на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Надзор прокурора за исполнением законов органами ОРД, дознанием и предварительным следствием

Надзор прокурора за исполнением законов органами ОРД, дознанием и предварительным следствием

5

Надзор прокурора за исполнением законов органами ОРД, дознанием и предварительным следствием

Содержание

  • Задание Тема: «Надзор прокурора за исполнением законов органами ОРД, дознанием и предварительным следствием» Из данной темы рассмотрите вопрос: Надзор за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений и сообщений о преступлениях. 3
  • Задача.5 октября 2006г. В 10 часов утра прокурору Кировского района старшему советнику юстиции Калинину А.И. по телефону позвонил участковый инспектор Кировского РОВД младший лейтенант милиции Чуйков Н.И. и сообщил, что в лесу, местные жители Урматов Н.И. и Бец В.В. обнаружили труп женщины, о чем сообщили ему, участковому инспектору. Прибыв с заявителями на место, он действительно обнаружил труп неизвестной женщины. Поза трупа и порванная одежда на нем, как ему показалось, свидетельствует о том, что женщина перед смертью была изнасилована Далее, участковый инспектор сообщил, что он, не терял времени. Позвонил в райотдел милиции и сообщил о случившемся, однако, помощник дежурного сержант Акулов К.Н. рекомендовал сообщить о происшедшем в прокуратуру, поскольку расследованием дел, связанных с убийством и другими несчастными случаями, - компетенция работников прокуратуры
  • Как должен поступить прокурор? Дайте подробные указания участковому инспектору и другим должностным лицам в связи с упомянутым сообщением.15
  • Список использованных источников 20
Задание Тема: «Надзор прокурора за исполнением законов органами ОРД, дознанием и предварительным следствием» Из данной темы рассмотрите вопрос: Надзор за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений и сообщений о преступлениях.

Ответ.

Закон РФ «О милиции» Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, N 16, ст. 503., закрепляет, что милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана: «принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством» (п. 3, ст. 10).

Существующий порядок приема заявлений и сообщений о со-вершенном или готовящемся к совершению преступлении регули-руется Инструкцией «О порядке приема, регистрации и раз-решении в органах внутренних дел Российской Федерации, заявлений, сообщений и иной информации о правонарушениях» утвержденной приказом МВД РФ от 01.12.2005 N 985 "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 52, 26.12.2005..

Правильные и своевременные прием, учет, регистрация и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях являются начальным моментом для быстрого и пол-ного раскрытия преступления. Своевременное и правильное исполнение требований закона о приеме, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступле-ниях обеспечивает быстрое и полное раскрытие преступ-ления, является гарантией обоснованного привлечения к уго-ловной ответственности лица, виновного в совершении преступле-ния, и предупреждения случаев привлечения лица невиновного или непричастного к преступлению.

Вместе с тем, проблема исполнения закона о порядке приема, учета, регист-рации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях долгое время яв-ляется одной из острых проблем, относящихся к сфере деятельно-сти милиции, органов дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскного аппарата органов внутренних дел.

Практика прокурорского надзора показывает, что в результате проведенных в порядке надзора проверок прокурорами ежегодно выявляется и ставится на учет значительное число незарегистрированных ранее преступлений. Это свидетельствует о существенных упущениях в выполнении ОВД и другими правоохранительными органами возложенных на них законом обязанностей по обнаружению, регистрации и учету преступных деяний. Вызывает тревогу то обстоятельство, что, несмотря на прилагаемые ведомственным руководством и прокурорами усилия, не прекращаются случаи преднамеренного укрытия преступлений от учета в целях создания мнимого благополучия с динамикой преступности и раскрываемостью преступлений в отдельных городах и районах.

Как показывают результаты прокурорского надзора, н#G0ередко жертвам преступлений отказывают в приеме заявлений, сообщений о преступлениях, принятые - не регистрируются и не рассматриваются. Уголовно-наказуемые деяния квалифицируются как административные проступки, при очевидных признаках состава преступления принимаются незаконные решения об отказе в возбуждении дела, подчас фальсифицируются материалы проверок. А это в свою очередь, создает предпосылки для укрытия преступлений от учета, искажения реального положения с преступностью и наносит значительный вред делу постановки борьбы с ней, подрывает авторитет правоохранительных органов и доверие граждан государству. В результате непринятия мер к своевременному раскрытию преступлений многие преступники остаются безнаказанными.

Поэтому в целях обеспечения конституционных прав граждан при рассмотрении сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях и принятия по ним законных процессуальных решений на прокуратуру РФ возложена задача, «обеспечить неуклонное исполнение ведомственных приказов и инструкций о порядке организации в подчиненных органах дознания и предварительного следствия приема, регистрации и проверки сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, возложив на руководителей этих органов, следователей и дознавателей (как процессуально самостоятельных участников уголовного судопроизводства), а также иных должностных лиц, уполномоченных в соответствии с порядком, установленным УПК РФ и иными нормативными правовыми актами, осуществлять прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях, персональную ответственность за законность рассмотрения указанных сообщений и принятых по ним процессуальных решений» СмУ п. 1.1. Приказа Генпрокуратуры РФ N 80, МВД РФ N 725 от 12.09.2006 «ОБ усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях»// Документ опубликован не был. Приводится по «Консультант Плюс»..

Прокурорский надзор за соблюдением законности при учете, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях регламентируется следующими нормативными актами: приказом Генерального прокурора РФ «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных и подготавливаемых преступлениях» от 10.01.1999 г. № 3, приказом Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства» от 05.07.2002 г. N 39, приказом Генерального прокурора РФ «Об утверждении инструкции о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступления в органах прокуратуры Российской федерации» от 16.03.2006 N 12 Законность. -N 5.- 2006., Приказом Генпрокуратуры РФ N 80, МВД РФ N 725 от 12.09.2006 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях» Документ опубликован не был.

