.3 Виды удержаний Бухгалтерия предприятия не только начисляет заработную плату и различные доплаты и пособия , но так же производит удержание и вычеты из заработной платы. Удержания могут рассчитываться следующими способами: - процентом (от сумм, начисленных по указанным базовым начислениям); - для удержания по исполнительным документам (т.е. с предварительным уменьшением суммы базовых начислений на сумму налогов); - фиксированной суммой. В соответствии с законодательством из заработной платы работников производятся следующие удержания: - подоходный налог - государственный налог, имеющий объектом обложения заработную плату;- погашение задолженности по ранее выданным авансам, а так же возврат сумм, излишне выплаченных работнику вследствие неверных расчетов;- возмещение материального ущерба, причиненного работником предприятию;- по взысканию некоторых видов штрафов;- по исполнительным документам - взыскание алиментов на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных родителей;- за товары, проданные в кредит;- за брак продукции. К удержаниям из зработной платы относится также подоходный налог.Удержание подоходного налога производится на основании Декрета Кабинетов Министров от 26.12.1992 г. № 13-92 изменений. Подоходный налог удерживается из сумм , превышающих "О подоходном налоге с граждан" и последующих дополнений и минимум необлагаемой заработной платы по ставкам, которые зависят от соотношения размеров начисленной и минимальной заработных плат. Согласно Декрету Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге с граждан" от 26.12.1992 г. №13-92 с 1993 года и инструкции "О подоходном налоге с граждан" утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 21 апреля 1993 года №12 (с изменениями и дополнениями) , установлен порядок обложения налогом граждан, получивших доход за год. Начисление, удержание и перечисление в бюджет налога осуществляется предприятиями всех форм собственности и физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности. При наличии дохода граждане должны представить в налоговые инспекции декларацию и другие необходимые документы, которые подтверждают достоверность указанных в декларации данных, как по месту основной работы, так и по месту не основной (дополнительной).В совокупный налогооблагаемый доход граждан включается: 1) доходы за выполнение трудовых обязанностей, в том числе по совместительству на том же предприятии; 2) доходы за выполнение работ по договорам подряда; 3) доходы по акциям; 4) доходы, полученные вследствие распределения прибыли предприятия; 5) выплаты по письмам нетрудоспособности, по болезни или по уходу за ребенком; 6) другие доходы, которые образовались в результате предоставления за счет средств предприятий своим работникам материальных и социальных благ в денежной и натуральной форме. Из суммы доходов, полученных работниками не по месту основной рабо- ты, а также теми, что не имеют постоянного местожительства в Украине, налог удерживается в размере 20% без учета льгот по месту его выплаты. Согласно «Основ законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании» от 14.01.98 г. № 16/98-ВР установлены следующие виды общеобязательного государственного социального страхования :- пенсионное страхование;- страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением;- медицинское страхование;- страхование от несчастного случая на производстве и профзаболевания, повлекших за собой потерю трудоспособности; - страхование на случай безработицы.Основными документами, регламентирующими порядок начисления и уплаты сборов в Пенсионный фонд, являются: - Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР, с изменениями и дополнениями (далее - Закон № 400);- Инструкция о порядке исчисления и уплаты предприятиями, учреждениями,организациями и гражданами сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, других платежей, а также учета их поступления в Пенсионный фонд Украины, утвержденная постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 03.06.99 г. № 4-6 (далее Инструкция № 4-6);- Порядок уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с отдельных видов операций, утвержденный постановлением КМУ от 03.11.98 г. № 1740, с изменениями и дополнениями (далее Порядок № 1740). Сборы в Пенсионный фонд, уплата которых связана с начислениемрасходов на оплату труда и соответственно с получением дохода, можно условно подразделить на начисления и удержания. Объектом обложения сбором в Пенсионный фонд являются фактические расходы на оплату труда, включающие расходы на выплату основной и дополнительной заплаты и прочих поощрительных и компенсационных выплат, которые определяются согласно нормативно-правовым актам.