p align="left">Обращает на себя внимание то, что Основной закон ФРГ и Конституция Российской Федерации приравнивают открытые цели и фактические действия партий и их сторонников, направленные на устранение конституционного строя. Но в ФРГ речь идет о любых действиях против конституционного строя в целом, а в Российской Федерации - только о насильственном изменении основ конституционного строя. Комментарий к Конституции Российской Федерации./ Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М: Фонд «Правовая культура», 1996. С. 69 Статус профсоюзных организаций определяется Законом Российской Федерации от 8 декабря 1995 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Профсоюзы - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интере-сами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Они независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов мест-ного самоуправления, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Профсоюзы имеют целью защиту трудовых и социальных прав своих членов. Они независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти и хозяйственных органов, общественных объединений. Профсоюзы защищают право своих членов на труд, ведут переговоры и заключают с администрацией коллективные договоры, контролируют их выполнение. Они контролируют соблюдение законо-дательства о труде и его охране, имеют право на организацию и прове-дение забастовок в соответствии с законодательством. Профсоюзы располагают значительными юридическими возмож-ностями активно влиять на правотворчество по вопросам защиты социальных прав и интересов работников. Так, предложения обще-российских профсоюзов и их объединений должны учитываться феде-ральными органами государственной власти при рассмотрении проек-тов законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников; органы исполнительной власти и органы местного самоуп-равления принимают проекты нормативных правовых актов по таким вопросам с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы могут вносить предложения о принятии компетентными государствен-ными органами законов и иных нормативных правовых актов, каса-ющихся социально-трудовой сферы. Они вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и т.д. Профсоюзы играют важную роль в защите трудовых прав работников. Так, в установленных случаях расторжение трудового до-говора с работником-членом профсоюза по инициативе работодателя может произведено только с предварительного согласия соответствую-щего профсоюзного органа. Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе: а) социального партнерства; б) взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей; в) системы кол-лективных договоров и соглашений. Профсоюзы обладают некоторыми правами, обеспечивающими им возможность влиять на формирование властных структур, осуществ-ление их деятельности. Так, они вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соот-ветствии с законодательством; на паритетных началах с другими парт-нерами участвовать в управлении государственными фондами социаль-ного страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами; взаимодействовать с государственными органами и органами местного самоуправления по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта и т.п. Помимо прав, предусмотренных Законом о профессиональных со-юзах, их права и гарантии деятельности права профсоюзов в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий работников устанавливаются соответ-ствующими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации. Законодательством установлены определенные гарантии прав профсоюзов и их работников. В частности, приостановить или прек-ратить их деятельность возможно только в судебном порядке. В России впервые создана правовая база, закрепляющая и устанавливающая права молодежи и детских объединений. Им оказывается государственная поддержка, под которой понимается совокупность мер, при-нимаемых органами государственной власти в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных ус-ловий, гарантий и стимулов деятельности таких объединении, направленной на социальное становление, развитие и самореа-лизацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав. Государственная поддержка оказывается зарегистрирован-ным в установленном порядке и обратившимся за такой поддерж-кой к федеральным органам исполнительной власти молодеж-ным объединениям граждан в возрасте до 30 лет: детским объединениям, членами которых являются несовершеннолетние в воз-расте до 18 лет. Правительство поручает федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти осуществление отдельных мер государственной поддержки молодежных и дет-ских объединений и обеспечивает финансирование этих мер. Сюда относятся меры, направленные на предотвращение угрозы их здоровью, повышение уровня образования, культуры, по орга-низации досуга, подготовку кадров, развитие международных связей и др. В Указе Президента «О мерах государственной поддержки об-щественных объединении, ведущих работу по военно-патриоти-ческому воспитанию молодежи» предусмотрены такие меры, как: выделение бюджетных ассигнований для обеспечения подго-товки сборных молодежных команд России по авиационным видам спорта как основного резерва национальных