на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Общая характеристика законности
p align="center"> ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В УСЛОВИЯХ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Законность и правопорядок -- величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление -- одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране подошло к критической черте. За последние годы резко возросло количество правонарушений, в том числе наиболее опасных из них - преступлений. Поэтому укрепление законности, борьба с возрастающей преступностью -- жизненно важные задачи.

Проблема ликвидации нарушений законности не только юридическая проблема. Для ее решения, прежде всего, должны быть устранены, изжиты те объективные факторы, которые поддерживают, «оживляют» преступную активность, создают условия для совершения правонарушений, для отступлений от требований законов. Стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии - необходимые предпосылки и важнейшие пути укрепления законности и правопорядка.

Вместе с тем было бы неправильным рассчитывать только на эти объективные процессы. В обществе необходима специальная юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности, формы этой деятельности весьма разнообразны. Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.

Убеждение как метод укрепления законности состоит в повышении правосознания как граждан, так и должностных лиц.

Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым нарушениям законодательства. Это обеспечивается созданием стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и систематической планомерной работой в данном направлении. Важное значение имеет обучение граждан умению воевать за свои права, защищать их законными средствами.

С убеждением тесно связана профилактика правонарушений. Суть ее заключается в предотвращении возможных правонарушений путем тщательного изучения причин и условий, способствовавших совершению нарушений законности, и принятии мер по их ликвидации.

Не следует сбрасывать со счетов и роль общественности в обеспечении законности и правопорядка. В нашей стране имеется богатая практика привлечения ее к этой деятельности. Товарищеские суды, народные дружины, различные общественные образования граждан проводили большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных местах. К сожалению, в последние годы эти традиции оказались забытыми. Процесс становления и развития местного самоуправления должен повлечь за собой и возрастание роли общественности в решении региональных проблем, в том числе укрепления законности.

Важнейшая же роль здесь, безусловно, принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, собственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь, прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменительных и правоохранительных органов.

Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция.

3.1 Тенденции развития правопорядка в условиях демократического общества и государства

Если право, законность и правопорядок выступают юридической основой демократического общества, и функционирования государственной власти, то вполне естественно напрашивается вывод о путях упрочения этих основ, о тенденциях их развития. Чем лучше люди понимают объективные требования развития, тем активнее они участвуют в достижении национальных целей. Поэтому представляется оправданным рассмотрение некоторых тенденций в развитии правового порядка.

Итак, правопорядок суть юридическое оформление одного из важнейших свойств развития материи в ее высшей форме - социальной жизни - упорядоченности. Познание и использование этого свойства, как закономерности социального развития государственно организованного общества, является большой научной и практической проблемой.

Чем выше уровень социального развития, тем острее требования к упорядоченности важнейших сторон жизни. Чем выше уровень цивилизации, тем решительнее отвергаются дезорганизующие факторы - преступность, злоупотребления, попирание прав и свобод личности, произвол и беззаконие.

В обществе для того и возникли правовые средства, такие как право, законность и прочее, чтобы с их помощью урегулировать многие стороны социальной жизни. Упорядочивающая деятельность людей должна совпадать с требованиями объективной упорядоченности реальной жизни. В противном случае наносится серьезный урон людям, обществу, природе, всей окружающей среде. Примеров в жизни данному положению более чем предостаточно.

Упорядочивающей основой жизненных процессов и правопорядка является четкая нормативность. Социальная нормативность обусловливает требования правовой, без чего невозможен правовой порядок. Юридическая нормативность оформляется правом. Она выражается в масштабности, эталонности общеобязательных норм поведения. Данные образцы обеспечивают высокую централизацию в подчинении им и широкую автономию поведения. В правопорядке это выражается в том, что, во-первых, имеет место высокая централизованная подчиненность установленным нормативам по достижению национальных целей и осуществлению интересов людей; во-вторых, широчайшая автономия поведения по реализации установленных образцов и программ.

Такие требования нормативности проявляются во всех сторонах правопорядка и они предопределяют участников, их отношения и связи, структуру и функции государственного и общественного механизма. Разрозненные акты, поступки, действия миллионов людей, их объединений и организаций необходимо свести в слаженную, четко функционирующую систему, подчиненную единой цели и противостоящую дезорганизации и анархии.

В первую очередь нормативному урегулированию подлежат определяющие взаимоотношения и связи, а именно: общество государство - личность и поведение каждого элемента. Этим определяется уровень развития правопорядка, который выступает своеобразным мерилом свободы личности и гарантированности правовых провозглашений.

