на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Международное публичное право
p align="left"> 1.3 Международное право и национальное право

Принцип равноправия и самоопределения народов и наций регулирует сотрудничество государств в одной из важнейших сфер развития цивилизации в целом. Нация, народ является первоосновой, от которой зависит суверенитет государства и сам факт его существования. Не случайно Устав ООН первоначально апеллирует к воле народов, а затем государств, сама же ООН в своем названии содержит ссылку на нации. Тем не менее утверждение нормы, защищающей права нации, относится только к середине XX в., хотя сама правовая идея защиты нации относится к концу XVIII в.

Принцип в краткой форме, тезисно сформулирован в Уставе ООН, затем - в универсальном кодифицирующем договоре - Пактах о правах человека 1966 г. Статья, содержащая перечень прав нации как самоопределяющейся единицы, выделена в особую часть. В период перед принятием Пактов содержание принципа совершенствовалось в форме международно-правового обычая. Часть принципа, связанная с предоставлением независимости колониальным странам и народам, в развитии опиралась на морально-политические нормы, содержащиеся в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1960 г., и Декларации о принципах 1970 г.

Существующий, таким образом, сравнительно недолго принцип имеет весомые результаты - за время его действия практически решена поставленная Уставом ООН задача деколонизации планеты, получили независимость около ста государств, к 2000 г., по материалам ООН, в колониальной зависимости не должно остаться ни одной территории, ни одного народа или нации.

В связи с таким положением принцип претерпевает некоторые сущностные изменения - если раньше на первый план выдвигалась задача борьбы с колониализмом, ущемляющим политические, экономические, национально-культурные права неоформленной государственной общности, то ныне в соответствии с принципом право на самоопределение имеют каждые нация или народ, решившие изменить свой политический, экономический статус - выйти из состава государства, влиться в другое государство, образовать конфедерацию.

На первом этапе развития принципа упор делался на регламентацию статуса колонизуемого и колонизатора, определялись их взаимные права и обязанности, наиболее существенным, ключевым было право колонизуемого применить против колонизатора военную силу, что запрещалось международным правом, если речь шла о межгосударственных отношениях (см. раздел о принципе запрещения применения силы и угрозы силой). При этом, однако, требовалось, чтобы народ или нация имели орган, возглавляющий такую борьбу, поддержку со стороны большей части населения, способный эффективно контролировать значительную часть национальной территории. При достижении собственной государственности народ и нация должны были подчиниться всем без исключения принципам международного права.

Активная деколонизация привела к появлению нового субъекта международного права - народа и нации, находящихся в стадии борьбы за свое самоопределение.

Под влиянием принципа сформировался новый состав международного преступления - колониализм и неоколониализм, понимаемые как применение иных, кроме политических и военных, методов удержания в подчинении бывшей колониальной территории.

Права народа и нации состоят в самостоятельном принятии ими решения о самоопределении, в праве на самостоятельный политический статус, праве на свободное экономическое развитие, национальную и культурную самобытность; они свободны в распоряжении своими естественными ресурсами, которые обеспечивает им их территория или их доля в общечеловеческом достоянии.

Они имеют право требовать, чтобы их права осуществлялись мирно и без незаконного противодействия, в соответствии с международным правом, по воле большинства народа, без фальсификации его позиции.

Государства обязаны мирно, на основе свободного переговорного процесса определить все этапы и условия предоставления таких прав, на которые законно претендует данные народ, нация, не ущемляя прав других народов, наций, составляющих население государства.

Существенным моментом в рассмотрении правового содержания принципа является то, что факт колонизации устанавливался во взаимоотношении метрополии с колонией. Значительно труднее определить факт колонизации в случае проживания народов, наций в составе одной государственной территории, в течение достаточно длительного исторического периода. В таких случаях необходимо определить, имеет ли место ограничение права такой общности на участие в политической жизни, экономическое неравенство, ущемление права на культурно-национальную реализацию. Сообщество государств, отдельные государства обязаны оказывать моральную, политическую, материальную по мощь самоопределяющемуся субъекту.

Нарушения принципа устанавливаются в соответствии с международно-правовыми механизмами - в органах ООН в первую очередь, а к нарушителям применяются меры принуждения.

1.4 Международная правосубъектность народов и наций

Когда говорят о международной правосубъектности наций и народов, имеют в виду прежде всего те из них, которые находятся в колониальной зависимости и лишены собственной национальной государственности. Субъектами международного права являются только те нации и народы, которые борются за свое национальное освобождение и создание собственных независимых государств. Отнесение наций и народов к числу субъектов международного права, как правило, возникает после того, когда они создают какой-либо координирующий борьбу орган (например, таковым является Организация освобождения Палестины), который до создания независимого государства выступает от их имени.

