на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Миграционная политика государства (на примере Мурманской области)
граждан государств, входивших в состав СССР, получивших среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях России после 1 июля 2002г.;

у нетрудоспособных иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Россию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в России по состоянию на 1 июля 2002г.;

Упрощенный порядок приобретения гражданства, в соответствии со статьей 13 Договора между Россией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996г., гарантируется гражданам указанных государств, постоянно проживающим на территории России.

В последнее время широко обсуждалась тематика миграционных преимуществ и получения гражданства в зависимости от уровня образования мигрантов, востребованности в России их специальности, возраста, степени знания русского языка.

1.3 Зарубежный опыт

Рассмотрим несколько примеров миграционной политики в Европе.

Основная масса мигрантов во Франции и других развитых европейских странах была сознательно ввезена (главным образом, из Северной Африки и Ближнего Востока) в 1960-е, 70-е, 80-е годы. Возрождающаяся после Второй мировой войны индустриальная Европа остро нуждалась в "рабочих руках". Считалось, что приезжие как-то сами собой ассимилируются и уже в следующем поколении сольются с коренным населением. Между тем, уже в 1980-е годы промышленный бум завершился. Неквалифицированный труд оказался невостребованным, и ввезенные в свое время иммигранты вместо того, чтобы слиться с коренным населениемобразовали целые кварталы, заселенные социально неблагополучными и озлобленными чужаками с французскими, германскими, британскими, бельгийскими и голландскими паспортами. Популярная в политико-экспертных кругах Европы доктрина "мультикультурализма" - лишь одна из попыток примирить коренное население со своими же "инокультурными" согражданами, которые стали трудноразрешимой проблемой. Как показывает опыт Франции и ряда других стран, наиболее активно практикующих "мультикультурализм", попытка эта может быть признана неудачной.

Таким образом, мы можем констатировать следующее:

Фундамент нынешней "миграционной проблемы" в Европе закладывался несколько десятилетий назад.

Мигранты были втянуты в Европу реальным дефицитом рабочих рук в условиях промышленного бума.

Основной "поставщик проблем" в европейских странах - неассимилировавшиеся потомки трудовых мигрантов прошлых поколений, как правило, уже имеющие гражданство стран своего пребывания.

"Мультикультурализм" - концепция, адресованная собственным инокультурным гражданам, а не новым мигрантам.

В отношении новых мигрантов практически во всех европейских странах сейчас действуют крайне жесткие меры. В США при нынешнем президенте принято решение о возведении стены на границе с Мексикой. В Австралии рассматривается возможность выдворения за пределы страны этнических арабов. Жесткие меры в отношении незаконных переселенцев установлены Великобританией и Данией.

В конце сентября 2006 года премьер-министр Австралии Джон Говард заявил, что намерен ввести тесты на знание английского языка, истории и культуры Австралии для иммигрантов. Аналогичные меры уже введены в ФРГ. В США принято решение о возведении трехрядной стены протяженностью 1125 километров на границе с Мексикой. Правительство Нидерландов существенно усложнило процедуру получения гражданства страны. С планом усиления контроля над границами в прошлом году выступил глава правительства Франции он, в частности, предполагает создание специальной "иммиграционной полиции", к работе которой будут подключены воздушная и пограничная жандармерия.

Сегодня развитые страны готовы привлекать только высококвалифицированную рабочую силу, притом в крайне ограниченном количестве. Политику упрощения въезда иммигрантов проводят только некоторые "азиатские тигры", у которых промышленный бум сопровождается реальной нехваткой рабочих рук (например, Сингапур).

Очевидно, что исходное положение Российской Федерации - на момент ее образования - кардинально отличается от европейской ситуации. Промышленный бум в СССР подпитывался, главным образом, кадрами из русской глубинки. В других союзных республиках реализовывались собственные индустриальные и инфраструктурные проекты, зачастую более масштабные, чем в РСФСР. Это обстоятельство не только лишало смысла трудовую миграцию на территорию России, но и обеспечивало постоянный отток высококвалифицированных кадров из РСФСР в другие союзные республики. Во многом, именно этому мы обязаны феноменом русских как "разделенного народа" и упадком регионов Центральной России. В Россию из национальных окраин Империи въезжали, главным образом, наиболее образованные и русифицированные представители этих окраин, которые легко и беспроблемно ассимилировались.

