на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
сходя из положений Главы 21 СК РФ, одной из форм опеки (попечительства) над ребенком (детьми), признается приемная семья, осуществляющая свою деятельность по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре (см. приложение 2). Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, наследственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, которые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.

Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка.

И только в случае отсутствия возможности передачи ребенка, оставшегося без попечения родителей, на одну из вышеуказанных форм семейного устройства, сотрудники органов опеки и попечительства могут применить положения Главы 22 СК РФ, разъясняющую устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в вышеуказанные организации, их деятельность, а также права воспитанников отражены в ст.155.1 - 155.3 СК РФ. Кроме того, в законодательстве подчеркивается, что при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность преемственности в воспитании и образовании.

На территории Российской Федерации в целях оказания содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ и создания условий для реализации права граждан, желающих принять этих детей на воспитание в свои семьи, был принят Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". В первой статье первой главы данного закона формулируются понятия "государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей", "региональный банк данных о детях", "федеральный банк данных о детях", "федеральный оператор государственного банка данных о детях", "региональный оператор государственного банка данных о детях" и "граждане, желающие принять детей на воспитание в свои семьи".

Под государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, понимается совокупность информационных ресурсов, а также процессы сбора, обработки, накопления и хранения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи. Он складывается из регионального и федерального банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей. На региональном уровне банком данных занимается орган исполнительной власти субъекта РФ, который в случаях выявления детей, оставшихся без попечения родителей, организует их устройство в семьи. В Калужской области таким оператором является Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области.

Государственный банк данных о детях был сформирован с целью осуществления учета детей, оставшихся без попечения родителей; оказания содействия в их устройстве на воспитание в семьи; создания условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей. Он имеет единые требования: наличие стандартной анкеты, фотографии ребенка, копий документов. Первым и главным из них является анкета ребенка (см. приложение 3), в которую включается вся личная информация о ребенке, его приметы, этнические особенности, состояние здоровья, черты характера, данные родителей и причины отсутствия родительского попечения. Кроме того, органами опеки и попечительства в соответствующие графы вносится информация о несовершеннолетних братьях и сестрах ребенка, а также о совершеннолетних родственниках. Специальные графы анкеты отведены для информации о мерах, предпринятых органами опеки и попечительства, региональным оператором и федеральным оператором соответственно по устройству и оказанию содействия в устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью. К анкете ребенка прилагается фотография, обновляемая один раз в три года - для детей от 3 до 18 лет, и ежегодно - для детей до трех лет.

Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, по истечении одного месяца со дня его первичной регистрации не был устроен на воспитание в семью по месту его фактического нахождения, орган опеки и попечительства заполняет на него анкету, которую в 7-дневный срок вместе с фотографией и копиями личных документов ребенка передает соответствующему региональному оператору государственного банка данных о детях для занесения сведений в региональный банк данных о детях. Копия анкеты хранится в органе опеки и попечительства и в личном деле ребенка в учреждении, в котором он находится. При изменении любых сведений, содержащихся в анкете ребенка, орган опеки и попечительства и региональный оператор в 3-дневный срок информируют об этом соответственно регионального и федерального операторов.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в области информации, информатизации и защиты информации, анкета ребенка, оставшегося без попечения родителей, относится к конфиденциальной информации. На основе анкеты может быть составлена производная информация с целью распространения ее в средствах массовой информации или иным способом для информирования населения о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи. При создании и распространении указанной информации должна быть исключена возможность идентификации личности ребенка, его родителей и других родственников (см. приложение 4).

Основанием для прекращения учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях является: устройство ребенка на воспитание в семью; возвращение ребенка его родителям или единственному родителю; достижение ребенком совершеннолетия или приобретение им полной дееспособности до достижения совершеннолетия; смерть ребенка.

