на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Нормативно-правовая и методическая база современного делопроизводства
p align="left">Ст.1 п.2, предусматривает четыре исключения на отношения, действие закона на которые не распространяются. Два из этих пунктов, по моему мнению, требуют более детального уточнения:

"…2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при:

1) организации хранения, комплектования, учета и использования, содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;

2) обработке подлежащих включению в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о физических лицах, если такая обработка осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с деятельностью физического лица в качестве индивидуального предпринимателя…".

Напомню два определения, закрепленные Федеральным Законом "Об архивном деле в Российской Федерации" №125-ФЗ от 22.10.2004 г.:

-архивный документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства;

-документ Архивного фонда Российской Федерации - архивный документ, прошедший экспертизу ценности документов, поставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению.

Получается, что если документу или базе данных установлен постоянный срок хранения и они включены в состав Архивного фонда Российской Федерации, то на них действие данного закона не распространяется. Эта брешь позволяет государственным органам, ведущим хоть сколько-нибудь серьезные базы данных, избежать исполнения нового закона о персональных данных.

Вот пример того, как это можно сделать. Согласно Федеральному закону "Об архивном деле в Российской Федерации" (часть 2 статьи 18) Правительством РФ утверждается перечень федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих депозитарное хранение документов Архивного фонда РФ, находящихся в федеральной собственности. Новый перечень этих ведомств и организаций был утвержден в конце 2006 года. Одновременно этим организациям было предписано заключить с Росархивом договор об условиях хранения документов. Если при заключении договора особо оговорить, что все документы, кроме оперативных, считаются документами, переданными на депозитарное хранение, то можно основную массу документов подвести под данное исключение.

Для других государственных организаций одним из вариантов может стать оперативное согласование описей дел с государственными архивами, что фактически и будет означать включение документов в состав Архивного Фонда РФ и опять-таки уход из "зоны действия" закона о персональных данных.

Директивы Евросоюза подобного исключения не содержат.

Непонятно также, почему из многочисленных государственных баз данных нашим законом исключение было сделано именно для Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Было бы логично тогда распространить исключение и на другие государственные реестры, также содержащие персональные данные (например, ЕГРЮЛ включает сведения об учредителях и первых лицах всех юридических лиц страны).

В гл.3 ст.16 п.1 говорится о том, что "запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы…". Данная норма является необходимой и своевременной. Но наши законодатели, формулируя ее, спутали два разных понятия: "автоматический" (т.е. идущий без участия человека) и "автоматизированный" (т.е. идущий с участием человека). В результате данная статья вместо того, чтобы устанавливать дополнительные ограничения в тех и только тех случаях, когда информационная система принимает какие-либо решения без участия человека (например, о начислении штрафа, о запрете выезда за пределы страны и т.д.).

Следующий нормативно-правовой акт, имеющий колоссальное значение в сфере делопроизводственной службы - Федеральный Закон "О коммерческой тайне" от 29 июля 2004 г. №98- ФЗ (Приложение 4).

Его появление ожидали почти шесть лет. Краткая история принятия закона позволит проследить формирование его основных целей и сфер действия, связанных с охраной коммерческой тайны, и соответственно с организацией и документационным обеспечением ее защиты.

Первый вариант закона был принят Госдумой 22 января 1999 года и Советом Федерации направлен Президенту Российской Федерации без рассмотрения на пленарном заседании. Однако Президент Российской Федерации 23 февраля отклонил Федеральный закон "О коммерческой тайне", наложив вето на введение его в действие, высказав ряд замечаний и возражений по тексту и концепции закона, отмечая, что вопросы, связанные с защитой информации, имеющей ограниченный доступ, в том числе коммерческой тайны, в достаточной степени урегулированы Гражданским кодексом ГК РФ (ст. 139, 727, 771 и 772) и другими законодательными актами Российской Федерации, ст. 139 ГК РФ устанавливает, что законодательно могут быть решены только вопросы определения перечня информации, которая не может составлять коммерческую тайну, а также вопросы защиты коммерческой тайны, в связи, с чем подход в рассматриваемом законе неправомерен.

Принятый 29 июля 2004 года Федеральный закон № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" определяет:

Коммерческая тайна-конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Одной из основных целей действия Федерального закона является охрана конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, для решения двух основных задач общества:

-обеспечение баланса интересов обладателей данной информации и других участников, в том числе и государства, регулируемых законом отношений, на рынке товаров, работ, услуг;

-предупреждения недобросовестной конкуренции на указанном рынке.

Охрана конфиденциальности информации определена законом в трех видах в зависимости от характера отношений между обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и другими участниками:

-в рамках трудовых отношений (ст.11);

-в рамках гражданско-правовых отношений (ст.12);

-при предоставлении информации государству ( в рамках данного закона) (ст.13).