Удержания в Пенсионный фонд. В соответствии с Законом № 400 вперечень плательщиков сбора в Пенсионный фонд в части удержаний входятфизические лица, работающие на условиях трудового договора (контракта), ифизические лица, выполняющие работы (услуги) согласно гражданско-правовымдоговорам. Объектом обложения для плательщиков сбора в Пенсионный фондявляется совокупный налогооблагаемый доход, исчисленный в соответствии с законодательством Украины. Ставка сбора в Пенсионный фонд установлена в размере 1 % для работников с совокупным налогооблагаемым доходом 150 грн. и 2 % для плательщиков с совокупным налогооблагаемым доходом более 150 грн. Следует учесть, что сбор в Пенсионный фонд (2 %) удерживается исходя из всей суммы совокупного налогооблагаемого дохода, а не с суммы, превышающей 150 грн. Удержание по исполнительным листьям осуществляется в размере и порядке, установленных законом, по решению суда. Основанием для удержания алиментов являются исполнительные судебные письма или письменное обязательство граждан о добровольной уплате алиментов, отметки органов внутренних дел в паспортах лиц о том, что они обязаны уплатить алименты. Удержание из заработной платы платежей за товары, купленные в кредит,проводятся на основе требований-поручений рабочих. Их размер зависит от стоимости товаров, купленных в кредит. Задача №1 Исходные данные: Сменная (8-часовая норма выработки) - 125 Т; Количество отработанных дней в течение месяца - 24 дн; Объем продукции, выпущенной в течение месяца - 3500 Т; Премия за выполнения плана - 25%; Премия за каждый процент перевыполнения плана - 3%; Коэффициент прогрессии (увеличения расценки) - 2; Часовая тарифная ставка - 4,2 грн. Определить месячный заработок рабочего, труд которого оплачивается по: - прямой сдельной системе; - сдельно-премиальной системе; - сдельно-прогрессивной системе. Решение 1. Определяем заработную плату при прямой сдельной оплате труда: Зпр.сд. = Р х Вфакт, где Р - расценка, Вфакт - фактический объем продукции за расчетный период. Р = , где ТСчас - часовая тарифная ставка рабочего соответствующего разряда; Фр - время, в течение которого выполняется сменная норма выработки, час; Нвыр - норма выработки. Р = Зпр.сд. = 0,26883500 = 940,80 (грн). 2. Определяем заработную плату при сдельно-премиальной оплате труда: Зсд.прем. = РВфакт + П1 + П2, где П1, П2 - премии, выплачиваемые в соответствии с действующими премиальными положениями. Зсд.прем. = 0,26883500 + 235,20 + 28,20 = 1204,20 (грн), П1 = 0,2688350025% = 235,20 (грн); П2 = 9,4х3 = 28,20 (грн); 3. Определяем заработную плату при сдельно-прогрессивной оплате труда: Зсд.прог. = РQ + РКпрог(Q - Q1), где Кпрог - коэффициент прогрессии; Q - объем изготовленной продукции фактически, Q1 - объем продукции базовый. Зсд.прог. = 0,2688 1209,60 (грн) Ответ: при заданных исходных данных месячный заработок рабочего будет составлять: - при прямой сдельной системе - 940,80 грн; - при сдельно-премиальной системе - 1204,20 грн; - при сдельно-прогрессивной системе - 1209,60 грн. Задача № 2. Определить численность рабочих, необходимых для выполнения заданий, если: Норма времени на изготовление одной детали 0,6 часа Часовая тарифная ставка 2,15 грн За месяц изготовлено 700 изделий при норме 600 изделий За перевыполнение норм предусмотрена премия в размере 25% сдельного заработка. Решение Месячный заработок рабочего по индивидуальной системе оплаты труда определим по формуле: ЗПсд = РсдОф , где Рсд - сдельная расценка, Оф - объем произведенной продукции. Рсд = ТСчасТн, где Тсчас - часовая тарифная ставка, Тн - норма времени на изготовление единицы изделия. Рсд = 0,62,15 = 1,29 ЗПсд = 1,29700 = 903 (грн) Так как за перевыполнение норм предусмотрена премия в размере 25% сдельного заработка, определим премию: Пр = 90325% = 225,75 (грн) Таким образом ЗП = 903 + 225,75 = 1128,75 (грн). Ответ: месячный заработок рабочего по индивидуальной сдельной системе оплаты труда составляет 1128,75 грн. Тесты |
№ п/п | Вариант ответа | № п/п | Вариант ответа | | 1. | Б,в,е,ж | 26. | А | | 2. | Г | 27. | Б | | 3. | Б | 28. | А,б,в | | 4. | А,б | 29. | А | | 5. | Б,в | 30. | Г | | 6. | В | 31. | А | | 7. | А | 32. | Г | | 8. | А | 33. | А | | 9. | Г | 34. | Г | | 10. | Б,г | 35. | Б | | 11. | А,б,в | 36. | В | | 12. | А,в,д | 37. | А | | 13. | А,в,д | 38. | А | | 14. | А | 39. | В | | 15. | Б | 40. | В | | 16. | А | 41. | А,б,в | | 17. | А | 42. | А,в | | 18. | А | 43. | А,в,д | | 19. | А | 44. | В,г,е,з | | 20. | В | 45. | Б | | 21. | А,в,е | 46. | Б | | 22. | Б | 47. | А | | 23. | А,б,в,д,е | 48. | А | | 24. | Б | 49. | Г | | 25. | А | 50. | ---- | | |