Таким образом, мы можем констатировать, что нынешняя миграционная проблема в РФ не имеет ничего общего с процессами, имеющими место в развитых странах Запада:

эта проблема в РФ не имеет европейской "биографии" (потому что возникла в 1990-е, а обострилась в 2000-е);

в РФ основным источником проблем до сих остаются нелегалы, а не "инокультурные сограждане", как в Европе;

ссылки на "мультикультуризм" в России лишены смысла, так по определению не могут относиться к нелегалам;

сверхлиберальная миграционная политика, проводимая действующим руководством РФ, не коррелирует ни на концептуальном, ни на технологическом уровне с миграционной политикой многих (фактически, большинства) развитых стран.

Российская Федерация, открывая свои границы, поступает как иммиграционная страна, а не социальное государство европейского типа, приоритетно ориентирующееся на поддержание материального благополучия своего собственного коренного населения.

2. Миграционная политика Мурманской области

2.1 Краткая характеристика Мурманской области

Мурманская область образована 28 мая 1938 года Указом Президиума Верховного Совета СССР. Общая площадь территории области - 1144.9 тыс.км2, население составляет чуть более 1 млн человек.В состав области входит пять административных районов, 9 городов,20 поселков городского типа. Два административных района (Ловозерский и Кольский) являются районами компактного проживания малочисленных народов Севера, численность которых не превышает 0.2 % всего населения области. Мурманская область, по сравнению с другими областями Баренцева региона, наиболее урбанизирована: 93% жителей проживает в городах. Около 40% жителей области проживает в Мурманске. В Мурманской области более ста тысяч озер, самое крупное из них - озеро Имандра, общей площадью 812 км2 и максимальной глубиной 67 метров. Озера связаны с морским бассейном несколькими тысячами ручьев и рек, самая длинная из которых - река Поной (426 км). Обеспеченность водными ресурсами в 2.5 раза выше средне республиканского показателя. Климат наиболее умеренный в Российской части заполярного Севера, с низкими летними и относительно высокими зимними температурами воздуха. Уникальное географическое положение в относительной близости к промышленно-развитым регионам России, приморское положение, возможность круглогодичной навигации с прямыми выходами на международные морские торговые пути в сочетании с уникальной по составу и запасам минерально-сырьевой и рыбопромысловой базы и важным геополитическим положением обусловило формирование на территории области крупного индустриального хозяйственного комплекса. Минерально-сырьевые ресурсы представлены крупными, часто общероссийского значения, запасы горнохимического, медно-никелевого, железорудного, редкометалльного и алюминиевого сырья. Значительны запасы неметаллорудного и нерудного сырья - вермикулита, флогопита, мусковита, пегматита, граната, амазонита и других нерудных минералов. По большинству из этих полезных ископаемых запасы их не Кольском полуострове имеют общероссийское, а часто и мировое значение (кианитовые руды, вермикулит, флогопит и др.). Характерной особенностью минерального сырья Кольского полуострова является их комплексный состав. Как правило, в руде каждого месторождения содержится несколько полезных минералов, а в рудных минералах - несколько полезных химических элементов.

Природные ресурсы Мурманской области - основа созданного промышленно-производственного потенциала, позволяющего относить ее к числу стратегически важных районов Российской Федерации. Место Мурманской области в хозяйственном комплексе России определяется богатейшими природными ресурсами, крупным комплексом промышленных предприятий и организаций по добыче и переработке полезных ископаемых, рыбных и лесных ресурсов.

2.2 История образования миграционной службы в МО и ее структура

В Мурманской области миграционная служба создана 31 марта 1994 года приказом председателя Комитета по труду и занятости населения администрации Мурманской области. Подразделения создавались по всем субъектам Российской Федерации в связи с изданием 3 марта 1994 года Постановления Президента Российской Федерации (№ 53 "Об увеличении численности работников территориальных органов Федеральной миграционной службы России"). На тот период миграционная служба Мурманской области, согласно положению, являлась территориальным органом Федеральной миграционной службы, подчинялась ФМС России и администрации области. Функционально служба решала вопросы, связанные с вынужденными переселенцами и беженцами, трудовой миграцией, выполняла другие функции, связанные с реализацией политики государства в области миграции населения на территории Мурманской области.

Работа областной службы в 1994-1997гг. строилась в соответствии с Федеральной миграционной программой на 1994-1995 гг., одобренной Указом Президента РФ от 09.08.94 № 1668 и Федеральной миграционной программой на 1998-2000 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 10.11.97 № 1414.

