на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Национальные интересы России в пограничной сфере
p align="left">- незаконная миграция в России, кроме негативной экономической составляющей (недополучение налогов и пошлин в бюджеты разного уровня, вывоз капиталов из страны), несет, также, определенные социальные проблемы, которые наиболее проявляются пограничных регионах России.

II. Национальные интересы России в пограничной сфере

2.1 Специфика пограничных регионов

В предыдущем изложении мы выяснили, что незаконная миграция в России, кроме негативной экономической составляющей несет, также, определенные социальные проблемы, которые наиболее проявляются пограничных регионах России. В настоящем изложении, мы более подробно поговорим о специфике пограничных регионах Российской Федерации.

Итак, определенное число субъектов Российской Федерации имеют так называемый «пограничный статус», то есть непосредственно граничат с другими государствами. В некоторых из этих регионов сформирована так называемая пограничная зона, территория, где ограничены свободное передвижение людей и их хозяйственная деятельность.

«Пограничный» статус для регионов России диктует определенную специфику их жизнедеятельности. Разберем это подробнее.

Итак, такие регионы России как Приморский и Хабаровский край, Алтай непосредственно граничат с такими странами как Северная Корея, Монголия и Китай. Граница здесь, как правило, занимает очень обширные расстояния, контролировать которые пограничным войскам удается лишь частично. Как следствие - для потенциальных незаконных мигрантов, как правило, из Китая и Вьетнама, не составляет особой сложности перейти эту границу. Таким образом, в регионах Сибири и Дальнего востока количество незаконных мигрантов довольно велико (от 5 до 8 % от коренного населения). Такие меры по пресечению незаконной миграции как депортация, как правило, ощутимых результатов не приносят, так как на место высланных мигрантов сразу же приходят другие. Число их здесь ограничивается, в первую очередь, потребностями недобросовестных работодателей. В указанных регионах расположены своего рода «колонии» выходцев из Китая, Вьетнама и Кореи, которые, как правило, живут довольно замкнуто, не контактируя (за исключением работы) с коренным населением [1; 54].

Схожую ситуацию можно заметить в пограничных регионах Урала и Поволжья. Здесь также имеет место большая протяженность границы, которая слабо контролируется, а соседями здесь являются страны Средней Азии - крайне нестабильные в экономическом, политическом, и социальном отношении. Основные потоки незаконных мигрантов, здесь идут через Оренбургскую область, оттуда распространяясь по другим регионам. Основные представители незаконных мигрантов здесь - граждане Киргизии, Казахстана, Туркмении и Таджикистана. Межнациональные отношения в этих регионах, также представляют собой довольно взрывоопасный «коктейль» [1; 55].

Перейдем к Северному Кавказу. Пограничные республики и края этого региона также, в значительной степени страдают от незаконной миграции, которая усилена здесь рядом факторов. В первую очередь мы имеем ввиду довольно напряженную ситуацию на Кавказе в целом. Этнические конфликты, в ряде случаев перерастающие в конфликты военные приводят к тому, что в регионы прибывает значительное число беженцев. Трудовая миграция, здесь также характерна (особенно для Краснодарского края) [1;55].

Пограничные области Европейской части России служат, привлекательным местом для граждан бывших республик Советского Союза, в первую очередь Украины и Молдовы. Отметим, что межнациональных проблем этих регионах практически нет, однако в ряде случае присутствует социальная напряженность, связанная с тем, что эти области, как правило, сами не слишком развитые экономически, не в состоянии обеспечить работой и заработком одновременно коренное население и мигрантов (тем более незаконных) [7;75].

Отдельно остановимся на Калининградской области. Этот регион, единственный в России, фактически представляет собой полуанклав, окруженный территорией Польши и Литвы. Незаконная миграция здесь также имеет место быть. Область, фактически, является для незаконных мигрантов «перевалочным пунктом» для отбытия в страны Европейского Союза. Это влечет за собой ряд специфических проблем, связанных в первую очередь с межгосударственными отношениями России с Польшей, Литвой и Европейским Союзом в целом[7;74].

Как мы видим, в пограничных регионах России присутствует определенная специфика жизнедеятельности, которая формируется, в том числе и фактами незаконной миграции. Это ведет за собой множество социально-экономических проблем. В дальнейшем изложении, мы остановимся на основных национальных интересах России в пограничной сфере, которые в том числе, призваны решать и проблемы незаконной миграции.

2.2 Основные национальные интересы России в пограничной сфере

Россия в настоящее время имеет сухопутные границы с 18 государствами, а протяженность государственной границы, составляет 60 тысяч километров (по этому показателю первое место в мире).

