на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Общие и различные качества в работе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в Украине
p align="left">В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 103 Конституции назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека относится к ведению Государственной Думы Конституция РФ. - М., 1993. - Ст 87..

Высокий статус Уполномоченного предопределяет достаточно сложный порядок осуществления этих действий. В выдвижении кандидатур могут участвовать Президент, Совет Федерации, депутаты Государственной Думы и депутатские объединения в Думе. При этом каждая кандидатура включается в список для тайного голосования двумя третями от общего числа депутатов Государственной Думы. Этим обеспечивается учет мнений различных властных и общественно-политических структур, отбор достаточно репрезентативной кандидатуры, по которой достигнут высокий уровень согласия депутатов, представляющих те или иные фракции.

Уполномоченный назначается на должность Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов. Данную должность может занять лицо, отвечающее определенным требованиям: иметь гражданство Российской Федерации; возраст не моложе 35 лет; познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу на заседании Государственной Думы. Одно и то же лицо не может быть назначено более чем на два срока подряд.

Институт Уполномоченного «учрежден в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Направления деятельности Уполномоченного разносторонни» Козлова Е.И. Конституционное право России. - М., 2001. - С. 207..

Установленными Федеральным конституционным законом средствами он способствует: восстановлению нарушенных прав; совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; развитию международного сотрудничества в области прав человека; правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Правовой статус Уполномоченного характеризуется следующими чертами Баглай М. Конституционное право РФ. - М., 1998. - 286. .

При осуществлении своих функций Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей по отношению к Уполномоченному, воспрепятствование его деятельности в иной форме влечет установленную законодательством ответственность.

Должность Уполномоченного несовместима с обладанием депутатским мандатом, нахождением на государственной службе, занятием какой-либо другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

В течение всего пятилетнего срока его полномочий. Уполномоченный обладает неприкосновенностью, содержание которой конкретизировано в Федеральном конституционном законе и не отличается от содержания депутатской неприкосновенности. Для применения к Уполномоченному предусмотренных в названном Законе мер принудительного воздействия требуется согласие Государственной Думы.

Уполномоченный не наделен властными полномочиями, директивными мерами воздействия на государственные и иные органы и должностных лиц, не принимает правовые акты. Однако рассматриваемый Закон устанавливает широкий круг обязанностей названных субъектов в отношении действий и обращений Уполномоченного (оказание содействия, проведение по поручению Уполномоченного определенных действии, предоставление информации, необходимых материалов и т.п.). Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

6. Уполномоченный и создаваемый для обеспечения его деятельности рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации. Чтобы обеспечить независимость Уполномоченного от каких-либо органов, финансирование его деятельности осуществляется из федерального бюджета, в котором выделяемые ему средства предусматриваются отдельной строкой.

7. Закон устанавливает основания, которые влекут или могут повлечь досрочное освобождение от должности Уполномоченного Государственной Думой. Основным содержанием компетенции Уполномоченного является рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Согласно Федеральному конституционному закону, заявителями жалобы могут быть не только граждане Российской Федерации, но и находящиеся на ее территории иностранные граждане и лица без гражданства.

Круг органов и лиц, действия (бездействие) которых могут быть обжалованы Уполномоченному, не всеобъемлющ. В соответствии с основными целями учреждения должности Уполномоченного -- обеспечение соблюдения и уважения прав и свобод государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами -- именно решения, действия (бездействие) этих субъектов (а также государственных служащих) могут быть предметом жалобы Уполномоченному. Закон оговаривает, что жалобы на решения палат Федерального Собрания и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уполномоченный не рассматривает.

Уполномоченный рассматривает только те жалобы, которые были ранее обжалованы в судебном либо административном порядке, но заявитель не согласен с принятым решением. Кроме того, установлен срок подачи жалобы: не позднее года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда последнему стало известно об их нарушении.

Закон (в ст. 19) обеспечивает льготные условия при подаче жалобы Уполномоченному. Так, она не облагается государственной пошлиной; жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, не подлежат просмотру администрацией и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Уполномоченный имеет право в различных формах реагировать на полученные жалобы: 1) принять жалобу к рассмотрению; 2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; 3) передать жалобу государственному органу,органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; 4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению. При этом отказ обжалованию не подлежит, но должен быть мотивирован.

«Конкретную форму реагирования на жалобу Уполномоченный определяет самостоятельно с учетом самых многообразных обстоятельств, сопутствующих жалобе по каждому делу» Ковешников Е. Конституционное право РФ. - М., 2001. - С. 301..

