p align="left">1) основывается на строгом единоначалии; 2) предполагает глубокое понимание сотрудниками милиции своего служебного долга и личной ответственное-то за исполнение служебных обязанностей; 3) отличается характером власти и подчинения; требует безусловного соблюдения порядка и правил, установленных законами и иными нормативными актами; 4) предусматривает применение специальных мер дисциплинарного воздействия на сотрудников; 5) предоставляет начальникам органов, учреждений и подразделений больший объем дисциплинарной власти, чем руководителям других государственных органов; 6) строится на основе установленных государством строгих правил служебного этикета и атрибутики; 7) распространяется не только на служебную деятельность сотрудников, но в ряде случаев и на их поведение вне службы; 8) предъявляет значительно более высокие требования к сотрудникам, нежели трудовая - к работникам. 3. Основной особенностью служебной дисциплины в органах внутренних дел является ее специальное нормативное регулирование. Правовую основу служебной дисциплины составляют федеральные законы, регламентирующие деятельность органов внутренних дел, Положение о службе в органах внутренних дел Российской федерации, Присяга, контракт о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, приказы Министра внутренних дел Российской Федерации и прямых начальников. 4. Дисциплинарная практика органов внутренних дел - это основанная на законах юридическая деятельность начальников органов внутренних дел и их подразделений в процессе оценки служебной дисциплины подчиненных, выраженная в форме издания индивидуальных правовых актов по применению мер дисциплинарных поощрений и взысканий, объективированная в статистической информации. 5. Функции дисциплинарной практики проявляются на двух уровнях: - на внешнем, когда роль, которую выполняет социальный институт или система относительно потребностей или интересов всей социальной системы государства, общества, т.е. организации (системы) более высокого уровня. Так, институт дисциплинарной практики в органах внутренних дел, являясь типом практики юридической, выполняет свою роль внутри системы органов исполнительной власти; - на внутреннем - когда роль, которая ставится в зависимость и наблюдается между различными компонентами единого социального процесса, когда изменения одной части системы оказываются производными от изменений в другой ее части. Например, изменив (ужесточив или ослабив) нормы дисциплинарной ответственности за какой-либо вид дисциплинарных проступков, правомерно и логично ожидать изменений в правоотношениях субъектов дисциплинарной практики. Кроме общесоциальных можно выделить две основные собственно юридические функции дисциплинарной практики: регулятивную и охранительную. 6. Таким образом, рассмотрение дисциплинарной практики органов внутренних дел позволяет сделать вывод о том, что: - функции дисциплинарной практики - это относительно обособленные направления однородного ее воздействия на субъективную и объективную реальность, в которых конкретизируется ее природа, проявляются динамизм, творчески преображающий характер, социально-правовое назначение, место и роль в правовой системе (жизни) общества; - в функциях выражается сущность дисциплинарной практики, особенности ее отдельных сторон и свойств. Изменение функций влияет на структуру дисциплинарной практики, определенные элементы, ее содержания и формы; - в функциях особенно четко проявляется организационно-конструктивный и динамичный характер дисциплинарной практики, способность связывать воедино ее разнообразные элементы, формировать нормативную базу, объяснять и конкретизировать правовые предписания, обеспечивать их интеграцию и реализацию. 7. Процедура наложения дисциплинарного взыскания должна включать следующие стадии: 1) выявление дисциплинарного проступка и расследование дела. 2) вынесение решения о необходимости привлечения сотрудника органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности и выбор применяемой меры ответственности. 