на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Налоговые споры и их разрешение
p align="left">Кроме названных ненормативных актов обжалованию под-лежат и решения вышестоящих налоговых органов, вынесен-ные по вопросам рассмотрения заявлений налогоплательщиков на неправомерные действия, бездействие или акты нижестоя-щих налоговых инспекций.

Не подлежат обжалованию в административном или судеб-ном порядке акты налоговых проверок, поскольку сами по себе они не содержат обязательных для налогоплательщиков пред-писаний, влекущих юридические последствия.

Налогоплательщик имеет право оспаривать: правомерность действий или бездействия должностных лиц налоговых орга-нов, если последствиями такого поведения стали нарушения законных прав и интересов подателя заявления; создание неза-конных препятствий осуществлению права собственности или иных вещных прав, а также свобод; возложение дополнитель-ных обязанностей или иных незаконных имущественных обре-менений; незаконное привлечение к налоговой ответственно-сти.

Действия должностных лиц налоговых органов, нарушаю-щие права налогоплательщиков и, следовательно, подлежащие обжалованию, могут выражаться в различного рода поступках: проведение контрольных мероприятий с нарушением налогово-процессуальных норм, предъявление требования об уплате на-лога или сбора, предъявление письменного налогового уведом-ления об уплате налога и т. д.

Бездействие должностных лиц налоговых органов, нару-шающее права налогоплательщиков, чаще всего выражается в уклонении от возврата излишне взысканных сумм налога, сбо-ра или пени.

Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предоставляет право физическим лицам-налогоплательщикам обжаловать в суды общей юрисдикции акты иных (не налоговых) органов содержащие официальную информацию, которая послужила основанием для вынесения какого-либо решения налоговым органом. В частности, по мотивам недостоверности могут быть обжалованы материалы, предоставленные регистрирующими органами, организациями или уполномоченными лицами осуществляющими регистрацию имущества, сделок и прав на имущество (ст. 85 НК РФ), банками (ст. 86 НК РФ).

Относительно обжалования нормативных актов налоговых органов предусмотрен особый порядок. В отличие от актов ненормативного характера акты, содержащие нормы права, обжалуются в судебном порядке.

До принятия части первой НК РФ правом на обжалование нормативных актов налоговых органов могли воспользоваться только налогоплательщики - физические лица. В настоящее время п. 2 ст. 138 НК РФ наделяет и физических лиц, и организации равным правом на обращение в суд за защитой нарушенных прав. Единственное различие состоит в подведомственности суда по рассмотрению заявления об обжаловании нормативных актов налоговых органов: иски организаций и индивидуальных предпринимателей подаются в соответствии правилами АПК РФ в Московский городской арбитражный суд; иски физических лиц направляются на основании Гражданско-процессуального кодекса (далее - ГПК) в Верховный Суд РФ.

Практика осуществления государственной деятельности показывает, что права и интересы налогоплательщиков нарушаются не только налоговыми органами, а также органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органами местного самоуправления. В некоторых случаях представительные и исполнительные органы государственной власти территориального уровня или органы самоуправления принимают нормативные и ненормативные акты (законы, решения и т. д.), противоречащие федеральному законодательству о налогах и сборах, возлагающие на плательщиков налогов или сборов дополнительные обременения, расширяющие нало-гооблагаемую базу, сокращающие перечень налоговых льгот.

Подобные нормативные акты органов государственной вла-сти и местного самоуправления могут быть обжалованы в орга-ны прокуратуры с целью вынесения протеста прокурора на не-правомерный региональный закон или решение органа местно-го самоуправления.

Кроме обращения в органы прокуратуры налогоплательщик имеет право обжаловать нормативные и ненормативные акты органов государственной власти Российской Федерации, субъ-ектов РФ или муниципальных образований в суд. Относитель-но нарушенных прав физических лиц дела подобной категории рассматриваются судами общей юрисдикции; относительно ор-ганизаций и граждан-предпринимателей -- арбитражными су-дами.

