на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Модели управления советской адвокатурой в годы большого террора (1936 - 1938 гг.)
p align="left">Весной 1937 г. органы НКЮ провели ревизию Харьковской и Киевской коллегий защитников. В ходе проверки выяснилось, что президиум Киевской коллегии не переизбирался много лет и его состав был кооптирован, ревизионная комиссия бездействовала, адвокаты, критиковавшие президиум, подвергались преследованиям, была установлена несправедливая система оплаты труда (уравниловка), президиум разбазаривал средства коллегии, адвокатов принудительно переводили из консультации в консультацию. Приказ НКЮ СССР N 57 от 2 июня 1937 г. санкционировал Приказ НКЮ УССР о роспуске президиума Киевской коллегии защитников и создании оргбюро, указал на необходимость восстановления демократических принципов работы.

В Узбекистане из-за нехватки ревизоров и отсутствия начальника отдела судебной защиты в республиканском НКЮ ревизии были проведены только в конце 1937 г. В Туркмении было проведено три обследования и два республиканских совещания. В Грузии проведены ревизии в 13 коллективах и обеих существовавших в республике коллегиях. В Белоруссии отдел защиты был занят главным образом поисками врагов народа среди защитников.

Нельзя согласиться с точкой зрения Ю. Хаски об ослаблении партийного контроля за адвокатурой в 1936 - 1938 гг. В обоснование своего мнения он ссылается на незначительное число коммунистов в коллегиях и на Инструкцию о выборах в президиум коллегии защитников 1937 г. Партийные группы в адвокатуре, инициировавшие чистку рядов в 1935 г., в 1936 г. снизили активность ввиду своей малочисленности. Но в 1937 г. они возобновили нападки на беспартийных адвокатов. Массовое доносительство привело к роспуску многих коллегий. Вместо обескровленных президиумов коллегий были сформированы оргбюро, состоявшие, как и в 1935 г., из коммунистов (например, в Свердловской областной, Киевской коллегиях, в коллегиях Грузии, Армении и т.д.). Многие из оставшихся президиумов оказались парализованы, сотни адвокатов арестованы, съезды не созывались. В президиумы выдвигались малограмотные адвокаты-большевики, которые не занимались адвокатской практикой. Решения об исключении из коллегий выносили парткомы. В итоге враждебное отношение защитников к коммунистам возрастало и принимало активные формы.

Нарком юстиции СССР в 1936 - 1937 гг. по-прежнему проявлял живой интерес к адвокатуре. В конце 1936 г. на оперативных совещаниях в НКЮ СССР вопрос об адвокатуре обсуждался 3 раза. В 1937 г. из подписанных наркомом приказов 15 касались адвокатуры, а из 46 секретных циркуляров вопросам деятельности адвокатуры было посвящено 3. НКЮ союзных республик уделяли коллегиям защитников гораздо меньше внимания. Так, в 1937 г. из 101 приказа НКЮ РСФСР только 2 относилось к деятельности коллегий защитников. На оперативных совещаниях доклады ревизоров не заслушивались, эти материалы поступали в НКЮ СССР или реагирование проявлялось в письмах руководителей органов юстиции РСФСР в регионы .

9 ноября 1936 г. на втором оперативном совещании при наркоме юстиции СССР была создана комиссия по выработке нового Положения о коллегиях защитников. В нее вошли видные деятели юстиции и московской адвокатуры, - Кожевников, Дубровский, Бранденбургский, Тагер и другие. Первоначальный проект был утвержден 8 декабря, началось его обсуждение. Проект нового Положения был исключительно демократичен. Предусматривалось вернуть старое название - адвокатура, отвергались идея обязательного состояния юрисконсультов в адвокатуре и лимитирование числа адвокатов, вводились условия приема в адвокатуру. Частная адвокатская практика закреплялась как альтернатива коллективной форме. Адвоката в его должности должен был утверждать нарком союзной или автономной республики. Защитник получал патент. Вводился институт помощников адвокатов. Президиумы коллегий предлагалось переименовать в советы, съезды - в общие собрания адвокатов. Состав членов совета утверждался исполкомом областного совета депутатов. Общее собрание должно было собираться раз в шести месяцев. Полномочия этих органов в целом совпадали с полномочиями действовавших в 1936 г. органов адвокатского самоуправления, за исключением права отчисления из адвокатуры. Вступление в коллективы должно было стать добровольным. Право распустить органы адвокатуры имел только нарком юстиции.

