на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Объект, предмет и основные понятия психологии правозащитной деятельности
. Политическая функция выражает роль Конституции в отношении социальной структуры общества и ставит своей целью ввести политическую жизнь и борьбу за власть в определенные правовые рамки. Политическая функция заключается также в признании и закреплении политического многообразия, многопартийности, идеологического разнообразия. Представляя политическим силам равные возможности в борьбе за государственную власть, Конституция только запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание расовой, социальной, национальной и религиозной розни.

5. Организационная функция.

Смысл ее заключается. в ограничении государственной власти правом. Конституционные нормы обязательны для государственных органов, образуют основу и границы их деятельности, предотвращают узурпацию и монополизацию власти. Установление юридических пределов деятельности государства, пределов его вмешательства в жизнь граждан, производство есть признак правового государства и развитого гражданского общества.

6. Стабилизирующая функция.

Устойчивость государственно-правовых институтов обеспечивается нормами Конституции. Стабильность институтов власти несмотря на постоянно возникающее в их недрах напряжение является одним из условий стабильности общества... Конституционные нормы должны отличаться консервативностью в самом хорошем смысле этого слова. Слишком частое изменение конституционных норм свидетельствует о неблагополучии в обществе и государстве. Стабильность конституции совсем не означает "остановки", "омертвления" конституционного процесса. Ныне много говорят и пишут о том, что Конституция России принята с немалыми дефектами, поспешно: Как и любой нормативно-правовой акт, Конституция России имеет изъяны. Но нельзя забывать, что наличие ее лучше, ежели "неконституционная пустота", лучше нежели отсутствие основ конституционной законности. Речь идет о том, что плодотворнее не критиковать огульно нормы Основного закона государства, а искать и предлагать цивилизованные пути повышения эффективности ее действия.

7. Воспитательная функция.

Воспитательная роль Конституции не менее важна, чем ее функции по упорядочению ведения государственных и общественных дел. От уровня правосознания во многом зависит - все ли положения Конституции принимаются. Задача сложна: не просто написать Конституцию, но важно заложить традицию глубокого уважения к ней, к личности и праву, к суду и власти, к обществу и государству. Нет готового учебника, по которому можно учиться конституционализму, нет практики, воспитывающей конституционное правосознание. Мало подготовить и принять высший закон, надо еще укоренить сам дух конституционализма в повседневной жизни. Думается, что новая Конституция России будет иметь большое воспитательное значение и станет отправной точкой для усвоения незыблемых истин.

В целях формирования правовой культуры и гражданского воспитания личности Президент РФ издал Указ "Об изучении Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях" от 29 ноября 1994 г. [SS221312.

Таким образом, роль Конституции в обществе реализуется в ее функциях.

3. Основные черты Конституции России

Рассматривая данный вопрос следует отметить, что ниже перечисленные основные черты должны быть характерны для конституции любого государства. Анализируя Конституцию России нельзя не отметить, что как и по многим другим вопросам конституционного права здесь есть место для раздумий, а абитуриентам предоставляется возможность заполнить этот "проблемный вакуум".

Основные черты. Конституции.

1. Основополагающий характер (верховенство). Конституция занимает особое место в праве, имеет приоритет в системе законодательства государства. Содержание и назначение Конституции требует придания ей высшей юридической силы. Высшая юридическая сила Конституции означает:

полное соответствие конституции всех действующих законов позаконных и других юридических актов;

недопустимость принятия и реализации нормативных актов, противоречащих конституции;

толкование и применение законов на основе "буквы" и "духа" Конституции;

изменение норм Конституции только в строго определенном порядке, предусмотренным в Конституции.

2. Реальность, характеризует Конституцию со стороны ее сущности, формы и содержания, целей и действия, раскрывает связь с фактическими общественными отношениями.

Реальность Конституции заключается:

в верности отражаемой ей объективной действительности;

постоянном соответствии правовой формы конституции ее материальному содержанию;

в эффективности и незыблемости гарантий, обеспечивающих неуклонное осуществление конституционных предписаний;

в полной исполнимости конституции и в действительности ее положений.

