на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Наказание в тюрьмах
p align="left">Ранее действовавшее законодательство позволяло содержать в тюрьмах и осужденных женщин. Условия их содержания отличались от условий содержания осужденных мужчин более слабым режимом. В настоящее время в тюрьмах не могут содержаться осужденные женщины ни по приговору суда, ни в порядке замены вида исправительного учреждения.

В каждой тюрьме устанавливаются два вида режима: общий и строгий, отличающиеся друг от друга возможным к реализации объемом прав и правоограничений. Установление в тюрьмах именно двух режимов, в отличие от трех видов условий содержания в исправительных колониях, не случайно. Дело в том, что в тюрьмах изначально создаются жесткие условия отбывания наказания, чем и обусловливаются их место и роль в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. В противном случае будет стерта грань между тюрьмами и исправительными колониями, что в конечном итоге сведет на нет воспитательное и профилактическое значение перевода осужденных в тюрьмы.

На строгом режиме в тюрьме содержатся осужденные, поступившие в данное исправительное учреждение, и осужденные, переведенные с общего режима данной тюрьмы. Поступление в тюрьму будет основанием для помещения осужденного на строгий режим лишь в случае первичного прибытия (сразу после вынесения приговора либо определения суда); это основание отпадает, если осужденный временно выбыл из тюрьмы (например, в лечебное исправительное учреждение) и затем был в нее возвращен.

Еще одним основанием содержать того или иного осужденного на строгом режиме является его перевод с общего режима. Возможность перевода осужденных из одних условий отбывания наказания в другие предусматривается нормой ст. 87 УИК РФ.

УИК РФ определяет категорию осужденных, которые не могут содержаться на строгом режиме в тюрьме, в том числе и при поступлении их в эти учреждения, - инвалиды I или II группы. В данной норме реализован принцип гуманизма, закрепленный ст. 8 УИК РФ.

Все осужденные, поступившие в тюрьму, помещаются на строгий режим, чем достигается определенный своего рода «шокирующий» эффект, так как условия отбывания наказания на строгом режиме являются наиболее жесткими.

Для перевода на общий режим законодатель устанавливает условие пребывания осужденного на строгом режиме не менее одного года. Это условие является необходимым. В соответствии со ст. 87 УИК РФ администрации тюрьмы предоставлено право по истечении одного года рассмотреть вопрос о переводе осужденных на общий режим.

В тюрьме создается комиссия из сотрудников различных служб учреждения и представителей муниципальных органов, органов, где рассматриваются материалы по переводу со строгого режима на общий. Докладывает материалы начальник отряда, в котором состоит осужденный, представленный на перевод. Решение комиссии оформляется протоколом, после чего по приказу начальника тюрьмы осужденный переводится на общий режим. Комиссией в переводе может быть отказано, если во время нахождения на строгом режиме осужденный нарушал установленный порядок. Это решение осужденный может обжаловать в установленном порядке.

УИК РФ предусматривает возможность перевода осужденного не только в более мягкие условия отбывания наказания, но и в более жесткие. Применительно к тюрьмам эта возможность регулируется ч. 6 статьи 130 УИК. Такой перевод допустим в случае нарушения осужденным установленного порядка отбывания наказания; при этом осужденный в соответствии со ст. 116 УИК РФ должен быть признан злостным нарушителем режима. Возможность возврата осужденных со строгого режима на общий определена соблюдением условий, установленных ч. 5 статьи 130 УИК: отбытие осужденным наказания на строгом режиме не менее одного года после перевода. Это формальное основание; комиссия вопрос о переводе на общий режим должна рассматривать с учетом поведения осужденного.