В апреле - июне 1937 г. различные комиссии обсуждали и согласовывали проект, заседая почти ежедневно. Активное участие в разработке проекта принял первый заместитель НКЮ СССР Н.Н. Крестинский (вскоре репрессирован как враг народа). Жесткой правке текст проекта подверг заместитель председателя Комиссии советского контроля З.М. Беленький. В мае 1937 г. обсуждался уже третий проект Положения. Он содержал пункты, препятствовавшие приему в адвокатуру лиц, на которых имелось "порочащее постановление общественной организации" (ст. 11) или лиц, не обладающих необходимыми "морально-политическими качествами" (ст. 16). Статья 51 Проекта определяла круг полномочий НКЮ СССР. Перечень этих полномочий заканчивался характерной формулой и "тому подобное". Статья 52 позволяла НКЮ СССР распускать советы адвокатуры и назначать новые выборы.

Наркомюстом был разработан типовой устав адвокатского коллектива, инструкция для индивидуально практикующих адвокатов, правила оплаты труда адвокатов. По словам М.В. Кожевникова, Наркомюст СССР счел возможным пойти по пути частичной перестройки работы коллегий защитников, не ожидая общего разрешения вопроса о защите в целом. Наркомюст попытался ввести обязательную сдачу защитниками юридического минимума. Дебатировался вопрос о форме оплаты труда (особенно активно на июньском совещании 1937 г. при НКЮ УССР, а также на различных комиссиях в Москве в апреле - июне 1937 г.). На заседании комиссии при НКЮ СССР 16 мая 1937 г. было отвергнуто разделение адвокатов на категории по квалификации. Вместо этого вводился неопределенный принцип оплаты "по количеству и качеству труда" с жестким ограничением: высококвалифицированные адвокаты не должны были получать вознаграждение, превышающее оплату других адвокатов более чем в два раза. При этом из четырех форм оплаты две - разрядно-паевая и разрядная - были отменены .

Проекты отдела судебной защиты Наркомюста СССР подвергались критике со стороны адвокатов. Сами тексты проектов не были опубликованы и защитники судили о них по переложениям М.В. Кожевникова. Адвокаты призывали отказаться от безусловного уголовного преследования защитника за сообщение суду заведомо неверных фактов (ст. 6 проекта Положения), предлагали не вводить патент на право ведения адвокатской деятельности, а ограничиться удостоверением, ввести выборы председателей советов адвокатских коллегий на общих собраниях. Было отмечено противоречие, заложенное в ст. 29 и 52 Положения: состав совета адвокатских коллегий утверждает облисполком, а распускает нарком юстиции. В чем проявляется добровольность вхождения адвокатов в коллектив, если нарком может их в любой момент распустить? Адвокат С. Ликиордопуло указывал на слабую правовую регламентацию работы юрисконсультов и предлагал создать коллективы юрисконсультов. М. Фридман, С. Цесис, Дубровский, А. Шамкович, М. Скрипель и С. Бронштейн выступали за то, чтобы включить юрисконсультов в адвокатуру или дать им возможность выбора между работой в коллегии или вне ее. Эту идею поддержали не все адвокаты. По вопросам о допуске в адвокатуру, об оплате труда адвокатов и по многим другим в среде защитников не было единства. В противовес идее названных адвокатов о свободном допуске юрисконсультов в коллегии московские адвокаты энергично защищали свои ряды от "посторонних". В 1937 г. существовал косвенный запрет Наркомюста СССР на прием юрисконсультов в коллегии защитников (Приказ НКЮ СССР N 57, принятый под давлением Московской городской коллегии защитников). Дело в том, что в ожидании неведомых пока перемен тысячи юрисконсультов пытались попасть в коллегии защитников, но их туда не пускали.

