на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Органы предварительного расследования
p align="left">Одним из важнейших органов предварительного расследования в Республике Беларусь является прокуратура.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах (статья 125 Конституции Республики Беларусь).

Конституция определяет прокуратуру как единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором, назначаемым Президентом с согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором (статья 126).

Прокуратуру Республики Беларусь образуют республиканская прокуратура, являющаяся центральным аппаратом системы органов прокуратуры, прокуратуры областей, города Минска, прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры, а также специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей, прокуратурам районов (городов), межрайонным прокуратурам (статья 12 Закона Республики Беларусь от 29 января 1993 года "О Прокуратуре Республики Беларусь").

Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений (статья 2 вышеуказанного Закона).

Органы Прокуратуры Республики Беларусь осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, должностных лиц, средств массовой информации, политических, иных общественных и религиозных объединений в соответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь; принимают меры по пресечению нарушений закона, от кого бы они не исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения; взаимодействуют с другими правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка; действуют гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод личности, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны (статья 4 Закона Республики Беларусь "О Прокуратуре Республики Беларусь").

Правовую основу деятельности прокуратуры составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь "О Прокуратуре Республики Беларусь" и другие законодательные акты Республики Беларусь.

Следственный аппарат прокуратуры имеет три звена.

Следственный аппарат Генеральной прокуратуры республики Беларусь состоит из старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, следователей, старших следователей криминалистов, следователей - криминалистов, а так же начальников и заместителей начальником структурных подразделений, в состав которых входят эти следователи и следователи-криминалисты.

Следственный аппарат прокуратур областей, города Минска и приравненных к ним специализированных прокуратур состоят из старших следователей по важным делам, следователям по важным делам, следователей - криминалистов, а так же начальников и заместителей начальников структурных подразделений, в состав которых входят эти следователи и следователи криминалисты.

Следственный аппарат прокуратур районов, районов в городах, городов. Межрайонных и приравненных к ним специализированных транспортных и межгарнизонных военных прокуратур состоят из старших следователей и следователей (ст. 22 Закона о прокуратуре).

Генеральный прокурор Республики Беларусь назначает на должность и освобождает от должностей старших следователей по особо важным делам, старших следователей - криминалистов и следователей- криминалистов генеральной прокуратуры Республики Беларусь (ст. 23 Закона).

Согласно ч.3 ст.24 данного Закона прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним прокуроры назначают на должности и освобождают от должностей прокурорских работников и работников прокуратур областей, города Минска и приравненных к ним специализированных прокуратур, прокуратур районов, районов в городах, городов, межрайонных и приравненных е ним специализированных транспортных и межгарнизонных военных прокуратур, за исключением работников, указанных в абзацах пятом и восьмом пункта 2 ст. 23 Закона.

Компетенция следователей прокуратуры, как и следователей и дознавателей других ведомств. По расследованию преступлений определяется подследственостью постатейно им соответствующих состав преступлений УК (ст. 182 УПК).

Так, следователям прокуратуры производиться следствие по делам об убийствах, изнасилованиях, бандитизме, преступлениях против интересов службы и др.

Большинство преступлений расследуется следователями органов внутренних дел (хищение, хулиганство, незаконный оборот наркотических средств и др.

Систему органов финансового расследования составляют: Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля (ДФР КГК); управление ДФР по областям и городу Минску; межрайонные отделы.

Департаментам финансовых расследований КГК является органам государственного управления, осуществляет руководство системой органов финансовых расследований в целях обеспечения экономических интересов государства в сфере предпринимательства и налогообложения, расследует дела об выманивании кредитов или дотаций, об уклонении от уплаты налогов и др. Этот департамент имеет статус юридического лица.

В центральном аппарате Комитета государственной безопасности имеется следственное управление. Штатные должности имеются в управления КГБ по областям, г. Минску, и управление КГБ на транспорте, а так же в межрайонных отделах. Следователи и начальники следственных подразделений КГБ состоят на действительной военной службе, входят в штатную численность КГБ и на них распространяются все военные уставы и положения.

Следователи КГБ расследуют преступления против государства, порядка управления и др.

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов государственной безопасности и финансовых расследований.

Следователь - это должностное лицо прокуратуры, органов внутренних дел, государственной безопасности и финансовых расследований, осуществляющее в пределах своей компетенции предварительное следствие (ч. 1 ст. 36 УПК).

Независимо от ведомственной принадлежности следователи выполняют единственную процессуальную функцию - расследование преступлений с соблюдением требования всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявление обстоятельств как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого, а также смягчающих и отягчающих его ответственность (ст. 18 УПК).

