ажным шагом в совершенствовании законодательства в сфере муниципальной собственности стал Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ. Он был принят Государственной Думой 11 октября 2002 года. Одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 года. Проблема наведения порядка в госсекторе назрела давно и основательно; ее решению препятствовали только отраслевые ведомства, где этих бесхозных унитарных предприятий несть числа. Возрастает актуальность принятия федерального закона о государственном муниципальном имуществе, который призван определить «родовые» признаки имущества, которое должно находиться исключительно в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, четко регламентировать процессы поступления и выбытия имущества из публичной собственности, пределы применения различных механизмов распоряжения публичным имуществом, а также правила передачи имущества из собственности одних публичных образований в собственность других.Заключение В данной работе мы рассмотрели особенности муниципальной собственности как социально-экономической основы местного самоуправления и выявили ряд проблем, присущих сегодня данному процессу на примере управления муниципальной собственностью органами местного самоуправления г.Санкт-Петербурга. В результате анализа нормативной базы, обеспечивающей процесс управления муниципальной собственностью, было установлено следующее. Муниципальная собственность как одна из форм собственности признана и защищается на основании статьи 8 Конституции Российской Федерации. Статьей 9 Конституции Российской Федерации установлено, что в муниципальной собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы. В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации население в процессе осуществления местного самоуправления владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью, при этом органы местного самоуправления, как следует из статьи 132, самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Таким образом, Конституцией Российской Федерации установлены все необходимые основы в отношении муниципальной собственности: она признается и защищается, названы собственник - население - и управляющий муниципальной собственностью - органы местного самоуправления. Непосредственно законодательное регулирование в сфере отношений собственности, в том числе муниципальной, осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами. Поскольку муниципальная собственность составляет одну из экономических основ местного самоуправления, нормы, касающиеся муниципальной собственности, содержатся и в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления». Понятие «муниципальная собственность» определяется в статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью». Рассматривая муниципальное образование в качестве хозяйствующего субъекта, мы должны иметь ввиду, что управление собственностью МУ имеет определенные особенности. Во-первых, муниципальная собственность принадлежит всему населению муниципального образования и служит удовлетворению его основных жизненных потребностей. Следовательно, необходимо ограничить возможность совершения органами местного самоуправления действий, влекущих банкротство муниципальных образований. Во-вторых, органы местного самоуправления являются не только субъектом хозяйствования, но и субъектом властных отношений. А это дает возможность органам местного самоуправления право принимать общеобязательные на территории муниципального образования решения, в том числе и такие, которые могут создать муниципальным предприятиям и организациям льготные условия деятельности по отношению к другим субъектам рыночных отношений. Анализ проблем управления муниципальной собственностью в городе федерального значения - Санкт-Петербурга позволяет сделать следующий концептуальные вывод. На федеральном уровне, в первую очередь, необходимо обеспечить исполнение гарантий в реализации конституционных норм органам местного самоуправления Санкт-Петербурга на строю определенный и долгосрочный минимум полномочий, прав и обязанностей, а также финансовых средств для выполнения ими своих обязанностей, которые не могут быть сокращены законами субъектов федерации, а только расширены ими. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫКонституция РФ.-СПб., 2000.Гражданский кодекс РФ в двух частях.-СПб., 2002.Бюджетный кодекс РФ.-М., 2001. Налоговый кодекс РФ в двух частях.-М., 2002.Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 22.04 1996 № 38-ФЗ и от 26.11 1996. № 141-ФЗ.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 № 35, ст. 3506; 1996 № 17, ст. 1917.Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации».// Собрание законодательства РФ.-1997.-№30.-Ст.3595.Закон Санкт-Петербурга от 18 июня 1997 года № 111-35 «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге».Закон Санкт-Петербурга «Об основах бюджетного процесса в Санкт-Петербурге (с изменениями на 10 июля 2001 г.)».Закон Санкт-Петербурга от 18 сентября 1998 года № 200-39 «О порядке внесения, рассмотрения и принятия закона Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга».Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2003 год».Закон РФ «О местном самоуправлении в РФ» 1991 г.// Ведомости съезда народ. деп. РСФСР и Верховного Совета РСФСР.-1991.-№2.-Ст.1010; 1992.№ 46. Ст.2618; 1993. № 21. Ст.748.Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».// Ведомости съезда нар.