При исчислении срока пребывания осужденных в тюрьмах отметим, что важным является указание закона о том, что срок, назначенный по приговору суда для отбывания в тюрьме, исчисляется со дня прибытия в нее осужденного. Дело в том, что на практике постоянно возникал вопрос о зачете в срок содержания осужденного на строгом режиме в тюрьме времени его содержания под стражей в следственном изоляторе в порядке меры пресечения. Поэтому данный вопрос приходилось регулировать нормативным правовым актом ГУИН Минюста России, что вызывало жалобы осужденных и их родственников. До 1999 г. срок содержания осужденных в тюрьмах исчислялся с момента заключения под стражу. Эта точка зрения поддерживалась и Верховным Судом РФ, который своим Постановлением от 11 апреля 2000 г. обратил внимание судов на то, что «при решении вопроса в порядке статьи 78 УИК РФ о переводе осужденного из тюрьмы в исправительную колонию для дальнейшего отбывания лишения свободы период, в течение которого осужденный содержался в следственном изоляторе, засчитывается в назначенный приговором срок тюремного заключения». В настоящее время этот вопрос решен четко: срок содержания осужденных в тюрьме исчисляется со дня их прибытия в это учреждение.

Наиболее характерным признаком отбывания наказания в тюрьме является изоляция, степень которой в этом виде исправительных учреждений является максимальной.

Осужденные, как правило, содержатся в общих запираемых камерах, но есть исключение, позволяющее содержать осужденных в одиночных камерах с согласия прокурора. Законодатель не устанавливает условий возможности содержания осужденных в одиночных камерах, ограничиваясь формулировкой: в необходимых случаях по мотивированному постановлению начальника тюрьмы. В числе таковых может быть: угроза личной безопасности осужденного, его физиологические или психические особенности и др. Закон не говорит о сроках содержания в одиночных камерах, поэтому при необходимости осужденные могут находиться в них большую часть, а в исключительных случаях - и весь срок содержания в тюрьме. Пребывание в одиночных камерах возможно как на общем, так и на строгом виде режима.

Существование в тюрьмах двух видов режима изначально предопределяет раздельное содержание осужденных. Часть 2 статьи 131 УИК РФ устанавливает правило, согласно которому размещение осужденных по камерам производится с соблюдением требований ст. 80 УИК РФ. Это требование распространяется на оба вида режима.

Тюрьмы выполняют роль и транзитно-пересыльных пунктов, что обусловливает также раздельное содержание осужденных, следующих по различным основаниям из одного исправительного учреждения в другое. Для этого при наличии возможности в тюрьме выделяется отдельный режимный корпус.

Статья 131 УИК РФ говорит также об изолированном содержании осужденных, оставленных в тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию учреждения. Эта категория осужденных содержится в тюрьмах на условиях, предусмотренных УИК РФ для исправительных колоний общего режима, с дополнением об их нахождении в не запираемых общих камерах и предоставлении ежедневной прогулки продолжительностью два часа.

В остальном правовое регулирование отбывания наказания осужденных, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию учреждений, не отличается от общих правил содержания в исправительных колониях общего режима.

Содержание осужденных в запираемых камерах на протяжении длительного периода может отрицательно сказаться на состоянии их здоровья, поэтому им предоставляются прогулки. Прогулка является законодательно закрепленным правом осужденных, содержащихся в тюрьмах, на что специально указывается в ст. 93 УИК РФ. Право осужденных на прогулку обеспечивается обязанностью администрации тюрем ее организовать, поэтому прогулка - неотъемлемый элемент режима. Общим правилом проведения прогулки является требование о ее проведении в дневное время на специально оборудованной части территории тюрьмы. Такие территории оборудуются на крыше режимных корпусов, называются прогулочными дворами, имеют специальное техническое строение, позволяющее, во-первых, надзирать за осужденными на протяжении всей прогулки, во-вторых, обеспечить изоляцию, соблюдая требования закона о проведении прогулки покамерно.

Определена возможность прекратить прогулку в случае нарушения осужденными установленных правил. Прекращение прогулки не является мерой взыскания. Эта мера призвана не допустить перерастания тех или иных нарушений правил прогулки в эксцессы с участием большого количества осужденных, что в ряде случаев возможно, так как условия изоляции прогулочных дворов не могут в полном объеме исключить призыва к групповым неповиновениям и т.п. Поэтому прекращение прогулки досрочно дает администрации возможность немедленно изолировать осужденных по камерам, а значит, пресечь эксцесс.

Продолжительность прогулки на общем режиме - полтора часа.

