на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Оперативно-розыскная деятельность и ее место в системе российского права
ретьим фактором, определяющим пределы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, является заинтересованность государства и целесообразность его воздействия на те или иные общественные отношения при помощи права, обусловливаемые не только объективными тенденциями развития самого предмета регулирования, но и потребностями общества в целом.

Тенденции общественного развития России в последние годы свидетельствуют о заинтересованности как общества в целом, так и его индивидуумов в гораздо более объемном и «жестком» правовом регулировании негласной деятельности правоохранительных органов и спецслужб, чем это делалось ранее.

Наконец, четвертым и пятым факторами, влияющими на пределы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, являются соответственно индивидуальные возможности как оперативных сотрудников, так и других участников негласной работы, их способность к сознательному восприятию правовых предписаний, а также общие потенциальные возможности права, его формальная определенность, системность и обеспеченность мерами государственного принуждения или поощрения.

Все перечисленные объективные и субъективные факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены, и только их совокупность позволяет уяснить пределы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.

Границы правового регулирования общественных отношений оперативно-розыскной деятельности. Их условно можно определить как «дальние» и «ближние».

«Дальние» границы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности проходят там, где возникает необходимость:

проверки информации (присущими только для сыска методами и средствами) в связи с совершением, вероятным совершением преступления или розыском без вести пропавших лиц;

осуществления превентивных мер, не допускающих нанесение ущерба жизненно важным интересам России (в рамках оперативно-розыскной деятельности);

ограничения конституционных прав человека и гражданина (по основаниям, указанным в Федеральном законе).

«Ближние» границы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, по существу, смыкается с началом:

уголовно-процессуальной деятельности (в частности при взаимодействии сыскного уголовно-розыскного процесса с дознанием и предварительным следствием);

производства уголовно-исполнительных процедур (в процессе наблюдения за лицами, отбывающими уголовное наказание).

Уровни правового регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности.

Различают уровни правового регулирования в зависимости от плоскости (среза, аспекта) рассматриваемой проблемы. Для оперативно-розыскной деятельности важно рассмотреть уровни правового регулирования в плоскости, отражающей юридическую силу акта. В этой плоскости различают три уровня правового регулирования:

Базовый (конституционный) уровень. Правовое регулирование здесь осуществляется на уровне Конституции Российской Федерации и федеральных конституционных законов.

Средний (развивающийся) уровень. На этом уровне правовое регулирование затрагивает общественные отношения, подлежащие моделированию только в законах (вариантом служит отсылка к дополнительным нормативным правовым актам). Как правило, на среднем уровне разрабатываются законы и кодексы.

Два названных уровня правового регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности образуют единую систему ее законодательного регулирования. Законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности в России - это государственно-властное нормативно-организующее воздействие на оперативно-розыскные отношения в специфическом виде социально полезной юридической деятельности, осуществляемое на базовом (конституционном) и среднем (развивающем) уровнях правового регулирования.

Детализирующий уровень. Для него характерно принятие подзаконных нормативных правовых актов.

Среди них различают:

нормативные акты законодательной и исполнительной власти (указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, акты палат Федерального Собрания Российской Федерации);

межведомственного характера;

сугубо ведомственного характера.

5. Оперативно-розыскной закон

5.1 Понятие оперативно-розыскного закона. Общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона

Оперативно-розыскной закон - это собирательный термин, под которым понимают комплексный нормативный правовой акт России высшей юридической силы, предназначенный регулировать общественные отношения преимущественно в области оперативно-розыскной деятельности, а также в некоторых иных видах деятельности правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации, связанных с оперативно-розыскной деятельностью, в частности в контрразведывательной и уголовно-процессуальной деятельности.

Первый в современной истории России был Закон Российской Федерации от 12 марта 1992 года «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Его сменил и в настоящее время действует Федеральный Закон об ОРД, принятый 05 июля 1995 года, подписан Президентом Российской Федерации 12 августа 1995 года №144 - ФЗ и вступил в силу со дня официального опубликования в «Российской газете» от 18 августа 1995 г.

В Федеральный Закон об ОРД четыре раза вносились изменения и дополнения: Федеральными Законами от 18 июля 1997 года №101 - ФЗ «О внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной охране» «и Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности, от 21 июля 1998 г. №117 - ФЗ «О внесение изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы», от 05 января 1999 г. №6 - ФЗ «О внесение изменений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»» и от 30 декабря 1999 года №225 - ФЗ «О внесение изменения в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»».