Осуществляя надзор, прокурор согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 37 УПК РФ производит проверки исполнения правоохранительными органами установленного законом порядка приема, рассмотрения, разрешения заявлений и сообщений о преступлениях. Вопрос о периодичности таких проверок отнесен к регулированию нормативными актами Генеральной прокуратуры РФ.

Так, пункт 2.1. приказа Генеральной прокуратуры РФ от 5 июля 2002 г. N 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства» Документ официально опубликован не был обязывает прокурора «Ежемесячно проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях, установленного порядка регистрации уголовных дел и учета преступлений, сопоставляя для этого данные органов прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности и пограничных органов этой службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, воинских частей, соединений, военных учреждений и гарнизонов, органов Государственной противопожарной службы, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений и иных источников». При этом рекомендуется обращать особое внимание на соблюдение порядка регистрации сообщений о преступлениях, их процессуальное оформление, наличие обязательного уведомления заявителей о принятии заявлений, соблюдение сроков их рассмотрения.

В пункте 4.5. Приказа Генпрокуратуры РФ N 80, МВД РФ N 725 от 12.09.2006 Приказ Генпрокуратуры РФ N 80, МВД РФ N 725 от 12.09.2006 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях»// Документ опубликован не был., предписано «Уполномоченным прокурорам не реже двух раз в неделю проверять состояние регистрации и учета заявлений и сообщений о преступлениях, изучать находящиеся в производстве сотрудников органов дознания и предварительного следствия материалы проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях и при необходимости давать письменные указания (прокурором, его заместителем) или предложения (помощником прокурора)».

Помимо этого проверки могут проводиться по собственной инициативе прокурора, а также при рассмотрении ходатайств о даче согласия на возбуждение уголовного дела, жалоб на действия и решения органов дознания, следователей, нижестоящих прокуроров.

При проверках, осуществляемых в порядке надзора, прокурор вправе требовать для ознакомления находящиеся в производстве органов дознания и следователей, а также разрешенные заявления и сообщения о преступлениях, книги, журналы их регистрации и учета, переписку и прочие документы, связанные с работой по заявлениям и сообщениям о преступлениях.

По возникающим в связи с проверкой вопросам прокурор вправе получать объяснения соответствующих должностных лиц, а также заявителей и др., истребовать документы и необходимую информацию из учреждений, организаций, редакций СМИ. Если есть основания полагать, что необходимые для правильного разрешения сообщения о преступлении сведения содержатся в материалах того или иного уголовного дела, прокурор знакомится с этим делом.

Анализ указанных выше нормативных актов позволяет определить схему организации прокурорского надзора за исполнением ОВД требований закона при приеме, регистрации, учете и разрешении сообщений о преступлениях. Она включает в себя в обязательном порядке проведение следующих мероприятий.

Прокурор, его заместитель, помощник, проводящий проверки, проводит сверку журнала учета входящей корреспонденции с КУСП, журналом учета иной информации о правонарушениях (ЖУИ). Происходит изучение рабочей тетради дежурного; корешков протоколов задержания подозреваемых; корешков направления на судебно-медицинское освидетельствование; ежедневных сводок о преступлениях и происшествиях; талонов-уведомлений о приеме заявлений от граждан; журнала регистрации найденных, изъятых, сданных предметов и вещей, принадлежность которых не установлена.

Сопоставляя соответствующие записи об одном и том же заявлении, сообщении о преступлении в ЖУИ с записями в КУСП, можно установить:

-была ли организована дежурным в течение суток как это положено по инструкции, проверка информации, зарегистрированной в ЖУИ. В случае установления при проверке признаков преступления и поступления об этом письменной информации - переносилось ли сообщение в КУСП; имеются ли у дежурного документы, подтверждающие наличие признаков преступления (рапорт работника милиции, протокол осмотра места происшествия, акт применения служебно-розыскной собаки и т.д.);

-принимались ли по поступившему сигналу меры к пресечению преступления, сохранению следов преступления, какая работа проводилась для раскрытия преступления по «горячим следам».

При этом следует помнить, что в целях контроля за правильностью регистрации информации, поступившей по телефону и другим срочным средствам связи в дежурную часть ГУВД, производится ее запись на магнитофонную ленту, которая хранится у дежурного в течение 30 суток, а затем уничтожается в установленном порядке. Путем регулярного прослушивания такой магнитофонной ленты и сопоставления информации, содержащейся на ней, с информацией в рабочей тетради дежурного, в ЖУИ и КУСП, можно обнаружить факты сокрытия от учета сообщений о преступлениях.

Сверяются данные алфавитного журнала жалоб и заявлений граждан с КУСП и ЖУИ, сведения журнала учета выездов экспертов - криминалистов на места происшествий и КУСП и ЖУИ. Также проводятся сверки данных журнала учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и журнала учета уголовных дел с КУСП и ЖУИ. Проводится сверка сообщений прокурору о задержании лиц в порядке ст.91 УПК РФ с уголовными делами, сверка корешков талонов-уведомлений заявителям с КУСП и ЖУИ.

Прокуратурой запрашиваются сведения из медицинских учреждений о поступивших гражданах с телесными повреждениями криминального характера, запрашиваются невостребованные акты судебно-медицинских исследований и сверяются с КУСП и ЖУИ. Также проводится сверка со страховыми компаниями по фактам получения страховых сумм в результате совершенных преступлений. Проводятся сверки с паспортно-визовыми службами по фактам утраты паспортов, с военными комиссариатами по фактам утраты военных билетов, с органами ГИБДД по фактам утраты водительских удостоверений, с органами госпожнадзора по фактам пожаров, с банками по факту обнаружения поддельных денежных знаков.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.