на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основания и последствия прекращения гражданской службы
p align="left">Действующим законодательством установлен специальный порядок расторжения трудового соглашения в связи с сокращением штата. Прежде всего, при принятии решения о расторжении служебного контракта в связи с сокращением соответствующей должности представитель нанимателя в письменной форме должен сообщить об этом выборному профсоюзному органу гражданских служащих данного государственного органа не позднее, чем за два месяца до сокращения. Порядок учета мнения профсоюза закреплен в ст. 373 ТК РФ.

Гражданские служащие, замещающие сокращаемые должности, также должны быть предупреждены об этом представителем нанимателя не позднее, чем за два месяца до сокращения. Такое предупреждение должно осуществляться в письменной форме. Вместе с тем закон позволяет представителю нанимателя с согласия соответствующего гражданского служащего расторгнуть с ним служебный контракт и без предупреждения об освобождении от замещаемой должности. Однако такое согласие гражданского служащего также должно быть выражено в письменной форме. Нужно отметить, что ст. 180 Трудового кодекса РФ, закрепляющая аналогичное правило, предусматривает в этом случае выплату работнику дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.

В течение указанного двухмесячного срока предупреждения в государственном органе может быть проведена внеочередная аттестация гражданских служащих. Результаты этой аттестации должны учитываться при предоставлении гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность, иной должности государственной гражданской службы.

По правилам трудового законодательства при сокращении численности или штата работников организации преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» также предоставляет преимущественное право на замещение должности гражданской службы гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности. Исходя из такой формулировки этой нормы, можно сделать вывод, что указанные критерии должны учитываться и при предоставлении гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность, иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе. При равном уровне квалификации, профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы, а также одинаковых результатах профессиональной служебной деятельности применению подлежат правила, установленные ст. 179 Трудового кодекса РФ. Согласно положениям указанной нормы в этом случае предпочтение отдается:

· семейным -- при наличии двух или более иждивенцев; лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;

· получившим в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание;

· инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;

· работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Действующим законодательством могут быть предусмотрены и иные категории лиц, обладающие преимущественным правом на оставление на работе при сокращении штата. Например, таким правом согласно Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 18 июня 1992 г. обладают граждане, перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно нормам трудового законодательства не допускается увольнение в связи с сокращением штата беременных женщин. Как нам представляется, это правило должно применяться и в отношении беременных женщин -- гражданских служащих.

Процедура реорганизации государственного органа может включать в себя слияние с другим государственным органом; разделение на два или нескольку самостоятельных органов; выделение из одного государственного органа отдельных структур либо преобразование государственного органа, т.е. изменение его правового статуса, функций и т.п. Сама по себе реорганизация государственного органа не влечет расторжения служебного контракта с гражданскими служащими. При реорганизации государственного органа или изменении его структуры служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в это государственном органе, могут быть прекращены только в случае сокращения должностей гражданской службы. При этом должны соблюдаться рассмотренные выше правила расторжения служебного контракта в связи с сокращением замещаемой должности.

В отличие от реорганизации ликвидация органа государственной власти предполагает прекращение его полномочий без перехода принадлежащих ему прав и обязанностей в порядке правопреемства. В данном случае служебный контракт с гражданским служащим расторгается. Однако ему может быть предложена иная должность государственной гражданской службы в другом органе государственной власти либо возможность переподготовки или повышения квалификации.

Общие гарантии для всех Категорий работников, т.е. в том числе и для гражданских служащих при сокращении штата предусмотрены действующим трудовым законодательством. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 81 Трудового кодекса увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу. Другими словами, работодатель в этом случае обязан сначала предложить работнику работу или вакантную должность, соответствующую его квалификации, а при отсутствии такой работы - иную имеющуюся в организации вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья. Несколько иначе регулируются отношения, связанные с высвобождением гражданских служащих вследствие сокращения должностей гражданской службы. Прежде всего, в случае невозможности предоставления гражданскому служащему, замещавшему сокращаемую должность, иной Должности в том же государственном органе может быть предложена другая должность государственной гражданской службы в ином государственном органе с учетом его образования, квалификации и занимаемой ранее должности. Аналогичная норма ранее была предусмотрена и ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации». В этой связи Пленум Верховного Суда РФ отметил, что при рассмотрении дел о восстановлении в должности государственных служащих, уволенных при ликвидации государственного органа, сокращении его штата либо численности, ответчик обязан доказать обстоятельства, свидетельствующие о соблюдении указанного выше правила ст. 16 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Другими словами, представителем нанимателя должны быть представлены доказательства, подтверждающие, что государственному служащему предлагались вакантные должности в этом государственном органе, а при их отсутствии - хотя бы одна вакантная должность в другом государственном органе, и он отказался от предложенной работы либо отказался от прохождения переподготовки (переквалификации). При этом под предложением вакантной должности следует понимать исходящее от уполномоченного должностного лица государственного органа предложение о назначении на государственную должность государственной службы, в том числе нижестоящую, обязанности по которой государственный служащий может выполнять с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности. Примерный перечень доказательств, подтверждающих выполнение этих требований приводится в указанном выше Постановлении Пленума Верховного Суда РФ. К ним, в частности, относятся:

· копии актов о назначении на должность и увольнении с должности;

· копия акта о сокращении штата;

· копия предупреждения о высвобождении;

· копия акта о предложении вакантной должности;

· штатные расписания подразделения государственного органа на день предупреждения об увольнении и на день увольнения;

· справка о денежном содержании государственного служащего.

