на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Организация государственной службы Республики Беларусь
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

2.1. Порядок занятия государственной должности

Порядок занятия государственной должности определяется в контракте. Контракт содержит в отношении вопросов поступления, прохождения и прекращения государственной службы особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде.

Контракт с госслужащим заключается в письменной форме на срок не менее одного года руководителем соответствующего государственного органа. Контракт является основанием для издания решения, приказа, распоряжения, иного акта соответствующего государственного органа, должностного лица.

Контракты, заключаемые с гражданином, поступающим на государственную службу, должны соответствовать Примерной форме контракта с государственным служащим, которая приведена в приложении к Положению о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 07.10.2003 № 1271.

Вместе с тем с гражданами, поступающими на госслужбу на период выполнения обязанностей временно отсутствующего госслужащего, заключается срочный трудовой договор в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде.

Контракты заключаются с гражданами, достигшими 18-летнего возраста. Отдельно следует отметить, что ныне действующим Законом установлен предельный возраст пребывания на государственной службе, который составляет 65 лет, кроме случаев, предусмотренных Конституцией и законодательными актами Республики Беларусь. Например, в соответствии с Конституцией предельный возраст членов Конституционного Суда - 70 лет.

При достижении госслужащим предельного возраста пребывания на госслужбе он освобождается от занимаемой должности по истечении того месяца, в котором он достиг указанного возраста. Поэтому при проведении работы по заключению, продлению, перезаключению контрактов с государственными служащими, чей возраст приближается к вышеуказанному, необходимо учитывать, чтобы достижение работником этого возраста и истечение срока действия контракта совпадали [1,с.165].

В связи с императивностью нормы, устанавливающей предельный возраст пребывания на госслужбе, на практике возникли случаи, когда работники, достигшие 65 лет, еще работали и момент их увольнения однозначно определить было невозможно. Контракты, заключенные с ними, не содержали подобного основания увольнения. Кроме того, они могли быть уволены сразу после вступления в силу Закона о госслужбе, несмотря на срок, на который заключен контракт, не реализовав предоставленное им этим же Законом право на отставку. Министерство труда и социальной защиты сразу же отреагировало на сложившуюся ситуацию письмом от 04.08.2003 № 05-02-11/3568 "О применении ст. 41 Закона Республики Беларусь "О государственной службе в Республике Беларусь", рекомендовавшим нанимателям, в связи с тем что законодательством не предусмотрен срок, в течение которого следует прекратить трудовые отношения с государственными служащими, достигшими предельного возраста пребывания на государственной службе до вступления в силу нового Закона, освобождать государственных служащих, достигших предельного возраста пребывания на государственной службе до вступления в силу нового Закона, по истечении месячного срока с момента вступления в силу Закона РБ "О государственной службе в Республике Беларусь" [21,с.138].

2.2. Существенные условия контракта

В контракте должны быть указаны следующие сведения и условия, включение которых является обязательным, и стороны не могут договориться об ином:

1) дата подписания;

2) данные о государственном служащем и нанимателе;

3) место работы, должность государственного служащего;

4) срок действия контракта;

5) основные права сторон, в т.ч. право нанимателя на:

- уменьшение (лишение) премий всех видов независимо от привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности за:

отсутствие на рабочем месте без уважительной причины, несвоевременное выполнение или невыполнение должностных обязанностей без уважительных причин;

использование государственного имущества не в служебных целях;

- уменьшение государственному служащему отпуска в соответствующем году на число дней прогула или умышленного неисполнения им должностных обязанностей более трех часов в течение рабочего дня без уважительных причин. При этом отпуск должен быть не менее 21 календарного дня;

- понижение в классе (звании) за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей на срок до 6 месяцев. Понижение в классе не может быть более чем на один класс, а в звании (специальном, персональном) - ниже чем на одну ступень;

6) основные обязанности и ответственность сторон, в т.ч. полная материальная ответственность за ущерб, причиненный нанимателю по вине государственного служащего излишними денежными выплатами (за исключением случаев счетной ошибки), неправильным учетом и хранением материальных или денежных ценностей, их хищением, уничтожением;

7) условия организации и оплаты труда государственного служащего (с учетом результатов его работы), предусматривающие зависимость мер поощрения от соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;

8) дополнительные меры стимулирования труда в пределах средств, предусмотренных на содержание государственного органа, в т.ч.:

- предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до пяти календарных дней;

- повышение должностного оклада (не более чем на 50%, если больший размер не предусмотрен законодательством)
[13,с.27].