Охрану границ РФ осуществляет Пограничная служба ФСБ России, а пограничных пунктов ведает Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации.

Нормативно-правовой базой действий в Российской Федерации в пограничной сфере, в первую очередь является ФЗ «О государственной границе».

Выявим основные интересы России в пограничной сфере. Перечень их довольно широк [6; 120].

В первую очередь они связаны с обеспечением безопасности государственной границы, стремлением сделать ее более современной и контролируемой.

Во-вторых, они связаны с урегулированием территориальных претензий с соседями (в настоящее время имеет территориальные споры с Китаем, Эстонией, Украиной и Японией).

В-третьих, эти интересы связаны с обеспечением безопасности Российской Федерации в целом - от провокаций со стороны недружественных государств, экспансии мирового терроризма и т.д. Важно значение здесь имеют факты пресечения незаконного оборота оружия и наркотических веществ.

В четвертых, связаны с обеспечением социальной защищенности сотрудников пограничных служб.

Здесь же нельзя не заметить, что одним из приоритетов работы Пограничной службы ФСБ, является пресечение незаконной миграции.

Таким образом, подведем основные выводы по настоящей главе:

- определенное число субъектов Российской Федерации имеют так называемый «пограничный статус», то есть непосредственно граничат с другими государствами. «Пограничный» статус для регионов России диктует определенную специфику их жизнедеятельности;

- указанная специфика жизнедеятельности, формируется, в том числе и фактами незаконной миграции. Это ведет за собой множество социально-экономических проблем заметных в рассматриваемых регионах;

- основные интересы России в пограничной сфере связаны с обеспечением безопасности государственной границы в частности и обеспечением безопасности Российской Федерации в целом. Одним из приоритетов работы Пограничной службы ФСБ (органа, который несет ответственность за государственную границу России, является пресечение незаконной миграции).

III. Пресечение незаконной миграции, как средство обеспечения национальных интересов России в пограничной сфере

3.1 Основные меры борьбы с незаконной миграцией в России

Итак, явление незаконной миграции несет угрозу экономической, демографической, национальной безопасности любого государства. Одна из наиболее сложных проблем заключается в том, что нелегальные мигранты, уклоняясь от регистрации в органах внутренних дел, активно внедряются в экономическую инфраструктуру страны, создают неконтролируемый рынок товаров и услуг.

Кроме того, нелегалы чаще всего становятся объектами внимания иностранных спецслужб, политических и религиозных экстремистских партий и движений, вовлекаются в деятельность террористических организаций, активно пополняют криминогенную среду, создают преступные вооруженные группировки, способствует интернационализации организованной преступности [7; 74].

Ситуация во многом обусловлена безвизовым порядком въезда в Россию граждан практически всех государств - участников СНГ, а также недостаточной технической обустроенностью некоторых участков государственной границы, и в первую очередь, казахстанской и украинской.

Эти соображения являются основой для выработки определенных мер по пресечению незаконной миграции в России. В то же время отметим, что ограничивая миграцию незаконную, российское государство, в определенном смысле приветствует цивилизованную миграцию.

Любое государство, нуждающееся в привлечении рабочей силы, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику. Государственная миграционная политика, по сути, представляет собой политику, направленную на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из конкретной страны или в нее.

Основные тенденции российского миграционного законодательства, таким образом, можно свести к нескольким результирующим [2; 7]:

- в первую очередь это законодательная регламентация условий и характера трудовой миграции;

- во вторых это особенности политики по отношению к беженцам;

- в третьих меры направленные на ограничение незаконной миграции.

Основные нормативные акты по ограничению незаконной миграции в Россию таковы:

- Федеральная миграционная программа (утверждена постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 года № 355) - основополагающий документ о реализации государственной политике в сфере миграции;

- Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (Указ Президента РФ, от 22.06.2006 № 637);

- Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115 ФЗ;

- О мерах по борьбе с незаконной миграцией и упорядочению миграционных процессов на территории Российской Федерации. Постановление Государственной Думы Российской Федерации от 24 октября 2001года № 2007-III ГД;

Указанные документы, в совокупности с другими законами, указами и постановлениями, носящими частный характер, формируют комплекс мер по пресечению незаконной миграции в России, которые предусматривают:

- принудительное выдворение незаконных мигрантов из России;

- депортация принудительная высылка лица или целой категории лиц в другое государство или другую местность, обычно под конвоем;

- уголовно-правовую ответственность за нелегальную миграцию.