3) исполнение дисциплинарного взыскания. 4) обжалование взыскания. 5) прекращение дисциплинарного дела в связи с окончанием срока действия дисциплинарного взыскания или досрочным его снятием. 8. В соответствии с требованиями п. 13.4 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД от 14.12.1999 № 1038 (в ред. от 05.05.2006) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2000. - № 17; 2005. - № 21. взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. 9. Состав дисциплинарного проступка включает в себя четыре элемента: субъект (сотрудник органов внутренних дел), субъективная сторона (вина сотрудника органов внутренних дел), объект (общественные отношения, складывающиеся в связи с выполнением задач, возложенных на сотрудников органов внутренних дел отношения, связанные с соблюдением служебной дисциплины, а также морально-нравственных установлений в органах внутренних дел), объективная сторона (конкретное действие или бездействие сотрудников органов внутренних дел, которое нарушает служебную дисциплину). 10. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другое. При нарушении дисциплины совместно несколькими лицами дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности и только за совершенное им нарушение (с учетом степени вины сотрудника в совершенном проступке). Крайней мерой дисциплинарного взыскания признается увольнение из органов внутренних дел. Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие предложения и рекомендации: 1. Недостаточная эффективность как положительного, так и отрицательного стимулирования вызывается, по нашему мнению следующими причинами: - запаздыванием стимулирования, особенно положительного (В среднем поощрения за качественно выполняемую работу, проявленную инициативу, упорство, большой объем проделанной работы и т.д. сотрудники получают спустя 4-5 дней, а в отдельных случаях и немного позже); - отсутствием морального поощрения за какие-то действия, работу и т.д., которые по своей значимости не являются существенными и в силу этого, с одной стороны не могут служить основанием для серьезного поощрения, но с другой - отражают происходящие у сотрудников изменения в лучшую сторону в отношении к выполнению данного им поручения, в качестве выполняемой работы, ответственности в ситуации, когда можно было от нее и уклониться и т.д.; - отсутствием у сотрудников при получении ими премий по итогам деятельности за квартал, полугодие, год ощущения связи этих поощрений с индивидуальным их вкладом в общие результаты деятельности; - недостаточной объективностью руководителей при исполнении ими санкций на своих подчиненных. Мы считаем, что для укрепления служебной дисциплины в органах внутренних дел необходимо конкретизировать основания применения всех форм поощрения и санкций и более детально урегулировать порядок применения к сотрудникам мер дисциплинарного воздействия. 2. Целесообразно рекомендовать руководителям для достижения позитивных результатов в укреплении дисциплины: - раскрывать нравственное положение норм служебной дисциплины, этикета, такта, профессионально-ориентированного поведения; - обеспечить поддержание в органах внутренних дел уставного порядка, четкой регламентации деятельности личного состава, систематически повторяемых действий, приучающих к служебной дисциплине (развод, инструктаж, занятия, доклад о выполнении, разбор, подведение итогов); - добиваться выработки у личного состава привычки к организованности, пунктуальности, безупречности поведения; - использовать коллективное и общественное мнение, моральные санкции и силу группового мнения, собраний, общественных организаций, комиссий, советов ветеранов, наставников; - обеспечить адекватное использование дисциплинарной практики. Для выполнения данных предложений необходимо совершенствование правовых нормативных актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Законодательные и другие официальные материалы 1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М., 1993. - 64 с. 2. О Конституционном суде Российской Федерации : Конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2007) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447; 2007. - № 7. - Ст. 829. 