В этой связи остро стоит вопрос о совершенствовании и укреплении нормативной основы урегулированности. А поскольку это оформляется правом, то все разговоры и рассуждения о размывании его нормативности под эгидой нового правопонимания чреваты огромными изъянами на практике. Никакой демагогической конъюнктурой нельзя оправдывать попытки свертывания и устранения нормативных основ правового порядка. Наоборот, необходимо делать все для совершенствования и укрепления нормативной базы, т. е. права, законов страны.

С каждым новым этапом развития общества, с расширением демократических начал и активизации личного фактора возрастает необходимость в стабилизации, урегулированности и гарантированности связей и взаимоотношений, взаимодействий людей. Это обстоятельство порождает стойкую тенденцию систематического упрочения и укрепления правопорядка. Поэтому общество - государство - народ должны постоянно заниматься решением этих проблем.

Данная тенденция обусловлена объективными потребностями и интересами людей, которые должны использовать все правовые средства, особенно право и законность, для постоянного укрепления всех сторон правового порядка.

Важнейшей тенденцией развития является упрощение, универсализация, оптимизация правовых связей, отношений, структур и регулирования. Увеличивающиеся объемы работы, углубляющиеся социальные процессы, усложняющиеся взаимоотношения приводят к перенасыщенности социальных и правовых связей. Общество этого не принимает, что приводит к неуправляемости и произволу. Личность отторгает перенасыщенность связей и сложности социальной жизни. Отвергаются отжившие социальные институты. Упрощаются связи и процессы. Все более универсальной и оптимальной становится регламентация. Конечно, нельзя тенденцию к упрощению сводить к примитивности. Первое - величайшее благо, второе - непоправимое зло. Речь идет не о поверхностных моментах и примитивных подходах к решению сложных проблем, а о высшем достижении человеческого разума, о наиболее простых и целесообразных формах организации общественной жизни. Эта тенденция затрагивает все стороны правопорядка.

Необходим оптимальный объем нормативного материала за счет увеличения общности правовых предписаний. Требуется резкое сокращение субъектов, которые занимаются правотворчеством. В серьезной универсализации нуждаются правовые статусы субъектов. Очень часто наблюдается усложненность и запутанность процесса, процедуры. Неоправданное копирование субъектами Федерации федеральных структур, наличие дублирующих организаций и функций, низкое качество законодательства, да и многое другое говорит о несовершенстве правовых связей сегодняшнего дня. Они сложные, запутанные и не всегда доступны людям. А это разрушает правовой порядок. Вот почему универсализация и оптимизация, упрочение выступают одной из определяющих тенденций на путях формирования четкого правового порядка. Обществу нужен четкий, простой, понятный и доступный людям порядок, дающий высокую степень прочности, стабильности и гарантированности жизненных процессов.

В настоящее время многие из этих вопросов попадают в сферу проведения правовой реформы. Вносятся конкретные и самые разнообразные предложения о путях совершенствования правовых рычагов, которые, в конечном счете, будут способствовать формированию правопорядка и правового государства.

Тенденцией развития правопорядка выступает и борьба противоположностей. В правовой жизни отчетливо просматриваются два направления: одно нацелено на укрепление и упрочение правопорядка, другое - на его отрицание и разрушение. Одно связано с укреплением права, законности, с уравновешенностью и стабилизацией связей; другое - с их противоположностью - неурегулированностью, злоупотреблениями, преступностью, попранием прав, свобод, законных интересов личности и др. В борьбе этих противоположностей идет процесс формирования и упрочения правопорядка. Чем решительнее наступления на негативные проявления, чем прочнее правопорядок, тем больше сужается сфера проявления негативных сторон. На путях законности, демократии и справедливости формируется правовой порядок. На путях беззакония, произвола и несправедливости он разрушается. Эти противоположности обусловливают определенную тенденцию правового развития. Государства и люди не могут быть снисходительными к этим направлениям. На путях упрочения порядка и борьбы с негативными явлениями решаются проблемы удовлетворения интересов людей. Степень их удовлетворения и гарантированности провозглашенных прав и свобод находится в прямой зависимости от прочности правового порядка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги исследования вопросов дипломной работы на тему «Законность и правопорядок» можно сделать следующие выводы:

1. Категорию «законность» можно раскрыть через следующие аспекты:

Во-первых, законность - строгое и неукоснительное соблюдение, исполнение и применение законов.

Во-вторых, законность это не только требование соблюдения норм запретов и обязывающих юридических норм, но и требование надлежащей реализации предоставленных прав и свобод гражданам.

В-третьих, законность, - обязательность, являющаяся объективным свойством права и государственной дисциплины.

В-четвертых, законность распространяться не только на поведение исполнителей закона, но и на сферу правотворчества, деятельность законодателей.

В-пятых, законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве.