Федеральный Закон об ОРД состоит из преамбулы и шести глав, включающих 23 статьи. Он содержит ряд бланкетных (отсылочных) юридических норм (ст. 4, ч. 3 и ч. 8 ст. 5, ч. 4, 7 и 8 ст. 6, п. 5 ч. 1 и ч. 8 ст. 8, ч. 2 ст. 9, ч. 1 и ч. 5 ст. 10, ч. 1 - 3 ст. 11, ч. 2 ст. 12, ч. 3 и ч. 4 ст. 13, п. 3 и п. 6 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 15, ч. 1, 2, 4 - 6 ст. 16, ч. 3 - 9 ст. 18, ст. 19, ст. 20, ч. 1 ст. 21). Отдельные нормативные положения этого Закона декларативны (абз. 3 ст. 2, ч. 2 и ч. 9 ст. 5 п. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 15, ст. 22).

Федеральный Закон об ОРД, в преамбуле, определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории России, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Федеральный Закон об ОРД является «ядром» оперативно-розыскного законодательства.

Кроме того, нормы Федерального Закона об ОРД образуют систематизирующий нормативно-правовой массив для дальнейшего кодификационного процесса в области сыскной деятельности, включая оперативно-розыскную и контрразведывательную, и разработки соответствующего кодекса.

В Федеральном Законе об ОРД имеются исключения из правил осуществления оперативно-розыскной деятельности, их насчитывается восемь: они содержатся в ч. 4, 5 и 8 ст. 5, ч. 8 ст. 8, ч. 3 ст. 9, ч. 4 ст. 13, ч. 2 ст. 16 и ч. 3 ст. 21.

Кроме того, в Федеральном Законе об ОРД предусмотрены специальные «перечни», т.е. перечисления определенных правил по порядку, а также списки с таким перечислением. Законодатель непосредственно называет шесть списков.

Перечень оперативно-розыскных мероприятий, приведенный в ч. 1 ст. 6 Федерального Закона об ОРД, может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, согласно предписаний ч. 8 ст. 6 Федерального Закона об ОРД устанавливается Правительством РФ.

Перечень категорий руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, которые полномочны утверждать мотивированное постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающего конституционные права граждан, согласно правил ч. 2 ст. 9 «Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий» Федерального Закона об ОРД устанавливается ведомственными нормативными актами.

Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения в соответствии с ч. 5 ст. 10 «Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности» Федерального Закона об ОРД определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, согласно предписаний ч. 3 ст. 13 «Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность» Федерального Закона об ОРД может изменяться или дополняться только федеральным законом.

Перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы согласно правил ч. 3 ст. 13 Федерального Закона об ОРД

5.2 Действие оперативно-розыскного закона во времени

Основное правило действия оперативно-розыскного закона во времени следующее: характер и содержание проводимых в России оперативно-розыскных мероприятий определяются нормами оперативно-розыскного закона, действующего во время совершения конкретных оперативно-розыскных мероприятий и принятия соответствующих решений субъектами оперативно-розыскной деятельности.

Наряду с этим следует руководствоваться следующим общим правилом:

во-первых, нормы оперативно-розыскного закона, предписания которых сужают область осуществления ОРД, имеют обратную силу;

во-вторых, нормы оперативно-розыскного закона, расширяющие сферу оперативно-розыскной деятельности (например, увеличивающие круг субъектов, ее осуществляющих, или объектов, по которым она может осуществляться), обратной силы не имеют.

Кроме того, с учетом наличия в Федеральном Законе об ОРД значительного числа бланкетных норм правоприменителю в каждом конкретном случае необходимо определить, действует или нет определенный нормативный акт (как законодательный, так и подзаконный), к содержанию которого отсылается та или иная статья Федерального Закона об ОРД.

5.3 Действие оперативно-розыскного закона в пространстве

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального Закона об ОРД общим условием проведения оперативно-розыскных мероприятий выступает возможность их осуществления на территории России, если иное не предусмотрено федеральным законом, т.е. принцип территориальности. Нормы Федерального Закона об ОРД полностью применяются на всей территории России, которая согласно Конституции Российской Федерации включает территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство на ним (ст. 67).

В соответствии со ст. 1 и ст. 5 Закона о Государственной границе территорией России являются находящиеся в пределах ее государственных границ суша, вода, недра и воздушное пространство. Согласно Федеральному Закону от 31 июля 1998 года №155 - ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» внутренние морские воды являются составной частью территории России (ст. 1), а на территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет России с признанием права мирового прохода иностранных судов через территориальное море (ч. 4 ст. 2).