В настоящее время зависимыми являются примерно 15 территорий: Американское Самоа, Бермуды, Британские Виргинские острова, Кай-мановы острова, Фолклендские (Мальвинские) острова, Гибралтар, Гуам, Новая Каледония, остров Святой Елены, Подопечные территории тихоокеанских островов, Западная Сахара и др.

Нацией считается исторически сложившаяся общность людей, которая характеризуется следующими признаками: общностью территории; общностью экономической жизни; общностью психологического склада, проявляющегося в общности культуры. Термином «народ» называют самые различные формы национальной и этнической общности людей. Нередко этим термином обозначается и такая общность людей, как племя.

Принцип равноправия и самоопределения народов закреплен в Уставе ООН (п. 2 ст. 1). Сама Организация на основе этого принципа преследует цель развивать дружественные отношения между нациями. В порядке имплементации данного принципа ООН создала под своим руководством международную систему опеки для управления теми территориями, которые включены в нее индивидуальными соглашениями, и для наблюдения за этими территориями. Согласно ст. 76 Устава ООН одной из основных задач системы опеки является способствование политическому, экономическому и социальному прогрессу населения территорий под опекой, его прогрессу в области образования и его прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости.

В дальнейшем принцип равноправия и самоопределения народов был развит и конкретизирован в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, единогласно принятой Генеральной Ассамблеей ООН на своей XV сессии 14 декабря 1960 г. В преамбуле Декларации справедливо отмечается, что все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность национальной территории. Народы в собственных интересах могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, не нарушая каких бы то ни было обязательств, вытекающих из основанного на принципе взаимной выгоды международного экономического сотрудничества и норм международного права. Декларация провозглашает следующие принципы и обязательные условия предоставления независимости колониальным странам и народам:

подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, противоречат Уставу ООН и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире;

все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие;

недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность в области образования никогда не должны использоваться как предлог для задержки достижения независимости;

любые военные действия или репрессивные меры какого бы то ни было характера, направленные против зависимых народов, должны быть прекращены, с тем чтобы предоставить им возможность осуществить в условиях мира и свободы свое право на полную независимость; целостность их национальных территорий должна уважаться;

в подопечных и несамоуправляющихся территориях, а также во всех других территориях, еще не достигших независимости, должны быть незамедлительно приняты меры для передачи всей власти народам этих территорий в соответствии со свободно выраженными ими волей и желанием, без каких бы то ни было условий или оговорок и независимо от расы, религии или цвета кожи, с тем чтобы предоставить им возможность пользоваться полной независимостью и свободой;

6) всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава ООН.

Нормативный характер этого единогласно принятого документа четко выражен в ее п. 7, содержащем прямое указание на обязанность государств «строго и добросовестно соблюдать положения… настоящей Декларации».

Данный принцип конкретизирован также в Декларации о принципах международного права 1970 г., во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международных пактах о правах человека 1966 г., Заключительном акте Совещания в Хельсинки 1975 г. и во многих других источниках международного права.

В силу принципа равноправия и самоопределения народов все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН.

Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и самостоятельных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов.

Способами осуществления народом права на самоопределение являются создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость.

Территория колонии или другая несамоуправляющая территория имеет статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею. Такой отдельный и отличный статус может существовать до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющейся территории не осуществит свое право на самоопределение в соответствии с Уставом ООН, и в особенности с его целями и принципами.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. призывает государства уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права. Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. Следует отметить, что Заключительный акт особо подчеркивает важность исключения любой формы нарушения принципа равноправия и самоопределения народов.

Согласно ст. 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Все народы могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами. Все государства - участники Пакта, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны в соответствии с Уставом ООН поощрять осуществление права на самоуправление и уважать это право.

Юридической основой права наций на самоопределение является присущий им национальный суверенитет, означающий реализацию каждой нацией своего права на самостоятельное и независимое существование как в политическом смысле, так и с точки зрения свободного и всестороннего развития всех иных сфер общественной жизни. Национальный суверенитет неприкосновенен и неотчуждаем. В силу этого международная правосубъектность наций и народов не зависит от волеизъявления других участников международных отношений.

В качестве субъекта международного права нации и народы, борющиеся за свое самоопределение, в лице своих постоянных органов могут заключать соглашения с государствами и международными организациями, подписывать международные договоры (например, Организация освобождения Палестины подписала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г.), направлять своих представителей для участия в работе межправительственных организаций и конференций. Они пользуются защитой норм международного права.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.