В-шестых, законность - не только формальный принцип права, но и содержательная категория, отражающая демократическое существо общественного строя.

Таким образом, законности присущи следующие свойства или черты, а именно: всеобщность законности, заключающаяся в обязательности ее требований; единство, которое состоит в единообразном понимании на всей территории страны; верховенство, выражающееся в иерархии нормативных актов; неотвратимость означает пресечение любых нарушений закона; недопустимость противопоставления законности и целесообразности; неразрывная связь законности и культуры.

Кроме того, можно выделить основные тенденции в разработке теории законности: проведение четких разграничений законности как режима и форм ее реализации; изучение законности в связи с другими социально-политическими явлениями; анализ законности в механизме правового регулирования. Особо отмечены функции законности: - проведение в жизнь государственной воли, связь законности с реализацией права; - создание условий для выработки целесообразных, эффективных норм права; - обеспечение реальности правового регулирования, функционирование элементов его механизма строго на основе законности.

2. Категория правопорядок включает в себя следующие содержательные моменты:

Во-первых, правопорядок - объективно обусловленное состояние, свойство социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью и урегулированностью системы правовых отношений и связей, основанных на реализации демократических, гуманистических принципов и нормативных основ права и законности; прав, свобод и обязанностей всех субъектов;

Во-вторых, правопорядок - это прежде всего конституционный порядок.

С понятием законности тесно связано понятие правопорядка. Состояние правомерности, свойственное законности, в результате реализации норм права «материализуется», превращается в состояние согласованности, упорядоченности общественных отношений.

Основными тенденциями развития правопорядка являются: - упрощение, универсализация правовых связей, отношений, правового регулирования в целом; - усиление нормативности, проявляющейся в повышении требований к образцам, эталонам социальной жизни и поведения людей; - борьба противоположностей.

3. Соотношение категорий «законность» и «правопорядок» выражается в следующем:

Во-первых, законность, правопорядок - различные по содержанию и характеру категории:

законность - качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа, режима;

правопорядок - состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений и их свойств.

Во-вторых, они выступают различными этапами реализации воли и интересов власти и народа: законность - реализующееся право, правовое качество нормативных и правореализационных актов, процесса их реализации; правопорядок - претворенное в жизнь право, реализованные воля и интересы государственной власти и народа.

В-третьих, различен уровень развития правовой материи: начальный момент, движение и конечный результат.

Они несут различную правовую функциональную нагрузку. Право, законы - юридическая основа правопорядка, законность - средство его установления, правопорядок - результат осуществления права и законности, упорядочивающий социальную жизнь.

В-четвертых, право и законность - своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность - есть и правопорядок. Нет законности - есть беззаконие, произвол, анархия. Поэтому прочность и совершенство правопорядка находятся в прямой зависимости от законности, от этого качества нормотворческого и правореализационного процесса.

В-пятых, различны их связи и зависимости: если законность выступает как причина, то правопорядок следствие; если при анализе законности имеем дело прежде всего с количественными и качественными характеристиками, то при рассмотрении правопорядка - с состояниями и их качеством; если законность выступает качеством нормотворческого и правореализационного процессов, то в правопорядке она выступает одним из существенных проявлений состояния.

4. Взаимосвязь «законности», «правопорядка» и «демократии» выражается в следующем:

Во-первых, для демократического режима характерны широкое участие населения в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, широкий спектр политических свобод граждан, режим законности, охрана прав и законных интересов граждан и др.

Во-вторых, в демократической стране принимаются меры к реальному осуществлению каждым гражданином предоставленных ему прав и укреплению законности и правопорядка.

Для реализации требований законности и правопорядка большое значение имеют их гарантии. Экономическими (материальными) гарантиями являются материальные условия жизни общества. Социальные гарантии включают весь комплекс общественных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от идеи законности. Политические гарантии -- это демократизм государственного и общественного строя. Идеологические гарантии состоят в господстве идеологии, на базе которой развиваются духовная жизнь общества. Юридические гарантии выступают как деятельность специальных правовых органов по предупреждению и пресечению правонарушений.

Таким образом, и «законность» и «правопорядок» - цель любого демократического государства и одновременно его состояние.

5. В заключение, хочется еще раз обратить внимание на то, что и «законность» и «правопорядок» выступают в нашей стране лишь как теоретические понятия. И это несмотря на то, что «законность» и «правопорядок» упоминаются в каждом десятом нормативном акте Российской Федерации. На наш взгляд было бы целесообразно принятие в России Федерального закона устраняющего этот пробел. Его можно назвать как Закон «О законности и правопорядке в Российской Федерации» со следующим содержанием: определить понятие «правопорядка» и «законности», цели и принципы правопорядка. Направления государственной политики по укреплению законности и правопорядка. Органы, на которые возложены обязанность по поддержанию правопорядка и другие вопросы.

