на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Обеспечение прав участников уголовного процесса при окончании предварительного расследования
p align="left">Обеспечение прав и законных интересов участников предварительного расследования -- проявление провозглашенных в УПК принципов неприкосновенности личности (ст. 10), охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве (ст. 11), неприкосновенности жилища (ст. 12), тайны переговоров и сообщений (ст. 13), права на пользование родным языком (ст. 18), права на обжалование уголовно-процессуальных решений и действий или бездействия (ст. 19).Для непосредственного обеспечения прав и законных интересов участников расследования главы 21-22 УПК содержат такие общие условия: обязательность рассмотрения ходатайств; меры по защите участников процесса; меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества; судебный порядок получения разрешения на производство ряда следственных действий; участие переводчика.

Сведения о наличии угроз могут быть получены и в результате оперативно-розыскных мероприятий, которые для их введения в уголовный процесс оформляются рапортом. Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ (в последующих редакциях) "Об оперативно-розыскной деятельности" результаты ОРД могут использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств. Данное положение конкретизировано Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд. В любом случае представляемые сведения должны позволять сделать вывод о наличии события и его противоправности (п. 5 Инструкции).

Часть 9 ст. 166 УПК РФ содержит наиболее распространенную в настоящее время процедуру обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства. Согласно данной норме при необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае выносится специальное мотивированное постановление, в котором указывается псевдоним данного участника и приводится образец его подписи.

Согласно ч. 2 указанной статьи при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения. С целью обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц возможно назначение закрытого судебного разбирательства (п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ).

При необходимости обеспечения безопасности свидетеля, его близких родственников, родственников и близких лиц суд согласно ч. 5 ст. 278 УПК РФ без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе произвести его допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства, о чем суд выносит определение или постановление. Помимо перечисленных выше уголовно-процессуальных мер следует обратить внимание на возможность осуществления предупредительных (профилактических) мер безопасности. Так, в ходе следственных действий следователь вправе (и обязан) выявлять случаи потенциальных угроз в адрес участников уголовного судопроизводства и реагировать на них надлежащим образом. Это касается и ситуаций, когда поведение допрашиваемого подозреваемого или обвиняемого, наличие у него судимости, факт совершения им насильственного преступления дают основание для вывода о возможности противоправного воздействия на потерпевшего, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. К профилактическим мерам следует отнести разъяснения о возможности наступления уголовной ответственности за совершение преступлений против указанных участников, а также о недопустимости угроз и иных противоправных действия.

Вышеизложенное позволяет обосновать вывод о том, что система уголовно-процессуальных мер, направленных на обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства, включает в себя три группы мер:

1) меры, непосредственно направленные на обеспечение безопасности при производстве конкретных процессуальных действий;

2) сопутствующие меры, принятие которых создает надлежащие условия для уголовного судопроизводства и тем самым минимизирует необходимость применения мер первой группы (ко второй группе относятся профилактические меры, которые могут осуществляться в ходе производства по уголовному делу);

3) меры, закрепленные в иных нормативных правовых актах, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и УПК РФ.

Глава 2

2.1 Понятие института окончания предварительного расследования. Его значение, цели и варианты

Окончание предварительного расследования - это заключительная часть (этап) стадии предварительного расследования, которая наступает тогда, когда все следственные (процессуальные) действия по полному, всестороннему и объективному исследованию обстоятельств дела закончены и необходимо принимать решение о дальнейшей судьбе дела. Редакция ч. 2 ст. 127 и ст. 211 УПК позволяет констатировать наличие возможности начала анализируемого этапа и по письменному указанию надзирающего прокурора о прекращении уголовного дела.

Окончание предварительного расследования состоит из следующих действий следователя (органа дознания):

1) систематизации материалов (в хронологическом или тематическом порядке) и оценки собранных доказательств;

2) оформления производства по делу;

3) уведомления участников уголовного процесса об окончании предварительного расследования;

4) выяснения желает ли обвиняемый иметь защитника

и вызова последнего, если получен утвердительный ответ;

5) оформления отказа обвиняемого от защитника или его просьбы об ознакомлении с материалами дела отдельно от защитника;

6) разъяснения обвиняемому права ходатайствовать о рассмотрении его дела судом присяжных, а также юридических последствий удовлетворения такого ходатайства;

7) фиксации поступившего ходатайства в специальном протоколе;

8) уведомления других обвиняемых, что заявлено ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных;

9) предъявления потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям, обвиняемому и его защитнику материалов предварительного следствия для ознакомления и составление соответствующего протокола;

10) разрешения поступивших ходатайств;

11) принятия решения, определяющего дальнейшее движение уголовного дела;

12) составления итогового документа, которым завершается предварительное расследование (обвинительного заключения и т. п.).

