на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Общий режим отбывания наказаний

Общий режим отбывания наказаний

Введение

Актуальность темы исследования. Режим является основным средством воздействия на лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы, ограничения свободы и ареста. В нем отражается отношение российского общества и государства к лицам, поправшим закон, мораль и нравственность общества, противопоставившим себя правопослушным гражданам. Режим в местах отбывания наказаний - категория общественная, социальная, правовая. Предметом спора политиков, социологов, психологов является содержание режима, в котором выражается отношение государства к осужденным.

«Целью и обоснованием приговора - к тюремному заключению или вообще к лишению свободы, - говорится в ст. 58 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1955 г., - является, в конечном счете, защита общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае, если срок заключения используется для обеспечения того, чтобы по возможности по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказался не только готовым, но и способным подчиняться законам и обеспечить свое существование».

Таким образом, продолжительность срока изоляции и содержание режима на этот период призваны обеспечить восстановление социальной справедливости и исправления осужденного. Этими целями определяется режим в местах лишения свободы во всех цивилизованных государствах мира.

Целью курсовой работы является изучение основных вопросов режима содержания осужденных к лишению свободы, в частности общего режима, как основного средства их исправления.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие, содержание, функции режима в исправительных учреждениях, а также основные способы его обеспечения;

- рассмотреть особенности общего режима отбывания наказания осужденными в исправительных колониях и тюрьмах.

Теоретико-методологической основой написания данной курсовой работы послужили работы А.И. Зубкова, А.А. Игнатьева, А.С. Михлина, О.Г. Перминова, И.Л. Трунова и др.

Нормативную базу исследования составили международно-правовые документы по правам человека, Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, а также другие федеральные законы, подзаконные акты в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы.

1. Режим как основное средство исправления осужденных к лишению свободы

1.1 Понятие, содержание и основные функции режима в исправительных учреждениях

До принятия нового Уголовно-исполнительного кодекса РФ понятие режима в исправительном учреждении не было закреплено в законодательстве, а разрабатывалось лишь в теории уголовно-исполнительного права. Новый Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК РФ) от 8 января 1997 г. №1 - ФЗ законодательно определил понятие режима.

Статья 82 УИК РФ содержит понятие режима в исправительном учреждении, которое отвечает основным требованиям международного стандарта - Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными 1955 г. [1].

Согласно части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ режимом в исправительных учреждениях называется «установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания».

Данное в ст. 82 УИК понятие режима отражает принципы уголовно-исполнительного законодательства (ст. 8 УИК), конкретизирует задачи уголовно-исполнительного права (ч. 2 ст. 1 УИК), определяет характер уголовно-исполнительных отношений, возникающих в процессе исполнения наказания.

Содержание режима исполнения и отбывания наказания, таким образом, составляют:

а) порядок исполнения лишения свободы, т.е. права, обязанности должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, формы и методы их исполнения;

б) права и обязанности лиц, отбывающих лишение свободы;

в) права и обязанности лиц, общающихся с осужденными в процессе отбывания ими лишения свободы (сотрудников ИУ, не обладающих властными полномочиями, и граждан, не относящихся к сотрудникам ИУ);

г) права и обязанности лиц, осуществляющих контроль за законностью исполнения и отбывания лишения свободы.

Режим исполнения и отбывания наказания должен обеспечить:

а) охрану и изоляцию осужденных, т.е. не допускать их не санкционированного общения как с лицами, не имеющими отношения к исполнению наказания, так и между собой внутри ИУ, когда это необходимо в интересах достижения целей наказания (колония особого режима, тюрьма, карцер, штрафной изолятор, одиночная камера);

б) постоянный надзор за соблюдением осужденными установленного порядка [6], чтобы не допустить совершение ими правонарушений и преступлений, в том числе путем проведения личного обыска или обыска помещения, в котором они проживают; досмотра вещей, изъятия у них неположенных предметов и вещей (ст. 82 УИК), проведения оперативно-розыскной работы [5] (ст. 84 УИК), использования технических средств надзора и контроля (ст. 83 УИК);

в) исполнение осужденными возложенных на них УИК РФ и Правилами внутреннего распорядка обязанностей [7];

г) реализацию осужденными их прав и интересов: получение одежды установленного образца (ч. 4 ст. 82 УИК); обжалование действий администрации (ст. 15, ч. 4 ст. 87 УИК и др.); приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (ст. 88 УИК РФ); получение свиданий (ст. 89 УИК); телефонные переговоры, прогулки (ст. 93 УИК), просмотр кинофильмов, телепередач, прослушивание радио (ст. 94 УИК); приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей (ст. 95 УИК), а также и иных прав и интересов, которые гарантированы Конституцией РФ и другими законами и на которые не установлены ограничения уголовно-исполнительным законодательством (ст. 14 УИК и др.);

д) личную безопасность осужденных (ст. 13 УИК) и персонала (ст. 86 УИК);

е) раздельное содержание разных категорий осужденных, разные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, продиктованное необходимостью обеспечения режима, адекватного опасности осужденного и содержания его антиобщественной установки.