деп. РСФСР и Верховного Совета РСФСР.-1992.-№ 3.-С.89.Европейская Хартия местного самоуправления.// СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1695; 1998. № 36. Ст. 4461.Амирбеков А.Местное самоуправление в системе публичной власти. Гарантии прав и проблема ответственности //Право и Жизнь.-2000.- № 30.Андреев Б. Системный курс экономической теории. -- СПб.: Лениздат, 1998.Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Местное самоуправление: история и современность.-Екатеринбург: Изд-во Уральск.гос. ун-та, 1998.Беленький В. Методика определения цены земли и планирования устойчивого землепользования. //Вопросы экономики.- 2000.-№7.Васильев В. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. М., 1999.Голубев В. В обход закона делят власть на нижнем этаже//Российская Федерация сегодня. 1999. № 13.Гражданское право. Часть 1 /под редакцией Ю.К.Толстого и А.П.Сергеева, СПб, 1999.Колюшин Е.И. О праве муниципальной собственности //Журнал российского права.-1997.-№ 9.Линкол Т. Политика в области владения муниципальной землей и другой недвижимостью.//Материалы конференции Общероссийской общественной организации «Муниципальная академия» (21 октября 1999 г., Москва) и круглого стола «Местное самоуправление в России», проведенного в рамках специализированной выставки-конференции «Управление-99» (22 октября 1999 г., Москва).Лукин И.С., Мосунов Ю.Г. Голубь М.В., Крюков В.В. О методологии ценообразования на объекты государственной и муниципальной собственности //Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование.-2001.-№ 1(6).Миловидов В.Д. Инвестор в России: что делать? -- М.: ММВБ, 2000.Органы местного управления в зарубежных странах: Сравнительное исследование.-М.:ИНИОН РАН, 1994.Российская Федерация сегодня. 1999. № 2.Право местного самоуправления. М., 1997.Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М., 2000.Черников В.В. Современная государственная система охраны собственности в России. - М., 1999.Энциклопедический Словарь (в трёх томах). М., 1953. Т. 3, с. 244. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Утвержден распоряжением КУГИ от 05.03.2002 № 368-р «Об утверждении примерной формы договора о передаче объектов государственной собственности Санкт-Петербурга в собственность муниципального образования» Примерная форма ДОГОВОР О ПЕРЕДАЧЕ ОБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В СОБСТВЕННОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Санкт-Петербург "__"_______ 200_ г.
На основании Закона Санкт-Петербурга ________________________ (реквизиты и полное __________________________________________________________________ название Закона Санкт-Петербурга о передаче объектов __________________________________________________________________ государственной собственности Санкт-Петербурга конкретному __________________________________________________________________ муниципальному образованию) Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, выступающий от имени Санкт-Петербурга, в лице председателя Комитета ______________, действующего на основании Положения о Комитете (далее - Комитет), с одной стороны, и муниципальное образование ______________________________________________________ (полное наименование муниципального образования) в лице главы муниципального образования __________________________ _________________________________________________________________, (Ф.И.О. главы муниципального образования, паспортные данные) действующего на основании ________________________________________ (далее - Муниципальное образование), с другой стороны, именуемые далее "Стороны", заключили настоящий договор о нижеследующем. Основные понятия Объекты - указанные в п. 1.1 настоящего договора: 1) принадлежащие Санкт-Петербургу на праве собственности здания (строения, помещения), входящие в состав имущества казны Санкт-Петербурга; 2) находящиеся в государственной собственности земельные участки, занимаемые зданиями (строениями).<*> ------------------------------ <*> - передача в собственность Муниципального образования Участков осуществляется в соответствии с правилами, установленными пунктом 4 статьи 35 Земельного кодекса РФ 1. Предмет договора 1.1. Комитет передает Муниципальному образованию, а Муниципальное образование принимает на условиях настоящего договора: 1.1.1. Объекты недвижимого имущества (здания, строения, помещения) согласно перечню объектов государственной собственности Санкт-Петербурга, подлежащих передаче в собственность Муниципального образования, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга _________________________________________________ (реквизиты Закона Санкт-Петербурга о передаче __________________________________________________________________ объектов государственной собственности Санкт-Петербурга __________________________________________________________________ в собственность определенного муниципального образования) 1.1.2. Земельные участки (далее - Участки), занимаемые указанными в п. 1.1.1 настоящего договора зданиями (строениями): <*> 1) Площадь участка __________ (_________) кв. м, кадастровый (цифрами и прописью) номер _______, входящий в состав земель _________________________, (категория земель) предоставленный для _______________________ и иного использования, не противоречащего ограничениям, установленным соответствующими органами власти (местного самоуправления) в соответствии с законодательством и утвержденными