В связи с исполнением федерального законодательства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, многие функции по выявлению, учету и непосредственной работе с этой категорией детей переданы на региональный уровень. И на современном этапе развития законодательства тот или иной регион РФ самостоятельно старается решить вопросы, связанные с проблемами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2.2 Региональное и муниципальное законодательство

Исходя из положения п.3 ст.9 федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" и положения п.2 ст.121 Семейного Кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Все вопросы деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются законами субъектов Российской Федерации, Семейным Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации. На основании этих законодательных актов Губернатором Калужской области 6 ноября 2007 года был подписан Закон Калужской области № 359-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Калужской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству", вступивший в силу с 1 января 2008 года. На основании этого закона органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты, определенными Законом Калужской области "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству". Региональное законодательство регулирует правоотношения по опеке и попечительству на территории Калужской области. Основными задачами органов государственной власти при осуществлении деятельности по опеке и попечительству являются: защита прав и интересов граждан, находящихся под опекой и попечительством, обеспечение оптимальных условий их жизни, государственная поддержка опекунов и попечителей, а также исполнение органами опеки и попечительства возложенных на них функций.

В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей статьей 7 областного закона "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству" регламентируются такие действия органов исполнительной власти Калужской области, как:

1) выявление, учет и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) временное исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до их устройства на воспитание в семью;

3) принятие решения о проведении психиатрического освидетельствования несовершеннолетних, а также о помещении их в психиатрические учреждения;

4) осуществление подбора и обучения лиц, способных к исполнению обязанностей опекуна (попечителя), установление и прекращение опеки (попечительства), отстранение опекуна (попечителя) от исполнения его обязанностей;

5) выдача разрешения (или отказ от выдачи разрешения) на совершение сделок с имуществом подопечного;

6) участие в формировании и использовании государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

7) осуществление надзора за деятельностью опекунов (попечителей);

8) выдача заключений гражданам об их возможности быть усыновителями, опекунами (попечителями);

9) участие в рассмотрении судом дел об усыновлении, о нарушении прав и законных интересов детей, о взыскании алиментов; а также иные действия, предусмотренные указанной статьей и сопутствующими законодательными актами федерального и регионального уровней.

В рамках вышеуказанного закона финансирование расходов по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству осуществляется за счет средств областного бюджета. Субвенции в установленном размере зачисляются на счета муниципальных районов и городских округов Калужской области и из выделенных средств производятся выплаты опекунам (попечителям) на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также вознаграждение опекунам (попечителям), осуществляющим воспитание детей на возмездной основе.

Уполномоченные органы исполнительной власти вправе координировать деятельность органов местного самоуправления по вопросам осуществления деятельности по опеке и попечительству; осуществлять контроль за реализацией переданных им полномочий; оказывать консультативную и методическую помощь, организовывать обучение специалистов; давать письменные предписания по устранению нарушений, выявленных в процессе осуществления контроля за деятельностью органов местного самоуправления и др.

Практически, деятельность органов местного самоуправления в Калужской области по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, базируется на работе органов опеки и попечительства, являющихся структурными подразделениями отделов образования муниципальных районов либо выделенных в отделы опеки и попечительства в составе администрации муниципального района. Органы опеки и попечительства занимаются выявлением, учетом и устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, контролем за опекунами (попечителями), проживающими на территории муниципального района, контролем за имуществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных на территории муниципального района, решением вопросов о лишении родительских прав либо ограничении в родительских правах в соответствии с законодательством РФ, и др. К компетенции органов опеки и попечительства также относятся вопросы перемены имени и фамилии ребенка, принятие решений об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации) в случаях, установленных законодательством, проведение обследований условий жизни детей в случаях, предусмотренных законодательством РФ. По результатам проводимой работы органами опеки и попечительства издаются нормативные акты органа местного самоуправления, регулирующие отношения граждан в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними.

2.3 Рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В связи с постоянно изменяющейся экономической и политической обстановкой в Российской Федерации, с большим количеством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, крайне необходимо постоянное совершенствование законодательства в этой сфере.

Дети-сироты как массовое явление современного общества должны отдельно рассматриваться законодателями на федеральном и региональном уровнях сразу в нескольких аспектах: приоритетное устройство в замещающие семьи (а при невозможности этого - максимально комфортные условия в государственных учреждениях различного типа); внеочередное обеспечение жильем в полном объеме; квотирование мест в учебных заведениях РФ различного уровня; квотирование рабочих мест на предприятиях и в учреждениях различных форм собственности и др.

