на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Образование государства Израиль
так, жребий был брошен. На подготовку текста Декларации Независимости и подобающей церемонии оставалось двое суток. Тем временем поступали тревожные военные сводки из Иерусалима и прилегающих к нему поселений Гуш-Эциона. Чтобы не нарушить субботу, решено было провозгласить независимость в 4 часа в пятницу, за восемь часов до официального завершения британского правления. Начался настоящий бег наперегонки со временем.

На заседании 12 мая обсуждался проект Декларации. Он был не первым и оказался, несмотря на цейтнот, не последним. Тремя неделями раньше Пинхас Розен (Феликс Розенблют), занимавшийся в администрации правовыми вопросами и ставший первым министром юстиции Государства Израиль, поставил перед руководством ряд вопросов, на которые следовало ответить, прежде чем провозглашать независимость: как будет называться новое государство, каковы будут его герб, флаг, официальный язык? Он же предложил в качестве государственного языка иврит, при предоставлении арабоязычным гражданам права пользоваться их языком в законодательном органе, в судах и в государственных учреждениях. Далее. Будет ли Декларация соответствовать резолюции ООН о разделе Палестины, и будут ли границы государства очерчены в момент его провозглашения? Если да, то, какие будут границы, предписанные резолюцией ООН или иные?

Розен попросил юридического советника профсоюзной организации Хистадрут, позже члена Верховного суда Цви Беренсона подготовить черновой вариант Декларации. Веренсон включил в проект четыре основных пункта: историческую связь еврейского народа с Эрец-Исраэль; перечень событий, подготовивших создание государства, со ссылками на мировое мнение и на декларацию Бальфура; значение суверенного демократического строя; и, наконец, провозглашение личных, социальных и юридических прав. Проект Беренсона датирован 9 мая.

Второй проект, вернее, пересмотренный вариант первого, подготовили юристы А. Вехам, А. Хинцхаймер и 3. Э. Бекер. Он был готов 10 мая. Новое государство в нем никак не называлось. Именно этот проект рассматривался на заседании 12 мая, тогда же, когда и меморандум юридического советника Еврейского агентства Якова Робинсона, позже ставшего юридическим советником израильской делегации в ООН. В меморандуме говорилось о юридических последствиях отклонения от решений ООН. По мнению Робинсона, право еврейского народа на государственность было Организацией объединенных наций не дано лишь подтверждено. Поскольку обладавшая мандатом на Палестину Британия уже начала выводить свои войска, а предусмотренное планом раздела Палестины агентство ООН по наблюдению за осуществлением плана так и не было создано, Робинсон не нашел юридических препятствий к провозглашению государства. Такое же заключение дал специалист по международному праву сэр Герш Лаутерпахт, впоследствии член Международного суда в Гааге.

Юридические проблемы на заседании 12 мая обсуждали недолго, а о границах государства спорили горячо. Розен доказывал, что в Декларации следует упомянуть о границах, но Бен-Гурион и левый профсоюзный деятель Аарон Цизлинг резко возражали ему. Бен-Гурион сослался, на что в американской Декларации независимотерриториальные границы не упомянуты. Он не собирался заранее налагать территориальные ограничения на государство, стоящее на грани войны, и заявил: "Мы приняли резолюцию ООН, а арабы - нет. Они готовятся к войне с нами. Если мы победим в ней и займем Западную Галилею или земли вдоль дороги на Иерусалим, эти территории войдут в состав государства. С какой стати нам связывать себе руки, обязуясь принять гpaницы, которых арабы в любом случае не примут?"

Позиция Бен-Гуриона была одобрена пятью голосами против четырех. Это был единственный вопрос, по которому 12 мая провели голосование. Обсуждалось также название государства. Подкомитет по арабскому варианту названия не выдвинул возражений против названия "Израиль" арабском звучании. Предлагались и другие названия, среди них "Сион", "Эрец-Исраэль", "Йехуда" "Эвер" (от корня иври - "еврейский"). Так ничего и не решив, поручили выработать окончательный текст Декларации комитету в составе пяти человек: Давида Ремеза, Розена, Моше Шапиро, Щарета и Цизлинга.

Было также решено провести церемонию провозглашения государства в главной галерее Тельавивского музея. Предлагались и другие помещения, в том числе зал театра "Габима" или одна из больших синагог, но Национальная администрация учла опасность воздушной бомбардировки, при которой все руководство новорожденного государства могло быть уничтожено одним ударом. Поэтому место и время исторического события были засекречены, и пышной церемонии предпочли скромный акт в неприметном здании музея. Учли и то, что музей в политическом и религиозном отношении нейтрален, и к тому же его главная галерея располагалась в полуподвальном помещении с высокими окнами. Эттингер Шмуэль Очерк истории Еврейского народа, том 2 Иерусалим 1972.