Постановлением Главы Администрации (губернатора) Мурманской области от 14.10.97 № 440 и приказом Федеральной миграционной службы от 15.01.98 № 7 областная миграционная служба выведена из подчинения администрации области и приобрела статус территориального органа ФМС России.

Во исполнение Указа Президента РФ от 17.05.2000 № 867, распоряжения Правительства РФ от 26.05.2000, приказом Федеральной миграционной службы России от 09.06.2000 № 54 "О проведении ликвидационных процедур в территориальных органах, загранпредставительствах в связи с упразднением ФМС России", миграционная служба Мурманской области была ликвидирована. Ее функции перешли территориальному органу (ТО) Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ.

Министерство по делам миграции, национальной и миграционной политики РФ (Минфедерация России) создано постановлением Правительства РФ от 26.07.2000 № 561. Несмотря на то, что ликвидация миграционной службы Мурманской области произошла 09.06.2000, а ТО Минфедерации России в Мурманской области был создан 01.08.2000, деятельность данной организации не прекращалась.

Положение о территориальном органе Минфедерации России в субъектах РФ утверждено приказом Минфедерации России от 22.08.2000 № 4. Основной задачей ТО являлась реализация государственной политики в Мурманской области, федеративных и национальных отношений, местного самоуправления и миграции населения на территории субъекта РФ.

Указом Президента РФ от 23.02.2002 года № 232 "О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики" Министерство внутренних дел РФ наряду с функциями, возложенными на него законодательством Российской Федерации, выполняет также функции федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.

Во исполнение приказа МВД РФ от 14 июня 2002 года № 570 "Вопросы подразделений по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации" приказом УВД Мурманской области от 25 июня 2002 года № 496 территориальный орган Минфедерации России по Мурманской области переименован в Управление по делам миграции УВД Мурманской области, этим же приказом утверждено положение об Управлении.

В соответствии с Указом Президента РФ от 19 июля 2004 года № 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы", в рамках проведения административной реформы органов власти и управления Российской Федерации в составе ФМС России образованы территориальные органы. Данным органам переданы функции паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел и подразделений по делам миграции. Объединение этих подразделений организационно завершено после издания приказа Директора Федеральной миграционной службы России от 30 ноября 2005 года № 128.

В нашей области с 30 ноября 2005 года образовано Управление Федеральной миграционной службы по Мурманской области. В перечень задач, решаемых сотрудниками Управления, входят регистрационный учет населения, выдача документов, удостоверяющих личность гражданина России, прием в гражданство России, разрешение вопросов, связанных с пребыванием иностранных граждан, оформление и выдача заграничных паспортов гражданам России, решение вопросов трудовой деятельности иностранцев и многие другие вопросы сферы миграционных отношений. Структурные подразделения Управление созданы во всех городах и районах Мурманской области. На Государственной границе функционируют три поста иммиграционного контроля. С 2007 года Управление приступит к введению нового миграционного законодательства, единого миграционного учета иностранных граждан, выдаче заграничных документов с биометрическими данными.

2.3 Законы регулирующие миграционную политику в МО

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", постановление Правительства Российской Федерации 22.12.2006 № 783 "О порядке определения потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации" и иные федеральные законы, указы, распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, Устав и законы Мурманской области, постановления и распоряжения Губернатора и Правительства Мурманской области, а также положение о межведомственной комиссии по реализации государственной миграционной политики на территории Мурманской области.

2.4.Проблемы и их решение

Современные проблемы миграции населения включают в себя как традиционные, существовавшие в России многие десятки и даже сотни лет, так и возникшие в результате действия новых факторов. К числу факторов, инициировавших возникновение новых проблем, относится распад СССР, замена планового размещения производительных сил рыночными механизмами распределения труда и капитала, возникновение межнациональных конфликтов, принятие законов о миграции населения, в целом соответствующих цивилизованным обществам. В этот набор входят и такие факторы как снижение уровня доходов населения в первые годы реформирования страны, сокращение потребностей экономики в трудовых ресурсах, вследствие падения объемов производства, удорожание транспортных услуг. Хоть к настоящему времени острота многих миграционных проблем спала, но все равно миграция продолжает оставаться важнейшим фактором, влияющим на изменения в социально-экономической и демографической сферах.