Вывод В данной работе мы рассмотрели виды нормативных материалов для определения норм труда, и как рассчитывается средняя заработная плата и какие бывают начисления и удержания из заработной платы. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Первое: в период перехода к рыночным отношениям чрезвычайно важным становится изучение затрат труда. Наиболее обобщающим их показателем является рабочее время. Мера труда - это общественно необходимые затраты рабочего времени, которые создаются в условиях рынка. Нормы труда отображают величину рыночных затрат и выражают затраты абстрактного труда. Норма труда - это конкретное выражение меры труда на каждом предприятии. Она может быть большей или меньшею мерою труда, каждое предприятие заинтересовано в снижении норм труда на изготовление продукции, что даёт возможность уменьшить затраты производства. Обоснованность норм труда предусматривает всесторонний учет факторов, которые влияют на их величину в определенных организационно-технических условиях. Норма труда определяет величину и структуру затрат рабочего времени, необходимых для выполнения определенной работы, и является эталоном, с которым сравнивают фактические затраты труда с целью определения их рациональности. Нормативами для нормирования труда являются исходные величины режимов работы оборудования, затрат труда и времени перерывов в работе, разработанные на основе заранее проведенных исследований и предназначенные для многоразового использования при расчете конкретных норм затрат труда относительно определения организационно-технических условий. Основным методом разработки нормативов является метод исследования, которое может проводится в лабораториях НИИ, так и непосредственно на производстве. Процесс разработки нормативов состоит из пяти последовательных этапов: 1) составление схемы разработки нормативов; 2) проведение хронометражных исследований; 3) графоаналитической обработки данных хронометража; 4) составление таблиц нормативов; 5) проверки и корректировки нормативов. От последовательности и тщательности разработки нормативов зависит их качество, последнее, в свою очередь, определяет обоснованность и качество норм труда. Важность работы по определению нормативов в рыночных условиях возрастает, поскольку научно-обоснованные нормативы являются основой введения наиболее продуктивных режимов работы оборудования, усовершенствования организационно-технических условий производства и трудовых процессов. Второе: заработная плата в рыночной экономике представляет собой цену рабочей силы, соответствующую стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы (способной обслуживать существующий технический базис производства). Заработная плата - это одна из важнейших и сложнейших экономических категорий, поскольку она является одновременно и основным источником дохода нанятых работников, и существенной частью затрат производства для работодателей, и эффективным средством мотивации работников. Заработная плата выступает важнейшим средством повышения заинтересованности работающих в результата своего труда, его продуктивности, увеличения объёмов производства продукции, улучшения её качества и ассортимента. Согласно ст.27 Закона об оплате труда порядок начисления средней заработной платы работника в случаях, предусмотренных законодательством, устанавливается Kабинетом Министров Украины. Таким документом на сегодняшний день является " Порядок начисления средней заработной платы" от 08.02.1995 г. № 100 (с изменениями, внесенными постановлениями от 16.05.95 № 348 и от 24.02.97 № 185). Действие данного порядка распространяется на предприятия, учреждения и организации всех форм собственности. Следующим этапом является определение состава выплат, которые могут включаться в расчет средней заработной платы. K таким выплатам согласно п.3 Порядка № 100 относятся: - основная заработная плата; - доплаты и надбавки (за сверхурочную работу и работу в ночное время; совмещение профессий и должностей; расширение зон обслуживания или выполнение повышенных объемов работ работниками-почасовиками; высокие достижения в труде (высокое профессиональное мастерство); условия труда; интенсивность труда; руководство бригадой, выслугу лет и др.); - производственные премии и премии за экономию конкретных видов топлива, электроэнергии и тепловой энергии; - вознаграждения по итогам годовой работы и выслугу лет и др. Третье: сменная часть заработной платы включает в себя такие элементы как доплаты и надбавки. Каждый элемент заработной платы выполняет свои функции. Доплаты и надбавки связаны, как правило, с особыми условиями труда. Они носят стабильный характер и устанавливаются для конкретного работника. По характеру выплат доплаты и надбавки делятся на компенсационные и стимулирующие. Компенсационные выплаты (за условия труда, работу в ночное время и т.