p align="left">Генеральная Ассамблея собирается на свои сессии ежегодно. Решения принимаются простым большинством голосов, за исключением тех, для принятия которых по Уставу требуется большинство в две трети голосов (избрание президента Интерпола, изменения в Уставе и др.). Исполнительный комитет в целом: осуществляет контроль за исполнением решений Генеральной Ассамблеи; готовит повестку Дня сессий Генеральной Ассамблеи; представляет Генеральной Ассамблее планы работы и предложения, которые он считает целесообразными; осуществляет контроль за деятельностью Генерального секретаря, кроме того, он пользуется всеми полномочиями, которые делегирует ему Ассамблея. Постоянно действующими службами Интерпола являются Генеральный секретариат и Генеральный секретарь. Особое место в системе органов Интерпола занимают Национальные Центральные Бюро государств членов Организации Структурно, как правило, НЦБ входит в ведомство, на которое ложится главная ответственность в стране за борьбу с преступностью Российское НЦБ Интерпола является главным управлением Центрального аппарата МВД России. Основными задачами НЦБ являются: * налаживание международного информационного обмена об уголовных деяниях и «международных преступниках»; * организация исполнения запросов иностранных государств и международных организаций по борьбе с уголовной преступностью; * наблюдение за реализацией международных договоров, касающихся борьбы с преступностью. По научным вопросам Организация может консультироваться с Советниками, которые, назначаются Исполнительным комитетом сроком натри года, исполняя исключительно консультативные функции. Советники избираются из лиц, пользующихся международной известностью в интересующей Организацию области деятельности. Советник может быть отстранен от должности по решению Генеральной Ассамблеи. В настоящее время в Международную организацию уголовной полиции входит 182 государства. СССР, а ныне Российская Федерация является членом Интерпола с 1990г. 3. Региональные международные организации в борьбе с терроризмомАктивно включились в борьбу с терроризмом региональные международные организации. Прежде всего, они приняли ряд региональных международно-правовых документов, определяющих параметры сотрудничества государств по борьбе с международным терроризмом. Одним из первых встал на этот путь 27 января Совет Европы. В его рамках в 1977г. принята Европейская конвенция о пресечении терроризма, которую Федеральное Собрание Российской Федерации ратифицировало 7 августа 2000г. 28 июня 1978г. принимается еще один документ, косвенно относящийся к сфере борьбы с терроризмом Европейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами. На 109-й сессии 8 ноября 2001г. Комитет министров Совета решил немедленно повысить эффективность существующих международных документов по борьбе с терроризмом, принятых в рамках Совета Европы. В связи с этим он создал Многопрофильную группу по международным действиям против терроризма с всеобъемлющим подходом, включающим в себя уголовные, коммерческие, административные и другие правовые аспекты. В своей деятельности группа будет учитывать соответствующие декларации и решения Комитета министров, резолюции Парламентской Ассамблеи и Конференции министров юстиции по борьбе с терроризмом, а также законы и положения о правах человека. 13 июня 2002г. Совет Европейского союза принял Рамочное решение о борьбе с терроризмом, в соответствии с которым каждое государство член Союза обязано принять предусмотренные документом меры, направленные на предупреждение и пресечение террористических актов, а также предание суду или выдачу террористов. Ответом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) на террористические акты 11 сентября 2001 г. стали Решение по борьбе с терроризмом и План действий по борьбе с терроризмом, принятые на 9-м совещании министров иностранных дел ОБСЕ в декабре 2001 г. в Бухаресте и Декларация и Программа действий, принятые на Бишкекской международной конференции, состоявшейся 1314 декабря 2001 г. в БишкекеЗаседание Совета министров иностранных дел ОБСЕ // Дипломатический вестник.- 2002.- № 1.- С. 14. . Кроме того, действующий председатель ОБСЕ назначил бывшего министра иностранных дел Дании Яна Троеборга своим личным представителем для координации деятельности ОБСЕ по борьбе с терроризмом и для выполнения инициатив, предусмотренных Бухарестским и Бишкекским документами, а также активизации деятельности по четырем стратегическим направлениям: поддержание общественного порядка, охрана границ, борьба с контрабандой и финансированием терроризма. ОБСЕ через свои миссии и институты обязуется обеспечивать выполнение этих документов и оказывать поддержку ООН в осуществлении ее деятельности. На состоявшемся 67 декабря 2002 г. в г. Порту (Португалия) 10-м заседании Совета министров иностранных дел государств участников ОБСЕ была принята Хартия ОБСЕ по противодействию терроризму и борьбе с ним. В документе, состоящем из 28 пунктов, предусмотрен широкий спектр обязательств 55 государств участников ОБСЕ в борьбе с терроризмом. 