на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Общий анализ законодательства Ульяновской области (на примере сравнительного анализа Закона «О гербе и флаге Ульяновской области» и Закона «О гербе и флаге Ленинградской области»)
p align="left">В отдельных случаях заголовочная часть состоит только из обозначения вида структурного элемента и его порядкового номера либо только из порядкового номера (как, например, в случае с пунктом или подпунктом).

Крайне нежелательно использование в качестве заголовочной части структурного элемента только заголовка (без обозначения вида структурного элемента и его порядкового номера). Такие структурные элементы не имеют четко выраженного места в иерархии структурных элементов, и на них сложно ссылаться.

Преамбула правового акта содержит разъяснение мотивов и целей его издания, а в необходимых случаях юридическое обоснование издания акта с указанием соответствующих правовых актов. Включение в преамбулу нормативных положений не допускается. Преамбула не имеет заголовка и обозначения в виде слова "Преамбула". Преамбула может состоять из абзацев.

Часть правового акта - наиболее крупный структурный элемент, использующийся только в больших по объему систематизированных нормативных правовых актах типа кодекса. Как правило, кодексы имеют две части (общую и особенную), а иногда и третью (заключительную). Части подразделяются на разделы.

В случае принятия кодекса по частям частью называется весь принимаемый единовременно крупный фрагмент кодекса, составляющий весь текст соответствующего закона. При этом часть такого рода может и не подразделяться на разделы.

Раздел правового акта чаще всего подразделяется на главы. Однако в необходимых случаях раздел может включать подразделы, состоящие из глав. Разделы используются в крупных по размеру правовых актах.

Заголовочная часть раздела состоит из обозначения вида структурного элемента без сокращения, порядкового номера раздела и его заголовка, например: "Раздел 1. Общие положения".

Подраздел правового акта в качестве структурного элемента используется довольно редко.

Необходимость в подразделе возникает в случаях, когда в крупном разделе нормативный материал тематически распределяется на два или более достаточно больших фрагмента, которые в свою очередь тематически делятся на относительно большие элементы. В таких случаях раздел делится на подразделы, а последние - на главы.

Заголовочная часть подраздела состоит из обозначения вида структурного элемента без сокращения, порядкового номера подраздела и его заголовка, например: "Подраздел 1. Основные положения".

Глава правового акта относится к числу самых распространенных структурных элементов. Большинство более или менее крупных законов состоят из глав. Главы, как правило, делятся на статьи. В некоторых случаях главы состоят из параграфов, подразделенных на статьи.

Заголовочная часть главы состоит из обозначения вида структурного элемента без сокращения, порядкового номера главы и ее заголовка, например: "Глава 7. Заключительные положения".

Параграф правового акта в отличие от главы в качестве структурного элемента нормативного правового акта используется редко (хотя, пожалуй, именно параграф является символом юридического текста).

Заголовочная часть параграфа состоит из обозначения вида структурного элемента словом без сокращения или символом "§", порядкового номера параграфа и его заголовка, например: "Параграф 1. Принятие законов референдумом" или "§ 1. Принятие законов референдумом".

Статья (пункт) правового акта является основным первичным структурным элементом правового акта, из которого формируются более крупные структурные элементы. С наименованием "статья" рассматриваемый структурный элемент используется в законах, а с наименованием "пункт" - в других правовых актах за редким исключением.

К последним относится, например, Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, который, не являясь законом, имеет статьи, а не пункты.

Статья (пункт) правового акта содержит как минимум одно нормативное (или ненормативное) положение (предписание). Статья может включать пункты. Статья правового акта, не разделенная на пункты, может состоять из одного абзаца текста или из частей и подпунктов.

Заголовочная часть статьи состоит из обозначения вида структурного элемента без сокращения порядкового номера статьи и ее заголовка. В отдельных случаях заголовок статьи отсутствует. Заголовочная часть пункта, как правило, состоит из его порядкового номера (без указания вида структурного элемента и заголовка).

Пункт статьи правового акта является сравнительно новым структурным элементом нормативного правового акта. Деление статей законов на пункты вошло в законодательную практику СССР и РСФСР примерно с начала девяностых годов XX века.

Пункты статьи образуются не менее чем одним начинающимся с абзацного отступа предложением и нумеруются в пределах данной статьи арабскими цифрами с точкой (без включения в порядковый номер пункта статьи порядкового номера данной статьи). Пункты статьи не имеют заголовков и обозначений вида структурного элемента.