3. Закон о милиции с новыми поправками. Положение о службе в ОВД. Финансирование милиции : [в ред. 2006 г.]. - М., 2007. - 80 с. 4. О высшем и послевузовском профессиональном образовании : Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 13.07.2007) // Российская газета. - 1996. - № 164; 2007. - № 152. 5. О системе государственной службы Российской Федерации : Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 06.07.2006) // СЗ РФ. - 2003. - № 22. - С. 2063; 2006. - № 29. - Ст. 3123. 6. О государственной тайне : Закон от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 01.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.12.2007) // Собрание законодательства. - 1996. - № 15. - Ст. 1768; 1997. - № 41. - Ст. 8220-8235, ст. 4673; 2002. - № 52 (2 ч.). - Ст. 5288; 2003. - № 6. - Ст. 549; № 27 (ч. I). - Ст. 2700; № 46 (ч. 2). - Ст. 4449; 2004. - № 27. - Ст. 2711; № 35. - Ст. 3607; 2007. - № 49. - Ст. 6055, ст. 6079. 7. О статусе судей в Российской Федерации : Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 24.07.2007) // Российская газета. - 1992. - № 170; 2007. - № 165. 8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. - М., 2006. - 336 с. 9. О дисциплинарном уставе органов внутренних дел : Указ Президиума ВС СССР от 03.05.1984 № 128-XI // Свод законов СССР. - 1990. - Т. 10. - С. 296. 10. О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, имеющих специальные звания милиции или юстиции : Постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 г. № 445 // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 4. - Ст. 360; 2007. - № 1 (2 ч.). - Ст. 251. 11. Об утверждении Устава о дисциплине работников морского транспорта : Постановление Правительства РФ от 23.05.2000 № 395 // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 22. - Ст. 2311. 12. Об объявлении решения коллегии МВД России от 29 октября 1993 г. № 5 КМ/1 (вместе с «Кодексом чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации» : Приказ МВД РФ от 19.11.1993 № 501) [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс». 13. Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД от 14.12.1999 № 1038 (в ред. от 05.05.2006) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2000. - № 17; 2005. - № 21. 14. Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации : Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (ред. от 02.03.2007) // Ведомости СНД и ВС РФ.- 1993. - № 2. - Ст. 70; Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 10. - Ст. 1151. 15. Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 14.12.1993 № 2140) (ред. от 30.06.2002). - М., 1994; Российская газета. - 2002. - № 119. 16. Положение о советской милиции : Утверждено постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1962 г. Ст. 13 // Свод законов СССР. - 1990. - Т. 10. - С. 236. Международные правовые акты 17. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (Принят 17.12.1979 Резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. - М., 1990. - С. 319 - 325. 18. Об упразднении принудительного труда : Конвенция Международной организации труда № 105 // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 50. - Ст. 4649. 19. Относительно принудительной организации труда : Конвенция Международной организации труда № 29 // Ведомости ВС СССР. - 1956 г. - № 13. - Ст. 279. Книги и статьи 1. Административное право: Учебник / Под. ред. Л.Л. Попова. - М., 2002. - 418 с. 2. Адян А.О. Стимулирование в органах внутренних дел: анализ существующей практики и пути ее совершенствования // Рос. следователь. - 2003. - № 12. - С. 60-64. 3. Бахрах Д.Н. Дисциплинарно-правовое принуждение в Российской Федерации / Д.Н. Бахрах // Государство и право. - 2006. - № 6. - С. 43-50. 4. Бахрах Д.Н. Ответственность за нарушение общественного порядка / Д.Н. Бахрах, А.