Необходимо, однако, отметить, что Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» прямо не закрепляет обязанность представителя нанимателя предоставить гражданскому служащему, замещавшему сокращаемую должность, иную должность гражданской службы. Исходя из буквального понимания данной нормы, представитель нанимателя может предоставить гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы по специальности возможность замещения иной должности гражданской службы. В частности, согласно ст. 53 закона гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами, может предоставляться право на замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо при сокращении должностей гражданской службы в соответствии со статьей 31. Таким образом, вопрос о предоставлении такому гражданскому служащему иной должности гражданской службы относится на усмотрение представителя нанимателя.

Помимо иной должности государственной гражданской службы гражданскому служащему при сокращении замещаемой им должности может быть предложена возможность направления его на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Действовавший ранее Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» предусматривал, что возможность переподготовки или переквалификации гарантируется государственному служащему, заключившему трудовой договор на неопределенный срок при невозможности его трудоустройства. При этом за таким государственным служащим на период переподготовки сохранялись денежное содержание по занимаемой до увольнения должности и непрерывный трудовой стаж. Действующее законодательство не предоставляет гражданскому служащему, замещавшему сокращаемую должность, такого объема гарантий. Представитель нанимателя может предложить гражданскому служащему возможность пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Такой же вывод можно сделать из формулировки соответствующей нормы ст. 53: гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами, может предоставляться право на профессиональную переподготовку, периодическое повышение квалификации, стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Продолжительность повышения квалификации и переподготовки в этом случае в зависимости от сложности получаемой профессии составляет от трех до шести месяцев. На период повышения квалификации и переподготовки за государственными служащими сохраняется средний заработок по ранее занимаемой должности. Кроме того, этот период засчитывается в общий трудовой стаж, а при приеме гражданина после повышения квалификации и переподготовки на работу в аппараты органов федеральной государственной власти период повышения квалификации и переподготовки засчитывается в стаж государственной службы. Вместе с тем направление на повышение квалификации или переподготовку не является обязательством по трудоустройству на государственную службу.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации служебный контракт с ним прекращается по п. 6 ч. 1 ст. 33 данного закона. Следует заметить, что указанная норма ст. 33 предусматривает прекращение служебного контракта не только в случае отказа от предложенной должности или переподготовки, но также при непредоставлении гражданскому служащему в этих случаях иной должности гражданской службы.

В случае прекращения служебного контракта в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с классным чином гражданской службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Вместе с тем по отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. В этом случае, очевидно, размер указанной компенсации должен определяться в порядке, установленном трудовым законодательством, т.е. исходя из среднего месячного заработка, исчисленного за последние 12 месяцев. Выходное пособие, предусмотренное трудовым законодательством при увольнении по этим основаниям, не выплачивается. Однако согласно ст. 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата помимо выплаты выходного пособия за уволенным работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения. Кроме того, в случае, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в орган службы занятости населения и не был им трудоустроен, средний заработок сохраняется за ним в течение третьего месяца со дня увольнения по решению соответствующего органа занятости. Указанные выплаты не являются выходным пособием, и по смыслу комментируемой нормы должны производиться и в отношении гражданских служащих при увольнении по соответствующим основаниям.

5. Приостановление и прекращение служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает в отношении гражданских служащих специальное правило, предусматривая возможность приостановления служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Приостановление служебного контракта влечет освобождение гражданского служащего от замещаемой должности с оставлением его в реестре гражданских служащих. Гражданский служащий, служебный контракт с которым приостанавливается в связи с наступлением обстоятельств, указанных в данной статье, включается в кадровый резерв.

Во-первых, служебный контракт приостанавливается в связи с призывом гражданского служащего на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.

Служебный контракт с гражданским служащим может приостанавливаться в связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замешавшего эту должность гражданской службы, по решению суда. Речь здесь идет о восстановлении незаконно уволенного или переведенного работника.

Избрание на выборную должность также является основанием для приостановления служебного контракта с соответствующим гражданским служащим. Подобная ситуация может иметь место:

· при избрании гражданского служащего на выборную должность в государственный орган или в орган местного самоуправления;

· в случае избрания его на оплачиваемую выборную должность в профсоюзе.

В последнем случае речь идет о тех профсоюзных должностях, которые предполагают освобождение от служебных обязанностей по ранее замещаемой должности.

