p align="center">Ювенальная юстиция в России Общемировые гуманные идеи в отношении детской преступности не приживаются в России, формирование особой уголовной политики в отношении несовершеннолетних много лет находится на стадии дискуссий. В царской России действовали специальные суды для несовершеннолетних. До учреждения судов для малолетних статистика была такой же неутешительной, как и сегодня. Применялся Закон от 2 июля 1897 г. «О малолетних и несовершеннолетних преступниках». Этот Закон предусматривал для подростков наказание в виде заключения в тюрьму, хотя и в специально отведенные для них помещения. К несовершеннолетним в возрасте от 17 лет до 21 года (совершеннолетие в дореволюционной России наступало с 21 года) Закон применял каторгу и поселение. В литературе тех времен приводились следующие статистические данные. За период 1898 - 1907 гг. 4047 несовершеннолетних осуждены к помещению в колонии и 8442 - в тюрьмы и арестные дома. В 1912 г. в России уже работали суды для несовершеннолетних и ситуация изменилась в лучшую сторону. Судебный процесс именовался так формально: по сути, это была беседа судьи с подростком в присутствии опекунов и попечителей. Не предусматривалось ни судебной защиты, ни обвинительного решения. Основной мерой наказания был попечительский надзор. Существовала возможность подачи апелляционной жалобы в особое отделение мировых судей. Законодательный процесс в области уголовной политики в отношении несовершеннолетних идет в России сегодня со знаком минус. Законодатель не сформулировал новый взгляд на «детский» уголовный процесс как на процедуру воспитательную и охранительную, а нормы международного права, несмотря на постановление Пленума Верховного Суда РФ, пока не закрепились и не работают. Глава 14 Уголовного кодекса Российской Федерации называется «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». Употребив слово «особенности», законодатель как бы подчеркивает особый подход к привлечению несовершеннолетних к уголовной ответственности и назначению им наказания в силу социальных, морально-этических и психических факторов. Социальная потребность закрепления особого порядка уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних заключается в том, что с учетом особенностей интенсивно развивающейся психики подростка необходимая достаточность уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних преступников может быть достигнута в большинстве случаев применением к ним смягченных или специфичных мер воздействия. Но для того чтобы избежать при этом избыточности репрессии, необходимо в каждом случае детально выяснять особенности уровня развития несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания, физическое и психическое состояние, социальный статус. Уголовное законодательство РФ предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних, которыми признаются лица, достигшие возраста 14 лет. В таком возрасте подростки, как правило, психически и социально незрелы, их личность еще окончательно не сформировалась, и поэтому исправительное воздействие применительно к несовершеннолетнему должно носить прежде всего воспитательный характер. Уголовная ответственность несовершеннолетних - проблема не только российской правовой системы. Ювенальная юстиция - термин международный, главное звено системы правосудия в отношении несовершеннолетних граждан - суд по делам несовершеннолетних. Основными принципами ювенальной юстиции являются: ценность личности несовершеннолетнего, представшего перед судом; активное использование в судебном процессе данных о несовершеннолетних, полученных судом от специализированных вспомогательных юридических учреждений (служб, органов); усиление охранительной функции суда по отношению к несовершеннолетнему (повышенная судебная защита несовершеннолетнего в качестве потерпевшего, свидетеля, подсудимого, осужденного и т.п., рассмотрение дел в отношении несовершеннолетних в закрытых судебных заседаниях, а также о преступных посягательствах на них); уменьшение размера наказания по факту несовершеннолетия в соответствии с Уголовным кодексом РФ; предпочтение принудительным мерам средств воспитательного воздействия и др.; специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних; особый упрощенный (неформальный) порядок судопроизводства в отношении несовершеннолетних; наличие системы специализированных вспомогательных служб. Первоначально ювенальная юстиция сформировалась в конце XIX в. в США и затем получила широкое распространение в Англии, Германии, Франции, Австрии и других странах мира. В России, первый суд для несовершеннолетних был учрежден в 