На сегодняшний день назрела проблема законности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами в Мурманской области, как в привлекательном, для этой категории граждан, регионе страны. Зачастую, иностранцы нелегально реализуют свое право на труд будучи не осведомленными о порядке оформления разрешений на осуществление трудовой деятельности, установленном российским законодательством. Так, в 2006 году на работу в Мурманской области получили разрешение 754 иностранца, в 2007-м - уже более 3 тысяч. Однако уведомление о том, что они приступили к работе, поступило в миграционную службу только от 1856 человек. Работодатели нанимают на работу граждан из других государств, не зная, что для этого необходимо иметь соответствующее разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Но, как известно: "Незнание закона не освобождает от ответственности". Решением этой проблемы является ужесточение законодательства в отношении нарушителей. Применение не только административной, но и уголовной ответственности.

Для серьезной и целенаправленной борьбы с данным явлением представляется целесообразным создание в системе исполнительной власти органа - аналога иммиграционной инспекции. Такую инспекцию можно было бы наделить правом заниматься оперативно-розыскной деятельностью, без которой невозможно выявить мигрантов, незаконно находящихся на территории РФ и занимающихся незаконной трудовой деятельностью. Кроме того, следовало бы создать специальные учреждения для содержания (по решению судов) иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или административному выдворению.

Заключение

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Вопросы миграционной политики находятся в зоне приоритетного общественного внимания, и это связано не столько с информационной конъюнктурой, сколько с их объективной значимостью для нашей страны и ее граждан.

2. Для сегодняшней России эти вопросы являются не техническими - требующими лишь управленческой оптимизации, - а политическими вопросами, требующими принципиального исторического выбора. Речь идет о выборе между моделью России как иммигрантского общества, растущего за счет избыточного населения сопредельных азиатских регионов (в первую очередь, стран бывшего СССР и Китая) и образом России как исторической нации на русской этнокультурной основе.

3. Этот выбор касается не только этнического баланса, но и экономического уклада будущей России. Иммиграционная открытость означает ставку на повышение конкурентоспособности отдельных корпоративных субъектов или сегментов бизнеса за счет снижения затрат на оплату труда и на местное население в целом. Альтернативой этой модели является выбор в пользу развития экономики на основе внутреннего рынка. Он, в числе многих других условий, предполагает качественный рост долгосрочных государственных инвестиций в воспроизводство человеческого капитала (демографическое и профессиональное) и селективную закрытость в миграционной политике.

4. На данный момент на государственном уровне проводится политика иммиграционной открытости и, соответственно делается выбор в пользу иммигрантского общества.

5. Наметившийся поворот власти к антииммиграционному запросу местного населения носит пока характер риторической анестезии, не меняет общего вектора миграционной политики.

6. В силу этого растущие в политически активной части общества антииммиграционные настроения носят по преимуществу оппозиционный характер. На данный момент, назрел переход этих, пока достаточно размытых, настроений на качественно новый уровень. Как в смысле систематизации антииммиграционных требований, так и в смысле выработки максимально широкой общественной коалиции в их поддержку.

7. Мы убеждены, что социальные слои и группы, заинтересованные в изменении вектора миграционной политики, весьма многочисленны и потенциально влиятельны. Однако для того, чтобы объединить их, необходима выработка не только негативного (собственно, антииммиграционного), но и позитивного политического консенсуса основанного на соединении национальных (сохранение этнокультурной основы государства) и социальных (политика занятости, защита труда, инвестиции в человеческий капитал, развитие с опорой на внутренний рынок) требований.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993.

2. www.Хибины.ru

3. www.gov-murman.ru

4. Белевских Т.В. Рынок труда северных территорий как особый рынок труда России / Т.В. Белявских // Проблемы социально-экономического развития Севера: сб. ст. преподавателей и аспирантов экономического факультета. В2 - Апатиты: изд-во Кольский филиал Петрозаводского государственного университета, 2006

5. Постановление Правительства Мурманской области 27.07.2007 № 353-ПП/13

6. УФМС по Мурманской области

7. Аналитический вестник № 22 (339) Национальная и миграционная политика: зарубежный и отечественный опыт, Москва 2007

8. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации

9. www.AllNW.ru

10. www.Полит.ru

11. www.Колокол.ru

12. www.ИНТЕРЭТНИК.ru

13. Концепция демографической политики Российской Федерации

14. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

15. Федеральный закон N 115-ФЗ от 25 июля 2002г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

16. Постановление Правительства Российской Федерации 22.12.2006 № 783 "О порядке определения потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации"

17. Устав Мурманской области

18. Федеральная служба государственной статистики

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.