Кроме того предусмотрены штрафы и санкции как для нелегальных мигрантов, так и для лиц (физических и юридических) предоставляющих им работу.

Специалисты подчеркивают, что отечественное миграционное законодательство еще далеко не совершенно, а комплекс мер, призванных ограничить незаконную миграцию, далеко неполон. В то же время отметим, что законодательная работа в этой области продолжается, и в первую очередь это связно с несомненной практической значимостью проблем незаконной миграции в России.

3.2 Специфика борьбы с незаконной миграцией в пограничных регионах России

В настоящей части нашего изложения мы рассмотрим, какие специфические меры по борьбе с незаконной миграцией проводятся на «местах» - в пограничных регионах России, где проблемы незаконной миграции носят более острый характер, чем в других регионах страны.

В предыдущем изложении мы, в целом, ознакомились с тем комплексом мер, который законодатель предлагает для борьбы с незаконной миграцией. Отметим, что особую актуальность эти меры имеют для Пограничной службы ФСБ и Федеральной миграционной службы России именно на местах - в пограничных регионах.

В первую очередь отметим меры по укреплению и материальному оснащению государственной границы России, особенно в «проблемных» местах - в районе русско-казахской, русско-украинской и русско-китайской границ. Эти меры получили особенно широкое распространение в последние несколько лет. За этот период было обустроено множество пограничных пунктов, работа которых направлена, в том числе и на пресечение незаконной миграции [2;9].

Немаловажное значение здесь также имеет работа Федеральной миграционной службы России. В связи с реорганизацией принципов работы этого учреждения в обиход российского законодательства вошло такое понятие как «миграционная карта».

Миграционная карта представляет собой документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации [9;109].

Отметим, что отделения ФМС в регионах активно проверяют наличие «миграционной карты» у мигрантов, а при их отсутствии выдворяет или депортирует нарушителя.

За 2008-2009 годы в пограничных регионах России было выявлено около 140 тысяч нарушителей миграционного законодательства, из которых около 45 тысяч было выслано или депортировано[4;37].

В контексте нашего изложения отметим, что в последние годы в пограничных регионах Российской Федерации активно пропагандируются и внедряются и иные методы борьбы с незаконной миграцией.

В первую очередь они связаны с «истреблением» самой базы для незаконной трудовой миграции - в настоящее время штрафы для недобросовестных работодателей резко повышены.

Также они связаны с налаживанием диалогов с эмигрантскими общинами, широким информированием их о необходимости предотвращения такой незаконной миграции. Особенно заметна такая работа в Краснодарском Крае и Оренбургской области. Можно отметить, что такие действия, в ряде случаев дают определенные плоды [7;79].

В ряде случаев незаконные мигранты «легализуются» получают «миграционную карту» и работают в России уже на законных основаниях.

Подведем теперь последние промежуточные выводы нашей работы:

- сложная ситуация с незаконной миграцией в России обусловлена безвизовым порядком въезда в Россию граждан практически всех государств - участников СНГ, а также недостаточной технической обустроенностью некоторых участков государственной границы, и в первую очередь, казахстанской и украинской;

- в России действует определенное миграционное законодательство, одной из целей которого является пресечение незаконной миграции. Нормативными актами предусмотрены такие меры по ее пресечению как: принудительное выдворение незаконных мигрантов из России, депортация; уголовно-правовая ответственность;

- специалисты подчеркивают, что отечественное миграционное законодательство еще далеко не совершенно, а комплекс мер, призванных ограничить незаконную миграцию, далеко неполон. В то же время отметим, что законодательная работа в этой области продолжается, и в первую очередь это связно с несомненной практической значимостью проблем незаконной миграции в России;

- в российской практике борьбы с незаконной миграции предусмотрены специфические меры по борьбе с незаконной миграцией проводятся на «местах» - в пограничных регионах России, где проблемы незаконной миграции носят более острый характер, чем в других регионах страны;

- связаны они со спецификой работы Федеральной миграционной службы. Ею, за 2008-2009 годы в пограничных регионах России было выявлено около 140 тысяч нарушителей миграционного законодательства, из которых около 45 тысяч было выслано или депортировано;

- отметим, что в последние годы в пограничных регионах Российской Федерации активно пропагандируются и внедряются и иные методы борьбы с незаконной миграцией. В первую очередь они связаны с «истреблением» самой базы для незаконной трудовой миграции - в настоящее время штрафы для недобросовестных работодателей резко повышены. Также они связаны с налаживанием диалогов с эмигрантскими общинами, широким информированием их о необходимости предотвращения такой незаконной миграции.