Принятие такого нормативного акта, не только бы устранило бы практический пробел Российского государственного права, но и способствовало развитию и поддержанию демократического режима в нашей стране.

По действующему законодательству органы дознания, прокурор, следователь, суд обязаны выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принимать меры к их устранению.

Важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета, 25 декабря 1993 года.

2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изменениями и дополнениями).

5. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

6. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями).

7. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

8. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями).

9. Алексеев С.С. Понятие и основные принципы законности.// Теория государства и права. М: Юристь, 2004.

10. Алексеев СС. Проблемы теории права: Курс лекций в 2 томах. Т.1. Свердловск, 2002.

11. Бабаев В.К. Теория современного советского права. Н.Новгород, 2001.

12. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 2006.

13. Бахрах Д.Н. Вопросы законности в государственном управлении. // Правоведение. 2002. N3.

14. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.:Новый Юрист, 2008.

15. Витрук Н.В. Законность: понятие, защита, обеспечение // Общая теория права: Курс лекций / Под ред. проф. В.К.Бабаева., 2003.

16. Вебер М. Легитимный порядок: (Фрагмент из статьи немецкого социолога, посвященный понятию «законности») // Новое время. 2005. N26.

17. Гришанин П.Ф. Пути укрепления законности. Государство и право, 2001. Т 1.

18. Клочков В.В. Требования законности: понятие, виды, генезис \\ Конституционная законность и прокурорский надзор. М., 2001.

19. Горшенев В.И. Законность как достояние правового государства //Проблемы обеспечения законности в механизме правоприменения. Волгоград. 2001.

20. Ефремов А.Ф. Теоретические и практические проблемы законности в Российском государстве. - Саратов: Амалфея, 2001.- 432с.

21. Зиновьев М.Ю. Понятие гарантий законности и их виды // Вопросы теории государства и права. М.: Юристь, 2005.

22. Исаков В. Законотворчество не любит спешки // РФ сегодня. 2001. №10.

23. Кехлеров С. Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов // Законность. 2003. N7.

24. Кожевников С.Н. Законность и правомерное поведение граждан в условиях реформирования России // Вестник НГУ, 2001.

25. Комаров С.А. Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. М., Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2002.

26. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 2004. N3.

27. Кудрявцев В.Н. Закон. Поступок. Ответственность. М., 2001.

28. Кудрявцев В.Н. Право как элемент культуры // Право и Власть. М., 2000.

29. Коваленко А.И. Проблемы теории и практики правового государства. М., 2004.

30. Ефремов А.Ф. Теоретические и практические проблемы законности в Российском государстве: Автореф. дисс. на соискание ученой степени докт. юрид. наук. Саратов, 2005.

31. Лазарева В. В. Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел. М. 2003.

32. Лившиц П.З. Теория права: Учебник. М.: Изд-во БЕК, 2003.

33. Малкин Н.С. О законности в условиях переходного периода // Теория права: новые идеи. Вып.4. М.: ИГПАН, 2001.

34. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Юрист. 2006.

35. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Потапов В.А. Законность и правомерное поведение граждан в условиях реформирования России (региональный аспект): Автореф. дисс. канд. юрид. наук., 2005.

36. Права человека и проблемы обеспечения законности. Отв. ред. В.Е. Гущев. Нижний Новгород. 2003.

37. Окунькова Л.А. - М.: Фонд «Правовая культура», 2002.

38. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. - М.: Фонд «Правовая культура», 2001.

39. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М.: «Статус ЛТД+», 2006г.

40. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: «Былина»., 2005.

41. Теория государства и права. Курс лекций // Под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. - М. Юристъ, 2000.

42. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. - М.:Зерцало, 2007.

43. Теория государства и права: Курс лекций / Под редакцией проф. М.Н.Марченко. М.: Зеркало, ТЕИС, 2003.

44. Теория государства и права /Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. М.: Норма, 2000.Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Курс лекций. Екатеринбург, 2006.

45. Теория государства и права /Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.: Приор,2007.

46. Тихомиров Ю.А. Коллизионное право.- М.: Бек, 2000.

47. Тихомиров Ю.А. Укрепление законности в сфере государственного управления // Законность в РФ. М.: Бек, 2006.

48. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: Амалфея, 2002.

49. Хабриев Т.А. Толкование конституции РФ: теория и практика. М.: Норма,2004.

50. Шабуров А.С. Законность и правопорядок // Теория государства и права: Учебник для вузов, М., 2007.

51. Юридический энциклопедический словарь. М.: Энциклопедия, 2004.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.