1910 г. в г. Санкт - Петербурге, а затем в Москве и других городах. Однако в годы советской власти проблемы ювенальной юстиции практически не рассматривались. В Российской Федерации с 90-х гг. XX в. началась разработка вопросов отечественной ювенальной юстиции. Важнейшее отличие ювенального правосудия в том, что оно рассматривает ребенка не как объект для репрессии, а как субъект реабилитации. В центре внимания ювенальной юстиции - ребенок и его проблемы, а не ведомственная отчетность, требуемая нормами права. Данный подход позволяет избежать рецидива, уберечь оступившегося от криминальной жизни. Однако, вопрос о формах организации правосудия по делам несовершеннолетних является спорным. На самом деле в международных стандартах не содержится прямого требования о создании специальных судов по делам несовершеннолетних. В большинстве стран подобные суды отсутствуют. Тем не менее, в этих странах суды всегда рассматривают дела несовершеннолетних в особых условиях (например, в закрытых заседаниях) и приговаривают их к иным и, как правило, более мягким мерам наказания, чем взрослых. В то же время в международных стандартах более или менее ясно выражено положение о том, что для соответствия современным требованиям необходима совершенно новая система судопроизводства в отношении несовершеннолетних. В частности, в п. 3 ст. 40 Конвенции о правах ребенка (1989 г.) закреплено, что «государства-участники стремятся содействовать установлению законов, процедур, органов и учреждений, имеющих непосредственное отношение к детям, которые, как считается, нарушили уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении». В Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990г.), также говорится о необходимости повсеместного создания самостоятельной «системы правосудия в отношении несовершеннолетних». Основу правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливает Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ к составной части правовой системы Российской Федерации, регулирующей вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних, относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, такие как Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, и др. Особенности назначения наказания несовершеннолетним Руководствуясь общими началами назначения наказания, суд, назначая наказание несовершеннолетнему, учитывает также: 1) условия его жизни и воспитания; 2) уровень психического развития, иные особенности личности; 3) влияние на него старших по возрасту лиц. Назначение уголовного наказания несовершеннолетним основывается на руководящих принципах, выработанных международным сообществом: а) меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества; б) решения об ограничении личной свободы несовершеннолетнего должны приниматься только после тщательного рассмотрения вопроса и ограничение должно быть по возможности сведено до минимума; в) несовершеннолетнего правонарушителя не следует лишать личной свободы, если только он не признан виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или в неоднократном совершении других серьезных правонарушений, а также в отсутствие другой соответствующей меры воздействия; г) при рассмотрении дела несовершеннолетнего вопрос о его или ее благополучии должен служить определяющим фактором; д) помещение несовершеннолетнего в какое-либо исправительное учреждение всегда должно быть крайней мерой, применяемой в течение минимального необходимого срока. Пленум Верховного Суда РФ рекомендовал, чтобы суды при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних, в соответствии с ч. 3 ст. 427 УПК РФ, получив уголовное дело с обвинительным заключением или с обвинительным актом в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, вправе прекратить дело и применить к несовершеннолетнему обвиняемому принудительную меру воспитательного воздействия, если в ходе предварительного расследования уголовного дела будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания. Согласно ст. 61 и 89 УК РФ несовершеннолетие виновного, само по себе являясь обстоятельством, смягчающим наказание, должно учитываться в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами. Применяя к несовершеннолетнему нормы об обязательном усилении и смягчении наказания, следует учитывать, что судебная практика отказалась от буквального толкования этих норм, установив определенную последовательность в исчислении размеров и сроков наказаний: - несовершеннолетним, совершившим преступление в возрасте до 16 лет, наказание не может превышать шести лет лишения свободы; - несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, совершившим