Наконец, служебный контракт с гражданским служащим может приостанавливаться в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой. К таким чрезвычайным обстоятельствам закон относит военные действия, катастрофы, стихийные бедствия, аварии, эпидемии и т.п. Чрезвычайный характер указанных обстоятельств должен быть установлен специальным актом Президента РФ. При наличии таких обстоятельств указом Президента РФ может вводиться чрезвычайное положение в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Сроки приостановления служебного контракта в рассмотренных выше случаях определяются временем действия соответствующих обстоятельств. Исключением является случай приостановления служебного контракта в связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда. При этом служебный контракт с гражданским служащим прекращается в связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность, если ему невозможно в течение шести месяцев предоставить иную должность. Таким образом, служебный контракт в данном случае может приостанавливаться сроком на шесть месяцев.

Помимо обстоятельств, влекущих приостановление служебного контракта, закон предусматривает случаи, при которых служебный контракт прекращается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи с осуждением его к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы. Основанием для прекращения служебного контракта в данном случае является приговор суда, вступивший в законную силу.

Кроме того, служебный контракт по этому основанию может прекращаться только в том случае, когда наказание, назначенное судом, исключает возможность дальнейшего прохождения гражданской службы. Согласно ст. 44 УК РФ к таким наказаниям можно отнести лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; арест на срок от одного до шести месяцев; ограничение свободы; лишение свободы. Если же назначается иной вид наказания, то основания для прекращения служебного контракта отсутствуют.

Основанием для прекращения служебного контракта с гражданским служащим является признание его полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением. Следует отличать это основание прекращения служебного контракта от нормы подп. а п. 1 ст. 37 данного закона (увольнение по инициативе представителя нанимателя в связи с несоответствием занимаемой должности вследствие состояния здоровья, подтвержденного медицинским заключением). В последнем случае увольнение допускается, если невозможно перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы, не противопоказанную ему по состоянию здоровья. Если же гражданский служащий признается полностью нетрудоспособным, то ни о каком переводе речь идти не может и служебный контракт с ним прекращается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Еще одним основанием прекращения служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, является признание гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным. Такое признание может осуществляться исключительно на основании решения суда. Согласно ст. 29 Гражданского кодекса гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Ограничение дееспособности гражданина также допускается только на основании судебного решения в том случае, если данный гражданин вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

Специфическим для отношений, связанных с прохождением гражданской службы, является прекращение служебного контракта при достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе, т.е. 65 лет. Необходимо, однако, отметить, что по решению представителя нанимателя и с согласия гражданского служащего, достигшего предельного возраста пребывания на гражданской службе, с ним может заключаться срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы.

Наконец, основанием прекращения служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, является смерть гражданского служащего либо признание его безвестно отсутствующим или объявление умершим. В случае смерти гражданского служащего приказ о его увольнении с гражданской службы издается представителем нанимателя на основании свидетельства о смерти, которое выдается органами ЗАГСа. Признание безвестно отсутствующим или объявление умершим осуществляется судом.

Заключение

Рассмотрев эту тему я выполнила поставленную передо мной задачу о более широком рассмотрение выбранной темы.

Реализуя должностные обязанности, госслужащие реализуют и обеспечивают единство закона, государственной власти, интересов общества и его граждан.

Служебный контракт с гражданским служащим может прекращаться по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Перечень обстоятельств, которые могут повлечь прекращение служебного контракта, закреплен в ст. 39 закона. Нужно отметить, что в отличие от аналогичной нормы ст. 83 ТК РФ обстоятельства, перечисленные в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не всегда влекут прекращение служебного контракта. В ряде случаев служебный контракт может не прекращаться, а приостанавливаться.

Для государственной гражданской службы основным нормативным актом является Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в то же время допускается принятие других федеральных законов о государственной гражданской службе, в том числе регулирующих особенности прохождения отдельных видов государственной гражданской службы. На государственных служащих в определенной степени распространяется трудовое законодательство.

Список использованной литературы

1. Масленникова, Е.В., Пресняков, М.В., Татаринова, Л.Н., Государственная гражданская служба в Российской Федерации / под ред. Е.В. Масленникова, М.В. Пресняков, Л.Н. Татаринова. - М.: изд-во Ось-89, 2006 г. - 320 с.

2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

3. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М., 2002 г. (с пос лед. изм.)

4. Игнатов, В.Г., Государственная и муниципальная служба в современной России / под ред. В.Г. Игнатова. - Ростов н/Д.: изд-во СКАГС, 2004 г.-356 с.

5. Овсянко, Д.М., Государственная служба Российской Федерации / под ред. Д.М. Овсянко. - М.: 2005 г.

6. Щербаков, Ю.Н., государственная и муниципальная служба / под ред. Ю.Н. Щербаков. - Ростов н/Д.: изд-во Феникс, 2007 г. - 256 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.