строительными, санитарными, природоохранными, противопожарными нормами. Участок расположен в границах в соответствии с планом Участка, подписанным Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и приведенным в приложении 1, являющемся неотъемлемой частью договора. (Данный абзац включается в текст настоящего договора при наличии плана Участка на момент подписания настоящего договора.) В отношении Участка действуют ограничения (обременения), связанные с ______________________________________________________ (нахождение на территории объединенной охранной зоны, __________________________________________________________________ установленной решением Ленгорисполкома от 30.12.88 N 1045; _______________. иные основания) 2) <**>______________________________________________________ 3) <**>______________________________________________________ ------------------------------ <*> - передача в собственность Муниципального образования Участков осуществляется в соответствии с правилами, установленными пунктом 4 статьи 35 Земельного кодекса РФ. <**> - по каждому передаваемому Участку в текст договора включается информация, указанная в пп. 1 п. 1.1.2 настоящего договора. 1.2. Комплекты документов, описывающих объекты (с указанием кадастровых номеров) и подготовленные районными филиалами государственного учреждения "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" (далее - ГУИОН) - проектно-инвентаризационными бюро (далее - ПИБ) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к порядку проведения технического и кадастрового учета объектов недвижимости, прилагаются к договору и являются его неотъемлемой частью (приложение 1 к настоящему договору). Указанный комплект документов должен быть прошит и скреплен печатью, а также подписан начальником ПИБ (либо начальником ГУИОН). 2. Права и обязанности сторон 2.1. Муниципальное образование обязуется: 2.1.1. Одновременно с подписанием настоящего договора принять объекты по передаточному акту от _________________________________ (указывается организация, __________________________________________________________________ обеспечивающая техническое обслуживание и ремонт недвижимого __________________________________________________________________ имущества казны Санкт-Петербурга либо иной владелец объекта) 2.2. Комитет обязуется: 2.2.1. Одновременно с подписанием настоящего договора обеспечить передачу объектов Муниципальному образованию по передаточному акту. 2.2.2. В срок, не превышающий 10 дней с момента подписания настоящего договора, подготовить документы, необходимые для государственной регистрации настоящего договора, перехода права собственности на объекты, а также представить указанные документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 3. Возникновение права собственности 3.1. Право собственности на объекты переходит к Муниципальному образованию с момента государственной регистрации перехода права собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 3.2. Бремя содержания, а также риск случайной гибели или случайного повреждения объектов переходит к Муниципальному образованию с момента передачи объектов в соответствии с пунктами 2.1.1 и 2.2.1 настоящего договора. 4. Особые условия 4.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его государственной регистрации. 4.2. Муниципальное образование пользуется объектами с момента подписания передаточного акта (пп. 2.1.1 и 2.2.1 настоящего договора). 4.3. _______________________________________________. (иные условия, устанавливаемые сторонами) 5. Ответственность сторон 5.1. Стороны несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством, за предоставление не соответствующей действительности информации, за непредставление информации, которая им была известна либо которая должна была быть известна, и имевшей существенное значение для заключения настоящего договора. 5.2. Стороны несут ответственность за невыполнение либо ненадлежащее выполнение условий настоящего договора в соответствии с требованиями законодательства. 6. Прочие условия 6.1. Все изменения и дополнения к настоящему договору действительны, если они совершены в письменной форме и подписаны сторонами. 6.2. Во всем, что не урегулировано настоящим договором, стороны руководствуются требованиями законодательства. 6.3. Споры, возникающие по настоящему договору, разрешаются путем переговоров, а в случае недостижения соглашения передаются на рассмотрение в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. 6.4. Договор составлен в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу. Приложения: 1) Комплекты документов, описывающих объекты (с указанием кадастровых номеров), подготовленные районными филиалами ГУИОН - ПИБ. 2) Закон Санкт-Петербурга о передаче объектов государственной собственности Санкт-Петербурга определенному муниципальному образованию. 3)_________________. (иные приложения) Реквизиты сторон: КОМИТЕТ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 193060 Санкт-Петербург, Смольный, _________________________ р/счет __________________________ _________________________ к/счет __________________________ _________________________ в _______________________________ _________________________ Вице-губернатор Санкт-Петербурга Глава Председатель Комитета Муниципального образования ________________________________ __________________________ "__"________ 200_ г. "__"_________ 200_ г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|