на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Обеспечение информационной безопасности государства

Обеспечение информационной безопасности государства

Содержание

Введение

1 Информационная безопасность государства

2 Влияние защищенности российского сегмента глобальной сети Интернет на состояние информационной

безопасности государства

Заключение

Литература

Введение

Проблемы обеспечения информационной безопасности России в той или иной степени находят свое отражение не только в исследованиях и теоретических разработках отечественных и зарубежных ученых, но и в официальных документах. Такие понятия, как: «национальная безопасность», «информационная безопасность», «информационная организация государства» закладываются в основание различного рода политических доктрин и концепций большинства общественных, политических организаций и движений страны. Они стали предметом законотворческого процесса, привлекают пристальное внимание средств массовой информации.

Наряду с тем, что в большинстве сфер деятельности государства происходят позитивные изменения в реализации реформ, необходимо подчеркнуть, что развитие информационной организации государства объективно переживает сложный период. В результате информационная сфера, ее ресурсы, в том числе и их защищенность, отстают в развитии от других институтов современного российского общества. Данное обстоятельство негативно сказывается не только на информационной организации государства, но и на состоянии информационной безопасности России, информационной безопасности личности и всего общества в целом.

Важнейшую роль в обеспечении информационной безопасности государства, несомненно, играет его защищенность, создаваемая государством посредством ряда мероприятий и призванная противостоять реальным и потенциальным угрозам национальной безопасности, исходящим как извне, так и возникающим внутри страны.

1 Информационная безопасность государства

Проблемы обеспечения информационной безопасности федеральными органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, политическим руководством страны, учеными и практиками воспринимаются как одни из наиболее актуальных и жизненно важных для современного состояния и перспектив развития российской государственности, демократии, гарантий защиты интересов общества и личности. Социально-политическая рефлексия данных проблем в значительной степени определяется динамикой современных политических процессов, связанных с формированием нового миропорядка, объективными процессами изменения роли и места России на мировой политической арене, происходящими на фоне кризисных явлений в ходе модернизации Российского государства, в том числе и в информационной сфере.

Вопросы обеспечения информационной безопасности, непосредственно связанные с реформированием информационной организации государства, находят свое приоритетное отражение в политических заявлениях государственных и общественных деятелей различного уровня, в концептуальных установках общественных движений и политических организаций и их лидеров.

Понятие «безопасность» современными учеными и практиками рассматривается с самых различных позиций. Однако наиболее распространенным стал подход, согласно которому под безопасностью понимается «состояние защищенности общества и его составляющих от внутренних и внешних угроз, являющееся свойством социальной системы». Такой подход закреплен и в Законе Российской Федерации «О безопасности», в статье 1, которого безопасность определена как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Понятие «безопасность» непосредственно связано с другими определениями, - такими, как: «интересы», «угроза», «опасность», «защита» и т.д.

Некоторые эксперты представляют безопасность как систему гарантий защиты жизненно важных интересов государства, общества и личности внутри и вне страны. Она может проявляться на различных уровнях: мирового сообщества, региона, отдельного государства, социальной общности и личности. Говоря о безопасности того или иного объекта, имеется в виду защищенность жизненно важных интересов данного объекта от внешних и внутренних угроз. Следуя этой логике, он дает следующее определение понятия «информационная безопасность»: «...информационная безопасность - это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере от внутренних и внешних угроз.

Информационная сфера становится не только важнейшей сферой международного сотрудничества, но и объектом соперничества. Проблемы в сфере информационных отношений, формирования информационных ресурсов и пользования ими обостряются вследствие политического и экономического противоборства различных государств, имеющего место информационного неравенства.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Информационная безопасность - сложное системное, многоуровневое явление, на состояние и перспективы развития которого оказывают непосредственное воздействие внешние и внутренние факторы. Наиболее важными из них являются:

· политическая обстановка в мире;

· наличие потенциальных внешних и внутренних угроз;

· состояние и уровень информационно-коммуникационного развития страны;

· внутриполитическая обстановка в государстве.

Важной стороной информационной безопасности государства является достижение состояния его защищенности, то есть, - создание и поддержание инженерно-технической мощи и информационной организации, соответствующими реальным и потенциальным угрозам, а также демографическому и экономическому состоянию страны.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается факт усиления угроз национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере: «Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним».

2 Влияние защищенности российского сегмента глобальной сети Интернет на состояние информационной безопасности государства

Многоплановость и неоднозначность воздействия различных факторов на взаимодействие защиты информационного пространства и информационной безопасности позволяет выделить группы факторов объективного и субъективного характера.

Объективные факторы являют собой многоуровневую систему (глобального, регионального и национально-государственного уровней) внутренних и внешних параметров, воздействующих на субъекты формирования и реализации информационной политики государства.

