ачество налогового администрирования прежде всего отражается на характере взаи-моотношений налогоплательщиков и налого-вых органов. Признавая необходимость развития услуг в области налогового консульти-рования, для построения от-ношений партнерства необходима разработ-ка и законодательное утверждение процеду-ры согласования спорных или отсутствую-щих в действующем законодательстве поло-жений. В самом общем виде данная проце-дура может состоять в следующем.1 Налогоплательщик посылает запрос в налоговый орган на предварительное разъяс-нение положений законодательства по нало-гам и сборам.2. Полученное разъяснение имеет опре-деленную законом (НК РФ) юридическую силу.3. Учитывая содержание разъяснения, налогоплательщик либо строго следует ему и рассчитывает на правовую защиту при нало-говых проверках, либо имеет право в судеб-ном порядке оспорить его до наступления события (проведения операции или провер-ки налогового органа).Сейчас Налоговый кодекс допускает офи-циальные разъяснения финансовых и иных уполномоченных государственных органов, но эта процедура четко не прописана. В резуль-тате это положение либо не работает, либо способствует коррупции.Министерством финансов РФ было разра-ботано и сейчас активно воплощается в жизнь предложение о создании специальных ауди-торских подразделений в налоговых органах. Эти структуры будут выполнять две функ-ции: осуществлять работу с возражениями и жалобами налогоплательщиков и предвари-тельное рассмотрение актов проведенных налоговых проверок. Таким образом, эти под-разделения будут выполнять роль своеобраз-ных фильтров, осуществляющих первичную оценку и проверку обоснованности выдвину-тых налоговых претензий. Достаточной объективности вряд ли удастся добиться только благодаря тому, что формирование таких подразделе-ний будет входить в компетенцию вышесто-ящих налоговых органов. Причиной тому, в том числе, являются трудности обеспечения объективности вследствие «корпоративной солидарности».В совершенствовании налогового администрирования заяв-лено несколько приоритетных направлений. Для начала следует существенно снизить налоговую нагрузку, далее обеспечить чет-кую регламентацию полномочий и действий налоговых органов и придерживаться ее. Особая задача налогового администрирова-ния -- обеспечить стабильность и предсказуемость российской налоговой системы. Налоговое администрирование должно не ужесточать, а постоянно улучшать систему налогообложения в России.Создание справедливой налоговой системы государства -- это многоэтапный процесс, основанный на четко сформулирован-ных целях и приоритетах в рамках пользующейся поддержкой об-щества последовательной государственной налоговой политики.Таким образом, эффективная налоговая политика означает создание оптимальной национальной налоговой системы, которая, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государ-ства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпри-нимательской деятельности, одновременно обязывая его к пос-тоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствова-ния. Такая политика должна на длительную перспективу ориен-тировать налоговую систему на оптимальную налоговую нагруз-ку. Без улучшения налогового администрирования и контроля трудно рассчитывать на то, что будет развиваться конкуренция в стране.Проблемы налогового администрирования необходимо ре-шать при взаимодействии и диалоге исполнительных органов, институтов и организаций (прежде всего саморегулируемых) гражданского общества и научного сообщества.Глава 3. Текущее состояние, проблемы и перспективы реформирования налоговой системы Российской Федерации 3.1. Проблемы реформирования налоговой системы Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения является: стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговые преграды на пути экономического роста. В России определены приоритетные направления налоговой политики, которые сводятся к формированию стимулов к повышению собираемости налогов. [7, 35] Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов. Проводимая в России налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций. [19, с. 11] Само понятие «реформа» несет в себе смысл переустройства чего-нибудь, в какой либо сфере общественной жизни, области знаний. Необходимость проведения налоговых реформ объясняется следующими фактами, во-первых, налоговое законодательство по-прежнему претерпевают серьезные изменения. Проведение налоговой реформы должно быть основано на научных концепциях, должна быть четко установлена цель реформы. Во-вторых, отсутствует «системность» проведения реформ, которая означает, что реформирование налоговой системы должно проводиться комплексно, параллельно с проведением других реформ, таких, как административная, судебная и др. В-третьих, имеющиеся недостатки во многом обусловлены том, что при разработке концепции налоговой системы, налогового законодательства в полной мере не был обеспечен комплексный подход к проблеме налогообложения; не были учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов. Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики. Причинами такого состояния налогового законодательства можно назвать следующие: 1. В науке налогового права нет концептуального единства. Отмечаются многовариантность, разнонаправленность, разноуровневость и коллизионность концептуальных подходов к построению как отдельных институтов налоговых законов, так и всей системы актов в области финансовой деятельности государства. 2. Несовершенство налогового законодательства, связанное с текущими потребностям практики. Именно эта проблема совместимости проводимой налоговой политики и стремительно развивающейся экономики. Таким образом, любая налоговая реформа должна быть связана с совершенствованием налоговых правовых институтов. [13, с.17] 3.2. Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации Период кардинальных изменений налоговой системы подхо-дит к концу. На современном этапе реформирования налоговой системы приоритетное внимание уделяется решению проблем повышения эффективности налогового администрирования, в том числе налогового контроля как главной его составляющей. В перспективах реформирования налоговой системы РФ в качестве основной меры, предлагаемой к реализации в 2007 - 2009 гг. является разработка законопроекта о налоговой амнистии. Президент предлагает следующие меры по совершенствованию налоговой системы, к которым относятся следующие: 1. Целесообразно рассмотреть возможность дальнейшего снижения налогового бремени (см. прил. 2) 2. Необходимо дифференцировать ставки акцизов на бензин, исходя из его качества, имея ввиду установление более низкой ставки на высококачественный бензин и более высокой ставки на бензин низкого качества. В Послании Президента отвергается недавно прозвучавшая идея о восстановлении прогрессивной шкалы подоходного налога. Однако для частичного повышения налоговой нагрузки на богатое население должен быть реформирован налог на недвижимость.[6] На первый план постепенно выходит задача сохране-ния стабильности налоговой системы как фактора легализации бизнеса и увеличения массы налоговых платежей. Вносимые в законодательство о налогах и сборах отдельные изменения все в большей степени должны быть направлены на повышение яснос-ти законодательства и на однозначность его применения нало-гоплательщиками. Стабильность налоговой системы подразумевает и неизмен-ность основополагающих налоговых институтов и правил упла-ты налогов в течение длительного периода времени, что предпо-лагает отказ от каких-либо революционных изменений в налого-вом законодательстве и налоговой системе, направленных только не возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений, вводимых без обоснованного экономичес-кого расчета, не ориентированных на долгосрочную и средне-срочную перспективы развития. Реформирование налоговой системы должно происходить постепенно на основе длительного и тщательного анализа ситуа-ции с поступлением налогов. Любые кардинальные изменения в налоговой системе Российской Федерации, особенно те измене-ния, которые ущемляют экономические интересы налогопла-тельщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступ-ления в бюджет, но и приведут к потерям источников дохода, поскольку налоговая нестабильность станет тем решающим фак-тором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в «те-невую» экономику. Стабильность налоговой системы во многом определяется в федеративном государстве тем, насколько строго соблюдаются пределы компетенции центра и регионов при принятии мер в об-ласти налоговой политики. Значение фактора стабильности налоговой системы, а также особенности государственного строительства России как Феде-рации обусловили необходимость реализации конституционного принципа единства налоговой системы. Данный принцип осно-вывается на стабильности и преемственности налоговой поли-тики государства, единстве экономического и налогового прост-ранства, четком разграничении полномочий федерального цент-ра и регионов. Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. [16, с.21] Эффективность налоговой реформы сегодня в решающей степени зависит от способности государства обеспечить увеличе-ние темпов роста производства, осуществить серьезные преобра-зования в деле укрепления финансовой системы и расчетов в на-родном хозяйстве, оказать реальную помощь в становлении и развитии малого бизнеса. Сколько бы ни предоставлялось нало-говых льгот и привилегий малому бизнесу, на практике это не да-ет значительного эффекта. Ведь воспользоваться ими малый биз-нес не может, поскольку сегодня нет экономических условий для создания широкой сети так называемых малых предприятий. Успех всей экономической реформы зависит в первую оче-редь от быстрейшей финансовой стабилизации, привлечения вкладов населения в процессы инвестирования, проводимых ре-форм, требующих обеспечения властных полномочий финансо-выми ресурсами. Налоговый кодекс РФ позволяет более четко разграничить полномочия федеральных и региональных органов власти по установлению и взиманию налогов. Можно сказать, что с 2005 г. налоговые отношения в России вышли на качествен-но иной уровень развития, что позволило устранить многие не-достатки существующей налоговой системы. Главной целью реформы налоговой системы в Российской Федерации является снижение налоговой нагрузки на законо-послушных налогоплательщиков, предусматривающее выравни-вание условий налогообложения, упрощение налоговой системы, придание ей стабильности и большей прозрачности. Налоговая система всегда будет совершенствоваться, оттачиваться и настраиваться на запросы и реалии экономиче-ской действительности, так чтобы, максимально наполняя бюд-жет, не ущемлять никого из субъектов налоговых отношений, поэтому процесс налогового администрирования бесконечен. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков. Основной целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов. Основными направлениями налоговой политики сегодня выступают: 1. Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения: - Определение взаимозависимости лиц - Установление закрытого перечня контролируемых сделок - Введение обязательного представления специального декларирования контролируемых сделок и требований к перечню документов, обосновывающих применение налогоплательщиком трансфертные цены в сделках с взаимозависимыми лицами - Введение института предварительных соглашений о ценообразовании с налоговыми органами - Введение новых требований к методам оценки диапазона рыночных цен и принципам их применения. 