Защитник Б. Тиховский предлагал ввести строгую систему отбора кандидатов в коллегии и увеличить срок испытательной практики до двух-трех лет. Он же предложил ввести систему трудодней для наиболее точной оценки работы адвокатов. Защитник И. Зильберман из Симферополя соглашался с необходимостью обязательной стажировки адвокатов. Отличительная черта его проектов - последовательное закрепление адвокатского самоуправления. Зильберман решительно отрицал руководство адвокатами со стороны судов, право Наркомюста вмешиваться в форму оплаты труда и кадровую работу коллегий адвокатов. Он предлагал создать "Всесоюзный Совет Коллегии защитников при НКЮ СССР", а на уровне республик - союзно-республиканские коллегии, которые и должны были решать основные вопросы деятельности адвокатуры. В проектах Зильбермана не было ни одного слова о полномочиях НКЮ.

Проекты НКЮ СССР, направленные в Правительство в июне 1937 г., лежали без всякого движения. Тогда Крыленко издал ряд приказов, которые ввели часть актов, разработанных отделом защиты, в действие. 13 октября 1937 г. была введена Инструкция о выборах президиума и ревизионной комиссии коллегии защитников (Приказ Наркомюста СССР N 116). В ней съезд коллегий защитников именовался общим собранием. Общее собрание избирало президиум, ревкомиссию, председателя президиума, председателей коллективов и бюро коллективов. Вводилось тайное голосование. Кандидатуры обсуждались на общем собрании. Избранными считались лица, набравшие 50% + 1 голос от числа присутствовавших на собрании. Выборы признавались действительными, если на собрании присутствовало более половины делегатов, за исключением отсутствующих по уважительной причине (т.е. могло быть и меньше половины). Выборы могли быть отменены НКЮ союзной или автономной республики.

В течение месяца после введения в действие Инструкции Наркомюста выборы не были проведены. 27 - 28 ноября 1937 г. в Москве состоялось совещание начальников отделов судебной защиты и юридической помощи НКЮ союзных республик. На совещании было указано, что во многих коллегиях защитников в 1937 г. не были проведены перевыборы президиумов (например, в Киевской коллегии выборы не проводились четыре года, в Челябинской - два года и т.д.) и они состояли из кооптированных лиц. Не проводились выборы бюро и председателей коллективов защитников. В РСФСР в 700 районах не было ни одного защитника (в целом по СССР - в 1000 районах). Больше половины защитников были сосредоточены в Москве, Ленинграде, Киеве, Ростове и Тбилиси. При этом на одного члена коллегии защитников в Москве приходилось 3,5 тыс. человек населения, в Ленинграде - 10 тыс., а в Казахстане 70 тыс. Число коммунистов среди адвокатов было признано недопустимо малым (6,1%). На совещании прозвучала информация, что многие председатели президиумов оказались врагами народа и были арестованы НКВД. Было проведено много ревизий, но безрезультатно. В наркоматах юстиции Киргизии, Грузии, Армении и Туркменистана не было начальников отделов судебной защиты. На совещании было отмечено и то, что многие суды третируют защитников. По итогам совещания принята резолюция о проведении перевыборов президиумов коллегий защитников до 1 февраля 1938 г. НКЮ республик должны были обеспечить проведение аттестации всех членов коллегий защитников до 1 апреля 1938 г. Им также предписывалось привлекать "к уголовной или дисциплинарной ответственности всех судей, препятствующих защитникам выполнять возложенные на них Конституцией обязанности" .

31 декабря 1937 г. НКЮ РСФСР издал Приказ N 101 о проведении перевыборов до 1 февраля 1938 г. Приказ был принят во исполнение резолюции совещания и в развитие Приказа НКЮ СССР N 145 от 16 декабря 1937 г. "О результатах проверки работы Ростовской коллегии защитников", обязывающего созвать общее собрание и переизбрать президиум Ростовской коллегии. В большинстве коллегий выборы были проведены в декабре 1937 г. - феврале 1938 г. Несмотря на присутствие на выборах работников наркомюстов и партийных деятелей, в отдельных коллегиях лояльные режиму кандидатуры были "забаллотированы". Характерно, что многие протоколы этих зимних собраний либо отсутствуют в материалах архивов, либо составлены в самых общих формулировках. Обновленные президиумы до конца 1938 г. восстанавливали штаты и структуру коллегий защитников, при этом во многих коллегиях вновь разгорелись конфликты между президиумами и коммунистами.