3. Торжественная церемония и Декларация Независимости

Вряд ли тогда предвидели, что выбор места для провозглашения независимости окажется на редкость удачным с точки зрения исторической перспективы: музей занимал один из первых домов в первом еврейском городе нашего времени. Рождение Государства Израиль произошло на прежнем участке № 43, который был первым разыгран в лотерее, проведенной Обществом земельных участков (Ахузат байит) на винограднике Джибали, на пустынной песчаной дюне, 11 апреля 1909 года, и эта дата считается днем основания города Тель-Авива. Достался участок № 43 Меиру Дизенгофу, ставшему первым мэром Тель-Авива, и его жене Зине, прекрасной пианистке. Их одноэтажный домик, построенный на этом участке в 1910 году, стал культурным и духовным центром молодого города. Дом четы Дизенгоф часто посещали такие светила искусства и литературы, как Хаим-Нахман Бялик, Ш.-Й. Агнон и Нахум Гутман, а среди зарубежных гостей были Уинстон Черчилль и Альберт Эйнштейн. Домик стал тесен, и в 1926 году Дизенгоф надстроил второй этаж. После смерти жены в 1932 году он отдал дом под художественный музей, без которого, по его мнению, не может обойтись ни один уважающий себя город. Тельавивский музей открылся в перестроенном трехэтажном доме 23 февраля 1936 года, всего за несколько месяцев до кончины Дизенгофа.

Бен-Гурион сам не занимался подготовкой торжественной церемонии - она была поручена секретарю Национальной администрации Зеэву Шарефу, ставшему затем секретарем кабинета министров. Он распорядился повесить на стенах зала картины только еврейских художников или на еврейские темы. В экспозицию попали такие картины, как "Еврей со свитком" Шагала, "Погром" Молдовского, "Изгнание" Гиршенберга. Шареф попросил тельавивского графика Отто Валлиша оформить зал и каллиграфически написать текст Декларации на свитке.

Галерея стала походить на театр накануне генеральной репетиции. Два плотника целые сутки сколачивали невысокий подиум, стулья самых разных стилей принесли из соседних кафе, микрофоны - из музыкального магазина, ковер взяли напрокат в какой-то лавке. Валлиш купил новые люстры. Стену за подиумом покрыли голубой тканью, купленной в универсальном магазин
е "Хамашбир", и украсили большим портретом Герцля, принесенным из здания Еврейского национального фонда, где обычно заседал Национальный совет. По обе стороны портрета висели выстиранные и отутюженные флаги.

За рассылку приглашений отвечал член национального комитета "Керен Хайесод" (Фонда основания) Арье Рифкинд. В лаконичных приглашениях с подписью "Секретариат" адресатов предупреждали о необходимости сохранять в тайне время и место акта. Прессу тоже обязали сохранять тайну. Телеграммы в зарубежные агентства печати прошли цензуру. Гостей просили прийти в торжественной одежде темного цвета. Поскольку зал вмещал не более 350 человек, перед Рифкиндом встала нелегкая задача отбора. Кроме членов Национального совета и администрации приглашения получили видные сионистские и религиозные деятели, руководители политических партий, мэры городов и командиры Хаганы. Многие из тех, кого не пригласили, обиделись, сочтя себя обойденными вниманием.

В числе приглашенных был и секретарь Герцля Й. Шалит. На Первом сионистском конгрессе в Базеле именно он развернул флаг, ставший знаменем сионистского движения. Теперь, спустя полвека, он попросил доверить ему развернуть на сей раз государственный флаг, но из-за нехватки времени ему отказали. Через год, накануне первой годовщины Независимости, тот же флаг прислали Шалиту, и он вывесил его на своем балконе. Как пояснил Шареф, таким образом, было принесено "молчаливое извинение за то, что мы не смогли тогда уважить его просьбу".

Приглашения были разосланы 13 мая. В 6 часов вечера Национальная администрация собралась для последнего обсуждения текста Декларации. На заседание прилетел из Иерусалима раввин Й.-Л. Фишман (Маймон). Тот же самолет с единственным пассажирским местом должен был доставить Голду Меир в Иерусалим для официального прощания с британским верховным комиссаром генералом Аланом Каннингхэмом, а потом вернуться в Тель-Авив с Ицхаком Грюнбаумом. Однако на полпути у самолета забарахлил мотор, и пилот, не рискнув пересекать Иудейские горы, вернулся в Тель-Авив, так что Голда Меир присутствовала на церемонии, а Грюнбаум остался в осажденном Иерусалиме. О.А. Омельченко «Всеобщая история государства и права», Учебник в 2 т., Издание 4-е, доп. Том 1, Эксмо, Москва, 2005. (Российское юридическое образование).

