Налоги и налогообложение
3 Содержание Введение................................................................................................................3 1. Понятие налоговой системы государства и её структурные элементы...............................................................................................................6 2. Классификация налоговых систем...............................................................13 2.1. Англосаксонская модель............................................................................13 2.2. Евроконтинентальная модель....................................................................17 2.3. Латиноамериканская модель.....................................................................22 2.4. Смешанная модель.....................................................................................23 Заключение........................................................................................................31 Список литературы...........................................................................................32 Введение Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования. В западном опыте создания и функционирования эффективной налоговой системы немало ценного и полезного. Но при его использовании необходимо принимать во внимание и объективные условия, в которых создается и развивается налоговая система, и конкретное состояние экономики в каждой стране, и уровень накопленных богатств, и даже психологические установки и традиции населения. Последние реформы показывают стремление Российского правительства к коренному изменению ситуации в стране. Масштабная программа преобразований в налоговой политике проводится уже более двух лет. Следствием предпринятых мер уже стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост России. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога. Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Они взимаются в порядке и размере, установленном законом. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым отно-сятся: объект налога -- это имущество или доход, подлежащие обложению, изме-римые количественно, которые служат базой для исчисления налога; субъект налога -- это налогоплательщик, то есть физическое или юриди-ческое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог; источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог; ставка налога -- величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой; налоговая льгота -- полное или частичное освобождение плательщика от на-лога; срок уплаты налога -- срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока. правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога. Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций) и численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а так же граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы. Налогообложение базируется на ряде принципов. Главный принцип: как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Следующий важный принцип - определённость: порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость. В этих принципах представлены интересы государства и налогоплательщиков. Налоги в их сущности и содержании на практике предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговые системы различных стран. 1. Понятие налоговой системы государства и её структурные элементы Налоговая система, в её обобщенном понимании - это совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с национальным законодательством; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; норм и правил, определяющих правомочия и ответственность участников налоговых правоотношений[13, с. 22]. Главным органично связанным элементом налоговой системы является налоговый механизм. Он представляет собой совокупность всех средств и методов организационно- правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. По средствам налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, и её основная направленность на решение конкретных социально - экономических задач. Наиболее значимую роль в налоговом механизме играет налоговое законодательство, устанавливающее конкретный механизм налогообложения, т.е. порядок исчисления того или иного налога ( уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов). Изменяя механизм налогообложения , можно придать налоговой системе качественно новые черты, например изменить её структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов. В самом простом случае это достигается путём изменения ставок наиболее значимых налогов. Однако в мировой практике обычно используется другой способ: система налогов и уровни ставок меняются, как правило, лишь в случаях крайней необходимости, однако достаточно часто пересматриваются системы льгот. Реальное позитивное воздействие налоговой системы, практически применяемой в том или ином государстве, возможно лишь при соблюдении ряда научно обоснованных и апробированных положений- принципов её построения. Существуют общие принципы, позволяющие создать оптимальные налоговые системы. Эти принципы многообразны и мно-гочисленны, в тоже время в их числе можно выделить наиболее важные[6, с. 54]. В первую очередь необходимо выделить принцип равен-ства и справедливости. Распределение налогового бремени должно быть равным, т. е. каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну. И юридические, и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей госу-дарства соизмеримо доходам, получаемым ими под покрови-тельством и при поддержке государства. Но обложение нало-гами должны быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками. В мировой практике существует два подхода к реализации принципа равенства и справедливости[12, с. 33]. Первый подход состо-ит в обеспечении выгоды налогоплательщика. Согласно это-му подходу - уплачиваемые налоги соответствуют тем выгодам, которые налогоплательщик получает от услуг государства, т. е., налогоплательщику возвращается часть уплаченных налогов путем выплат из бюджета различного рода компенсаций, транс-фертов, финансирования образования, здравоохранения и т. д., и т. п. Таким образом, в данном случае имеет место связь указанного подхода со структурой расходов бюджета. Второй подход в реализации принципа равенства и спра-ведливости состоит в способности налогоплательщика пла-тить налоги. В данном случае этот подход не привязан к структуре расходов бюджета. Каждый платит свою долю в зависимости от платежеспособности. В построении налоговых систем эти два подхода, как пра-вило, сочетаются, что обеспечивает наиболее благоприятные условия для реализации этого важнейшего принципа постро-ения налоговой системы. Многие ученые и практики выделяют принцип эффек-тивности налогообложения, который вобрал в себя ряд достаточно самостоятельных принципов, объединенных об-щей идеологией эффективности[11, с. 70]: - налоги не должны оказывать влияние на принятие экономи-ческих решений, или, по крайне мере, это влияние должно быть минимальным; - налоговая система должна содействовать проведению поли-тики стабилизации и развитию экономики страны; - не должны устанавливаться налоги, нарушающие единое экономическое пространство и налоговую систему страны. Поэтому не имеют права на существование налоги, кото-рые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории страны товаров (ра-бот, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничи-вать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций; - налоговая система должна исключать возможность экспорта налогов. В связи с этим не должны устанавливаться реги-ональные либо местные налоги для формирования доходов какого-либо субъекта Федерации или муниципального об-разования в стране, если их уплата переносится на налого-плательщиков других субъектов Федерации или муници-пальных образований; - налоговая система не должна допускать произвольного тол-кования, но в то же время должна быть понята и принята большей частью общества. Налог, который налогоплатель-щик обязан платить, должен быть определен точно, а не произвольно: время, способ и сумма платежа должны быть в точности известны налогоплательщику. Не может допус-каться толкование закона о налоге налоговым чиновником; - максимальная эффективность каждого конкретного нало-га, выражаемая в низких издержках государства и обще-ства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управле-нию налоговой системой и соблюдению налогового зако-нодательства должны быть минимальными. Важное значение при формировании налоговой системы имеет принцип универсализации налогообложения. Суть его можно выразить двумя взаимосвязанными требо-ваниями[4, с. 16]: Налоговая система должна предъявлять одинаковые требо-вания к эффективности хозяйствования конкретного на-логоплательщика вне зависимости от форм собственности, субъекта налогообложения, его отраслевой или иной принадлежности. Иными словами, не допускается установле-ние дополнительных налогов, повышенных либо диффе-ренцированных ставок налогов или налоговых льгот в за-висимости от форм собственности, организационно-право-вой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или иного географического места происхождения уставного (складочного) капитала (фонда) или имущества налогоплательщика. Кроме того, налоги не могут устанавливаться либо различно приме-няться исходя из политических, экономических, этничес-ких, конфессиональных или иных подобных критериев - должен быть, обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источника или места образова-ния дохода или объекта обложения. Принцип одновременности обложения означает, что в нормально функционирующей налоговой системе не должно допускаться обложение одного и того же источника или объекта двумя или несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налого-вый период. Рациональная и устойчивая налоговая система невозможна без соблюдения принципа стабильности налоговых ста-вок. Реализация этого принципа обеспечивается тем, что на-логовые ставки должны утверждаться законом и не должны часто пересматриваться.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|