Федеральные законы, а также нормативные акты законода-тельных (представительных) органов власти субъектов РФ, на-рушающие права и законные интересы налогоплательщиков, могут быть обжалованы и в Конституционном Суде РФ.

Анализ норм НК РФ, а также иного федерального законода-тельства позволяет сделать вывод, что по сравнению с органи-зациями физические лица имеют больший диапазон прав на обжалование актов налоговых и иных государственных органов, неправомерных действий (бездействия) их должностных лиц. Так, Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предоставляет физическим лицам возможность об-ращаться за защитой своих прав к уполномоченному по правам человека в РФ. Также граждане-налогоплательщики имеют право направлять заявления по вопросам защиты своих нару-шенных прав в Европейский суд по правам человека, распола-гающийся в г. Страсбурге.

Кроме мер защиты нарушенных прав налогоплательщиков, прямо установленных разд. VII НК РФ, налоговое законода-тельство предоставляет физическим лицам и организациям пра-во на самозащиту своих прав. В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право не выполнять не-правомерные акты и требования налоговых органов и их долж-ностных лиц. Неправомерность названных актов или требова-ний заключается в их несоответствии НК РФ или иным феде-ральным законам.

Налоговое законодательство предусматривает ряд дополни-тельных гарантий, обеспечивающих нормальное функциониро-вание налоговых отношений. Так, ст. 3 НК РФ устанавливает презумпцию правоты налогоплательщика в случаях неустрани-мости сомнений, противоречий и неясности актов законода-тельства о налогах и сборах; ст. 21 НК РФ предоставляет нало-гоплательщикам право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, которые не соответствуют НК РФ или иным федеральным законам; ст. 63--67 НК РФ предусматривают возможность защиты нало-гоплательщиком своих прав после окончания производства по делу о налоговом правонарушении посредством использования процедуры изменения сроков уплаты налогов и пеней в форме отсрочки, рассрочки или налогового кредита. Также дополни-тельной гарантией соблюдения прав налогоплательщиков и, в случае нарушения, их защиты следует считать нормы налогово-го законодательства, устанавливающие возможность привлече-ния к ответственности должностных лиц налоговых органов, допустивших неправомерные действия при исполнении своих служебных обязанностей.

Своеобразной гарантией соблюдения финансовых интере-сов налогоплательщиков является ст. 59 НК РФ, согласно ко-торой при невозможности взыскания с налогоплательщика или налогового агента недоимки и пени по причинам эконо-мического, социального или юридического характера такая за-долженность признается безнадежной и списывается в поряд-ке, установленном Правительством РФ или соответствующими органами исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления. Таким образом, при невозможности взыска-ния задолженности по фискальным платежам и только при наличии установленных законодательством причин орган ис-полнительной власти определенного территориального уровня имеет право «простить» налогоплательщику его долги. Однако следует обратить внимание на слабую правовую регламента-цию механизма реализации положений ст. 59 НК РФ, что соз-дает предпосылки для злоупотребления налогоплательщиками своими правами в ущерб финансовому благополучию государ-ства.

Меры защиты нарушенных прав субъектов налоговых отно-шений позволяют, с одной стороны, обеспечить защиту их прав и законных интересов от неправомерных действий органов го-сударства, местного самоуправления или финансовых органов, а с другой -- обеспечить финансовые интересы государства и муниципальных образований.

3. Административный и судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков

Административный порядок защиты нарушенных прав нало-гоплательщиков означает возможность обжалования актов нало-говых органов, действий или бездействия их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

В налоговом праве административный порядок обжалования не имеет характера обязательной досудебной процедуры, поэто-му подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (выше-стоящему должностному лицу) не исключает права на одновре-менную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Процедурные нормы, определяющие порядок и сроки пода-чи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестояще-му должностному лицу, установлены ст. 139 НК РФ.