п.) определяются предприятием самостоятельно, но не ниже размеров, установленных законодательством (например, статьёй 108 КзоТ Украины оговаривается оплата работы в ночное время в повышенном размере, устанавливаемом генеральным, отраслевым соглашением и коллективным договором, но не ниже 20% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время. Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки за высокую квалификацию, профессиональное мастерство, работу с меньшей численностью, премии, награды и т.п.) определяется предприятием самостоятельно и совершаются им в пределах финансовых возможностей. Условия и размеры доплат регулируются предприятием самостоятельно. Доплаты и надбавки регулируются в отраслевых соглашениях, отражаются в коллективных договорах, составляемых на предприятиях. Доплаты и надбавки целесообразно устанавливать на определенный срок, поскольку возможны изменения отношения человека к работе; условий труда; источников средств на оплату труда. Размер доплат и надбавок чаще всего определяется относительно должностного оклада или тарифной ставки за отработанное время. Но предприятие может устанавливать их и в абсолютной сумме - и в равных размерах для всех работников или дифференцированно. Размеры доплат и надбавок дожны корректироваться со сменой окладов или ставок с учетом надбавок. Подводя итог, всему вышеперечисленному, можно сказать, что каждый субъект рыночного хозяйства, одновременно является и субъектом трудовых отношений, поэтому от знания экономических законов и закономерностей функционирования рынка труда, занятости, организации оплаты труда в большой степени зависит эффективность использования такого важного производственного ресурса, как рабочая сила значит, и успех предпринимателя, и уровень жизни населения страны. Список литературы 1. Кодекс законів про пацю України // Кодекси України: У 2 т. - К.: Ін Юре, 1997. - Т. 1. 2. Про зайнятість населення: Закон України // Законодавство України про працю станом на 25 травня 1999р. - К.: Істина, 1999. 3. Про оплату праці: закон України // Законодавство України про працю станом на 25 травня 1999 р. - К.: Істина, 1999. 4. Закон „О предприятиях в Украине” // Ведомости Верховного Совета Украины, 1995. 5. Закон України „Про загальнообов'язкове державне соціальне страхування на випадок безробіття” від 23.03.2000 // Уряд. кур'єр. - 2000. - № 72. 6. Закон України „Про збір на обов'язкове державне пенсійне страхівання” від 03.12.97 // ВВР України. - 1998. - № 15. 7. Закон України „Про підприємництво” від 07.02.91. // ВВР України. - 1991. - № 14. 8. Абрамов В.М., Данюк В.М., Гриненко А.М. Нормування праці: Підручник. - К., 1995. 9. Постанова Кабінету Міністрів Україны " Порядок начислення середньої заробітної платы" від 08.02.1995 г. № 100 (зі змінами, внесенными поста- новами від 16.05.95 № 348 та від 24.02.97 № 185) // Голос України. - 1997. - № 14. 10. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999. 11. Богиня Д.П., Грішнова О.А. Основи економіки праці: Навч. посібник. - К.: Знання-Пресс, 2000. 12. Владимирова Л.П. Экономика труда: Учеб. пособие - М., 2000. 13. Жуков Л.И., Горшков В.В. Справочное пособие по труду и заработной плате. - М.: Финансы и статистика, 1990. 14. Колот А.М. Оплата праці на підприємстві: організація та удосконалення. - К.: Праця, 1997. 15. Нормирование труда / Под ред. Б.М. Генкина. - М.: Экономика, 1985. 16. Махсма М.Б. Економіка праці та соціально-трудові відносини: Навч. посіб. - К.: Вид-во Європ. ун-ту, 2003. 17. Рыночные модели оплаты труда / Под общей ред. В.Н. Гончарова - Харьков.: Основа, 2000. 18. Справочник экономиста по труду / Под ред. И.А. Полякова, Н.С. Ремизова. - М.: Экономика, 1988. 19. Экономика предприятия. Под ред. Сафронова. - М., 1998. 20. Эренберг Р.Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. 21. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. - М.: Изд-во ЧеРо, 1996.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|