Режим исполнения и отбывания наказания выполняет следующие функции [14, с. 81-82]:

- реализация кары, т.е. восстановление социальной справедливости, поскольку режим представляет совокупность ограничений прав и свобод личности (изоляция, ограничения свободы передвижения внутри исправительного учреждения, права пользования имуществом, расходования денег, права распоряжения временем по своему усмотрению, права общения с внешним миром и т.п.). Вместе с тем кара не является конечной целью исполнения наказания, а выступает в качестве побудительного средства, помогающего виновному осознать, что кара, которая переносится и физически, и морально очень тяжело, есть следствие причиненного им другим гражданам, обществу или государству вреда преступлением, за которое он наказан, и что единственный способ не навлечь на себя кару вновь - отказаться от совершения в будущем преступлений;

- воспитание в осужденном сознания необходимости соблюдать установленный порядок, уважать интересы других граждан, общества и государства путем кары, т.е. средствами режима, установленного в исправительном учреждении. Эта функция должна реализовываться в тесной связи с применением чисто воспитательных средств (ч. 2 ст. 9 УИК) - разъяснительной работой, помогающей осужденному осознать, что кара есть плата за страдания, причиненные преступлением невинным людям, которые ими переносились незаслуженно и потому более тяжело, чем виновным;

- ресоциализация - привитие осужденному социально полезных качеств, навыков и убеждений, необходимых для адаптации после отбытия наказания: стремление к полезному труду, приобретению трудовых навыков, специальностей, формирование понимания, что только честный труд служит источником нормальной жизни человека. В ст. 9 УИК общественно полезный труд неслучайно отнесен к средствам исправления осужденного, так как при отсутствии строгого режима труд в условиях исправительного учреждения либо вообще невозможен, либо не способен сформировать у осужденного полезные трудовые навыки;

- создание условий для применения других средств исправления (ч. 2 ст. 82 УИК). Эта обеспечивающая функция объединяет все средства исправления осужденного, делает их реально осуществимыми.

Обеспечивающая функция режима представляет собой правовую опору для реализации всего комплекса средств воспитательного и профилактического воздействия на осужденных, поскольку процесс исправления имеет принудительный характер. Режимные требования определяют порядок привлечения осужденных к труду и его организацию, специфику проведения общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы;

- социальный контроль - это профилактическая функция направлена на предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и иными лицами, находящимися на территории и объектах исправительный учреждений и прилегающих к ним территориях.

Функции режима отбывания наказания в исправительном учреждении реализуется комплексно, они дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой. Каждая из них, осуществляясь самостоятельно, создает одновременно условия для успешной реализации всей совокупности функций.

1.2 Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях

Строгое соблюдение режима в исправительном учреждении является залогом успеха в достижении целей наказания, в процессе его исполнения. Администрация учреждений и органов, исполняющих наказание, имеет право требовать исполнения осужденными возложенных на них УИК РФ, Правилами внутреннего распорядка и другими нормативно-правовыми актами обязанностей и призвана обеспечить их соблюдение средствами, предусмотренными этими нормами права:

- требование исполнения запретов и ограничений, надзор, меры взыскания и поощрения (ст. 114 -115 УИК),

- пресечение нарушений силой или применением оружия (ст. 86 УИК),

- использование возможностей оперативно-розыскной деятельности (ст. 84 УИК),

- пресечение злостных нарушений установленного порядка отбывания осужденных к лишению свободы (ст. 116 УИК),

- материальная ответственность осужденных к лишению свободы (ст. 102 УИК),

- введение режима особых условий в исправительных учреждениях (ст. 85 УИК) и др.

В то же время администрация обязана обеспечить права осужденных: на:

- свидания (ст. 89 УИК РФ),

- приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (ст. 88 УИК),

- получение посылок, передач и бандеролей (ст. 90 УИК),

- переписку и отправление денежных переводов (ст. 91 УИК),

- телефонные разговоры (ст. 92 УИК),

- получение прогулки (ст. 93 УИК),

- просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач,

- получение медицинской помощи (ст. 101 УИК) и др.

Администрация органов и учреждений, исполняющих лишение свободы, не может отказать в удовлетворении прав осужденных, если законом не предусмотрено их ограничение.

Средствами соблюдения режима являются также предусмотренные законом формы контроля. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, является условием повышения эффективности процесса исполнения наказания и применения исправительного воздействия, обнаружение и устранение выявленных недостатков в их деятельности.

Учреждения и органы, исполняющие наказания, виды и порядок контроля за их деятельностью при реализации наказания определены в главе 3 УИК РФ. Регламентированный в данной главе контроль за деятельностью персонала может быть классифицирован по различным основаниям. В зависимости от субъектов, которые осуществляют контроль, различаются международный, государственный и общественный контроль.

Поскольку персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, - основной субъект соблюдения правил обращения с осужденными, то за его деятельностью устанавливается не только национальный внутригосударственный, но и международный контроль.

Государственный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет несколько видов: контроль органов государственной власти и органов власти местного самоуправления; судебный контроль и прокурорский надзор; ведомственный контроль как разновидность контроля органов исполнительной власти.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.