p align="left">д) Охрана общественного порядка. Общественный порядок - основа нормальной жизни населения муниципального образования, функционирования местной демократии, необходимое условие реализации прав и свобод граждан. Охрану общественного порядка в муниципальном образовании должны обеспечивать муниципальные органы охраны общественного порядка. С этой целью органы местного самоуправления организуют и содержат муниципальные органы охраны общественного порядка, осуществляют контроль за их деятельностью. В обеспечении охраны общественного порядка принимают участие такие комиссии как административные, по делам несовершеннолетних и защите их прав, наблюдательные и др. е) Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления. Это направление деятельности муниципального образования преследует цель обеспечения учета мнения населения, интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством. В Российской Федерации действует система государственных гарантий местного самоуправления, включая судебную защиту. Однако, как показывает практика, нередко права и законные интересы местного самоуправления нарушаются и ущемляются, в том числе и государственными органами. Вот почему органы местного самоуправления должны отстаивать и защищать интересы населения, активно использовать свои конституционные полномочия на судебную и иные формы защиты интересов и прав местного самоуправления в случаях их игнорирования и нарушения. Представительство и защиту интересов и прав местного самоуправления осуществляют прежде всего органы и должностные лица местного самоуправления при взаимодействии с органами государственной власти. 3 Принципы деятельности муниципальных образований Под принципами деятельности понимаются основополагающие идеи, положения и подходы, опирающиеся на объективные закономерности в развитии процессов и явлений в природе и обществе. Принципы деятельности муниципальных образований можно условно разделить на правовые и организационные. К правовым принципам относятся: 1. самостоятельность - население муниципального образования самостоятельно определяет структуры органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и самостоятельно решают вопросы местного значения; 2. законность - нормативные правовые акты должны приниматься органами местного самоуправления на основании и во исполнение законов Российской Федерации. Органы местного самоуправления, должностные лица и граждане равны перед законом и обязаны его соблюдать; 3. гласность - этот принцип предполагает не только открытость информации, но и доступность к ней членов местного сообщества. Принцип гласности реализуется через свободу печати и слова, собраний, доступа к материалам и документа, отсутствия цензуры в деятельности средств массовой информации, путем отчетов должностных лиц перед населением и др.; 4. демократизм - этот принцип реализуется в двух формах: непосредственной (референдумы, выборы, собрания, сходы граждан и др.) и представительной, т.е. через выборные органы местного самоуправления. Приведенный перечень правовых принципов далеко не исчерпывающий. Обоснование этих принципов продолжается. К организационным принципам относятся: 1. плановость - разработка программ развития местного хозяйства, определение приоритетных целей и задач на каждом этапе развития муниципального образования: 2. научность - применение научных методов и форм деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления; 3. сочетание единоначалия с коллегиальностью - основные вопросы в муниципальных образованиях решаются коллегиально представительными органами в форме принятия решений, а вопросы текущего оперативного управления - путем единоначалия (например, принятие постановлений главой администрации). Перечень организационных принципов в настоящее время уточняется. 4 Устав муниципального образования Устав муниципального образования - это основной нормативно- учредительный документ, определяющий статус муниципального образования. Примерное содержание устава определяется федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и содержит такие направления как граница и состав территории муниципального образования, вопросы местного значения, формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, наименования и полномочия должностных лиц, срок полномочий депутатов, виды и порядок принятия нормативных актов, основания и виды ответственности органов и должностных лиц, порядок отзыва и досрочного прекращения полномочий органов и должностных лиц, статус и социальные гарантии депутатов и должностных лиц, условия и порядок организации муниципальной службы, экономическая и финансовая основы местного самоуправления, другие положения об организации местного самоуправления. Устав разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается представительным органом или населением непосредственно. Устав подлежит государственной регистрации. Отказ в регистрации возможен лишь в случае наличия в уставе нарушений действующего законодательства. Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования). 