на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Оценка эффективности социальной политики российского государства

Оценка эффективности социальной политики российского государства

18

Академия труда и социальных отношений

Кафедра «Финансы и страхование»

Дисциплина «Основы социального государства»

Реферат

на тему:

«Оценка эффективности социальной политики российского государства»

Выполнил студент 3 курса

Саарян Тигран

Проверил: проф. Косенко О.И.

Москва, 2009 г.

Введение

Федеральному Собранию весной 2004 года бывший Президент РФ В.В. Путин сконцентрировал внимание на самых насущных для граждан страны социальных проблемах - качестве и доступности медицинского обслуживания, образования, жилья - и наметил пути социальной модернизации. Осенью 2005 года заявлено о «национальных проектах» в тех же сферах. С 2009 года их именуют государственными программами в социальной сфере.

В чем же заключались сформулированные в 2004 году задачи социальной модернизации?

Было провозглашено повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Из этого, прежде всего, следует, что гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны и понятны. И только дополнительная медпомощь и повышенный уровень комфортности ее получения должны оплачиваться пациентом. Причем такая оплата должна производиться в соответствии с принципами обязательного страхования. Одновременно необходимо создавать стимулы для развития добровольного медицинского страхования. Сверхзадача модернизации отечественного здравоохранения - повышение его эффективности и, как следствие - показателей здоровья нации.

Чтобы не допустить утраты российским образованием своих преимуществ и одновременно усилить его инновационность, необходимо повышать и модернизировать требования к образованию. Формулировать современные запросы к образованию способен только рынок труда. Поэтому результативность реформ в образовании следует измерять по показателям его качества, доступности и соответствия потребностям рынка труда.

В жилищной сфере старые методы и подходы - которые и раньше не решали «квартирный вопрос» для большинства - теперь вообще не работают. Поэтому для основной части работающего населения необходимо обеспечить возможности приобретения жилья на рынке, одновременно с этим гарантируя предоставление малоимущим социального жилья. Поставлена задача создать такие условия, чтобы к 2010 году минимум треть граждан страны могли бы приобрести квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов.

При определении социальных инициатив, которые мы сегодня называем национальными приоритетными проектами (далее - ПНП), выбрана тактика конкретных шагов. Поставлены задачи по наиболее острым проблемам образования, здравоохранения, жилищной сферы (а также сельского хозяйства). Приоритетные проекты - их можно назвать «ближними целями» - не отменяют определенные ранее стратегические задачи по модернизации здравоохранения и образования, формированию платежеспособного, массового рынка жилья.

В общем случае реализацию ПНП можно представить в качестве государственной социальной политики в целом, т.к. существующие ныне проекты охватывают её самые ключевые стороны. По этой причине в данной работе будут рассмотрены ПНП, на основе которых я постараюсь оценить эффективность социальной политики Правительства в целом.

Чего мы добились за последние годы и в какой степени сегодня реализуются провозглашённые ПНП? Какие проблемы стоят сегодня перед социальной политикой российского государства, в чём её плюсы и минусы? В качестве рассмотрения данных проблем я возьму три ПНП: «Здоровье», «Образование» и «Доступное и комфортное жильё - гражданам России» (или «Жильё»).

Приоритетный национальный проект «Здоровье»

Реализация ПНП «Здоровье» за 2008 год. Основные итоги

В целях обеспечения целевой базы ПНП Правительство составляет и при необходимости редактирует Программы реализации ПНП на плановые периоды, где определяются основные направления, задачи (подпрограммы и конкретные мероприятия) ПНП, а также объёмы финансирования, ответственные органы, даются плановые показатели и т.д.. Конечно, ПНП имеют под собой и законодательную базу, т.е. цели (основные направления), провозглашаемые в них, даются нормативно и при составлении конкретно программ социальной политики государства, однако зачастую они во многом совпадают, поэтому я буду приводить в работе либо основные направления согласно вышеназванной Программе, либо законодательную базу ПНП, где также указаны главные приоритеты.