Уполномоченный наделен широким кругом прав, необходимых для надлежащей проверки "жалобы. В частности, он правомочен:

обращаться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;

беспрепятственно посещать все органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и т.д.;

запрашивать и получать необходимые ему сведения и документы;

получать объяснения должностных лиц и государственных служащих (исключая судей).

По результатам рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод, участвовать в судебном процессе;

обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении соответствующего должностного лица;

обращаться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда;

изложить свои доводы должностному лицу, имеющему право вносить протест;

обращаться в Конституционный Суд с жалобой на нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

В пределах своей компетенции Уполномоченный может в соответствующих случаях принимать меры по защите прав и свобод и по своей инициативе, без жалобы. Закон в ст. 21 допускает такую возможность при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение.

По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности всем федеральным органам государственной власти. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации он может направлять в Государственную Думу специальные доклады, вправе предложить Думе создать парламентскую комиссию по расследованию фактов нарушения прав и свобод или провести парламентские слушания, выступить с докладом на очередном заседании Думы в случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан.

В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации. Причем подача жалобы последнему не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению федеральным Уполномоченным.

4. Сравнительная характеристика института омбудсмена в РФ и в Украине

Любая модель омбудсмена базируется на высоком авторитете личности самого омбудсмана. Особенность украинской модели, кроме того, заключается в том, что на Уполномоченного возлагается обязанность в своей независимой и непредубежденной деятельности в интересах человека и гражданина руководствоваться Конституцией Украины, законами Украины, а также законами справедливости и собственной совестью (ст. 7 закона). На этом акцентировалось в присяге, которую приняла первый Уполномоченный по правам человека 14 апреля 1998 г. На практике это означает, что Уполномоченный в своей деятельности «постоянно может руководствоваться как принципом верховенства права, так и принципом верховенства прав человека, а также может предлагать модели правового и морального поведения, которые бы опережали действующее в стране законодательство» Тодыка Д. Конституционно - правовой статус человека и гражданина в Украине. - Х., 2003. - С. 142..

Украинский омбудсмен наделен полномочиями и компетенцией подобно большинству омбудсменов мира. Тем не менее некоторые омбудсманы имеют значительно более широкие полномочия. Уже упоминалось, что речник гражданских прав Республики Польша может выступать в административном и гражданском процессе на правах прокурора, а омбудсмен Швеции -- начинать уголовное дело против любого должностного лица в пределах своей юрисдикции, если, по его мнению, для этого есть веские основания. Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека такими полномочиями не наделен. Однако, как свидетельствует первый опыт работы, необходимость в этом назрела. Особенно ощутимыми являются неурегулированность статуса Уполномоченного в криминальном и гражданском процессах и отсутствие права внесения кассационного протеста на решение суда в тех случаях, если, по мнению Уполномоченного, имели место нарушения законодательства при рассмотрении того или иного дела.

Все это дает основания утверждать, что «сильная» модель украинского омбудсмена, заложенная в законе об Уполномоченном, может быть подкреплена рядом процессуальных норм в соответствующих кодексах и законах.

Изложенное в третьем разделе позволяет утверждать, что полномочия Уполномоченного по правам человека, закрепленные Закон РФ, практически идентичны украинским. Основной проблемой. Общей для российского и украинского омбудсмена является слабое практическое воплощение указанных в Законе полномочий. Для решения этого вопроса на выполнение заключительных положений Закона «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека» Кабинет Министров Украины должен был представить на рассмотрение Верховной Рады Украины до 1 февраля 1998 г. предложения относительно приведения законодательных актов Украины в соответствие с Законом Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека» и привести решение правительства Украины в соответствие с этим законом, а также обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими органами исполнительной власти Украины нормативных актов, которые противоречат этому закону. Тем не менее только после инициирования данного вопроса Уполномоченным по правам человека правительство поручило Министерству юстиции Украины разработать проект Закона Украины «О внесении изменении и дополнений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека». В совместно подготовленном проекте закона предлагается внести изменения и дополнения к ряду законов Украины преимущественно относительно процессуальных норм действующего законодательства, которые предоставляли бы право Уполномоченному защищать права человека в гражданском, административном, криминальном процессах, в пенитенциарных учреждениях и т.п. Уполномоченный надеется на понимание и поддержку со стороны народных депутатов Украины во время рассмотрения проекта закона, нормы которого направлены прежде всего на более эффективную защиту прав и свобод человека в Украине.