10 июля 2003 г. вступила в силу Межамериканская конвенция по борьбе с терроризмом, открытая для подписания в июле 2002 г. на XXXII сессии Генеральной Ассамблеи Организации американских государств (ОАГ) Сообщение МИД России. 9 июля 2003 г. О вступлении в силу Межамериканской конвенции по борьбе с терроризмом // Дипломатический вестник. 2003. № 8. С. 107.. Этим шагом выражено твердое стремление государств Западного полушария внести свой вклад в развитие международно-правовой базы сотрудничества в противодействии терроризму, усиление регионального компонента международной антитеррористической коалиции. Конвенция направлена на практические меры, включая пресечение финансовой подпитки терроризма. Предусмотрено создание Межамериканского комитета по борьбе с терроризмом (СИКТЕ). Государства участники Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) активно сотрудничают между собой, а также с другими государствами и международными организациями в борьбе с терроризмом. В Бишкекском меморандуме о сотрудничестве и взаимодействии правоохранительных органов и спецслужб Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан от 2 декабря 1999г. стороны объявили об образовании «Бишкекской группы» в составе руководителей их правоохранительных органов, которая рассматривает на совместных совещаниях, проводящихся не реже одного раза в год, актуальные вопросы правоохранительной деятельности. Международное публичное право: учеб. / Л. П. Ануфриева, Д. К. Бекяшев, К. А. Бекяшев, В. В. Устинов [и др.].- 3-е изд., перераб. и доп. - М.- ТК Велби.- Изд-во Проспект.- 2004. - С.832-845. 15 июня 2001г. государства участники ШОС подписали Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (ст. 1) от 15 июня 2001 г. // Международные документы. - 2001. Конвенция регулирует взаимодействие правоохранительных ведомств и спецслужб этих стран в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, процесс обмена информацией между ними, осуществление оперативно-розыскных мероприятии, принятие совместных мер по пресечению поставок вооружения и боеприпасов террористическим организациям. В Конвенции предусматривается также заключение государствами-участниками отдельного соглашения с целью создания и обеспечения функционирования региональной антитеррористической структуры, значение и сфера деятельности которой, по мнению Президента Российской Федерации В. В. Путина, выходят за границы Центральной Азии. 7 июня 2002г. государства члены ШОС приняли Соглашение об учреждении региональной антитеррористической структуры (РАТС) со штаб-квартирой в Бишкеке (Киргизия). В нем определены основные задачи и функции РАТС, ее органы, правовая база деятельности, ряд других вопросов. 4. Содружество Независимых Государств в борьбе с терроризмомВ силу своего геополитического положения государства - участники Содружества Независимых Государств в условиях современной международной ситуации оказались на переднем крае борьбы с международным терроризмом. Проблемы борьбы с терроризмом находятся в центре внимания Совета глав государств, Совета глав правительств, Межпарламентской ассамблеи, Совета министров иностранных дел, Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников Содружества, Совета министров внутренних дел, Совета секретарей советов безопасности. На заседании Совета глав государств - участников СНГ, состоявшемся 25 января 2000г. в Москве, было принято Решение о противодействии международному терроризму в свете итогов Стамбульского саммита ОБСЕ. Советам безопасности государств - участников Содружества совместно с Советом руководителей органов безопасности и специальных служб, Советом министров внутренних дел и Советом министров обороны государств - участников СНГ поручено разработать целевую программу борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, предусмотрев, в том числе создание единого антитеррористического центра. Государства - участники Содружества создали необходимую международно-правовую базу сотрудничества на региональном уровне в целях борьбы с терроризмом Моисеев Е. Г. Международно-правовые основы деятельности государств - членов СНГ в борьбе с международным терроризмом // Право и политика. 2002. № 4. С. 113-118.. В апреле 2004г. был принят модельный закон «О борьбе с терроризмом», который в качестве рекомендательного акта закрепил правовые основы борьбы с этим чудовищным злом. 4 июня 1999г. подписан Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом. Договор о сотрудничестве государств- участников СНГ в борьбе с терроризмом (подписан 4 июня 1999г.) // Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: Сборник документов.