НКЮ СССР 4 ноября 1937 г. издал Приказ N 126 о порядке рассмотрения дисциплинарных дел членов коллегий защитников. В документе отмечалось, что рассмотрение дел в президиумах коллегий задерживается на три - шесть месяцев и более, президиумы на многие месяцы задерживают направление материалов дисциплинарных дел в органы Наркомюста, дела неосновательно прекращаются или, наоборот, налагаются необоснованные взыскания. За год НКЮ восстановил в правах 30 защитников из 81, жалобы которых предварительно рассматривались в НКЮ союзных республик. Приказом был введен месячный срок рассмотрения дисциплинарного дела в президиуме и 15-дневный - в НКЮ союзной республики. Дела должны были рассматриваться в присутствии заинтересованного члена коллегии защитников.

Весной 1937 г. Наркомюст СССР разработал проект Положения о государственной адвокатуре. М.В. Кожевников поначалу выступал против этого института, считая его в лучшем случае временным явлением. Однако впоследствии он стал горячим приверженцем проекта. Предусматривалось создание государственной адвокатуры в районах, не укомплектованных защитниками (это почти весь восток СССР). По проекту Положения органы юстиции назначали уполномоченных по государственной адвокатуре в областях. 10 сентября 1937 г. проект поступил в Совет народных комиссаров СССР. Идея государственной адвокатуры вызвала неприятие со стороны А.Я. Вышинского, который подверг проект резкой критике. Крыленко защищался, приводя старые аргументы о нехватке адвокатов. По предложению Народного комиссариата финансов СССР на 1938 г. были выделены штаты на 200 государственных защитников (в РСФСР - на 110), однако Положение о государственной адвокатуре не было утверждено. В феврале-марте республиканские отделы защиты наркоматов юстиции стали подбирать кадры для госзащиты. Но новые защитники назначались вовсе не в отдаленные районы, а в крупные города. Таким образом, план Н. Крыленко по "выдавливанию" адвокатуры стал для всех очевиден. В Москву посыпались жалобы защитников. Начался открытый конфликт органов юстиции и адвокатов.

Весной 1938 г. вопрос о госзащите вылился в резкий конфликт между М.В. Кожевниковым и новым наркомом юстиции Н.М. Рычковым, который приказал приостановить организацию этого института. В одном из своих писем начальник отдела судебной защиты Наркомюста СССР назвал это решение неправильным. Н.М. Рычков настаивал на том, что существование двух форм защиты недопустимо, и просил СНК СССР снять этот вопрос с рассмотрения. В результате конфликта М.В. Кожевников был удален со своего поста. Примечательно, что впоследствии М.В. Кожевников "забыл" о своей позиции и подвергал теорию государственной адвокатуры критике.

В феврале 1938 г. многие сотрудники НКЮ СССР были арестованы, разгром наркоматов союзных республик продолжался с лета 1937 г. до весной 1938 г. Так, в течение 1937 г. в НКЮ Узбекистана было арестовано три начальника отдела судебной защиты, и все они оказались врагами народа. В Грузинской ССР и Украинской ССР начальники отделов судебной защиты республиканских наркоматов юстиции также были арестованы как враги народа.

Приказ нового наркома юстиции СССР N 28 от 29 марта 1938 г. отменил большинство приказов Н. Крыленко, в том числе приказы, относящиеся к адвокатуре. 7 мая 1938 г. при наркоме состоялось совещание работников Наркомата юстиции СССР и Наркомюста РСФСР с московскими и ленинградскими адвокатами "о деловых отношениях с отделами судебной защиты". Адвокаты возмущались произволом со стороны этих отделов, выражали недовольство навязыванием кандидатов в члены коллегий, отменой постановлений президиумов адвокатских коллегий, критиковали уравнительный проект оплаты труда. Руководители НКЮ РСФСР спорили с ними по персональным делам, указывали на чрезмерно большие заработки адвокатов. К неудовольствию работников наркоматов, Н.М. Рычков в целом поддержал позицию защитников.