Заключение

Теперь, в соответствии с поставленными целями и задачами сформулируем основные выводы нашей работы:

Незаконная (или нелегальная) миграция - это миграция (перемещение людей через границы с переменой места жительства на сколь-нибудь значимый срок), которая ведется с нарушением основных положений миграционного законодательства страны.

Незаконная миграция, как правило, рассматривается как негативный фактор для социально-экономического развития страны. Это связано, в первую очередь, с последствиями незаконной миграции, которые обычно выражаются в росте преступности, повышением экономического бремени для налогоплательщиков, перенаселение занимаемых жилых площадей, возможность обострения конфликтов, между коренным населением и незаконными мигрантами.

Совокупность последствий и тенденций незаконной миграции составляет серьезную проблему для любой развитой страны мира, в том числе и России.

В настоящее время количество незаконных мигрантов в России варьируется (в зависимости от источника данных) от 1,5 до 10 миллионов человек. Незаконная миграция в России, как правило, имеет трудовой характер (мигранты используются в качестве дешевой рабочей силы в строительстве, производстве, торговле). Определенный процент среди незаконных мигрантов имеют, также беженцы.

Незаконная миграция в России, кроме негативной экономической составляющей (недополучение налогов и пошлин в бюджеты разного уровня, вывоз капиталов из страны), несет, также, определенные социальные проблемы, которые наиболее проявляются пограничных регионах России.

Определенное число субъектов Российской Федерации имеют так называемый «пограничный статус», то есть непосредственно граничат с другими государствами. «Пограничный» статус для регионов России диктует определенную специфику их жизнедеятельности.

Указанная специфика жизнедеятельности, формируется, в том числе и фактами незаконной миграции. Это ведет за собой множество социально-экономических проблем заметных в рассматриваемых регионах.

Основные интересы России в пограничной сфере связаны с обеспечением безопасности государственной границы в частности и обеспечением безопасности Российской Федерации в целом. Одним из приоритетов работы Пограничной службы ФСБ (органа, который несет ответственность за государственную границу России, является пресечение незаконной миграции).

Сложная ситуация с незаконной миграцией в России обусловлена безвизовым порядком въезда в Россию граждан практически всех государств - участников СНГ, а также недостаточной технической обустроенностью некоторых участков государственной границы, и в первую очередь, казахстанской и украинской.

В современной России действует определенное миграционное законодательство, одной из целей которого является пресечение незаконной миграции. Нормативными актами предусмотрены такие меры по ее пресечению как: принудительное выдворение незаконных мигрантов из России, депортация; уголовно-правовая ответственность;

Специалисты подчеркивают, что отечественное миграционное законодательство еще далеко не совершенно, а комплекс мер, призванных ограничить незаконную миграцию, далеко неполон. В то же время отметим, что законодательная работа в этой области продолжается, и в первую очередь это связно с несомненной практической значимостью проблем незаконной миграции в России;

В российской практике борьбы с незаконной миграции предусмотрены специфические меры по борьбе с незаконной миграцией проводятся на «местах» - в пограничных регионах России, где проблемы незаконной миграции носят более острый характер, чем в других регионах страны.

Таким образом, можно сделать общий вывод, о том, что пресечение незаконной миграции является одним из приоритетных направлений действий России в пограничной сфере.

Список использованной литературы

1. Андрианова М.А. О некоторых возможностях упорядочения регулирования нелегальной трудовой миграции в Россию // Юрист. - 2006. - №7. - С. 52-58.

2. Андриченко Л.В. О концепции развития миграционного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права. - 2005. - №4. - С. 3-10.

3. Ануфриева Л.П. Международное частное право. - М.:АСТ, 2007. - 269 с.

4. Громов В.Г. Факторы, влияющие на миграцию в России // Современное право. - 2009.- №12. - С. 35-38.

5. Демографический энциклопедический словарь / Под ред. Д.И. Валентей. - М.: Советская Энциклопедия, 1985. - 608 с.

6. Звягин Ю.Г. Становление миграционной политики России // Журнал российского права. - 2005.- №4. - С. 117-121.

7. Орешкин В.А. Россия и международная миграция трудовых ресурсов // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - №3. - С. 74-80.

8. Соболева С.В. Иностранные мигранты на российском рынке труда // Эко. - 2007. - №1. - С. 60-78.

9. Ягодин С. Законодательство о миграции: плюсы и минусы // Закон. - 2008. - № 7. - С. 107-110.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.