Перечислим основные направления реализации ПНП «Здоровье» согласно Программе его реализации:

1) развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний

2) повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи

3) совершенствование медицинской помощи матерям и детям

4) формирование здорового образа жизни (с 2009 года)

Приведём данные из опубликованного в конце 2008 года отчёта Министерства здравоохранения и социального развития РФ о реализации данного проекта за 2008 год, а также некоторую информацию на нынешний.

На финансирование проекта в 2008 году из федерального бюджета было выделено 132 млрд. руб. (в 2006 году - 79 млрд. руб., в 2007 году - 103,2 млрд. руб.).

С начала реализации нацпроекта «Здоровье» одной из его важнейших задач стало снижение темпов роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией. В 2006-2008 годах на диагностику и лечение этого заболевания было выделено 18,7 млрд. руб., на 2009-2011 годы запланировано более 30 млрд. руб. В регионах объем финансирования мероприятий по борьбе со СПИДом увеличился практически вдвое.

В рамках дополнительной иммунизации против вирусного гепатита В в 2008 году привито 12,75 человек в возрасте 18-55 лет. Показатель заболеваемости снизился с 4 на 100 тыс. населения в 2007 году до 2,81 тыс. в 2008 году.

В 2008 году в рамках программы развития Службы крови было закуплено новое оборудование для заготовки, переработки и хранения крови и ее компонентов, создана единая информационная база данных по реализации мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови, проводились мероприятия по организации и пропаганде донорства крови. На эти цели из федерального бюджета в нынешнем году выделено 4,2 млрд. руб.

По итогам реализации нацпроекта за 2008 год убыль населения составила 363,5 тыс. человек, или на 22,7% меньше, чем год назад.

Дополнительные денежные выплаты в 2008 году получили более 155 тыс. медработников первичного звена здравоохранения, около 141 тыс. сотрудников службы «скорой помощи» и фельдшерско-акушерских пунктов. На эти цели было направлено 30,2 млрд. руб.

Оценка эффективности реализации ПНП «Здоровье»

Безусловно, проблема здравоохранения на современном этапе развития российского государства является одной из ведущих проблем социальной политики. Здесь я приведу лишь несколько фактов, с помощью которых в той или иной мере можно оценить эффективность реализации всего ПНП «Здоровье» в целом, хотя, подчёркиваю, проблема шире.

На первых этапах реализации ПНП «Здоровье» был призван переломить негативные тенденции в сфере здравоохранения, но сразу же вызвал недовольство в медицинском сообществе. Почему?

В действительности всего десятая часть врачей (участковые терапевты и педиатры, а также врачи общей практики) получили весомую прибавку к заработной плате. Однако в противоречие с заявленной дифференциацией надбавки в зависимости от качества и объема оказанных услуг к ежемесячному размеру зарплаты каждой из упомянутых выше категорий врачей просто механически прибавили десять тысяч рублей. При этом впопыхах забыли (потом, к счастью, все же вспомнили и поправили) о «северных» надбавках и необходимости выплачивать единый социальный налог с увеличенного фонда оплаты труда. Осенью 2005 года на своем съезде резкое недовольство сложившейся ситуацией проявили обиженные работники «скорой помощи». Их, а заодно и персонал фельдшерско-акушерских пунктов, тут же «ублажили» - правда, надбавки стали выплачиваться с 1 июля 2006 года. И только «узкие» специалисты (офтальмологи, эндокринологи, невропатологи и остальные), медицинский персонал, занятый в стационарах и диспансерах, на преподавательской и научной работе (которая зачастую совмещена с лечебной деятельностью), пока не успели организованно возмутиться и потребовать дополнительных денег.

Теперь посмотрим с другой стороны: наиболее затратная часть нацпроекта «Здоровье» - это закупки медицинского оборудования. Здесь была воспроизведена советская модель с лимитами и фондами, которая крайне неэффективна.