Тем временем прежние позиции НКЮ СССР были подвергнуты жесткой критике в юридической печати. Система оплаты труда в коллегиях была названа "вредительской", так как вызывала противостояние адвокатов с судом и прокуратурой. Авторы статей обсуждали застарелые проблемы адвокатуры, относя их на счет прошлого руководства НКЮ СССР. Общий смысл высказанных в печати критических замечаний сводился к выводам о необходимости усиления контроля государства над адвокатурой. Работа отдела судебной защиты НКЮ СССР была подвергнута суровой критике ревизором КСК СССР Р.С. Землячкой и обсуждалась на партийных собраниях, совещаниях и в активах НКЮ СССР.

В этих условиях руководство органов юстиции не спешило активизировать работу в отношении адвокатуры. Нарком юстиции РСФСР Дмитриев не выпустил в 1938 г. ни одного приказа по деятельности защитников, а союзный нарком Рычков подписал только 4 приказа (из 102). В Украинском Наркомюсте отдел судебной защиты был даже временно закрыт. Органы юстиции вновь обратили внимание на адвокатуру лишь в конце 1938 г. В ноябре - декабре 1938 г. НКЮ РСФСР обследовал работу коллегий защитников Саратовской, Архангельской, Московской областей, Адыгейской автономной области, Дагестанской АССР и других регионов. 22 декабря 1938 г. директива НКЮ СССР санкционировала последнюю крупную чистку в рядах адвокатов, после проведения которой удельный вес коммунистов в коллегиях, к удовольствию властей, наконец-то стал повышаться.

При секции судоустройства Всесоюзного научно-исследовательского юридического института (ныне Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. - прим. ред.) была создана научная группа, которая разрабатывала Положение об адвокатуре и методические материалы для адвокатов. В новом проекте Положения, принятом в 1939 г., были воплощены одни и отвергнуты другие идеи Положения 1937 г. .

Опыт работы отдела судебной защиты Наркомюста СССР за полтора года очень важен для понимания ситуации, сложившейся в системе юстиции в годы Большого террора. Была предпринята первая попытка установления реального административного контроля над адвокатурой, что встретило активное сопротивление адвокатуры. Решительные действия и проблемы внутри самих органов юстиции защитников привели к тому, что адвокаты стали оказывать реальное воздействие на характер изменений устройства органов защиты. В итоге административный контроль стал терять всякий смысл. Лишь после смены руководства и многочисленных чисток и арестов адвокатура стала несколько более послушной, в основном за счет того, что властям удалось увеличить количество коммунистов в рядах защитников.

Литература

1. "НАСТОЛЬНАЯ КНИГА АДВОКАТА: ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОБ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(В.А. Вайпан) (ЗАО Юстицинформ, 2006)

2. "ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА. ТРАКТОВКА СВОБОДЫ КАК ВАЖНЕЙШЕГО ПРИНЦИПА ПРАВА"
(А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына) ("Адвокат", 2006, N 7)

3. "КОДЕКС ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИЛИ ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(В.И. Еременко) ("Адвокат", 2006, N 7)

4. "О РАЗВИТИИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ"
(Ю.Я. Чайка) ("Адвокат", 2006, N 7)

5. "АДВОКАТ И КОРРУПЦИЯ"
(К.В. Бубон) ("Адвокат", 2006, N 6)

6. "РУССКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ"
(И.С. Яртых) ("Адвокат", 2006, N 6)

7. "ПЕРВЫЙ ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ АДВОКАТУРЫ"
(Л. Юрьева) ("Адвокат", 2006, N 6)

8. "ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ"
(А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына)
("Адвокат", 2006, N 6)

9. "ПРОБЛЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА АДВОКАТА, УЧАСТВУЮЩЕГО В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ СУДА"
(В.В. Варфоломеев) ("Юрист", 2006, N 6)

10. "РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТА В СТАНОВЛЕНИИ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА"
(М.А. Шелоумов) ("Мировой судья", 2006, N 6)

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.