- 2003.- С. 183-194. Его значение состоит в том, что он наряду с традиционными формами определил ряд принципиально новых форм сотрудничества в борьбе с актами терроризма. Среди них следует назвать такие формы, как: - оказание содействия в оценке состояния системы физической защиты объектов повышенной технологической и экологической опасности, разработке и реализации мер для совершенствования этой системы; - направление по согласованию между заинтересованными государствами специальных антитеррористических формирований для оказания практической помощи в пресечении актов терроризма и в борьбе с их последствиями; - совместное по согласованию сторон финансирование и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке систем и средств физической защиты объектов повышенной технологической и экологической опасности; - осуществление на договорной основе поставок специальных средств, техники и оборудования для обеспечения антитеррористической деятельности. Следующим шагом стало утверждение Советом глав государств СНГ 21 июня 2000г. Программы по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г. Программа носит комплексный характер и предусматривает проведение организационно-правовых и организационно-практических мероприятий, информационно-аналитическое, научное, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение. Программа предполагает присоединение государств - участников СНГ к основным международным договорам в сфере борьбы с международным терроризмом, заключенным в рамках ООН и Совета Европы, а также ускоренное осуществление внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу соответствующих договоров, принятых в рамках Содружества Независимых Государств.Программа по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003г. от 21 июня 2000г. // Сборник нормативных актов, регулирующих взаимодействие государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью. Выпуск 2. Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. Минск.- 2001. С. 57-68. 7 октября 2002г. Совет глав государств принял Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников Содружества Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников Содружества (7 октября 2002г.) // Сборник нормативных актов. Выпуск 3. Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. Минск.- 2003.- С. 75-86.. 1 декабря 2000г. Совет глав государств - участников СНГ принял Решение о создании Антитеррористического центра (АТЦ) и утвердил Положение о нем. Решение о создании Антитеррористического центра (1 декабря 2000г.) // Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: Сборник документов.- 2003.- С. 195-202. АТЦ является постоянно действующим специализированным отраслевым органом, предназначенным для координации взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Важную роль в координации деятельности государств - участников СНГ в борьбе с преступностью вообще и терроризмом в частности играет Координационный совет генеральных прокуроров государств - участников Содружества, созданный совместным решением генеральных прокуроров государств - участников СНГ 7 декабря 1995г. Совет глав государств - участников Содружества своим Решением от 25 января 2000г. придал Координационному совету статус межгосударственного органа СНГ (Решение не подписано Туркменистаном и Республикой Узбекистан). Этим же Решением утверждено Положение о Координационном совете генеральных прокуроров Положение о Координационном совете генеральных прокуроров государств - участников Содружества Независимых Государств от 25 января 2000г. // Сборник нормативных актов, регулирующих взаимодействие государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью. Выпуск 2.- 2001.- С.- 8-14.. 29 января 2002г. в Минске было проведено совместное заседание Координационного совета генеральных прокуроров, Совета министров внутренних дел, Совета руководителей органов безопасности и спецслужб, Совета командующих Пограничными войсками, Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ. В его ходе были глубоко проанализированы положение дел с преступностью и терроризмом и борьба с ними на пространстве СНГ, намечены пути повышения ее эффективности Материалы совместного заседания см.: Организованная преступность и международный терроризм: новые угрозы и пути противодействия. Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. Минск.- 2002.. 