Органы исполнительной власти Российской Федерации
Органы исполнительной власти Российской ФедерацииСодержаниеВведение1. Понятие и система органов исполнительной власти 2. Правовой статус правительства Российской Федерации 3. Министерство образования Российской Федерации в системе органов управления образования 4. Органы исполнительной власти Субъектов Российской Федерации ВведениеКонституция РФ 1993 года закрепила принцип разделение властей на три различные ветви - законодательную, исполнительную и судебную, органы которых выполняют свои полномочия самостоятельно. Этот факт привёл к замене старого понятия «органы государственного управления» на новое понятие «исполнительные органы государства», «органы исполнительной власти». Но, не смотря на это, в современной российской литературе используется как старое, так и новое понятие.___По разному определяют авторы и сущность органов исполнительной власти. Одни считают, что орган исполнительной власти - «это политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций исполнительной ветви государственной власти, и наделённое в этих целях полномочиями государственно-властного характера». Другие авторы считают, что органы исполнительной власти - «это звенья государственного аппарата, которые в соответствии со своими функциями осуществляют на основании и во исполнения законов и подзаконных актов исполнительную и распорядительную деятельность». Несмотря на то, что эти понятия, в сущности, не имеют существенных отличий, я придерживаюсь второго понятия, считая его более полным и правильным.1. Понятие и система органов исполнительной власти· Президент Российской Федерации · Правительство Российской Федерации · Государственная администрация · Органы исполнительной власти субъектов РФ Понятие и функции исполнительной власти. В соответствии с конституционным принципом разделения властей, исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права. Содержание исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами жизни государства. Эта деятельность является подзаконной: она должна осуществляться только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления законов, исполнительная власть имеет возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться. Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять административное принуждение. Отсюда исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий. Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются: · издание правовых актов управления; · использование распорядительных и контрольных полномочий; · заключение административных договоров; · проведение организационных мероприятий. В институциональном плане исполнительная власть имеет иерархическую структуру, которая включает: · органы исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения субординации, координации, контроля и т.д.); · корпус государственных служащих; · юридическую структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему компетенцию органов и должностных лиц. Иерархическая структура - организационная основа исполнительной власти, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры. Эти властные полномочия, характеризующие иерархическую подчиненность, представлены целым спектром административных правомочий, среди которых выделяются: · право решать, т.е. определять содержание деятельности, осуществлять волевой акт с целью позитивного или негативного решения проблемы; · право командовать, т.е. отдавать обязательные к исполнению распоряжения; · право назначать; · право осуществлять легитимное принуждение; · право замещать, т.е. возможность действовать вместо нижестоящей инстанции, когда ее деятельность осуществляется неправильно; · право отменять акты нижестоящей инстанции в случае их незаконности или нецелесообразности; · право расходовать вверенные ресурсы; · право контролировать деятельность нижестоящей инстанции; · право разрешать конфликты между нижестоящими по вопросам их прав и компетенции. Государственно-властные полномочия исполнительной власти осуществляются в рамках административной процедуры и призваны обеспечить реализацию ее функций. Административная процедура предоставляет собой определенный порядок осуществления властной деятельности органов исполнительной власти по решению управленческих проблем и разрешению конкретных индивидуальных дел. Она может регулировать, например, порядок издания правовых актов управления, порядок оформления пенсий, рассмотрения обращений граждан и т.д. Сущность исполнительной власти, выражающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской роли в государственном управлении, раскрывается через ее многообразные функции. К основным функциям этой ветви государственной власти относятся: · осуществление управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества; · административное нормотворчество (подзаконодательное регулирование); · административное правоприменение, осуществляется в двух формах: o оперативно-исполнительная деятельность, выражающаяся в реализации предписаний правовых норм и позитивном регулировании с помощью индивидуальных правовых актов; o юрисдикционная деятельность, осуществляемая административными средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану правовых норм от каких бы то ни было нарушений, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений; · административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении (инспектирование и проведение расследований); · осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация); · непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества и охрана правопорядка (полицейская