Возможно, с целью пресечения иждивенческих настроений, часто присутствующих в характере детей-сирот, обеспечение жильем необходимо проводить путем предоставления ипотечных беспроцентных кредитов, частично финансируемых государством. Кроме того, необходимо ограничить право собственности на жилье, приобретенное детям-сиротам государством за счет средств федерального и регионального бюджетов, в целях его сохранности и воспрепятствования мошенничеству.

В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо систематически проводить социально-бытовую адаптацию, для чего требуется увеличение количества психологов, социальных педагогов и социальных работников, что, в свою очередь, требует увеличения финансирования вышеуказанных учреждений.

Таким образом, все усовершенствования с целью улучшения положения сирот требуют немалых финансовых вложений, что является основной проблемой нашего государства.

Заключение

Наличие большого количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждает необходимость новых подходов к организации деятельности органов опеки и попечительства, позволяющих постоянно совершенствовать раннее выявление детского неблагополучия, организацию социальной защиты детей в их кровных семьях, а также социальную работу, как с детьми, так и с их семьями, подбор и подготовку семей, желающих стать приемными родителями, воспитателями, опекунами или усыновителями.

Семейный кодекс РФ и сопутствующие законодательные акты РФ и субъектов РФ расширили сферу деятельности органов опеки и попечительства, возложив на них решение всех вопросов организации жизнедеятельности детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы защиты семейных прав.

Исходя из основной цели данной работы, был проведен краткий анализ федерального и регионального законодательства по вопросам осуществления деятельности по опеке и попечительству несовершеннолетних.

В первой главе работы были даны характеристики объектов исследования - детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей сирот, проведен анализ такого общественного явления как социальное сиротство.

Во второй главе было рассмотрено и проанализировано федеральное и региональное законодательство по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также даны краткие рекомендации по его совершенствованию и дополнению.

Проведенный анализ законодательства и приведенные рекомендации позволили, в общем, выполнить задачи, поставленные в данной работе, подвести промежуточный итог в исследовании и совершенствовании социального законодательства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Любая деятельность в социальной сфере является финансово нерентабельной для государства, но только по уровню социальной обеспеченности детей и стариков в мире судят о развитии общества. В связи с этим стремление Российской Федерации к достижению уровня социального государства требует колоссальных финансовых и законодательных вложений в детей, и, прежде всего, в детей-сирот. Несовершенство российского законодательства в этой сфере часто приводит к однобокому освещению проблемы и нерациональному ее решению.

Регулярный анализ законодательства в этой области постепенно приведет к его систематизации и усовершенствованию, что только положительно отразится на развитии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации, 1993.

2. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 с изменениями и дополнениями.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 с изменениями и дополнениями.

4. Федеральный Закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".

5. Федеральный Закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ "О Государственном Банке Данных о детях, оставшихся без попечения родителей".

6. Федеральный Закон от 24.04.2008 № 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об опеке и попечительстве".

7. Федеральный Закон от 29.12.2006 № 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".

8. Федеральный закон от 21.12.1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

9. Закон Калужской области от 2 июля 2007 г. N 334-ОЗ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству".

10. Закон Калужской области от 6 ноября 2007 г. N 359-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Калужской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству".

11. Барябина Е.Н. Проблемы социализации выпускников детских домов и интернатов // Социальное неравенство и образование: проблемы, исследования, действия. - Саратов, 2001.

12. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - М.: Академия, 2003.

13. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. - М., 2003.

14. Холостова Е.И. Технология социальной работы: Учебное пособие. - М., ИНФРА-М, 2002.

15. Теория и практика социальной работы. Актуальные проблемы социального сиротства. Пермь: изд-во Пермского университета, 1995.

16. Под. ред. проф.А.И. Антонова. Социология семьи: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005.

17. http://www.ombudsman. kaluga.ru

18. http://www.usynovite.ru

19. http://www.sirotstvo.ru

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.