Вывод

Права человека -- одна из основополагающих проблем современной цивилизации. Это особая область философского и научного знания, в которой юриспруденции принадлежит основополагающая роль. Понятия «право» и «права человека» между собой тесно взаимосвязаны. Право как инструмент регулирования человеческих взаимоотношений для того и существует, чтобы обеспечить права и свободы личности, закрепить оптимальные модели взаимодействия между людьми как в интересах отдельного индивидуума, так и социума. Сущностными признаками права является государственно-волевой характер, нормативность и властно-регулятивная природа. Соответственно, праву в системе нормативной регламентации и обеспечения прав и свобод человека и гражданина принадлежит особая роль. Государственно-волевой характер в отношении прав личности состоит в том, что право выражает государственную волю общества в этой сфере, обусловленную экономическими, духовными, национальными, религиозными, природными и иными условиями жизни общества. Через волю государства аккумулируются экономические, политические, социальные, культурные и иные интересы и притязания различных классов, слоев и групп населения.

Эта воля объективируется в исходящих от государства и охраняемых им общеобязательных установлениях, правилах поведения, именуемых правовыми нормами и государственными органами. Конституцией независимой Украины впервые в нашей стране внедряется должность Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, на которого возлагается осуществление контроля за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина. Аналогичная должность существует во многих странах мира, где она называется несколько иначе - омбудсмен, народный защитник, посредник.

Уполномоченный по правам человека должен быть достойным доверия, независимым лицом, которое уполномочено парламентом на защиту прав и свобод граждан. Эти институты существуют в России и в Украине. Между ними много общих черт, сходных полномочий.

Список использованной литературы

1. Конституція України. - К., 1996.

2. Конституция РФ. - М., 1993.

3. Об Уполномоченном Верховной рады Украины по правам человека: Закон Украины от 23.12.97 //ВВР. - 1998. - №8.

4. Об уполномоченном по правам человека в РФ: Закон РФ от 26.02.97г.//Собрание законодательства РФ. -1997. - №9.

5. Декларация о государственном суверенитете // ВВР. - 1990. - №38.

6. Баглай М. Конституционное право РФ. - М., 1998.

7. Буроменський М. Міжнародно - правові стандарти внутрішньо державної демократії //Вісник АПИ. - 1999. - №2.

8. Вступ до європейського права / За ред.. В.Ільїна. - К., 2003.

9. Глухов В. Защита прав и свобод человека. - М., 2004.

10. Государствоведение / Под ред. В.Чиркина. - М., 2002.

11. Карпачева Н. Захистити права скриважених - головна мета українського омбудсмана // Адвокат. - 2006. - №12.

12. Карпачева Н.И. Состояние соблюдения и защиты прав и свобод человека в Украине. - Х., 2002.

13. Ковешников Е. Конституционное право РФ. - М., 2001.

14. Козлова Е.И. Конституционное право России. - М., 2001.

15. Козюбра М. Здійснення прав людини // Право України. - 2002. - №4. - С. 38 - 40.

16. Конституційне право України / За ред. В. Журавського, О. Тодики. - К.: Ін. Юре, 2004. - 588 с.

17. Копейчиков В. Інститут омбудсмана в світі //Вісник АПН. - 1998. - №4.- с. 34-38.

18. Кравченко Ю. Забезпечення основних прав і свобод людини і громадянина // Держава і право. - К., 2004. - вип.. 25. - С. 62 - 64.

19. Мартиненко П. Актуальне дослідження в галузі прав людини. - К.: Істина, 2005. - 124 с.

20. Мишин М. Конституционное право зарубежных стран. - М., 2005.

21. Мучник А. Комментарий к Конституции Украины. - К., 2002.

22. Мюллерсон Р. Права человека. - М.: Междунар. отношения , 1989. - 121

23. Основи демократії: права людини та їх забезпечення в умовах суспільних змін / За заг. ред. О. Білонова. - К.: Юр літ., 2006. - 208 с

24. Права человека /Под ред. И.Лукашевой. - М., 2000.

25. Права человека и процессы глобализации современного мира / Под ред. Е.Лукашевой. - М.: Спарк , 2005. - 811 с.

26. Рабинович П. Межі прав людини // Український часопис прав людини. - 1997. - №3. - С. 61 - 63.

27. Рабинович П. Права і свободи людини в Україні. - К., 2004.

28. Саидов А. Общепризнанные права человека. - М.: Междунар. отношения, 2004. - 184 с.

29. Селиванов В. Правовая направленность государственности в Украине // Правоведение. - 1999. - №1. - С. 35 - 38.

30. Тодыка Д. Конституционно - правовой статус человека и гражданина в Украине. - Х., 2003.

31. Шаповал В. Конституційне право зарубіжних країн. - К., 2002.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.