К сожалению, рассматриваемые структурные элементы не имеют однозначного устойчивого наименования. В Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года., в некоторых других законах они именуются частями. Однако в подавляющем большинстве федеральных и региональных законов эти структурные элементы обозначаются все же как пункты. Именно это наименование и следует считать предпочтительным (тем более что имеется и другой структурный элемент статьи, именуемый частью).

Делить статьи на пункты желательно, особенно в тех случаях, когда статья включает значительное количество нормативных положений. Пункты статьи могут состоять из частей и подпунктов. В таких случаях пункт статьи текстуально состоит из двух и более абзацев.

Часть статьи (пункта) правового акта, часть пункта статьи правового акта образуются одним абзацем или несколькими абзацами одного предложения и не имеют порядковых номеров.

Часть статьи (пункта), часть пункта статьи правового акта могут состоять из одного абзаца или нескольких абзацев текста, а также из подпунктов.

Подпункты статьи или пункта, (а также пункта статьи, части статьи или пункта, части пункта статьи) правового акта образуются абзацами одного предложения, отделяемыми друг от друга точкой с запятой и пронумерованными в пределах этого предложения арабскими цифрами со скобкой справа без точки. Нумерация подпунктов буквами (например, а), б), в) и т.д.) нежелательна.

Абзац текста правового акта - любой фрагмент текста правового акта, заключенный между абзацным отступом (красной строкой) и окончанием предложения либо другим абзацным отступом.

Чаще всего абзацами образуются ранее рассмотренные структурные элементы, имеющие специальные наименования: статья (пункт), пункт статьи, часть статьи, подпункт. Однако в ряде случаев отдельно взятый абзац может не иметь специального наименования, например, в случае, когда статья образована несколькими непронумерованными абзацами одного предложения, отделяемыми друг от друга точкой с запятой (такую форму имеют перечни и перечисления). Именно в этих случаях абзац выступает в качестве структурного элемента и ссылку на такой "безымянный" абзац в нормативных правовых актах следует обозначать словом "абзац" (без сокращения).

Разделы, подразделы, главы, параграфы, статьи (пункты) правового акта должны, а части правового акта могут иметь порядковые номера.

Порядковые номера структурных элементов текста правового акта проставляются арабскими цифрами. Использование для нумерации структурных элементов римских цифр и букв в принципе возможно, но не целесообразно, так как римские цифры более сложны для восприятия и воспроизведения в печатном виде, а буквы неудобны для нумерации пунктов (подпунктов), количество которых превышает число букв, а также при ссылках на пункты и подпункты, так как требуют заключения в кавычки. Статьи (пункты) правового акта должны иметь сквозную нумерацию в пределах всего правового акта.

Новым статьям (пунктам) правового акта, которыми дополняется ранее принятый правовой акт, целесообразно присваивать номера, состоящие из номера статьи (пункта), после которой располагаются новые статьи (пункты), и присоединенных через дефис дополнительных порядковых номеров начиная с первого.

Такой способ более удобен, чем широко практиковавшийся ранее способ, при котором к старой статье добавлялся значок "1" (прим) и т.д.

Структурные элементы текста правового акта, как правило, должны иметь заголовки, если иное не следует из устойчивых традиций и особенностей правового акта. Так, структурные элементы текста статьи (пункта) правового акта традиционно не имеют заголовков.

Могут, в частности, не иметь заголовков:

· статьи законов об изменении или отмене ранее принятых законов, а также законов о введении в действие законов;

· статьи законов о бюджете и внебюджетных фондах;

· статьи законов ненормативного характера;

· пункты нормативных правовых актов.

3.2. Техника и логика изложения правового акта

Каждый правовой акт имеет свою внутреннюю логику. Основные требования к логике изложения правового акта суть следующие:

· при изложении правового акта должны быть соблюдены требования (правила) формальной логики; оно (изложение) должно быть логически последовательным и непротиворечивым;

· логике изложения правового акта должна соответствовать его структура;

· при изложении правового акта должна быть обеспечена полнота и детализированность правового регулирования;

· изложение нормативных положений, регламентирующих однотипные вопросы, должно быть единообразным (по схеме изложения, степени детализации регулирования и т.п.).