В. Серегин. - М., 1997 - 189 с. 5. Бахрах Д.Н. Практикум по административному праву : учеб. пособие / Д.Н. Бахрах. - М., 2005. - 124 с. 6. Ведерников Л.М. Служебная дисциплина в органах внутренних дел и средства ее обеспечения : Автореф. дис… канд. юрид. наук / Л.М. Ведерников. - М., 1996. 7. Габричидзе Б.Н. Юридическая ответственность : учеб. пособие / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. - М., 2005. - 685 с. 8. Гавриленко Д.А. Дисциплина в советском государственном аппарате и организационно-правовые средства ее обеспечения / Д.А. Гавриленко. - Минск, 1979. - С. 7. 9. Государственная служба в России: история и современность : Сб. нормативных документов. - М., 2005. - 486 с. 10. Григонис Э.П. Административное право и административная деятельность / Э.П. Григонис. - СПб., 2003 - 448 с. 11. Григорьев В.А. Наградное (поощрительное) право как средство предупреждения коррупции среди государственных служащих / В.А. Григорьев // Конституционное и муниципальное право. - 2003. - № 3. 12. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы / К.Ф. Гуценко, М. А. Ковалев. - М., 1998. - 244 с. 13. Дзарасов М.Э. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка организации и дисциплины труда / М.Э. Дзарасов //Законодательство и экономика. - 2004. - № 3. - С. 19-22. 14. Дроздов А.Г. Дисциплинарная ответственность судей Российской Федерации / А.Г. Дроздов, В.И. Кайнов. - СПб., 2004. - 176 с. 15. Жукова Ю.А. Дисциплинарная ответственность работников как правовое средство обеспечения исполнения трудовых обязанностей : Дис… канд. юрид. наук / Ю.А. Жукова. - Саратов, 2005. - 186 с. 16. Зубач А.В. Административная деятельность ОВД в вопросах и ответах / А.В. Зубач, А.Н. Кокорев. - М., 2006. - 351 с. 17. Карпенко О.И. Дисциплинарная ответственность работника в трудовом праве: понятие и виды : Автореф. дис… канд. юрид. наук / О.И. Карпенко. - М., 2003. - 45 с. 18. Касюлин В.В. Проблемы дисциплинарной практики органов внутренних дел : Дис… канд. юрид. наук / В.В. Касюлин. - М., 2003. - 210 с. 19. Колосков А.М. К вопросу о служебной подчиненности как признаке дисциплинарной ответственности государственных служащих / А.М. Колосков // Рос. следователь. - 2007. - № 17. - С. 34-36. 20. Коренев А.П. Административное право России. Учебник в 3-х частях / А.П. Коренев. - М., 2001. - Ч. 1. - С. 42. 21. Корякин В.М. Комментарий законодательства о дисциплинарной ответственности военнослужащих / В.М. Корякин, А.В. Кудашкин, К.В. Фатеев // За права военнослужащих. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант», 2007. 22. Коссов И.А. Правовые требования к документационному оформлению дисциплинарных взысканий / И.А. Косов // Делопроизводство. - 2007. - № 3. - С. 26-34. 23. Курочкина В. Материальная ответственность сотрудников органов внутренних дел / В. Курочкина // Рос. юстиция. - 2000. - № 3. - С. 11-15. 24. Лазарев В.В. Правомерное поведение как объект юридического исследования / В.В. Лазарев // Государство и право. - 2003. - № 10. - С. 30 - 37. 25. Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности / Д.А. Липинский. - СПб., 2004. - 407 с. 26. Луговик С.В. Проблемы защиты трудовых прав работников органов внутренних дел / С.В. Луговик // Рос. следователь. - 2007. - № 18. - С. 24-27. 27. Манохин В.Н. Административное право Российской Федерации / В.Н. Манохин. - М., 2004. - 617 с. 28. Манохин В.М. Государственная дисциплина в народном хозяйстве / В.М. Манохин. - М, 1970. - 165 с. 29. Матвеева Н.В. Правовые организационные основы прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации : Дис… канд. юрид. наук / Н.В. Матвеева. - СПб., 2005. - 198 с. 30. Маюров Н.П. Понятие и основные признаки дисциплинарного отношения в органах милиции / Н.П. Маюров // История государства и права. - 2004. - № 2. - С. 20-24. 31. Маюров Н.П. Правовые особенности служебной дисциплины сотрудников милиции / Н.П. Маюров // История государства и права. - 2003. - № 5. - С. 17-20. 32. Маюров Н.