сборных ко-манд; укрепление и расширение связей воинских формирований с образовательными учреждениями, военно-патриотическими мо-лодежными и детскими объединениями и поисковыми группами при решении вопросов воспитания патриотизма и подготовки молодежи к военной службе; право внеконкурсного поступления в военно-учебные заведе-ния юношам, прошедшим соответствующую подготовку в воен-но-патриотических объединениях; право этих объединений пользоваться помещениями школ, клубов, дворцов и домов культуры, спортивными сооружениями бесплатно или на льготных условиях и др. Эти меры позволят улучшить профессиональное ориентиро-вание части молодежи на военную службу. Они служат серьезной поддержкой тем тремстам молодежным объединениям России, которые выжили в сложных реалиях сегодняшнего дня и готовы продолжить свою деятельность на благо процветания Отечества. Под благотворительной деятельностью понимается доброволь-ная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Федеральный закон «О благо-творительной деятельности и благотворительных организациях» устанавливает основы правового регулирования благотворитель-ной деятельности и. определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местною самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в России. К сожалению, пока она не получила широкого распространения. Овсянко Д. М. Административное право. Учебное пособие для студентов юридических ВУЗов, факультетов и институтов. / Отв. ред. проф. Г. А. Туманов. -М., Юристъ, 1995. С. 52 Рассмотрим законодательные основы правового положения религиозных объединений. Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на свободу совести, свободу вероисповедания. Граждане могут пользовать-ся правом на свободу вероисповедания индивидуально, а также совме-стно, путем создания религиозных объединений. Специальным актом, определяющим основные параметры право-вого положения таких объединений, является Закон РСФСР от 25 октября 1990 года «О свободе вероисповедания» Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской федерации. 1990. № 21. Ст 240; см также Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 5. Ст. 346. Он отражает принципиальные позиции государства в отношении религиозных объединений и религиозных объединений по отношению к государству, а также в общих чертах виды и объем правосубъектности этих объединений. Законодательное урегулирование этих вопросов имеет целью, во-первых, создать наиболее благоприятные условия для реализации гражданами права на свободу вероисповедания, во-вторых, не до-пустить злоупотребления этим правом, посягательства на личность, права и свободы граждан. В Российской Федерации религиозные объединения отделены от государства. Это прежде всего означает, что государство, хотя и опре-деляет правовой режим осуществления права на свободу совести, сво-боду вероисповедания, но ни само государство, ни его органы и долж-ностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений. Они не могут поручать последним выполнение каких-либо государственных функций. На территории Российской Федерации не могут учреждаться орга-ны исполнительной власти и государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализацией гражданами права на свободу вероисповеданий. Вместе с тем Закон о свободе вероисповедания как акт государст-венной власти определяет сущность и некоторые виды религиозных объединений, а также определяет реквизиты устава (положения) религиозного объединения. Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений и в то же время контролирует соблюдение ими относяще-гося к ним законодательства. Регистрация уставов (положений) входит в исключительную ком-петенцию Министерства юстиции Российской Федерации, органов уп-равления в области юстиции субъектов Российской Федерации по правилам, установленным законом. Принципиальным в статусе религиозных объединений является то, что они образуются и действуют на основании своих уставов (положении); не могут вмешиваться в дела государства; участвовать в выбо-рах органов государственной власти и в деятельности политических партий. Однако могут участвовать в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятель-ность общественных объединений. Ввиду всеобщности требований принципа законности, они относятся также к религиозным объединениям. Служители культа и члены религиозных объединений признаются субъектами определенных нарушений законодательства о религиозных культах. Деятельность религиозных объединений может быть прекращена по решению общего собрания учредителей, съезда (конференции), его образовавших; решением суда, если деятельность религиозного объединения противоречит его уставу (положению) и действующему законодательству. Нарушение законодательства отдельными членами религиозных объединений не влечет ответственности всего объединения в целом. При Президенте Российской Федерации создан Совет по взаимо-действию с религиозными объединениями. Он является консуль-тативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента, касающихся его взаимодействия с религиозными объединениями и повышения духов-ной культуры общества. Положение о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации // Российская газета. 1995. 