к пониманию и полному осознанию всей многогранности вреда и общественной опасности последствий таких явлений, как наркомания и наркотизм. Государство же должно взять на себя важнейшие задачи, с одной стороны, обучить население выживать в этом мире, наполненном многочисленными опасностями, куда в полной мере относятся и такие социальные болезни как СПИД, туберкулез, алкоголизм, наркомания. С другой стороны, важно эффективно защитить население от возможности заражения этими смертельными заболеваниями: предупредить их дальнейший рост, вести результативную и действенную борьбу с преступностью, связанной с незаконным оборотом наркотиков.

И если мы действительно хотим избежать надвигающейся катастрофы, то уже сегодня необходимо предусмотреть пути преодоления многочисленных проблем, связанных с наркотизацией нашей страны и проживающего в ней населения.

Используемая литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М., 2006.

2. Федеральный закон № 11-ФЗ от 5 января 2006 года «О внесении изменений в статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изм. и доп. согласно Федеральным законам от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ, от 30 июня 2003г. № 86-ФЗ).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. №76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации». // Российская газета от 11 февраля 2006 года.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2004 г. № 454 «О запрещении культивирования на территории Российской Федерации растений, содержащих наркотические вещества» // Российская газета от 7 сентября 2004 года.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 15 июня 2006 года «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».

7. Статистический сборник ГИЦ МВД России //Краткий анализ состояния преступности в РФ за 2005 г.

8. Нарконет. Информационный бюллетень координационной антинаркотической комиссии при губернаторе Белгородской области. Выпуск №3 Белгород, 2005.

9. О деятельности наркологической службы Белгородской области в 2005 году //Пресс-бюллетень управления здравоохранения Белгородской области. - Белгород, 2005.

10. Ивасенко В.Б. О развитии правовой основы национальной безопасности в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков на Государственной границе Российской Федерации. // Оперативник (сыщик). 2005. № 4. С. 35-39.

11. Миронов Р.Г. Наркомания - реальная угроза национальной безопасности // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 3. С. 176-185.

12. Готчина Л.В. Понятие и сущность социальной профилактики наркотизма и наркозависимости в молодежной сфере: учебное пособие. - Белгород: БелЮИ МВД России, 2005. - 56 с.

13. Готчина Л.В. Современное состояние антинаркотической предупредительной деятельности в Белгородской области: аналитический обзор. - Белгород: БелЮИ МВД России, 2005. - 60 с.

14. Романова Л., Ролик А. Приоритетные направления в профилактике распространения наркотиков // Уголовное право. 2005. №2. С. 104-106.

15. Гринько С.Д. Уголовно-правовые проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков.// Закон и право. 2003. № 1.С.31-32.

16. Алексадров Р.А. Состояние незаконного оборота наркотиков в России. // Российский следователь. 2006. № 1. С.36-38.

17. Гринько С.Д. Незаконный оборот наркотиков и меры борьбы с ним. // Закон и право. 2005. № 7. С.15-16.

18. Кретова Е.Е. Структура законодательства Российской Федерации, направленного на развитие международного сотрудничества в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков. // Российский следователь. - 2005. - № 10. - С. 21-23.

19. Смирнов В.П. Квалификация незаконного сбыта наркотических средств в некрупном, крупном или особо крупном размере. // Уголовный процесс. 2005. № 8. С. 8-13.

20. Огилец Н.И. Вопросы совершенствования уголовно-правового регулирования ответственности за действия, связанные с распространением наркотиков. // Следователь. 2005. № 8. С. 2-6.

21. Кучменко А.И. Совершенствование уголовного закона как форма реализации государственной политики в сфере контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. // Вестник Дальневосточного юридического института МВД РФ. 2004. № 1 (6). С. 81-84.

23. Кругликов Л.Л.. О регламентации ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. // Следователь. 2004. № 12 (80). С. 4-7.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.