С учетом того, что условия содержания осужденных на общем и строгом режимах в тюрьмах различаются, законодатель пошел по пути их отдельной правовой регламентации.

Часть 4 статьи 131 УИК устанавливает размер средств, которые разрешено снимать с лицевых счетов для покупки в магазине тюрьмы продуктов питания и предметов первой необходимости. Ежемесячная предельная сумма, разрешенная к оплате лицам, находящимся на общем режиме, - минимальный размер оплаты труда, определяемый в установленном законом порядке (ранее действовавшее законодательство устанавливало иной предел - 40% минимального размера оплаты труда).

Понимая важность необходимости сохранения социально полезных связей осужденных, законодатель, несмотря на устанавливаемую в тюрьмах самую высокую степень изоляции, предоставляет осужденным на общем режиме иметь два краткосрочных и два длительных свидания в течение года, разрешено также получение двух посылок или передач и двух бандеролей в течение года.

Дополнительные ограничения прав осужденных, отбывающих наказание на строгом режиме в тюрьме, призваны реализовать принцип дифференциации и индивидуализации уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, а также стимулировать правопослушное поведение. В этой связи на строгом режиме в тюрьмах осужденным разрешается дополнительно приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет имеющихся на их лицевых счетах средств, однако их максимальный размер устанавливается ежемесячно в размере 60% минимального размера оплаты труда (ранее он ограничивался 20%). Более жесткие условия строгого режима реализуются также возможностью осужденных иметь лишь два краткосрочных свидания в течение года. До одной снижено количество посылок и передач, разрешенных осужденным к получению в течение года. До одного часа уменьшена продолжительность прогулки.

В заключение следует отметить, что скудость правового регулирования - наличие в УИК РФ всего двух статей, посвященных отбыванию наказания в тюрьмах, их отсылочный характер - приводит к тому, что в некоторых случаях не совсем точно устанавливается объем возможных к реализации прав осужденных, отбывающих наказание в тюрьмах Зубарев С.М. Уголовно-исполнительное право. М., 2007. Стр. 154.

.

Например, отрицается право осужденных, содержащихся в тюрьмах, на телефонные разговоры. Вместе с тем ныне действующее уголовно-исполнительное законодательство не содержит запрета на этот счет.

Право на телефонные разговоры предоставлено осужденным ст. 92 УИК РФ, устанавливающей общую норму, согласно которой все осужденные к лишению свободы могут воспользоваться этим правом четыре раза в год (продолжительность каждого разговора - до 15 мин.). Вместе с тем из этого правила есть изъятие. В соответствии с ч. 3 ст. 92 УИК РФ осужденным, находящимся в строгих условиях отбывания наказания, а также отбывающим меру взыскания в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах, телефонный разговор может быть разрешен лишь при исключительных личных обстоятельствах.

Поскольку этот перечень является исчерпывающим (закрытым), законодательство не содержит запрета на телефонные разговоры осужденным, отбывающим наказание в тюрьмах.

Таким образом, тюрьмы являются существенным звеном в системе исправительных учреждений. По сравнению с западными моделями исполнения наказания тюрьмы в отечественной пенитенциарной практике не занимают ведущей роли. Однако им придается особое значение при реализации принципа дифференциации исполнения наказания.

3. Режим особых условий в исправительных учреждениях

Согласно статьи 85 УИК РФ в случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного, особого или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий.

Режим особых условий в исправительном учреждении может быть введен по причинам (основаниям) внешнего по отношению к учреждению или внутреннего характера Уголовно-исполнительное право России./ Учебник под редакцией Ильинича В.В. М., Гардарики, 2005. Стр. 317..

Внешними причинами, возникновение (наличие) которых обусловливает введение режима особых условий, являются:

· стихийное бедствие, экстремальная ситуация техногенного характера;

· введение в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного, особого или военного положения.