8 апреля 2004г. в Киеве состоялось 3-е совместное заседание Совета министров иностранных дел, Координационного совета генеральных прокуроров, Совета министров внутренних дел, Совета руководителей органов безопасности и спецслужб, Совета командующих Пограничными войсками, Координационного совета руководителей налоговых (финансовых) расследований, Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ. На заседании одобрены Заявление, решение о разработке проекта Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью, международным терроризмом и наркоагрессией на 2005-2008 гг., а также Концепция государств-участников Содружества по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Ряд антитеррористических документов принят в рамках Совета министров внутренних дел государств - участников СНГ (СМВД), в том числе: - Решение о взаимодействии в борьбе с терроризмом от 18 апреля 1996г.; - Решение о повышении эффективности сотрудничества министерств внутренних дел государств - участников СНГ в противодействии терроризму и иным проявлениям экстремизма от 10 марта 2000г.; - Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в борьбе с терроризмом от 8 сентября 2000г. Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в борьбе с терроризмом от 8 сентября 2000г. // Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: Сборник документов.- 2003.-C. 223-238.; Меморандум о взаимопонимании между министерствами внутренних дел Азербайджана, Армении, Грузии и России («Боржомской четверки») в области борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма от 11 марта 2000 г. 15-16 мая 2002г. в Тбилиси прошло 12-е заседание Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ (СОРБ). Главное внимание на заседании было уделено вопросам, связанным с усилением совместной борьбы с международным терроризмом. На состоявшемся в сентябре 2002 г. в Кишиневе 13-м заседании СОРБ были выработаны предложения Совету глав государств СНГ по созданию отделения Антитеррористического центра СНГ в Центрально-Азиатском регионе (Бишкек, Киргизская Республика), согласована Концепция деятельности Центра на период до 2005 г. Определен порядок установления и поддержания АТЦ СНГ рабочих контактов с международными центрами и организациями, занимающимися вопросами борьбы с международным терроризмом. ЗаключениеВыяснили, что терроризм (в том числе международный) - одна из форм насильственной политической борьбы, которая нарушает основные принципы и нормы международного права и международной морали. По совокупности организационно-тактических характеристик терроризм - это насилие, носящее системный, наступательный и массовый характер, использующее тактику непредсказуемых атак с целью нагнетания страха и отличающееся бивалентностью объекта воздействия, различными способами действий. Международный терроризм, в отличие от терроризма внутри одного государства, характеризуется следующими особенностями: а) подготовка преступления ведется на территории одного или нескольких государств, а осуществляется оно на территории других государств; б) совершив преступление на территории одного государства, террорист, как правило, скрывается на территории другого государства; в) террористические акты совершаются против лиц, пользующихся международной защитой; г) международный терроризм имеет мощнейшую социальную и экономическую базу, самое современное вооружение, оснащение, информационно-психологическое и организационное обеспечение. Проблемы международного сотрудничества в борьбе с уголовной преступностью как социальные и гуманитарные вопросы рассматриваются Экономическим и Социальным Советом ООН. Кроме того, Генеральная Ассамблея ООН один раз в год главным образом в Третьем комитете (по социальным и гуманитарным вопросам) рассматривает доклады Генерального секретаря ООН по наиболее важным проблемам международного сотрудничества по предупреждению преступности, борьбе с ней и обращению с правонарушителями. В последние годы число вопросов, касающихся борьбы с преступностью, рассматриваемых Генеральной Ассамблеей, значительно увеличилось. Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию, созданная в 1992 г., наследовала функции Комитета ООН по предупреждению преступности и борьбе с ней. Основные задачи Контртеррористического комитета (КТК) состоят в развитии антитеррористического сотрудничества, в расширении осведомленности международного сообщества в том, что любая террористическая акция представляет собой угрозу международному миру и безопасности. При этом особое внимание уделяется практическим мерам, в рамках которых все государства члены ООН получают средства для борьбы против терроризма. Комитет способствует всеобщему участию государств в международных антитеррористических конвенциях и протоколах. Государства члены ООН представляют в Комитет свои доклады о деятельности национальных органов по пресечению террористической активности. Интерпола играет важную роль в борьбе с терроризмом. В 1998г. Генеральный секретариат Интерпола принимает Руководство по сотрудничеству в борьбе с терроризмом, в котором описаны практические меры, которые могут быть предприняты для совершенствования сотрудничества в борьбе с международным терроризмом. 27 октября 1998г. резолюцией Генеральной Ассамблеи Интерпола принята Декларация по борьбе с терроризмом.
Страницы: 1, 2, 3
|