Комплекс мер в соответствии с Федеральным законом "О коммерческой тайне" (ст.10) включает в себя:

1) Определение перечня документированной информации, составляющей коммерческую тайну.

В данный перечень включается информация:

- научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, определенная данным законом;

- определяемая самим обладателем коммерческой информации, которая имеет действительную или коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

При составлении данного перечня необходимо исходить из трех основных принципов: законности, обоснованности и своевременности придания коммерческой информации конфиденциальности, т.е. отнесения ее к коммерческой тайне. Принцип законности заключается в соблюдении мер по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в соответствии со ст.10 Федерального закона "Охрана конфиденциальности информации" и не отнесения информации к коммерческой тайне в соответствии со ст. 5 Федерального закона "Сведения которые не могут составлять коммерческую тайну"

Принцип обоснованности устанавливается путем экспертной оценки целесообразности придания конфиденциальности конкретной информации, исходя из вероятных последствий ( экономических, финансовых, кризисных) этого акта и баланса экономической выгоды и безопасности организации (включая информационную безопасность).

Принцип своевременности заключается в установлении ограничения доступа и распространения коммерческой информации с момента ее получения, разработки или до разработки.

2) Ограничения доступа к информации путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка.

В соответствии с законом доступ к информации определен как порядок ознакомления определенных лиц с информацией с согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, при условии сохранения ее конфиденциальности.

3) Определение порядка регулирования отношений использования информации, составляющей коммерческую тайну.

Даная мера предполагает регулирование отношений между:

-работодателем и работниками на основании трудовых договоров (ст.11);

-контрагентами на основании гражданско-правовых договоров (ст.12);

-органами государственной власти на основании данного Федерального закона (ст.13).

В любом случае вне зависимости от вида договоров в них необходимо указать объем и условия передачи информации, составляющей коммерческую тайну, включая условия принятия работником мер по охране ее конфиденциальности.

В соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, органы государственной власти и иные органы местного самоуправления, обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Должностные лица, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, другим органам государственной власти, ставшую известной им в силу выполнения должностных обязанностей информацию, а также не вправе использовать ее в корыстных и иных личных целях.

4) Нанесение на материальный носитель документированной информации (документы), составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна".

Гриф должен содержать сведения об обладателе данной информации. Для юридических лиц - это полное наименование и место нахождения. Для физических лиц - это фамилия, имя отчество и место проживания гражданина.

Обладатель коммерческой информации для внутреннего пользования может устанавливать дополнительные меры в соответствии с Федеральным законом. К таким мерам, по моему мнению, можно отнести установление конфиденциальности, коммерческой тайны и проставлять дополнительно на документах грифов, например: "Конфиденциально" и т.п. за исключением наименования грифов степени секретности, определяемых Федеральным законом " О государственной тайне".

Только после принятия комплекса мер, необходимы для установления режима коммерческой тайны, в соответствии со ст.7, обладатель информации имеет право:

-устанавливать, изменять и отменять в письменной форме режим коммерческой тайны;

-использовать информацию, составляющую коммерческой тайну, для собственных нужд;

-разрешать или запрещать доступ к информации, определять порядок и условия доступа;

-вводить в гражданский оборот информацию на основании договоров, предусматривающих включение в них условий об охране конфиденциальности;

-требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, осуществляемых случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности информации;

-требовать от юридических и физических лиц, органов государственной власти, получивших доступ к информации, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности;

-защищать в установленном Федеральным законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.

Следует отметить, что важную роль закон уделяет установлению режима коммерческой тайны при выполнении государственного контракта для государственных нужд (ст.9). В этом случае на выполнение научно - исследовательских, опытно - конструкторских, технологических или иных работ для федеральных государственных нужд или нужд субъекта Российской Федерации как "заказчиком", так и "исполнителем" должен быть определен объем конфиденциальных сведений, а также должны быть урегулированы вопросы установления режима коммерческой тайны в отношении полученной информации в результате работ по контракту. Или, по моему мнению, учитывая все вышесказанное, в контракте необходимо отразить, кто будет обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, полученной в результате работ, а кто контрагентом - "заказчик" или "исполнитель", т.е. кто будет принимать меры для установления режима коммерческой тайны, который также требует определенных затрат.

Федеральный закон большое внимание уделяет вопросам охраны коммерческой тайны в рамках трудовых отношений (ст.11). На мой взгляд, это происходит из - за специфики информационно - документационных взаимосвязей этих отношений.

Во-первых, результат работы, проделанной работником, при выполнении своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, может выступить в качестве информации, составляющей коммерческую тайну. Работник может стать владельцем результата своего труда, но не обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, в связи с тем, что работник не устанавливает режим коммерческой тайны

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.