Общепринято выделять как минимум три варианта окончания предварительного расследования:

· составление обвинительного заключения;

· вынесение постановления о прекращении уголовного дела;

· вынесение постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.

Между тем обоснованы суждения также о существовании такой разновидности окончания предварительного расследования, как оформление протокола об обстоятельствах преступления, перечисленного в ст. 414 УПК (предусмотренное ст.ст. 416 и 418 УПК возбуждение уголовного дела и отказ в возбуждении уголовного дела) (см. п. 2.2 настоящей работы).

Значение обвинительного заключения заключается в том, что оно определяет границы судебного разбирательства. Суд может рассматривать дело только в отношении обвиняемых и лишь в пределах того обвинения, которое сформулировано в обвинительном заключении. Изменить обвинение суд может только, если:

· этим не ухудшится положение подсудимого,

· не нарушится его право на защиту,

· не будет вменено обвинение более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от обвинения, изложенного в обвинительном заключении.

Предварительное расследование оканчивается прекращением уголовного дела при наличии оснований, перечень которых отражен в законе. Классифицировать их можно на 6 групп:

а) обстоятельства, исключающие производство по делу (ст. 5 УПК) (см. п. 1.5.3 настоящей работы)

б) изменение обстановки, вследствие чего полностью утрачивается общественная опасность совершенного преступления или лица, его совершившего (ст. 6 . УПК);

в) обстоятельства, дающие следователю право освободить лицо, совершившее преступление, от уголовной ответственности:

· деятельное раскаяние (ст. 7 УПК);

· несовершеннолетие лица, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести, если его исправление может быть достигнуто путем при-менения принудительных мер воспитательного воз-действия (ст. 8 УПК);

· примирение с потерпевшим (ст. 9 УПК);

г) не доказанность участия обвиняемого в совершении преступления (п. 2 ст. 208 УПК);

д) доказательства отсутствия для общества, себя или других лиц опасности, проистекающей со стороны лица совершившего общественно опасное деяние, исходя из характера этого деяния и его психического состояния (п. 1 ст. 406 УПК);

е) отсутствие согласия указанного в законе органа "(должностного лица) на привлечение к уголовной ответственности (например, судьи - ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в РФ»).

В общей сложности уголовно-процессуальный закон предусматривает 26 оснований прекращения уголовного дела в стадии предварительного расследования.

Задачами предварительного расследования является быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение виновных и правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию, и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Во многих случаях оно венчает работу органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Однако фактические данные, полученные оперативно-розыскными мерами, приобретают юридическое значение лишь в рамках уголовно-процессуальной деятельности. Производство предварительного расследования в установленный законом срок, своевременное его завершение является необходимым условием успешного раскрытия преступления, обнаружения, закрепления и использования доказательств, создания необходимых предпосылок для рассмотрения уголовного дела в суде, надлежащего обеспечения обвиняемому, потерпевшему и другим участникам уголовного судопроизводства права на участие в судебном разбирательстве.

2.2 Отличия окончания предварительного расследования в форме предварительного следствия и форме дознания

На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Так же, на органы дознания возлагается обязанность принятия всех мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступления.

Деятельность органов дознания различается в зависимости от того, действуют ли они по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, или же по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. При наличии признаков преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.

По выполнении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания срока, предусмотренного ч. 1 ст.121 УПК, обязан передать дело следователю. В случае если данное преступление подследственно разным органам предварительного следствия, дело направляется прокурору, для определения органа, который будет проводить предварительное следствие. После передачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах.

По дела, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

При производстве дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, орган дознания руководствуется правилами, установленными УПК для предварительного следствия, за следующим исключением:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.