Что произошло? Понятно, что уровень оснащения большинства медицинских учреждений крайне низкий. Чтобы поправить ситуацию (а именно это является одной из целей нацпроекта), нужно было сначала собрать информацию «снизу» - о конкретных потребностях каждой поликлиники. Суммировав все заявки, можно было приступать к закупкам. Но все сделали ровно наоборот.

И это только отдельные примеры. То, что с перечисленными выше и другими насущными проблемами здравоохранения надо разбираться, не подлежит никакому сомнению. Ведь общий замысел - смягчить, а лучше полностью разрешить ситуацию в наиболее запущенных социальных областях.

Приоритетный национальный проект «Образование»

Реализация ПНП «Образование» за 2008 году. Основные итоги.

Согласно Программе реализации ПНП «Образование» Правительство реализует его по следующим общим направлениям:

1) модернизация институтов образования как инструментов социального развития

2) развитие инновационного характера базового образования как основы становления экономики знаний

3) создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров

В рамках каждого из перечисленных направлений принимаются конкретные задачи и организуются мероприятия.

Приведём ряд официальных итогов реализации ПНП «Образование» за 2008 год согласно докладу-отчёту министра образования РФ А.А. Фурсенко.

В рамках ПНП «Образование» за последние три года федеральное финансирование получили 57 вузов страны на общую сумму 30 млрд. руб. и 250 учреждений начального и среднего профессионального образования на общую сумму 6,2 млрд. руб.

Софинансирование инновационных программ учреждений НПО и СПО со стороны регионов и работодателей в 2008 году превысило объем федеральных средств. Впервые со времен СССР начался подъем в этой сфере. Началось формирование сети ресурсных центров по востребованным экономикой направлениям подготовки, закладываются основы для преодоления дефицита кадров. В 2008 году, по данным главы Минобрнауки, в ресурсных центрах обучалось порядка 60 тыс. человек.

В сфере высшего образования, благодаря мероприятиям национального проекта, удалось запустить значимые программы в области транспорта, энергетики, электроники, машиностроения и других приоритетных отраслей. В инновационных вузах появилось новейшее оборудование по самым современным направлениям подготовки - от нанотехнологий до авиастроения, студенты получили возможность всерьез заниматься наукой.

В 2008 году увеличился прием на специальности здравоохранения, строительства, приборостроения и другие востребованные экономикой направления подготовки - в общей сложности на 5%. За последние 5 лет объем государственного заказа на специалистов в области экономики, менеджмента и других не очень востребованных специальностей сократился на 20%. Также в целом растёт количество бюджетных мест в расчете на 1000 выпускников школ: в 2004 году было 442 бюджетных места, в 2008 году - 554.

Чтобы стимулировать приток молодых талантливых ученых в высшее образование и науку была принята федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры», общий объем финансирования которой составил чуть более 50 млрд. руб.

В своём докладе А.А. Фурсенко также сообщает о дальнейшей работе по совершенствованию системы профессионального образования. Так, в среднесрочной перспективе необходимо решить следующие задачи: обеспечить дальнейшее расширение участия работодателей в создании образовательных стандартов, реализовать налоговые стимулы инвестирования в непрерывное образование, продолжить формирование на конкурсной основе сети крупных научно-образовательных комплексов мирового уровня.

Оценка эффективности реализации ПНП «Образование»

Прежде чем говорить о стратегии развития современного российского образования и, в частности, об оценке эффективности реализации ПНП «Образование», необходимо охарактеризовать те объективные и субъективные условия, которые самым непосредственным образом влияют на эту политику.

В глобальном масштабе набирает силу так называемая «знаниевая» экономика, где знания, информация, высокие технологии становятся важнейшим фактором экономического развития. А это означает необходимость сосредоточения усилий государства на развитии образования, науки, здравоохранения.

Современные развитые государства ставят во главу угла социальную политику, человеческий потенциал, систему образования. Именно образование в условиях информационной эпохи выступает главным источником колоссальных достижений в сфере экономики.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.