3. Нормативность.

Раскрывает Конституцию в качестве единого юридического закона, состоящего из общеобязательных правил (норм), определяющих соответствующее поведение государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан.

От того, насколько полно, глубоко выражена нормативность Конституции, зависит не только эффективность ее прямого осуществления, но и успешное выполнение ее функций в качестве юридической базы текущего законодательства, прочность и действенность принимаемых на ее основе законов.

Очень важно, чтобы суд защищал именно конституционные права, чтобы ссылка на конституцию всерьез допускалась в суде и чтобы суд основывался на Конституции, если закон ей противоречит.

4. Стабильность, т.е. длительное действие норм конституции без внесения в них существенных изменений.

Стабильность не следует недооценивать, т.к. она отражает назначение и характер Конституции. Если сопоставить конституционное развитие в РФ и в остальном мире, то следует сразу же сказать о том, что по "средним меркам" наша Конституция менее стабильный документ, чем в других странах, и претерпевала довольно частые реформы.

Почти за 80 лет Россия знает уже пять Конституций. Это лучше, чем в Доминиканской Республике, где в период с 1844 по 1966 год была создана тридцать одна конституция, но явно хуже, чем в Соединенных Штатах Америки, которые в 1787 году первыми приняли национальную конституцию, действующую по сей день. Конституция будет защищать себя, предусматривая непростой механизм принятия поправок. В то же время этот документ должен быть гибкий и открытый, достаточно компактный - не регламентирующий все нюансы жизнеустройства, но зато содействующий дальнейшему его совершенствованию. С другой стороны, для обеспечения стабильности Конституции недостаточно только предусмотреть более жесткую процедуру внесения в нее поправок.

Конечно, необходимо, чтобы нормы и принципы Конституции формулировались экономно и дальновидно. Сделать это в период реформирования основных институтов конституционного строя России - задача была непростая.

Психолог должен владеть знаниями в области правозащитной деятельности, т. е дать психологическую оценку всем следственным действиям, которые проводит следователь на предварительном следствии. Но прежде, чем интерпретировать психическое состояние следователя в момент проведения оперативно-розыскных мероприятий, психолог может порекомендовать ему следующее: овладеть методами психологического изучения следственных мероприятий, помочь подобрать следователю тактику ведения этих мероприятий, с целью скорейшего раскрытия преступных проявлений. Установив на основе анализа психологического наблюдения, психологический контакт с субъектом сотрудник ОВД гарантированно подберет верную тактику своего поведения и повысит вероятность раскрытия конкретного преступления.

В состоянии психологического контакта мы можем менее наступательно "направить" общение. Умело изменить содержание беседы, поведенческие этюды, сотрудник ОВД ведет собеседника, подозреваемого, свидетеля за собой так, что он следует за ним "естественно" без сопротивления.

Судебно-психологические знания в деятельности органов по поддержанию правопорядка реализуются различным образом и в первую очередь непосредственно работниками правосудия, обеспечивая правильную диагностику личности, индивидуальный подход к человеку, выбор и применение наиболее соответствующих ситуаций тактических приемов и таким образом способствуют решению практических задач борьбы с преступностью на подлинно научной основе.

Для изучения личности с помощью психологического наблюдения необходимо развить профессиональную психологическую наблюдательность. Психологическая наблюдательность проявляется в первую очередь при первичной оценке личности, фактов, ситуации.

Процесс изучения личности мы начинаем с оценки внешних признаков поведения человека. Далее в процесс включаем результаты понятого и вновь интерпретируем, прогнозируем, пытаясь проникнуть в содержание внутреннего мира собеседника, раскрыть причины его поведения, а также возможные поступки. Задача сотрудников МВД состоит в развитии искусства быстрой и точной оценки по каким-либо внешним признакам при первичном наблюдении.