2.3. Основания прекращения контракта

Контракт прекращается в случаях:

1) истечения срока действия;

2) соглашения сторон;

3) достижения государственным служащим предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе;

4) возникновения (установления) обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 33 Закона о госслужбе;

5) истечения срока, досрочного прекращения полномочий на государственной должности;

6) несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;

7) разглашения сведений, составляющих государственные секреты;

8) отказа от принесения присяги;

9) нарушения требований законодательства при приеме на государственную службу;

10) отставки;

11) грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;

12) прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;

13) неудовлетворительного результата предварительного испытания;

14) вступления в законную силу обвинительного приговора суда.

При прекращении действия контракта по основаниям, перечисленным в пп. 3-14, в решении (приказе, распоряжении) или ином акте соответствующего государственного органа, должностного лица об увольнении государственного служащего и в его трудовой книжке делаются ссылки соответственно на ст. 33 и 40 Закона о госслужбе.

При этом следует отметить, что приведенный выше перечень оснований расторжения контракта хотя и не является исчерпывающим (в соответствии со ст. 40 Закона госслужба может быть прекращена и в иных случаях), но вместе с тем содержит достаточно широкий спектр оснований прекращения госслужбы в отличие от ранее регламентирующего этот же круг вопросов Закона 1994 г. Напомним, что ранее к таким основаниям прекращения госслужбы, кроме предусмотренных законодательством о труде, относились только отставка, истечение срока контракта, непредставление декларации о доходах и достижение работником пенсионного возраста при наличии у него права на полную пенсию по возрасту, если наниматель не сохранил с ним трудовых отношений (в настоящее время подобное основание отсутствует). Причем стоит отметить следующее: в связи с тем, что в Закон о службе в госаппарате 1994 г. изменения после 1995 г. не вносились вообще, вопросы регламентации общественных отношений более полно раскрывались в постановлении Совета Министров РБ от 31.01.1994 № 49, которым были утверждены и Положение о порядке и условиях заключения контракта со служащими государственного аппарата, и Примерная форма контракта
[15,с.79].

2.4. Основания досрочного расторжения контракта

В отличие от ныне действующих оснований прекращения госслужбы, которые все же значительно проработаны и более подробно перечислены и в Законе о госслужбе, и в постановлении Совета Министров РБ от 07.10.2003 № 1271, перечень оснований досрочного расторжения контракта изменений и дополнений не претерпел.

Помимо вышеперечисленного, Закон о госслужбе по-иному подходит к наполняемости понятия "отставка", а также привнес особенности в зачет стажа госслужбы. В частности, сейчас в стаж госслужбы засчитывается время предыдущей занятию госдолжности работы в государственных организациях на определенных должностях и определенной продолжительности. Кроме того, в отличие от установленного Трудовым кодексом 3-месячного срока предварительного испытания, срок предварительного испытания для госслужащих увеличен Законом о госслужбе до 6 месяцев.