Хотя большинство ученых полагают, что данные нормы по своей природе не являются технико-юридическими, можно согласиться с мнением Н.А. Власенко о своеобразии функционального назначения таких правил, позволяющих рассматривать их в контексте данной проблематики. Н.А.Власенко. Указ. соч. - С. 178. Н.А. Власенко предлагает следующие дополнительные установления:

· определенность и однородность регулируемых отношений (предмета правового регулирования);

· недопустимость конкуренции коллизионных правил, в частности lex posteriori и lex specialis;

· беспробельность;

· минимизация отсылок Н.А.Власенко. Там же - С. 179.

Типичная схема общей логики изложения, например, закона может быть следующей. Логически закон состоит из трех частей: общей (вводной), основной и заключительной.

Общая (вводная) часть закона (она, как правило, занимает первую главу, озаглавливаемую "Общие положения") включает нормативные положения, определяющие:

· предмет регулирования закона (отдельная статья);

· значение терминов, используемых в законе (отдельная статья);

· состав законодательства по предмету регулирования закона (отдельная статья);

· наиболее общие положения закона, в частности, принципы правового регулирования и субъектный состав соответствующих отношений, классификации (отдельная статья или группа статей).

Основная часть закона (она в большинстве случаев занимает несколько глав закона) включает нормативные положения, определяющие:

· компетенцию органов государственной власти по вопросам, относящимся к предмету регулирования закона (отдельная глава или группа статей);

· правовые режимы, права и обязанности, порядок осуществления деятельности в сфере отношений, регулируемых законом (группа глав);

· меры ответственности, иные последствия нарушения положений закона (глава или группа статей).

Заключительная часть закона (чаще всего это последняя глава, озаглавливаемая "Заключительные положения") включает нормативные положения, определяющие:

· вступление закона в силу (отдельная статья);

· переходные положения (отдельная статья);

· изменения в законодательстве, связанные с принятием закона (отдельная статья);

· необходимость и сроки приведения нормативных правовых актов в соответствие с принятым законом (отдельная статья).

В последнее время в правотворческом процессе предлагается использовать не только аппарат классической логики, но и новые логические средства, в частности методы деонтической (нормативной) логики. Системность законодательства как фактор повышения его качества. ИГП РАН//Государство и право, № 8, 2002. - С. 9.

Положения этого вида модальной логики развивали в своих трудах фон Райт, А. Ивин и др. Она исследует логические структуры прескриптивного языка, т.е. языка нормативных, предписывающих высказываний. В деонтической логике по-новому ставится проблема непротиворечивости законов.

Необходимо сказать несколько слов о такой практике, как воспроизведение в правовом акте положений других правовых актов. По общему правилу содержание каждого правового акта должно быть оригинальным. Однако в отдельных случаях все же возможно воспроизведение в правовом акте положений других правовых актов. Важно только, чтобы воспроизведение положений других актов было оправданным и минимальным.

К сожалению, в настоящее время практика дублирования правовыми актами федерального законодательства вышла за всякие разумные пределы. Без преувеличения можно сказать, что дублирование стало бичом регионального законодательства. По нашим оценкам, законодательство Нижегородской области примерно на четверть дублирует (часто с искажениями) федеральное законодательство.

При воспроизведении правовых актов рекомендуется придерживаться следующих правил техники изложения.

В случае необходимости в правовом акте субъекта Российской Федерации воспроизводятся отдельные положения других правовых актов данного субъекта Российской Федерации, обладающих более высокой юридической силой, со ссылкой на такие акты.

В правовых актах субъекта Российской Федерации не допускается воспроизведение положений федеральных правовых актов, за исключением случаев, когда такое воспроизведение необходимо для обеспечения системности, полноты и ясности правового регулирования. При воспроизведении положений федеральных правовых актов на них делается ссылка.

Положения других правовых актов должны воспроизводиться без смыслового искажения и таким образом, чтобы было видно, какой именно текст правового акта является воспроизведением положений другого правового акта.

Подводя итог вышесказанному, следует заключить, что при подготовке законопроектов могут возникнуть сложные логико-семантические проблемы.

заключение

Таким образом, мы рассмотрели и исследовали понятие, виды юридической техники, состояние правового регулирования ее требований, охарактеризовали понятие "правовой акт" и привели классификацию форм правовых актов. Также было детально проанализирована структуру правового акта с точки зрения его реквизитов, содержания и логики изложения. Нами были описаны такие приемы юридической техники, как использование юридических конструкций, терминов и дефиниций, даны рекомендации по их правильному употреблению в правовых актах. Я также остановилась на сравнительном анализе Закона "О гербе и флаге Ульяновской области" и Закона "О гербе и флаге Ленинградской области" структуры текста правового акта и описали требования законодательного стиля.