К числу стихийных бедствий относятся: землетрясения, наводнения, ураганы и иные природно-климатические явления, ставящие под угрозу жизнь и здоровье граждан и требующие проведения ремонтно-восстановительных и спасательных работ. Экстремальные ситуации техногенного характера возникают вследствие значительных аварий и катастроф (например, выход из строя реактора на АЭС, взрыв газопровода, разрыв нефтепровода с разливом нефтепродуктов и т. п.).

При введении чрезвычайного положения устанавливается особый правовой режим деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, допускающий ограничения прав граждан и юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Чрезвычайное положение может вводиться как временная мера в соответствии с действующим законодательством исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя.

Особое положение может быть объявлено, например, в связи с введением на определенной территории режима прямого президентского правления, порядок введения которого должен быть определен соответствующим федеральным законом.

Военное положение вводится в случае непосредственной угрозы или прямой агрессии против Российской Федерации. Оно вводится в соответствии с Конституцией РФ на всей территории страны или в отдельных ее местностях Президентом РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Внутренними причинами для введения особых условий являются: массовые беспорядки и (или) групповое неповиновение осужденных.

Групповое неповиновение осужденных характеризуется, как правило, пассивной формой поведения (отказы от приема пищи, выхода из помещений, развода на работу и т.п. действия). В этом случае осужденные отказываются выполнять распоряжения администрации и возложенные на них обязанности. Близко к неповиновению стоят групповые хулиганские действия, проявляющиеся активно и в ряде случаев связанные с насилием над личностью осужденных. Но все эти действия обусловлены хулиганскими мотивами, а не стремлением противодействовать администрации. К тому же, как правило, они носят локальный характер.

Массовые беспорядки связаны не просто с неисполнением распоряжения администрации, а выражаются в погромах, поджогах, избиениях осужденных, расправах с неугодными, в захватах заложников и в ряде подобных действий. В данном случае под угрозу ставится общественная безопасность, жизнь и здоровье осужденных и персонала. Мотивы подобных действий, как правило, обусловлены недовольством существующими порядками, требованиями их изменить, предоставить незаконные привилегии, сменить тех или иных представителей администрации и др. Обоснованность таких требований, если они связаны с угрозой общественной безопасности, жизни и здоровью осужденных и персонала, при решении вопроса о введении режима особых условий роли не играет; осужденные обязаны подчиняться установленным законодательством требованиям и правилам поведения.

Режим особых условий выражается в ряде конкретных действий. Прежде всего, может быть приостановлена реализация принадлежащих осужденным прав, предусмотренных ст. 88-97 УИК РФ (приобретение продуктов питания, свидания, получение посылок, передач, переписка, выезды и др.). Режим особых условий в обязательном порядке предусматривает перевод исправительного учреждения на усиленный вариант охраны и надзора, который достигается за счет уплотнения графика работы персонала и уменьшения времени отдыха, запрещения отлучек, отпусков и т.п. При таком режиме устанавливается особый порядок допуска персонала и иных лиц на объекты исправительного учреждения и прилегающих к ним территорий. И, наконец, в самом исправительном учреждении может быть изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных, медико-санитарных и иных служб. Таким образом, режим особых условий связан с существенными ограничениями, как для осужденных, так и для самого персонала.

Режим особых условий при возникновении указанных выше оснований устанавливается строго определенными лицами и на строго определенный срок. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц начальник исправительного учреждения может вводить меры, связанные с режимом особых условий, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. Такими должностными лицами выступают: министр юстиции РФ, начальник территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта Российской Федерации. Свое решение о введении режима особых условий указанные должностные лица обязаны согласовать с Генеральным прокурором РФ либо соответствующим прокурором. Получив известие о введении начальником исправительного учреждения режима особых условий, указанные должностные лица в течение трех суток должны принять соответствующее решение. Режим особых условий вводится на срок до 30 суток, при необходимости может быть продлен на тот же срок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зубарев С.М. Уголовно-исполнительное право. М., 2007.

2. Селивестров В. И. Уголовно-исполнительное право России. М., 2006.

3. Комментарий к УИК РФ. Под редакцией Зубкова В.М. М., Юристъ, 2005.

4. Уголовно-исполнительное право России./ Учебник под редакцией Ильинича В.В. М., Гардарики, 2005.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.