Территорией России считаются гражданские суда в открытом море и гражданские самолеты (летательные аппараты) под флагом или с опознавательным знаком России, не находящиеся на территории другого суверенного государства или же не пролетающие над этой территорией. Военные корабли, плавающие под российским флагом, а также военные летательные аппараты (воздушные суда) являются территорией России вне зависимости от того, где они находятся. Однако следует помнить, что территории посольств и консульств России в иностранных государствах (включая бывшие союзные республики Советского Союза) территорией России, как правило, не являются.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 УК РФ преступления, совершенные в пределах территориальных вод и воздушного пространства России (согласно ч. 2 ст. 1 Воздушного кодекса РФ), признаются совершенными на территории России. Следовательно, для реализации целей оперативно-розыскной деятельности нормы Федерального Закона об ОРД применяются и в указанных средах. Исключения из действия оперативно-розыскного закона в пространстве:

В ст. 12 УК РФ содержится предписание о действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступления вне пределов России. Предполагаем, что создание предпосылок для реализации этой нормы подразумевается вероятность совершения ОРД за рубежом.

Исходит из предписаний Закона о международных договорах. Соответствующим международным соглашением может быть предусмотрена возможность осуществления ОРМ за пределами России.

С учетом того, что в исключительных случаях уголовная юрисдикция России осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море (ст. 17 Федерального Закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»), оперативно-розыскная деятельность возможна для обеспечения производства расследования на борту иностранного судна во время его прохода в случаях, если: последствия преступления распространяются на территорию России; такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами, а также для пресечения других преступлений международного характера, предусмотренные международными договорами России, и др.

Федеральный закон применяется также в исключительной экономической зоне и на пространстве континентального шельфа России.

Непосредственно в Федеральном Законе об ОРД установлено определенное изъятие из принципа его действия в пространстве. Согласно ч. 5 ст. 13 ОРМ в следственных изоляторах «чужие» оперативники вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы Минюста России. Таким образом, этим предписанием Федерального Закона об ОРД установлено ограничение на действие территориального принципа осуществления оперативно-розыскной деятельности.

5.4 Действие оперативно-розыскного закона по кругу лиц

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального Закона об ОРД гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения ОРМ, если иное не предусмотрено федеральным законом. В этом предписании Федерального Закона об ОРД конкретизирован закрепленный в ст. 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства всех перед законом и судом. Тем самым в отношении каждого может проводится ОРД с целью защиты охраняемых объектов от преступных посягательств.

Единственным исключением из правил равенства каждого перед законом служат специальные упоминания в соответствующих федеральных законах.

Так, в соответствии с Конституцией РФ неприкосновенны Президент РФ, депутаты палат Федерального Собрания РФ и судьи, согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» - Уполномоченный, а Федерального закона о прокуратуре - прокуроры и следователи органов прокуратуры (поэтому в ходе ОРД нельзя осуществлять соответствующую проверку полученных сообщений - например, по делу оперативного учета.).

5.5 Толкование норм оперативно-розыскного закона и его виды

Правильное применение Федерального Закона об ОРД подразумевает точное, недвусмысленное восприятие правоприменителем содержания его нормы. В свою очередь этого нельзя достигнуть без толкования закона.

Поэтому под толкованием оперативно-розыскного закона понимается деятельность государственных органов, а также непосредственного правоприменителя (оперативника, следователя, прокурора, судьи и др.), направленная на разъяснение и (или) уяснение смысла и содержания волеизъявления законодателя, выраженного в конкретной норме (предписании) Федерального Закона об ОРД, ее направленности, точного определения содержания нормы и ее соотношения с другими правовыми нормами законодательства в области ОРД.

Использование в оперативно-розыскном законе терминов, заимствованных из ряда отраслей знаний о различных видах юридической деятельности, в обязательном порядке должно соответствовать по смыслу и содержанию таких терминов. Нельзя толковать не оперативно-розыскные термины в угоду сложившейся оперативной практике, разъяснять их в ином смысле, чем это принято в соответствующей отрасли знания, из которой они перешли в оперативно-розыскное законодательство.

Виды толкования оперативно-розыскного закона классифицируются по различным основаниям. Выделим среди них следующие:

По степени обязательности (юридической силе) делятся на официальные (аутентичное, нормативное и казуальное) и неофициальные (доктриальное (научное) и текущее). Некоторые ученые выделяют еще и судебное толкование норм оперативно - розыскного закона.

По объему толкования - это буквальное (когда смысл и словесное содержание правовой нормы (части нормы) совпадают), ограничительное (при уяснение содержания нормы оперативно-розыскного закона ее словесному содержанию придается более узкое, чем подлинное, значение) и распространительное (придание словесному содержанию нормы оперативно-розыскного закона более широкий, чем ее истинный, смысл).

В зависимости от приемов (способов) толкования - грамматическое (языковое), логическое (на основании законов логического мышления), систематическое (сопоставление текста толкуемой нормы с другими нормами и предписаниями оперативно-розыскного закона (других законов в области ОРД), уяснение ее места в иерархии законодательных актов) и историческое (путем сопоставления толкуемой нормы с ранее применявшейся аналогичной нормой закона).