К числу наиболее значимых объективных факторов в современных условиях, обусловливающих влияние защиты информационного пространства на информационную безопасность, относятся геополитические факторы - геополитические параметры (условия, ресурсы, возможности), определяющие состояние и развитие государств, регионов и мира в целом.

Геополитические параметры государства являются определяющими в дихотомии «защита информационного пространства - информационная безопасность», поскольку именно они определяют в условиях формирования нового мирового порядка специфику и возможности государства осуществлять защиту информационного пространства и, соответственно, обеспечивать свою информационную безопасность.

Любое государство, приступая к формированию своей информационной политики или внося в нее коррективы, должно учитывать воздействие геополитических факторов и тех угроз, которые они провоцируют.

К объективным факторам с полным основанием можно отнести также климатические условия, демографическую ситуацию в стране и целый ряд других параметров, объективно определяющих место государства в мировом сообществе. Поэтому анализ «отличительных начал» государства и соответствия им информационной системы государства является важным условием влияния защиты информационного пространства на информационную безопасность.

Наряду с объективными факторами исследуемого процесса на него оказывают воздействие также факторы субъективного свойства, представляющие собой результаты многоплановой деятельности субъектов информационной политики (защиты информационного пространства) конкретного государства (группы государств) в области его (их) информационной безопасности.

В данном случае речь идет, прежде всего, о политической деятельности и практических действиях конкретных государств, политических сил и различных организаций (в том числе и экстремистских, террористических), негативно воздействующих на политическую обстановку в мире, стране, определяя состояние опасностей и угроз информационной безопасности конкретного государства. Помимо этого к факторам субъективного порядка относится также деятельность субъектов информационной политики данного государства (органов государственной власти, структур информационной организации и систем, обеспечивающих ее жизнедеятельность и развитие), осуществляющего защиту информационного пространства и реализующего задачи обеспечения информационной безопасности. Влияние субъективных факторов в данном случае предполагает результат осознанной деятельности субъектов политики в процессе их воздействия на информационную безопасность государства, опосредованную спецификой, содержанием и результатами защиты информационного пространства.

Исходя из того, что информационная безопасность на рубеже третьего тысячелетия выходит на первое место в системе национальной безопасности, формирование и проведение единой государственной политики в этой сфере приобретает приоритетное значение.

Поскольку всякая политика в правовом государстве должна строиться на основе права, крайне важно определить, какие правовые основы необходимо создать. Пока можно констатировать, что развитие общественных отношений в этой сфере существенно опережает развитие права по этим вопросам.

Сегодня сложились две тенденции в органах государственной власти в определении понятия и структуры информационной безопасности. Представители гуманитарного направления связывают информационную безопасность только с институтом тайны. Представители так называемых «силовых структур» предлагают распространить сферу информационной безопасности практически на все вопросы и отношения в информационной сфере, по сути, отождествляя информационную безопасность с информационной сферой.

Информационная безопасность общества, государства характеризуется степенью их защищенности и, следовательно, устойчивостью основных сфер жизнедеятельности (экономики, науки, техносферы, сферы управления, военного дела, общественного сознания и т.д.) по отношению к опасным, дестабилизирующим, деструктивным, ущемляющим интересы страны информационным воздействиям на уровне как внедрения, так и извлечения информации. Уровень информационной безопасности определяется способностью нейтрализовать такие воздействия.

Субъектами информационной безопасности следует считать те органы и структуры, которые занимаются ее обеспечением. Это могут быть федеральные и региональные органы исполнительной, законодательной, судебной власти, органы местного самоуправления.

Технические средства обеспечения информационной безопасности - это средства, с помощью которых осуществляются меры по защите систем управления, связи, компьютерных сетей, недопущению подслушивания, маскировке, предотвращению хищения информации.

Развитие и внедрение в различные сферы жизни общества новых информационных технологий, как и любых других научно-технических достижений, не только обеспечивает комфортность, но и нередко несет определенную опасность. Сегодня можно выделить следующие наиболее существенные группы информационно-технических опасностей, обусловленных достижениями научно-технического прогресса.

Анализ механизма политического воздействия защиты российского сегмента глобальной сети Интернет на обеспечение информационной безопасности Российской Федерации свидетельствует о том, что разработка и реализация его основных компонентов - важная задача общегосударственного масштаба, от решения которой зависит не только функционирование информационной организации, но и всей системы органов государственной власти.

Особое место в ней занимает создание эффективной и действенной системы управления процессом развития информационной организации, поскольку именно управление процессом формирования информационной структуры предопределяет его состояние и направленность, а также оказывает непосредственное воздействие на результативность обеспечения информационной безопасности государства. Это обусловлено тем, что система управления является наиболее уязвимым звеном процесса преобразований информационной организации. Недостатки такой системы невозможно компенсировать какими-то ни было значительными материальными, финансовыми или же другими ресурсами. Более того, десятилетний этап преобразований информационной сферы Российского государства только обострил проблемы, связанные с информационными ресурсами, формирующими основу потребностей информационной организации государства.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.