Те или иные рекомендации по улучшению юридической техники в деятельности органов власти Ульяновской области были даны по ходу изложения работы. В заключение, наверное, стоит их суммировать и обобщить, добавив несколько рекомендаций общего характера. Итак, по моему мнению, необходимо:

· принять специализированные нормативно-правовые акты Ульяновской области, закрепляющие технико-юридические нормы. Особое внимание при составлении таких актов следует обратить на:

· утверждение закрытого перечня вторичных форм правовых актов, а также перечня актов, не имеющих правового характера;

· нормативное установление состава реквизитов для каждого вида правового акта, а также обязательное использование такого реквизита, как "место издания правового акта";

· обозначение реквизитов правового акта в форме, используемой при официальном обозначении правового акта;

· использование исключительно словесно-цифрового способа оформления даты правового акта;

· четкое нормативное установление правила определения даты закона;

· усовершенствование системы нумерации правовых актов;

· унификацию правил внесения изменений и дополнений в правовые акты;

· использовать специализированные вторичные формы правовых актов только в необходимых случаях;

· упорядочить использование понятийного аппарата в законах области;

· при подготовке законопроектов в обязательном более ответственно подходить к вопросам лингвистической экспертизы проектов правовых актов;

· ввести спецкурс "юридическая техника" для студентов-юристов всех специализаций, а также регулярно проводить семинары по актуальным вопросам юридической техники для юристов органов государственной власти области.

Таким образом, можно заключить, что поставленные автором в начале исследования задачи решены.

Библиографический список

Нормативные акты:

Конституция Российской федерации. М.: Тандем, 2000. - 48 с.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 25.12. 2000 N 1-ФКЗ (ред. от 07.03. 2005)"О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (одобрен СФ ФС РФ 20.12. 2000) // СПС "Консультант Плюс: Высшая школа", выпуск №8.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 25.12. 2000 N 2-ФКЗ (ред. от 30.06. 2003)"О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (одобрен СФ ФС РФ 20.12. 2000) // СПС "Консультант Плюс: Высшая школа", выпуск №8.

Федеральный конституционный закон от 07.03. 2005 n 1-фкз "О внесении изменений в федеральный конституционный закон "О государственном флаге Российской Федерации" и федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 25.02. 2005) // СПС "Консультант Плюс: Высшая школа", выпуск № 8.

Федеральный конституционный закон от 30.06. 2003 n 2-фкз "О внесении изменений в федеральные конституционные законы "о государственном флаге Российской Федерации" и "О чрезвычайном положении" (одобрен СФ ФС РФ 25.06. 2003) // СПС "Консультант Плюс: Высшая школа", выпуск №8.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 09.07. 2002 N 4-ФКЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (одобрен СФ ФС РФ 26.06. 2002) // СПС "КонсультантПлюс: Высшая школа", выпуск №8.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 09.07. 2002 N 3-ФКЗ "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (одобрен СФ ФС РФ 26.06. 2002) // СПС "Консультант Плюс: Высшая школа", выпуск №8.

УКАЗ Президента РФ от 11.12. 1993 N 2127 (ред. от 25.09. 1999)"О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГИМНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" // СПС "Консультант Плюс: Высшая школа", выпуск №8.

ЗАКОН Ленинградской области от 27.10.94 N 6-оз (ред. от 28.06. 2007)"УСТАВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" // СПС "КонсультантПлюс: Высшая школа", выпуск №8.

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН Ленинградской области от 31.12.97 N 74-оз (ред. от 06.05. 2003)"О ГЕРБЕ И ФЛАГЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (принят ЗС ЛО 09.12.97) // СПС "Консультант Плюс: Высшая школа", выпуск №8.

"УСТАВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ" (ред. от 01.08. 2007) (утв. постановлением ЗС Ульяновской области от 19.05. 2005 N 31/311) // СПС "Консультант Плюс: Высшая школа", выпуск №8.

Закон Ульяновской области от 03.03. 2004 г. № 010 ЗО "О гербе и флаге Ульяновской области".

Учебная и специальная литература:

Кашанина, Т.В. Юридическая техника: Учебник. / Т.В. Кашанина. - М.: СПб., 2008. - 512 с.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.