П. Роль товарищеских судов чести рядового и начальствующего составов в укреплении служебной дисциплины сотрудников милиции в 60 - 80-е годы XX века / Н.П. Маюров // История государства и права. - 2006. - № 1. - С. 43-46. 33. Мехович А.М. Дисциплинарные отношения в органах внутренних дел: история и современность / А.М. Мехович, А.С. Мордовец // Известия вузов. Сер. Правоведение. - 1999. - № 3. - С. 154 - 162. 34. Мирнова Л.И. «Внутренняя» профилактика проявлений делинквентного поведения сотрудников органов внутренних дел / Л.И. Мирнова // Рос. следователь. - 2007. - № 12. - С. 31-32. 35. Мирнова Л.И. Роль подразделений собственной безопасности в предупреждении преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД / Л.И. Мирнова // Юридический мир. - 2007. - № 6. - С. 40-41. 36. Никифоров А.В. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел : Автореф. дис... канд. юрид. наук / А.В. Никифоров.-- Омск, 1998 - 23 с. 37. Нургалиев Б.М. Основные направления укрепления законности в деятельности следственного аппарата / Б.М. Нургалиев // Проблемы обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел. - Караганда, 2004. - С. 125-129. 38. Нырков В.В. Поощрение и наказание как парные юридические категории : Автореф… канд. юрид. наук / В.В. Нырков. - Саратов, 2003. - 23 с. 39. Полетаев Ю.Н. Правовое положение государственных гражданских служащих в сфере труда / Ю.Н. Полетаев. - М., 2005. 40. Половинко В. Парадоксы дисциплинарной ответственности / В. Половинко, Р. Кирсанов // Человек и труд. - 2006. - № 6. - С. 64-65. 41. Родионова Е.В. Социальная ответственность офицера / Е. В. Родионова // Военно-юридический журнал. - 2007. - № 2. 42. Розенфельд В.Г. Административное принуждение, административная ответственность: Учебное пособие / В.Г. Розенфельд, Ю.Н. Старилов. - Воронеж, 2003. - 158 с. 43. Рыжаков А.П. Постатейный комментарий к закону РФ от 18 апереля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» [Электронный ресурс] / А.П. Рыжаков / СПС «КонсультантПлюс». 44. Сергеев А.В. Основание дисциплинарной ответственности / А.В. Сергеев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. - 2005. - №4. - С. 77-86. 45. Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: состояние и теория развития / П.П. Сергун. - Саратов, 1998. - 240 с. 46. Сергун П.П. Служба в органах внутренних дел: Справочник / П.П. Сергун. - М., 2002. - 314 с. 47. Сорокин В.Д. Проблемы административного процесса / В.Д. Сорокин. - М., 1968. - 297 с. 48. Старилов Ю.Н. Административная юстиция / Ю.Н. Старилов. - М., 2001. - 315 с. 49. Стремоухов А. В. Воспитательно-правовая работа по укреплению законности и служебной дисциплины среди сотрудников органов внутренних дел : Лекция / А.В. Стремоухов. - СПб., 1997. - 68 с. 50. Терехова Ю.К. Дисциплинарные взыскания. Отстранение от работы [Электронный ресурс] / Ю.К. Терехова / СПС «КонсультантПлюс». 51. Трофимов Е.Н. Порядок назначения и проведения разбирательства по фактам нарушений воинской дисциплины / Е.Н. Трофимов // Закон и армия. - 2005. - № 8. 52. Федулаев Д.А. Факторы, влияющие на нарушение законности в деятельности органов внутренних дел, и средства воздействия на них / Д.А. Федулаев, Н.Э. Марыненко // Адвокатская практика. - 2005. - № 6. 53. Чаннов С.Е. Особенности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих / С.Е. Чаннов // Трудовое право. - 2006. - № 6. - C. 62-65. 54. Шамаров В.М. Воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел / В.М. Шамаров, Х.Х. Лойт. - СПб., 2001. - 315 с. 55. Шамаров В.М. Правовые и организационные основы государственной службы в РСФСР : Учебн. пос. / В.М. Шамаров. - М., 1998. - 198 с. 56. Шугрина Е. Возможность привлечения к дисциплинарной ответственности / Е. Шугрина // Муниципальная власть. - 2006. - № 2. - С. 12-15. 57. Янбухтин Р.М. Личность сотрудника органов внутренних дел как объект управленческих отношений / Р.М. Янбухтин // Вестник Оренбург. гос. ун-та. - 2005. - № 3 (II Ч.). - С. 193-197. Размещено на http://www.allbest.ru/
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|