Следователь обязан осуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им преступления, путем привлечению его в качестве подозреваемого, обвиняемого, предъявление обвинения, применение в отношении его в соответствии с УПК меры пресечения, передачи дела прокурору для направления в суд. Кроме этого, следователь обязан принимать меры по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и иных лиц.

Следователь при производстве предварительного следствия процессуально самостоятелен. Все решения о производстве следственных и других процессуальных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкций прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение (ст. 36 УПК).

Производство предварительного следствия заканчивается:

постановлением о прекращении уголовного дела;

постановлением о передаче дела прокурору для направления в суд;

3) постановлением о передаче дела прокурору для направления в суд при установлении оснований для применения к лицу, совершившему общественно опасное деяние, принудительных мер безопасности и лечения.

Прекращение уголовного дела представляет собой заключительный этап расследования, на котором следователь подводит итог проведенной по делу работы. Статья 250 УПК содержит исчерпывающий перечень основания к прекращению дела, что является важной гарантией соблюдения принципа законности при принятии такого решения.

Из вышесказанного можно сделать вывод что органы предварительного следствия - это специальные органы государства, предназначенные для расследования уголовных дел. Они осуществляют сложную, регулируемую законом деятельность по сбору, проверке и оценке доказательств, исследованию фактических обстоятельств дела, привлечению к уголовной ответственности лиц, в отношении которых имеются веские доказательства их виновности в совершении преступления.

2.4 Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь

Международная организация уголовной полиции - Интерпол - была образована в 1923 г. В настоящее время по числу государств, являющихся членами Интерпола (181 государство), это организация занимает второе место после ООН I 8 I.

Интерпол, непосредственно не занимаясь расследованием, обеспечивает международное содружество государств в области борьбы с международной уголовной преступностью путем кооперации и координации действий полиции разных стран.

Значение Интерпола - быстрый обмен информацией в целях предупреждения, закрытия расследования преступлений транснациональной направленности.

Ведущая роль в международном содружестве в сфере борьбы с международной общеуголовной преступностью принадлежит Организации Обьедененных Наций, что нашло отражение в ст. 2 Устава.

В задачи ООН входит:

1) способствовать широкому сотрудничеству74 всех органов уголовной полиции в пределах действующего в странах законодательства и Всеобщей декларации прав человека.

2) Создавать и развивать институты, содействующие успешному предупреждению и борьбе с уголовной преступностью.

Эти цели определили 2 сферы приложения усилий Интерпола: способствование взаимным прямым контактом уголовной полиции разных стран и создание в рамках организации, ее генерального секретариата, различных комитетов, технических служб, облегчающих поддержание прямых взаимных контактов. Обе сферы деятельности в повседневной практике появляются как взаимозависимые и взаимодополняющие.

С 4 октября 1993 г. Республика Беларусь принята в Интерпол. Постановлением Совета Министров от 10 ноября 1993 г. №744 I 9 I. в структуре центрального аппарата МВД было создано Национальное центральное бюро Интерпола, действующее в составе Главного управления криминальной милиции.

Национальное центральное бюро Интерпола является органом обеспечивающим международное сотрудничество в рамках Интерпола, служит в качества корреспондента, компетентного представителя и ответственного учреждения указанный международной организации на национальном уровне. Оно поддерживает постоянную связь с Генеральном секретариатом Интерпола и Национальными Центральными бюро других стран. Поскольку каждая страна - член Международной организации уголовной полиции - свободно в выборе форм сотрудничества с Интерполом и может иметь своим представителем в нем любое из свои учреждений, ведущих борьбу с преступлениями организация и структура Национального центрального бюро регулируется национальным законодательством.

Первое положение о Национальном центральном бюро Интерпола в Республике Беларусь утверждено приказом Министра внутренних дел Республики Беларусь (1995 г.), второе - 26 июня 2001г. №132. В соответствии с этим документом Национальное центральное бюро Интерпола возглавляет начальник, имеющий своего заместителя, соответствующий аппарат сотрудников. На местах в служба криминальной милиции, других структурных подразделениях МВД, а так же областных и крупных городских (районных) органах внутренних дел имеются сотрудники в функциональные обязанности которых дополнительно временно взаимодействие с Центральным бюро Интерпола в Республики Беларусь. Это так называемый офицеры связи или контактные офицеры. Сотрудники Национального центрального бюро Интерпола состоят в штатах МВД и подчиняются руководству этого ведомства. По мере накопления опыта организация и деятельность Национального центрального бюро Интерпола будет совершенствоваться I 10 I.

Национальное центральное бюро Интерпола поддерживает постоянную связь с правоохранительными органами республики, информирует их о возможностях, принципах и формах международного полицейского сотрудничества в рамках Интерпола, предоставляет и ведет обмен оперативной информацией, проводит семинары и встречи с работниками органов правопорядка и т.д.