В заключение хочется отметить, что в настоящее время госслужащим к отпуску выплачивается пособие на оздоровление вместо оказываемой ранее материальной помощи. Изменение правового статуса выплаты привело к обложению ее подоходным налогом и начислению взносов по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты. Это обусловлено тем, что данный вид выплаты в отличие от материальной помощи не входит в доходы, которые не подлежат налогообложению в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РБ от 21.12.1991 № 1327-XII "О подоходном налоге с физических лиц", и не является выплатой, включенной в Перечень видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главная функция государственной службы, и в этом ее суть, - служить обществу (ради этого она и создается), обеспечивать устойчивую связь государства и общества, государства и его граждан, в своей деятельности практически реализовывать демократические принципы, расширять условия для создания гражданского общества, мотивировать развитие его самоуправленческой деятельности средствами профессиональной управленческой работы, максимально делегировать функции управления общественным институтам, гражданам, словом, развивать и поддерживать их свободную жизнедеятельность на основе не только права, но и тех духовно-нравственных принципов, ценностей, которые являются определяющими для народного самосознания. Поэтому государственная служба, не только социально-правовой институт общества, но его духовно-патриотический лидер, интеллектуальный центр, призванный управленческими средствами подвигать общество па практическое осуществление его целей: социальной справедливости и достижения достойной жизни своих членов, развития демократических институтов, формирования высокой духовности каждого своего члена, развития науки, культуры, образования.

Ключевым в исполнении государстве иной должности является не только высокий профессионализм государственного служащего, но его личностные качества, гражданская позиция, высокая нравственность и умение служить своему отечеству. Поэтому, государственную службу следует рассматривать не только как управленческий социально-правовой институт, но и как духовно-нравственный, интеллектуальный генератор общества, направленный на саморазвитие его внутренних сил, интеграцию усилий его граждан в целях самореализации сущностных потребностей, интересов, в том числе духовно-культурных, экономических, политических, научно-технических и других.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.
Антонова Н.Б., Захарова Л.М, Вечер Л.С. Теория и методология государственного управления: Курс лекций. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.

2. Атаманчук Г. В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы. Учебное пособие. М.: Экономика. 2000.

3. Атаманчук Г. В. О реформировании государственной службы //Государственная служба России: проблемы становления и развития. М.: РАГС. 2001.

4. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд.2-е, дополн. - М.: Омега-Л, 2004.

5. Бахрах Д. Н. Организационные структуры государственного управления /Д. Н. Бахрах. //Правоведение. - 1981. - № 6. - С. 27 - 36

6. Вишняков В. Г. Структура и штаты органов советского государственного управления. - М., 1972.

7. Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Дело. 2000.

8. Забелов СМ., Забелов П.С. Правовое регулирование государственного управления: Учебное пособие. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.

9. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Изд-во Бек, 1995. Т. 2.

10. Лужков Ю. М. Путь к эффективному государству: План преобразования системы государственной власти и управления в Российской Федерации. 2-е изд. М.: МГУ. 2002.

11. Манохин В. М. Порядок формирования органов государственного управления. - М., 1963.

12. Манохин В. М. С учетом отраслевого и территориального принципов. // Советское государство и право, 1979. № 10. С. 21-30.

13. Марков М. Теория социального управления. - М., 1978.

14. Мельников В. П., Нечипоренко В. С. Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность. М.: РАГС. 2000. Ч. 1-2.

15. Научные основы государственного управления в СССР. - М., 1968.

16. Основы европейской хартии местного самуправления: методическое пособие для высших учебных заведений. - 2 изд., перераб. и доп. /Под ред. В.А. Черникова. - М., 2000.

17. Петров Г. И. Советское административное право. Общая часть. СПб.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970.

18. Политико-административные отношения: кто стоит у власти? /Под ред. Тони Верхейна. Пер. с англ. - М.: "Права человека", 2001.

19. Политическая энциклопедия. В двух томах. М.: Мысль, 1999. Т. 2.

20. Политические институты на рубеже тысячелетий. Отв. ред. К. Г. Холодковский. Дубна: Феникс. 2001.

21. Старилов Ю. Н. Институт государственной службы: содержание и структура //Государство и право. 1996, № 5.

22. Чиркин В. Е. Основы сравнительного государство ведения. М.: Артикул. 1997.

23. Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. - М.: "Юрист", 2001.

24. Шаститко А.Е. Неоинституциональная экономическая теория. - 2 изд., перераб. и доп. - М.: Экономический факультет, ТЕИС, 1999.

25. Яковлев Г. С. Аппарат управления: принципы организации. - М., 1974.

26. Ямпольская Ц. А. Органы советского государственного управления современный период. - М., 1954.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.