функция); · информационное обеспечение органов государственной власти и информационно-аналитическая деятельность. Функции исполнительной власти реализуются через конкретные функции ее органов и их соответствующие полномочия. Понятие и виды органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления 1. В композиционном плане орган исполнительной власти включает два основных элемента: · объективный, характеризующий его статику. С объективной стороны он представляет собой определенный организационно-правовой институт (от лат. institum - организация, учреждение, устройство) публичного права, реализующий цели государственного управления на основе и во исполнение действующего законодательства путем использования распорядительных полномочий. Как институт публичного права он являет собой учреждение государственной власти, имеющее свою организационно-правовую форму и функции. Объективный компонент органа исполнительной власти включает его организационную структуру и закрепленную в правовых нормах компетенцию, которая характеризует меру его власти; · субъективный, выражающий его динамику. Субъективный компонент органа исполнительной власти представлен людьми, находящимися на государственной службе. Именно они, выражая волю государственной власти, своими действиями обеспечивают осуществление его властных полномочий и возможность реального функционирования. Исполнительная власть может существовать не иначе как посредством своих органов. Способ образования, порядок деятельности, компетенция, функции, формы и методы деятельности органов исполнительной власти определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах. Каждый орган создается для осуществления строго определенного вида государственно-управленческой деятельности. Вместе с тем органы исполнительной власти в своей совокупности характеризуются рядом специфических признаков, которые отличают их от других органов государственной власти. К числу этих признаков относятся: · официально представлены государством и выражают его волю при решении повседневных задач и текущих вопросов в сфере публичного управления; · осуществление исполнительно-распорядительной деятельности в рамках определенных законом функций и административных полномочий; · возможность, в соответствии со своей компетенцией, издавать обязательные к исполнению административно-правовые акты и осуществлять оперативное государственное управление в пределах установленного предмета ведения; · наличие оперативной самостоятельности и возможности непосредственно распоряжаться материальными, людскими и информационными ресурсами, необходимыми для осуществления его компетенции; · органы исполнительной власти образуются, как правило, вышестоящими органами исполнительной власти и подотчетны им; · контролируются вышестоящими органами по вопросам законности и целесообразности, принимаемых актов и совершаемых действий; · состоят из государственных служащих, осуществляющих повседневное и непосредственное управление другими людьми; · обладают возможностью применять меры административного принуждения. Орган исполнительной власти имеет внешнюю и внутреннюю форму. · Внешняя форма органа исполнительной власти включает следующие основные элементы: o официальное наименование (министерство, управление, губернатор и т.д.); o компетенцию, определяющую меру и способ его участия в государственном управлении и территориальный масштаб деятельности; o функции, цели и задачи деятельности; o формы и методы деятельности; o положение в иерархической структуре исполнительной власти и порядок взаимодействия с другими органами; o порядок образования, реорганизации и управления. · Внутренняя форма показывает: o устройство органа исполнительной власти, его внутреннюю структуру (линейную, линейно-функциональную и т.д.), состав структурных единиц, порядок их взаимодействия в процессе осуществления управленческой деятельности. o К элементам внутренней формы относятся также штаты, внутренний распорядок и дисциплина, которую все государственные служащие обязаны соблюдать. С точки зрения своей формы орган, исполнительной власти может быть представлен отдельным должностным лицом или группой должностных лиц, находящихся в определенных организационно-правовых отношениях между собой. Таким образом, орган исполнительной власти - это публично-правовой институт, который представлен одним должностным лицом или группой должностных лиц, официально осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность и наделенных в законном порядке определенной компетенцией, материальными и правовыми средствами, необходимыми для реализации возложенных на них государственных задач и функций. Органы исполнительной власти весьма разнообразны и отличаются друг от друга по видам и сферам деятельности, объему и характеру компетенции и т.д. В учебной литературе их принято классифицировать: · по основаниям образования: o образуемые на основе Конституции РФ и конституционных актов субъектов Федерации (президенты, правительства и т.д.); o создаваемые на основе текущего законодательства или подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, управления и т.д.); · по уровню функционирования, обусловленному федеральным устройством России и территориальным масштабом деятельности: o федеральные (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства); o региональные (представители Президента РФ в федеральных округах, командующие военными округами и т.д.); o органы исполнительной власти субъектов Федерации (президенты, правительства, губернаторы и т.д.); · по порядку образования:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|