30 августа 3. Законодательство об отношении личного состава внутренних войск и органов внутренних дел к общественным объединениям Статья 22 Международного пакта о гражданских и политических правах «Ведомости Верховного Совета СССР», 1976 г., № 17(1831), ст. 291. предусматривает, что каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов (ч.1). Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции (ч.2 ). Часть 2 статьи 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Собрание законодательства Российской Федерации, 18 мая 1998 г., № 20, ст. 2143 распространяет это ограничение и на лиц, входящих в состав государственного управления. Ограничение пользования правом на объединение предусмотрено законом в некоторых случаях и для российских граждан. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы в Российской Федерации» СЗ РФ, 1995, № 31, ст. 2990, исходя из принципа деидеологизации государственной службы, запрещает образование в государственных органах структур политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профсоюзов (п. 12 ч. 1 ст. 11). Аналогичный запрет применительно к структурам политических партий и движений распространяется и на предприятия, учреждения, организации, что вытекает из Указа Президента РСФСР от 20 июля 1991 г. «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР» ВВС, 1991, № 31 ст. 1035. Военнослужащие, работники милиции и других правоохрани-тельных opганов имеют первичные статусы личности и граж-данина, основы которых закреплены в Конституции с указанием на то, что права и свободы личности и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, притом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности госу-дарства (№. 5). Как установлено ст. 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции от 21 июня 1995 г.), судьи не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям ВВС, 1992, № 30, ст. 1792; СЗ РФ, 1995, № 26, ст. 2399. Запрет прокурорским работникам быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности предусмотрен в ст. 4 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. «О Прокуратуре Российской Федерации» СЗ РФ, 1995, № 47, ст. 4472. Для служащих вооруженных формировании (вооруженные силы, внутренние войска, милиция, налоговая полиция и другие формирования) Закон определил единую общую основу для решения данной проблемы, а именно: в законе проводится четкое отграничение общественных объ-единении, занимающихся политической деятельностью (поли-тические партии, массовые политические движения и др.) от всех иных общественных объединений. На этой основе и стро-ится oтношение военнослужащих (и членов других вооруженных законных формирований) к этим двум видам общественных формировании. Принцип, основа решения здесь таков: личный состав воору-женных формирований - вне политики. Статья 20 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г.) Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г., № 16, ст. 503 в части 7 устанавливает: «В милиции не допускается создание и деятельность политических партий и их организаций. Сотрудники милиции не могут быть ограничены в своей служебной деятельности решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели». Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утв. постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-I) (с изменениями от 24 декабря 1993 г.) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» от 14 января 1993 г., № 2, ст. 70 в статьях 55 и 56 регламентирует право сотрудников органов внутренних дел на объединение в профессиональные союзы (ассоциации). Сотрудники органов внутренних дел в целях защиты своих профессиональных, социально-экономических и иных прав и интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы (ассоциации). Сотрудники органов внутренних дел могут быть членами профессиональных союзов (ассоциаций), объединяющих сотрудников органов внутренних дел. Профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних дел осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Российской Федерации, их уставами, Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних дел не вправе вмешиваться в деятельность органов внутренних дел по выполнению возложенных на них задач и обязанностей. Им запрещается проводить забастовки сотрудников органов внутренних дел. Предложения профессиональных союзов (ассоциаций) по вопросам назначения на должность либо восстановления в должности, перемещения по службе либо отстранения от занимаемой должности, присвоения специального звания, лишения специального звания либо снижения в специальном звании, увольнения из органов внутренних дел, применения мер поощрения и взыскания, а также по вопросам служебной деятельности органов внутренних дел носят рекомендательный характер. Согласно ч. 2 ст. 25 федерального закона от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации, 10 февраля 1997 г., № 6, ст. 711, статус военнослужащих внутренних войск определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие внутренних войск пользуются правами и свободами человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Права и свободы военнослужащих внутренних войск могут быть ограничены федеральным законом в случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» ВВС, 