При использовании налогоплательщиком административно-го порядка защиты нарушенных прав обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц осуществляется по административной иерархии -- жалоба по-дается в налоговый орган (должностному лицу), в чьем подчи-нении находится налоговый орган или должностное лицо, до-пустившие нарушение законодательства. Следовательно, адми-нистративный порядок обжалования актов, действий или бездействия налоговых органов или их должностных лиц может быть многократным.

Жалоба налогоплательщика может содержать несколько фактов, которые нарушают права заявителя. Вместе с тем НК РФ четко различает подведомственность подачи и рассмот-рения жалобы -- факты несогласия с актами, действиями или бездействием налогового органа заявляются только в выше-стоящий налоговый орган; жалобы на неправомерное поведение должностных лиц подаются вышестоящему должностному лицу. Объединение в одной жалобе требований, подведомст-венных налоговым органам, с требованиями, подведомствен-ными должностным лицам этих органов, не допускается.

Обжалование неправомерности деятельности налоговых ор-ганов или их должностных лиц осуществляется только в пись-менной форме. Жалоба должна содержать название и коорди-наты налогового органа или должностного лица, чьи действия обжалуются, сведения о заявителе, а также предмет и основа-ния обжалования.

Налоговым кодексом РФ установлен трехмесячный срок давности (срок обжалования) для обращения с жалобой на не-правомерные акты, действия или бездействие налоговых орга-нов или их должностных лиц. Трехмесячный срок начинает течь со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был уз-нать о нарушении своих прав.

Срок давности подачи жалобы может быть восстановлен, но при условии наличия уважительной причины его пропуска. Ес-ли налогоплательщик пропустил срок обжалования актов, дей-ствий или бездействия налоговых органов (должностных лиц), то он имеет право приложить к подаваемой жалобе письменное заявление о восстановлении пропущенного срока давности, указав причины случившегося. Вопрос об уважительной причи-не пропуска срока давности и о его восстановлении решается тем налоговым органом или должностным лицом, которым жа-лоба адресована.

Как правило, уважительной причиной пропуска срока дав-ности признается тяжелая и длительная болезнь, длительное отсутствие, стечение тяжелых семейных обстоятельств, форс-мажорные обстоятельства. Также к числу уважительных причин могут быть отнесены действия сотрудников налоговых либо правоохранительных органов, в результате которых были изъя-ты документы, необходимые налогоплательщику для подачи жалобы.

При отсутствии уважительных причин пропуск трехмесяч-ного срока на обжалование не дает налогоплательщику права требовать рассмотрения его жалобы. Такое заявление возвра-щается обратно. В то же время отказ в восстановлении срока также может быть обжалован в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может на основании своего письменного заяв-ления ее отозвать. Однако отзыв жалобы лишает подавшего ее налогоплательщика права на повторное обжалование тех же ак-тов, действий или бездействия в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу. Обращение по иным обстоятель-ствам осуществляется также в течение трех месяцев со дня, ко-гда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

По общему правилу обжалование неправомерного поведе-ния налоговых органов или их должностных лиц не приоста-навливает исполнения обжалуемого акта или действия. Однако решение вопроса о приостановлении действия акта нижестоя-щего налогового органа или действий (бездействия) должност-ного лица зависит от вышестоящего налогового органа или должностного лица, принявших жалобу к рассмотрению. Если до вынесения мотивированного решения по поданной жалобе вышестоящее должностное лицо имеет достаточные основания полагать, что подвергаемые сомнению акты или поступки не соответствуют законодательству Российской Федерации, то оно имеет право приостановить действие обжалуемого акта (дейст-вия, бездействия) полностью или частично.

Вышестоящий налоговый орган или вышестоящее долж-ностное лицо в течение месяца со дня получения жалобы обя-заны ее рассмотреть и принять одно из следующих решений:

-- оставить жалобу без удовлетворения;

-- отменить акт налогового органа и назначить дополни-тельную проверку;

-- отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.