С ноября 1995 г. Беларусь включена в международную компьютерную сеть Интерпола, что позволяет нашей республике по этой сети безприпятственно и оперативно связываться с любым государством - членом Интерпола I 11 I. Таким образом, международное сотрудничество в сфере борьбы с уголовной преступностью транснационального характера в рамках

Интерпола является в современном мире наиболее оптимальном и эффективным, способствует успешному выполнению задач стоящих перед национальными правоохранительными органами.

Исходя из вышеперечисленного можно отметить, что Центральное бюро Интерпола поддерживает связи с аналогичными органами других стран, благодаря чему белорусские правоохранительные органы ведущее борьбу с преступностью, получают информацию о новейших способах борьбы с преступлениями и технических средствах, могут объявить разыскиваемых ими лиц в международный розыск, более эффективно заниматься поиском угнанных автотранспортных средств, пропавших произведении искусств, вести борьбу с транснациональными преступлениями (организованной преступностью, терроризмом и т. д.).

Заключение

В ходе курсовой работы мы рассмотрели систему и компетенцию органов предварительного расследования, а также органы, осуществляющие предварительное следствие и дознание, их структуру, а также компетенцию следователя, дознавателя. И исходя из этого можно сказать, что это важнейшая стадия расследования дел, и от нее зависит дальнейшее исполнение правосудия.

Итак, мы определили понятие предварительного расследования; рассмотрели формы предварительного расследования, которыми являются следствие и дознание.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что предварительное расследование - это урегулированная законом деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обоснованному привлечению их в качестве обвиняемых, по установлению всех обстоятельств уголовного дела и решения других задач уголовного процесса.

Предварительное следствие в уголовном судопроизводстве Республики Беларусь - одна из форм предварительного расследования преступлений, осуществляемая специально созданными для этого органами предварительного следствия - следователями прокуратуры, следователями органов внутренних дел, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов налоговой полиции.

Дознание - вид деятельности, которая осуществляется во временном промежутке между возбуждением уголовного дела и направлением его по подследственности.

Следует заметить то, что совершенствование такого уголовно-процессуального института, как предварительное расследование продолжается. Такая ситуация объясняется развитием уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Из всего этого хочется отметить, что органы предварительного расследования играют большую роль в законодательстве страны. Они оуществляют сложную, регулируемой законом деятельность по собиранию, проверке, оценке доказательств. И без деятельности этих органов нельзя было бы расскрыть какое - либо преступление. В некоторых случаях на стадии предварительного расследования принимаются окончательные решения (ст.250 УПК) данная стадия облегчает последующие судебные следствие и освобождает суд от рассмотрения дел по которым невозможно постановить обвинительный приговор (отсутствие деяние, отсутствие состава преступления).

Список использованных источников

1. УПК РБ от 16. 07. 1999г №295 - 3 с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года.

2. А.М. Камчатнов. Хрестоматия по истории русского литературного языка (Памятники X - XIV веков по рукописям X - XVII веков). Москва, 2009 год.

3. Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А. ''История государства и права Беларуси'' Минск 1999 год.

4. Юхо Я.А. ''Кароткi нарыс гiсторыi дзяржавы i права Беларусi'' Минск 1992 г.

5. Кукреш Л.И. Уголовный процесс. Особенная часть/ Л.И. Кукреш. Минск,2000. С. 26-28.

6. Мартинович, И.И. Судоустройство и прокурорский надзор в БССР.(1921-1925)/ И.И. Мартинович. Минск, 1960. С. 44.

7. Лазутина Л.Ф. Теоретико-правовые аспекты предварительного следствия /Л.Ф. Лазутина. Минск, 2004. С. 46-49.

8. Самарин В.И. Интерпол: Международная организация уголовной полиции/ Питер, 2004. С. 15-38.

9. Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1993. №31. Ст. 622.

10. Левитанов В. Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь / В. Левитанов, В. Самарин // Юстиция Беларуси. 2002. №2. С. 32 - 34.

11. В 2004 г. создан внутренний сайт НЦБ Интерпола, что облегчает взаимодействие с праворанительными органами страны.

12. Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1993.

13. Левитанов В. Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь / Минск 2002.

14. Ведомасти Верховного совета Республики Беларусь, 2003.

15. Шостак М.А. Уголовный процесс / Минск, 2006.

16. Жук М.Г. Судоустройство в Республике Беларусь/ Гродно 2000.

17. Закриевский Л.Г. Судоустройство / Минск, 2010.

18. Закон РБ «О милиции» от 26. 02. 1991.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.