1993, № 6, ст. 188 в статье 8 устанавливает, что, во-первых военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица (п. 1); во-вторых, создание религиозных объединений в воинской части не допускается; религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира (п. 5). Статья 9 (пункт 2) этого Закона предусматривает, что военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих регулируются федеральным законом. Таким образом законодательство проводит в жизнь принцип: вооруженные формирования - вне политики, распростра-няя его далее на всю правоохранительную систему. Что же касается всех других общественных объединении, но не преследующих цели извлечения прибыли, то здесь закон ни-каких ограничений не ставит и, как и везде, поощряет создание и развитие таких объединений. Как известно, в организациях вооруженных сил, внутренних дел и внутренних войсках широкое и давнее развитие получили спортивные объединения по различ-ным видам спорта, они являются местом дислокации всемирно известного общества «Динамо», ЦСКА и других обществ. Кроме спортивных, созданы и другие объединения: охотничьи общества, по туризму и т.д. Манохин А. Д., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское административное право. /Учебник. М.: Юристъ, 1996 С. 62 ЗаключениеИтак, конституционные положения о праве граждан на объединение имеют достаточное развитие в текущем законодательстве. Общественные объединения в силу своей природы не обладают государственно-властными полномочиями, но наделены некоторыми правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и потому могут быть участниками разнообразных административных правоотношений.Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право: свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решении органами государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятель-ность; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов (участников), а также других граждан: осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях; выступать с инициативами по раз-личным вопросам общественной жизни и вносить предложения в органы государственной власти: участвовать в избирательных кампаниях.Общественное объединение обязано: соблюдать законода-тельство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятель-ности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с этим отчетом; ежегодно информировать орган. регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности и представлять ему другие необходимые све-дения.Поскольку определенные общественные объединения (профсоюзы, религиозные объединения) имеют специфические особенности, их деятельность регламентируется специальными законами. Тот факт, что в действующем законодательстве отсутствует закон о политических партиях, представляется упущением законодателя. Поскольку политические партии оказывают особо значимое влияние на ситуацию в стране, их статус должен иметь особое закрепление в законодательстве. Отметим также, что российское законодательство об общественных объединениях в целом соответствует положениям документов международного права, в частности в соответствии с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в Российской Федерации милитаризованные служащие (в частности, личный состав внутренних войск и органов внутренних дел) не могут состоять в политических объединениях, преследующих политические цели. Список использованных источниковА. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. Административное право Российской Федерации. М.: «Зерцало», ТЕИС,1996.Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г.) // Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г., № 16, ст. 503 Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. // СЗ РФ, 1995, № 27, ст. 2503; № 33, ст. 3340; 1996, № 3, ст. 145Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций» от 28 июня 1995 г. // СЗ РФ, 1995, № 27, ст. 2503; № 33, ст. 3340; 1996, № 3, ст. 145Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г //. СЗ РФ №3, 1996, № 148Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г., № 39, ст. 4465Закон РФ «Об общественных объединениях» от 9 октября 1990 г.// СЗ РФ, 1995, № 21, ст. 1930, Комментарий к Конституции Российской Федерации./ Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М: Фонд «Правовая культура», 1996 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 25 марта 1992 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 18 мая 1998 г., № 20, ст. 2143 Конституция Российской Федерации. М.: ИНФРА -М - НОРМА, 1996 Манохин А. Д., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское административное право. /Учебник. М.: Юристъ, 1996 Международный Пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // «Ведомости Верховного Совета СССР», 1976 г., № 17(1831), ст. 291.Овсянко Д. М. Административное право. Учебное пособие для студентов юридических ВУЗов, факультетов и институтов. / Отв. ред. проф. Г. А. Туманов. -М., Юристъ, 1995.Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» от 14 января 1993 г., № 2, ст. 70Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // ВВС, 1993, № 6, ст. 188 Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 10 февраля 1997 г., № 6, ст. 711
Страницы: 1, 2, 3, 4
|