2. Налогообложение дивидендов, выплачиваемых российским лицам: - Освобождение о обложения налогом на прибыль дивидендов, получаемых при стратегическом участии отечественной компании в российской и иностранной организации, выплачивающей дивиденды. Критерий стратегического участия предполагается установить в виде доли размером не менее 50 % (в абсолютном выражении не менее 500млрд. руб.) - Снижение ставки налога на дивиденды, выплачиваемые физлицам, не являющихся налоговыми резидентами РФ, до 15% в настоящее время - 30%) 3. Регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний: - Введение принципа налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний - Введение понятия иностранной контролируемой компании на основе определенной взаимозависимости лиц и стратегического участия в организации - Установление обязанности российских компаний или компаний-резидентов указывать в налоговых декларациях свои иностранные аффилированые компании - Определение условий возникновения налоговой обязанности у российских налогоплательщиков в отношении прибыли, полученной иностранными контролируемыми компаниями - Предоставление налогоплательщиком сведений о его доле в контролируемой иностранной компании и уплате налога с соответствующей доли нераспределенного дохода этой компании - Обеспечение возможности эффективного налогового администрирования в части получения налоговыми органами необходимых сведений: данных, идентифицирующих национальных акционеров, подпадающих под режим контролируемых иностранных компаний, и финансовой информации, необходимой для расчета полученного дохода. Подобные изменения потребуют корректировки главы 23 и 25 НК РФ. 4. Проблемы определения налогового резиденства юр лиц: Введение понятия резидентства юр лиц на основе критериев места управления и резиденства участников юр лица, владеющих в нем контрольным пакетом 5. Введение института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль 6. Совершенствование НДС 7. Индексация ставок акцизов 8. Налогообложение налогом на прибыль при совершении операций с ценными бумагами 9. Налогообложение НДФЛ при совершении операций с ценными бумагами[15, с.28] 10. Совершенствование налога на имущество (введение налога на недвижимость) 11. Совершенствование системы вычетов, предоставляемых по НДФЛ Скорейшая реализация указанных мер реформирования налоговой системы позволит привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста, существенно повысить собираемость налогов. Либерализация налоговой системы и заметное усиление защищенности налогоплательщиков будут способствовать улучшению инвестиционного климата и возврату капиталов в легальную сферу. ЗаключениеНа сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на практику весьма затруднена, поскольку было бы неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.Существующая в России система налогообложения нуждается в дальнейшем совершенствовании, основные направления которого состоят в следующем: стимулировать развитие экономической деятельности и, прежде всего, производство материальных благ, обеспечить бюджетными ресурсами покрытие общегосударственных нужд в области экономики, обороны и международных обязательств, обеспечить финансирование из государственного бюджета субъектов Российской Федерации, которые нуждаются в дотациях, и финансирование социальных расходов. Для решения этих вопросов можно использовать опыт ведущих индустриальных стран в области налоговой политики, учитывая, российскую специфику. Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без действующего правового обеспечении. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика Рассмотрев и проанализировав современное состояние налоговой системы РФ, можно сделать выводы: - обеспечение налогового администрирования является залогом оптимальной налоговой политики страны. Построение налоговых администраций и контроль за их деятельностью - это необходимое условие построения новой, более совершенной налоговой системы; - налоговая система РФ должна идти своим путем, то есть опираться на зарубежный опыт и в тоже время следовать своим традициям и особенностям; - при помощи налоговых реформ, осуществить ликвидацию белых пятен в налоговом законодательстве РФ; - главная задача налоговой политики - это повышение уровня жизни населения страны. Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. список использованной литературы 1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями на 21.07. 2007г. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года с изменениями, внесенными Федеральными законами от 17.05.2007 № 84-ФЗ. 3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят Государственной Думой 19 июля 2000 года с изменениями, внесенными Федеральными законами от 24.07.2007 № 198-ФЗ. 4. ФЗ « Об основах налоговой системы РФ» от 27.12.91 (утратил силу) 5. Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ от 9 марта 2007г. "О бюджетной политике в 2008 - 2010 гг." 6. Доклад Минфина России "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2008 - 2010 гг." 7. Иванов А.Г. «Понятие администрирования налогов»// журнал «Финансовое право» 9, 2005. 8. Карасев, М. Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России / М.Н. Карасев. - М. : Вершина, 2004. - 223 с. 9. Кучеров И.И. Государственная налоговая политика: цели и методы осуществления // Финансовое право. 2005. N 4. 10. Малис Н.И. «Снижение бремени как приоритет налоговой политики»// журнал "Финансы" № 6, 2007 г. 11. Налоги и налогообложение : учеб. для вузов / под ред. И. А. Майбурова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 655 с. 12. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / под ред. И.В. Горского. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 287 с. 13. Пансков В.Г. «О принципах налогообложения физических лиц»// журнал "Финансы" № 1, 2008. 14. Пономарев А.И. «Налоговое администрирование: сущность и формы»// журнал «Налоги и налогообложение» ноябрь 2005. 15. Пушкарева Л.В. «Формирование социально ориентированной системы налогообложения»// журнал «Налоги» №1, 2007. 16. Сатарова А.А. «Актуальные проблемы и перспективы налоговой реформы в РФ»// журнал « Налоговое право» 4,2007 17. Финансы : учеб. для вузов / под ред. В. В. Ковалева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2006. - 636 с. 18. Цапков В.Е «Понятие налоговой политики и основные направления ее развития на современном этапе»// журнал «Финансовое право», июнь 2007. 19. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение : учебник. М. ИНФРА-М, 2002. С. 128.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|