Заключение

Рассмотрев историю правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в неразрывной связи с историей становления и развития российской государственности. Следовательно, основные периоды развития правового регулирования ОРД в основном совпадают с этапами формирования российской государственности. Отсюда в истории России можно выделить (с известной долей условности) три базовых периода правового регулирования оперативно-розыскной деятельности:

Правовая регламентация сыскной работы в Российской Империи (XVIII в. - начало ХХ в.).

Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в советский период (середина 1918 г. - август 1991 г.).

Второй, советский период разделен на четыре достаточно значимых этапа: середина 1918 г. - 1930 г.; 1931 г. - 1952 г.; 1953 г. - середина 70-х гг.; середина 70-х гг. - август 1991 г.

Правовое регулирование ОРД в современный (постсоветский) период (с марта 1992 г. по настоящее время).

Наряду с указанными основными периодами в нормативной регламентации оперативно-розыскной деятельности, в ХХ столетии нами выделяются еще два, относительно кратковременных, но весьма содержательных (условно названных переходными) периода:

Анализ содержания соответствующих нормативных актов свидетельствует о зависимости выбора властями того или иного уровня правового регулирования сыскной работы от социально-политической и экономической обстановки в стране. С ростом демократических завоеваний уровень правовой регламентации негласной работы правоохранительных органов и спецслужб неуклонно возрастал и, наоборот, с началом очередной полосы внутренних потрясений, войн и т.п. законодатель, как правило, ужесточал правовой режим негласной работы этих органов и служб.

Литература

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., с изм. и доп. от 25.07.2003 г.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. в ред. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 12.11.2003

3. ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изменениями на 22 августа 2004 года) (редакция, действующая с 1 января 2005 года) от 12.8.1995 №144-ФЗ Опубликован: Российская газета, №160, 18.08.1995., Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №33, ст. 3349

4. О правительстве Российской Федерации: Федеральный Конституционный Закон от 17 декабря 1997 г. №2 - ФКЗ.

5. Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. №5473 - 1 в ред. Федеральных законов от 17 мая 1996 г. №73-ФЗ, от 20 марта 1998 г. №61 - ФЗ, от 3 июля 1998 г. №117 - ФЗ, от 21 февраля 2001 г. №25 - ФЗ.

6. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный Закон от 20 апреля 1995 г. (с изм. от 6 января 1999 г.).

7. Федеральный закон «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» от 13 июня 1996 г. №64 - ФЗ ред. Федерального закона от 27 декабря 1996 г. №161 - ФЗ.

8. Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса РФ» от 8 января 1997 г. №2 - ФЗ.

9. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. Утверждены приказом МВД России от 30 мая 1997 г. №330.

10. О государственной тайне: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. №5485 - 1 (с изм. от 6 октября 1997 г.).

11. Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный Закон от 20 февраля 1995 г. № - 24 ФЗ.

12. Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации: Федеральный Закон от 3 апреля 1995 г.

Используемая литература

1. Доля
 Е.А. Использование в доказывании результатов ОРД. М.: Изд - во «Сварк», 1999.

2. Елинский В.И. Становление и развитие уголовного сыска в России (Х - начало ХХ в.в.), М.: МЮИ МВД России, 1997.

3. Ишин А.М. Некоторые вопросы использования средств массовой информации в ходе выявления, раскрытия и расследования преступлений // В сб.: Актуальные проблемы правоохранительной деятельности/ Труды Калининградской высшей школы МВД РФ., Вып. 1., Калининград, 1995.

4. Кваша Ю.Ф., Сурков К.В., Горяинов К.К. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Комментарий, М.: Международные отношения, 2001.

5. Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Сущность, задачи, правовая основа и принципы ОРД: Лекция, СПб.: Санкт-Петербургский юрид. инс - т МВД России, 2002.

6. Климов И.А. Предмет теории оперативно-розыскной деятельности., М., 1999.

7. Крылов И.Ф., Быстрыкин А.И. Розыск, дознание, следствие: Учеб. Пособие. Л.: Изд - во Ленинград. ун - та, 1984.

8. Лукашов В.А. Теоретические правовые и организационно-тактические основы ОРД органов внутренних дел. Ч. 1., Сущность, предмет, задачи и структура теории ОРД внутренних дел. М.: ВНИИ МВД РФ, 1999.

9. Маркушин А.Г. О правовом регулировании и правоотношениях в ОРД проблемы теории и практики ОРД в современных условиях: Межвузовский сборник научных трудов. М.: МКШМ МВД РФ, 1993.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.