Заседание Национальной администрации началось с сообщения Бен-Гуриона о падении Кфар-Эциона и о капитуляции арабов в Хайфе. Затем Шарет от имени подкомитета по подготовке текста Декларации внес на рассмотрение проект из 22 статей, который он практически составил заново, а его дочь Яэль каллиграфически переписала. Документ был объемистый и изобиловал юридическими терминами. Бен-Гурион возразил против слова "поскольку", которым начиналась каждая статья, сочтя это отступлением от норм иврита. Критиковал он и некоторые риторические изыски в проекте. Были еще замечания и по содержанию, но больше всего споров вызвало слово "Бог" в заключительной статье Декларации. Цизлинг был решительно против предложенной формулировки "с верой во Всевышнего", так как ни ему, ни кому-либо другому нельзя навязывать веру. Двое верующих, Фишман и Шапиро, возразили ему, что в документе, провозглашаемом от имени всех евреев, нельзя не упомянуть Бога. Поэтому следует, как предложил Шапиро, либо оставить "Бог Израиля", либо пойти на компромисс и написать вместо этого "Всемогущий Спаситель Израиля".

Одно из наименований Бога в иврите - Цур Исраэль. Цур - "скала, оплот", и "Цур Исраэль" понимается как "Оплот Израиля". Бен-Гурион, предложил собрать небольшой подкомитет в составе его самого, Фишмана, Шарета и Цизлинга для окончательной доработки текста с условием, что все примут вариант "Цур Исраэль", который каждый волен, понимать в зависимости от личных убеждений С этим предложением согласились без голосования.

В тот же вечер в своем доме на улице Керен Кайемет Бен-Гурион переработал текст Декларации. Он значительно сократил его, убрал много таких цветистых выражений не в его духе, как "защищаясь, смело и бесстрашно", вычеркнул все "поскольку" (Шарет продолжал утверждать потом, что без них документ стал юридически слабее) и опустил все ссылки на решение ООН о разделе Палестины. Учтя выдвинутое раньше предложение начать Декларацию не с изгнания евреев из страны, а с констатации постоянного присутствия еврейского народа в ней, Бен-Гурион так сформулировал первое предложение: "Эрец-Исраэль была родиной еврейского народа". В пятницу утром у себя дома Бен-Гурион представил свой проект подкомитету.

Днем Декларацию обсудил на своем заключительном заседании Национальный совет. Попытка вернуться к дискуссии об упоминании Бога в Декларации успеха не имела. Приверженцы ревизионистского крыла сионизма подняли вопрос о границах государства. Поскольку ревизионисты всегда требовали для еврейского государства территорию по обоим берегам реки Иордан, они настаивали на внесении в Декларацию формулировки «в своих исторических границах». Стремясь заручиться единодушной поддержкой Национального совета перед торжественным провозглашением государства, Бен-Гурион предложил вернуться к обсуждению всех возражений и оговорок в тексте Декларации на первом же заседании будущего правительства, которое уже было назначено на ближайшее воскресенье. Единственное принятое изменение в тексте свелось к тому, что к гарантиям свобод вероисповедания, совести, образования и культуры добавили свободу языка. Бен-Гурион остановился на названии нового государства - "Израиль". Наконец при повторном голосовании текст Декларации был единогласно утвержден за час до провозглашения государства.

Члены Национального совета поспешили домой переодеться. Шареф остался в здании Еврейского национального фонда, ожидая, пока секретарши перепечатают окончательный текст. Времени на подготовку каллиграфически написанного свитка, разумеется, уже не оставалось.

Несмотря на секретность, слухи о предстоящем событии разнеслись по Тель-Авиву, и толпы людей заполнили улицы по соседству с музеем.

Вокруг здания расставили охрану, а у входа в него застыл почетный караул. За несколько минут до 4 часов, когда сэр Алан Каннингхэм уже вступил на борт британского военного корабля "Эвралиус", отплывавшего из Хайфского порта ровно в полночь, к музею подъехал автомобиль, и Бен-Гурион проследовал в здание. Народ восторженно приветствовал его, а караульные отдали ему честь.

Когда до исторического события оставались уже считанные минуты, возникла неожиданная угроза его срыва: Декларация была еще в руках у Шарефа в здании Еврейского национального фонда, а автомашины для своевременной ее доставки к месту церемонии у Шарефа не оказалось. Блестящий организатор обеспечил транспортом всех, кроме себя самого. Не найдя такси, Шареф остановил проезжавший автомобиль. Но юноша за рулем отказался подвезти его, так как торопился домой, чтобы услышать провозглашение государства по радио. Пришлось ему сказать: "Если ты тотчас же не поедешь к зданию музея, то ничего не услышишь, потому что Декларация у меня в руках". Но тут возникла новая трудность: у юноши, вероятно, не было шоферских прав. По рассказу сопровождавшего Шарефа Нахума Нира, ставшего позже председателем Кнессета, автомашину остановил полицейский за превышение скорости. Нир бъяснил полицейскому, что ввиду прекращения британского мандата у него больше нет полномочий, а если он задержит автомашину, то не появится еврейское государство. "Задерживать он нас не стал, - вспоминает Нир, - и кивком показал: езжайте".

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.