5 Ассоциации и союзы муниципальных образований Муниципальные образования в целях координации свой деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. При этом им не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления. Объединения муниципальных образований принимаю участие в разработке и обсуждении проектов законов, затрагивающих интересы муниципальных образований, участвуют в парламентских слушаниях, обобщают и пропагандируют лучший опыт организации местного самоуправления, оказывают методическую, организационно-техническую помощь муниципальным образованиям при решении вопросов местного значения, осуществления внешнеэкономической деятельности. Ассоциации и союзы осуществляют международное сотрудничество в сфере местного самоуправления (участие в международных форумах, взаимодействие с зарубежными ассоциациям и союзами местных властей). В России действуют различные ассоциации и союзы муниципальных образований: · общероссийские (Союз малых городов России, Союз российских городов, Российский союз местных властей); · межрегиональные (ассоциация городов Крайнего Севера и Заполярья, ассоциация городов Юга России и др.); · региональные, объединяющие муниципальные образования в границах субъектов РФ. В 1998 году создан Конгресс муниципальных образований России в качестве общероссийской организации, призванной способствовать реализации прав граждан на местное самоуправление, координации деятельности муниципальных образований России и обеспечений их взаимодействий с федеральными органами государственной власти и международными организациями органов местного самоуправления. Тема 3 Местное самоуправление 1 Содержание понятия В законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержание понятия «местное самоуправление» определяется как признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление осуществляется гражданами как путем прямого волеизъявления (референдумы, выборы и т.д.), так и через выборные органы. Местное самоуправление - одна из демократических основ системы управления обществом, одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление предполагает: · самостоятельное решение населением вопросов местного значения; · организационное обособление в системе управления обществом и государством; · многообразие форм осуществления местного самоуправления; · соразмерность полномочий материально-финансовым ресурсам. Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня власти. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, утверждают и исполняют местный бюджет, самостоятельно решают иные вопросы местного значения. Решения органов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке. 2 Субъекты и объекты местного самоуправления Любое управление предполагает наличие субъекта и объекта управления. В качестве субъекта местного самоуправления выступают: · члены местного сообщества, которые реализуют свои права и свободы, участвуя в местном самоуправлении как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям; · население муниципального образования (местное сообщество), которое реализует свое право на решение вопросов местного значения путем референдумов, выборов, реализации права правотворческой инициативы, других формах прямого волеизъявления. Закон о местном самоуправлении гарантирует право населения независимо от его численности на осуществление местного самоуправления; · выборные и другие органы местного самоуправления и должностные лица , которые представляют интересы населения, наделяются собственной компетенцией, и принимают от имени населения решения по вопросам местного значения; · органы территориального общественного самоуправления, создаваемые гражданами по месту жительства для осуществления инициатив в вопросах местного значения; · государственные органы, которые вступают во взаимодействие с другими субъектами муниципально-правовых отношений; · предприятия, учреждения и организации, находящиеся на территории муниципального образования, которые также содействуют осуществлению местного самоуправления. Объектом местного самоуправления является местное хозяйство. 3 Теории местного самоуправления Теории местного самоуправления следует рассматривать как обобщение и анализ мирового опыта организации местной власти, ее отношений с государством. Л. Велихов называет следующие теории местного самоуправления: · свободной общины; · общественная (хозяйственная); · государственная. Теория свободной общины предусматривает право общины заведовать своими делам таким же естественным и неотчуждаемым правом, как и права человека. Община исторически является предшественницей государства. Государство появляется в результате объединения общин по экономическим и политическим мотивам. Община является независимой от государства самостоятельной единицей, а государство не имеет права вмешиваться в дела, отнесенные к компетенции общины. Общественная (хозяйственная) теория пришла на смену теории свободной общины и предусматривает, что местное самоуправление есть заведование делами местного хозяйства. При этом на первый план выдвигались дела хозяйственного характера. Хозяйственная теория и теория свободной общины основываются на противопоставлении государства обществу. Сущность государственной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, т.е. самоуправление - есть государственное управление. 4 Местное самоуправление в зарубежных странах Местное самоуправление зарубежных стран можно представить в виде трех основных систем: англосаксонская, французская и германская. Англосаксонская система предусматривает отсутствие полномочных представителей правительства на местах; строгое определение законом полномочий муниципальных органов; влияние правительства на политику муниципальных органов с помощью финансовых методов (дотации, субвенции). Эта система характерна для Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и других стран. Французская система предусматривает наличие на местах специальных уполномоченных правительством лиц, осуществляющих контроль деятельности органов местного самоуправления; право муниципальных органов на все действия, не запрещенные законом; высокую степень централизации местного самоуправления, что проявляется в системе административного контроля центральной власти за местными органами. Эта система действует в большинстве стран континентальной Европы, франкоязычной Африке, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Германская модель предусматривает тесную связь государственной и муниципальной власти; делегирование муниципальным органам государственных полномочий; широкие административные функции муниципалитетов. Эта система характерна для Германии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|