особо тяжкие преступления, а также осужденным несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет срок наказания не может превышать десяти лет лишения свободы и наказание отбывается только в воспитательных колониях; - несовершеннолетним до 16 лет, осужденным впервые за совершение преступления небольшой и средней тяжести, не может быть назначено наказание, связанное с лишением свободы; - несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет, осужденным впервые за преступление небольшой тяжести, не может быть назначено наказание, связанное с лишением свободы; - учитываются положения ч. 6.1 ст. 88 УК о сокращении наполовину низшего предела наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления; - в случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных частью пятой статьи 73 УК РФ (п. 6.2 ст. 88 УК); - при назначении несовершеннолетнему наказания по совокупности преступлений или приговоров окончательное наказание не может превышать максимального размера или срока этого наказания, предусмотренного ст. 88 УК, с учетом возраста преступника на момент совершения преступления. Так, если по совокупности преступлений назначается наказание в виде лишения свободы, оно в зависимости от возраста на момент совершения преступлений и их тяжести не может превышать десяти (с 16 до 18 лет) или шести (до 16 лет) лет. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.1999 N 40 «О практике назначения судами уголовного наказания» разъяснено, что "в случае совершения лицом нескольких преступлений, одни из которых были совершены в несовершеннолетнем возрасте, а другие - в совершеннолетнем возрасте, суд при назначении наказания по совокупности преступлений вначале назначает наказание за преступления, совершенные в возрасте до восемнадцати лет, с учетом требований статьи 88 УК РФ, а затем за преступления, совершенные после достижения совершеннолетия, и окончательное наказание - по правилам статьи 69 УК РФ". Как уже отмечалось, при назначении наказания суды должны учитывать условия жизни и воспитания подростка. В этой связи судебная практика учитывает семейную ситуацию, характеристики родителей, то, как складываются отношения между несовершеннолетним, его родителями и близкими, его связи, отношение к учебе (работе), мнения о подростке в учебном заведении, на работе, иные факторы, связанные с условиями жизни. Уровень психического развития подростка связан с состоянием его интеллекта, характера, чувств, определяющих способность управлять своим поведением, возможность предвидеть и правильно оценивать последствия своих действий и планировать их, правильно определять свои цели и добиваться их. Иные особенности личности определяются как совокупность потребностей, интересов, взглядов несовершеннолетнего. В частности, необходимо оценивать такие черты личности, как жестокость или способность к сопереживанию, сочувствию, эгоизм, эгоцентризм или альтруизм, нервозность или сдержанность, внешний и внутренний контроль, наличие реальных жизненных планов, привычек, навыков. Выяснение указанных обстоятельств позволяет определить отношение подростка к совершенному преступлению, причины его совершения, случайность это или закономерность и иные факторы, совокупность которых позволяет суду правильно определить судьбу несовершеннолетнего. Правоприменительная практика показывает, что рассмотрение дел сводится нередко к упрощенной процедуре: вина доказана, назначить наказание. Загруженность судей, их низкий профессиональный уровень, обвинительный уклон, недостаточное финансирование судов - каких только отговорок мы не слышали, а результат - самое большое количество малолетних заключенных, рецидив преступлений, профессиональная преступность. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 7 содержится указание судам о недопустимости применения уголовного наказания к несовершеннолетним, впервые совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 УК РФ. Применение к несовершеннолетнему лицу принудительных мер воспитательного воздействия является исключительной компетенцией суда (п. 3 ч. 1 ст. 29 УПК РФ). Принудительные меры воспитательного воздействия перечислены в ч. 2 ст. 90 УК, а их содержание раскрыто в ст. 91 УК. Перечень принудительных мер является исчерпывающим. В отличие от наказания принудительные меры воспитательного воздействия не влекут судимости, назначаются на основе данных о личности виновного и условиях его жизни. Уголовный кодекс предусматривает следующие принудительные меры воспитательного воздействия: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению (ходатайству) специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются прокурору для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ч. 4 ст. 90 УК, п. 5 ст. 427 УПК), если не истекли сроки давности, предусмотренные ст. 94 УК. Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года. Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры (ч. 3 ст. 92 УК РФ). Продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки. Правовые последствия применения ч. 1 ст. 92 и ст. 90 УК различаются. Несмотря на то, что в обоих случаях применяются принудительные меры воспитательного воздействия, освобождение несовершеннолетнего от наказания в соответствии с ч. 2 ст. 92 УК влечет судимость. Лицо, освобожденное от уголовной ответственности в соответствии со ст. 90 УК, судимым не признается. Заключение Преступление - это социальное зло, а преступность несовершеннолетних - зло, увеличенное во много раз. И хотя процент осужденных судами несовершеннолетних в сравнении со взрослыми невелик, мириться с таким явлением, когда подростки совершают преступления, нельзя. В уголовном наказании заложена главная идея: исправить и перевоспитать несовершеннолетнего правонарушителя. Но ведь кто, знает, каким он выйдет из воспитательно-трудовой колонии, станет ли на правильную дорогу. Вот почему необходимо вести активную предупредительную деятельность не только силами органов государственного принуждения, но и всей общественностью. Однако главная ответственность, конечно, лежит на семье. Смогли ли родители сделать для подростка дом родным, или он бежит из него куда подальше. А там, на улице, кто окажется с ним рядом, под чье влияние он попадет? Поэтому обществу нужно, чтобы семья была крепкой, здоровой, а родители занимались воспитанием детей не от случая к случаю, а каждодневно выполняли свой гражданский долг, были примером для своих детей. Список использованной литературы и нормативно-правовых актов 1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Российская газета, N 237, 25.12.1993. 2. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних («Эр-Риядские принципы») (приняты на Генеральной Ассамблее ООН в 1990 г.)//Информационно-правовая база Консультант Плюс. 3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990). //Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993 4. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1985 г.)//Информационно-правовая база Консультант Плюс. 5. Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 24.05.1996г. № 63-ФЗ, с изм. От 05.01.2006г. № 11-ФЗ//СЗ Российской Федерации. 17.06.1996г. № 25, ст.2954 6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ : Федеральный закон от 18.12.2001г. № 174-ФЗ, с изм. от 03.07.2006г. № 98-ФЗ//СЗ Российской Федерации. 24.12.2001г. № 52 (Ч.1), ст. 4921 7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»//Российская газета, N 50, 14.03.2000. 8. Постановление Правительства РФ от 07.12.2000 N 926(ред. от 29.05.2006) «О подразделениях милиции общественной безопасности»//Собрание законодательства РФ, 11.12.2000, N 50, ст. 4905, 9. Постановление пленума верховного суда РФ от 11.06.1999 № 40 «О практике назначения судами уголовного наказания»//Бюллетень Верховного Суда РФ, N 8, 1999. 10. Уголовное право России: в 2 т. Т.1. Общая часть: Учебник для студентов вузов/ А.Э. Жалинский [и др.]. - М.: Норма - Инфра - М, 2000.- 624с. 11. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Расширенный уголовно-правовой анализ / Ред. В.В Мозякова.- М.: Экзамен, 2002.- 864с. 12. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: с постатейными материалами и судеб. практикой / В.Б.Боровиков [и др.]; Минюст РФ.- М.: Юрайт, 2001.- 1182с. 13. Иванов, Н.Г. Российское уголовное право: В 2 т. Т.1. Общая часть: Учеб./ Н.Г. Иванов, В.С.Комиссаров, Н.А.Лопашенко. - М.: Профобразование, 2001.- 598с. 14. Агаев, Г.А.Уголовное право Российской Федерации: Общая часть, Учеб. Пособие, Курс лекций/ Г.А., Агаев, Н.П.Берестовой, С.Н.Бычков.- С.-Петерб. ун-т МВД России: Университет, 2001.- 415с. 15. Наумов, А.В. Российское уголовное право: Общая часть: Курс лекций/ А.В.Наумов; изд. 2-е, перераб. и доп. - РАН. Ин-т государства и права: Б.м.: Бек, 2002.- 573с. 16. Наумов, А.В. Практика применения УК РФ: комментарии судебной практики и доктринальное толкование. Постатейный/А.В. Наумов; М.: Волтерс Клувер, 2005. - 237с. 17. Якушин, В. Цели уголовной ответственности / В.Якушин, О. Тюшнякова //Уголовное право.- 2003.- № 2. - С. 88-89. 18. Камынин, И.Д. Проблемы совершенствования института наказаний в уголовном законодательстве / И.Д. Камынин //Государство и право. - 2003. - № 6. - с. 86-89.
Страницы: 1, 2
|