4. Роль психологического изучения личности на предварительном следствии

Психологическое понимание ситуации - это образ развивающегося события, представление в единой модели прошлого, настоящего и будущего состояния ситуации. Психология личности помогают сотруднику ОВД при проведении Психологическое понимание ситуации включает в себя такие действия как:

фиксация какого-либо эпизода в работе с людьми, как проблемной ситуации, ее первичное определение;

целеобразование, т.е. осознание того, чего необходимо достигнуть в этой ситуации;

позитивное самоопределение сотрудника в ситуации: какую позицию (статус, роль) необходимо занять для достижения цели;

проблемизация - определение трудностей и проблем в отношении к целям и средствам деятельности, а также проектирование желаемого состояния ситуации;

задачная организация деятельности (конкретизация целей с учетом характеристики ситуации и средств деятельности).

Овладение методами психологического изучения следственных мероприятий подобрать тактику ведения этих мероприятий, с целью скорейшего раскрытия преступных проявлений. Установив на основе анализа психологического наблюдения, психологический контакт с субъектом сотрудник ОВД гарантированно подберет верную тактику своего поведения и повысит вероятность раскрытия конкретного преступления.

В состоянии психологического контакта мы можем менее наступательно "направить" общение. Умело изменить содержание беседы, поведенческие этюды, сотрудник ОВД ведет собеседника, подозреваемого, свидетеля за собой так, что он следует за ним "естественно" без сопротивления.

Также можно порекомендовать следователю использование психолога в качестве консультанта, специалиста, эксперта.

Судебно-психологические знания в деятельности органов по поддержанию правопорядка реализуются различным образом и в первую очередь непосредственно работниками правосудия, обеспечивая правильную диагностику личности, индивидуальный подход к человеку, выбор и применение наиболее соответствующих ситуаций тактических приемов и таким образом способствуют решению практических задач борьбы с преступностью на подлинно научной основе.

Однако не во всех случаях сами органы и лица, представляющие правосудие, могут использовать все данные и методы сегодняшней психологической науки.

Использование психолога в процессе предварительного следствия осуществляется в настоящее время в форме:

Консультанта по делу;

Специалиста;

Эксперта.

Высокий профессионализм и психологическая культура сотрудников правоохранительных органов не исключают, а скорее создают предпосылки для использования психологов при расследовании преступлений и рассмотрении в суде уголовных дел. Психолог должен знать о том, что деятельность следователя связана с его непосредственным взаимодействием с участниками уголовного процесса. Возможное противодействие заинтересованных лиц требует от следователя реализации определенных поведенческих стратегий, рефлективного управления поведением противодействующих лиц, использования психологизированных тактических приемов.

Базой действий и здесь являются информационные процессы. Однако, если на этапе поиска преступника информация поимущественно извлекается из обстоятельств совершения преступления, то при взаимодействии с проходящими по делу лицами информационные процессы обусловлены психическими состояниями этих лиц, их позицией в отношении правосудия и отношением к данному следователю.

Следователю предстоит адекватно отразить позиции и реальную информированность лиц и создать психологические предпосылки для информационного общения.

При этом могут возникнуть следующие ситуации:

1) допрашиваемое лицо обладает искомой информацией, но скрывает ее;

2) допрашиваемое лицо располагает необходимой информацией, но умышленно ее искажает;

3) допрашиваемое лицо добросовестно передает определенные сведения, но информация не адекватна действительности (в силу искажений восприятия и личностной реконструкции материала в памяти субъекта);

4) допрашиваемое лицо не располагает искомой информацией.

В целях объективного, полного и всестороннего расследования, получения адекватной информации о расследуемом событии следователь должен осуществлять эффективную коммуникативную деятельность.

Начиная расследование, следователь в ряде случаев встречается с коммуникативной неопределенностью.

Здесь следователь выдвигает предположение о наиболее вероятностных действиях противодействующей стороны. Оптимальность следственных решений зависит от уровня рефлективности следователя.

Имитируя позиции противодействующей стороны, возможные рассуждения обвиняемого, подозреваемого или недобросовестного свидетеле, пытающихся ввести следствие в заблуждение, следователь" рефлексивно управляет их действиями.

Психическое состояние проходящих по делу лиц определяется их позицией в" отношении следствия, правовым положением лица (является ли оно обвиняемым, подозреваемым, потерпевшим или свидетелем), их индивидуально-психологическими особенностями.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.