на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основные этапы становления государства всеобщего благоденствия в США в ХХ веке
онсерватизм самого Р. Рейгана, считавшегося когда-то рузвельтовским демократом и постепенно дрейфовавшего в сторону правоконсервативной части политического спектра, был изначально ориентирован прежде всего на «саморегулирующуюся рыночную экономику» и ограниченное вмешательство государства в социально-экономическую жизнь общества. Будущий 40-й президент США придерживался, по крайней мере со второй половины 1940-х годов, старого консервативного принципа, которому в период «просперити» второй половины 1920-х годов следовал идеолог «твердого индивидуализма» Г. Гувер: «хорошо то правительство, которое меньше правит» [Консерватизм в идейно-политической жизни СШа начала 80-х годов. С 29-30] . Государство с его разросшимся и неспособным эффективно управлять бюрократическим аппаратом, активным вмешательством во все сферы экономики и социальных отношений, «большое правительство», которое сидит на шее у американцев и в виде налогов лишает их того, что они заработали своим собственным трудом, представлялись ему основным злом, главным источником экономической и политической нестабильности в США.

Возникновение этой, третьей формы консерватизма и ее утверждение в качестве ведущей способствовало падению популярности идей либерализма в США, полной девальвации либеральных технократических утопий (в том числе концепции "государства всеобщего благоденствия") в условиях жесточайшего мирового экономического кризиса середины 70-х годов.

Рассмотрим основные принципы идеологии неоконсерватизма. Прежде всего следует, что социальную базу этой идеологии составляет в США и других развитых странах так называемый "новый средний класс", в том числе мелкие и средние собственники и представители нового типа трудящихся высококвалифицированные работники производства. Именно они, в конце 70-х начале 80-х годов были обеспокоены растущей инфляцией, неэффективностью государственного вмешательства в экономическую жизнь и ростом бюрократизации, низким качеством образования, замедлением научно-технического прогресса, большими правами профсоюзов и т.п. В идеологии неоконсерватизма соединяются старые ценности доиндустриальной эпохи семья, религия, мораль с ценностями постиндустриальной эры творческий труд, уникальность каждой личности, ускоренное развитие нерыночной сферы (культура, образование как главные каналы вложения в так называемый "человеческий капитал"). Неоконсерваторы придают большое значение привлечению персонала к активному участию в управлении предприятиями как средству преодоления отчуждения труда. Проблеме трудовой мотивации на производстве в 80-е годы в США, например, было посвящено немало книг и статей. Таковы позитивные черты неоконсервативной идеологии.

Однако существует и другая сторона этого социального феномена. Неоконсерваторы выступают в защиту крупного бизнеса от "посягательств государства", в частности за снижение налогов на крупный капитал. Иначе говоря, антиэтатистская (антигосударственная) направленность политических воззрений неоконсерваторов является определяющей чертой их идейно-политических установок. Другой особенностью неоконсерватизма является антиэгалитаризм, выступление против "эксцессов демократии", за сокращение государственных социальных программ, за "равенство возможностей", против "равенства результатов". Широкую известность приобрела неоконсервативная концепция "общества двух третей" (прежде всего, в США). Эта антигуманная по своей сути идеология оставляет на обочине общественного прогресса неблагополучную треть общества (пенсионеров, безработных, инвалидов и т.п.), лишая или сокращая до минимума государственную материальную помощь малоимущим категориям населения.

Что касается других проявлений неоконсерватизма как одного из ведущих течений современной западной общественной мысли, то следует учитывать, что американский неоконсерватизм в сфере политики неразрывно связан с деятельностью республиканской партии. С победой демократической партии США на президентских выборах 1991г. неоконсерватизм как идейно-политическое течение не перестал доминировать в США и других развитых странах. Неоконсерватизм явление международное. Наиболее широко он представлен (кроме США) в таких странах Западной Европы, как Франция и ФРГ. Было бы ошибочным предполагать, что неоконсерватизм не имеет никакого отношения к нашей российской политической практике. Речь идет прежде всего о всеобщности ряда черт консервативного мышления в нашей стране, в том числе о сохранении старого мышления, духовности общественного сознания, зависимости от стереотипов прошлого.

Идейным воплощением непростого взаимодействия всех элементов сложившейся в конце 70-х годов в США консервативной коалиции и стала философия рейганизма, представлявшая собой как один из вариантов консервативной идеологии и политики, формировавшийся с середины 60-х годов, так и своеобразный синтез (особенно с конца 70-х годов) всех основных разновидностей идеологии современного американского консерватизма.

Идейно-теоретическими основами и компонентами рейганизма являлись: в экономике -- экономическая «теория предложения» (supply-side theory), согласно которой достижение благоприятного баланса между спросом и предложением возможно не посредством воздействия на спрос за счет ставшего традиционным бесконтрольного роста федеральных расходов, а с помощью их сокращения и стимулирования частных инвестиций путем целенаправленного значительного снижения налогов как индивидуальных, так и корпоративных, что в конечном счете должно привести к экономическому росту; в социальной сфере -- концепции антиэгалитаризма, доказывавшие необходимость ограничения государственного вмешательства в социальные отношения и сокращения федеральных расходов по многочисленным гражданским программам, поддерживавшим малоимущих граждан Америки; в политической сфере -- идеи о деструктивном воздействии государства, разрушившего за десятилетия основу основ американского общества -- традиции индивидуализма, опоры на собственные силы и способности, стремление граждан к личной свободе, которая в конечном счете является самым ценным, что есть в человеке.

Победа лидера консервативной коалиции Рональда Рейгана на президентских выборах 1980г. положила начало консервативным преобразованиям, проводившимся в Соединенных Штатах в 1981-1988 гг. и получившим название «рейгановской революции». Основные направления правительственных реформ были изложены в программе «Новое начало для Америки: программа экономического восстановления», обнародованной президентом страны 18 февраля 1981г. Программа рейганистов предусматривала проведение комплекса преобразований в четырех направлениях:

1) значительное ограничение роста правительственных расходов в целях уменьшения дефицита государственного бюджета и преодоления инфляции, что объявлялось главной целью всей программы;

2) сокращение ставок федеральных личных налогов и налогов на предпринимателей, что должно было привести к увеличению заработной платы и прибылей, остававшихся после уплаты налогов;

3) ослабление, регулирующих функций государства и критический пересмотр и сокращение объема законодательства, регламентирующего различные аспекты экономической деятельности;

4) проведение в сотрудничестве с ФРС стабильной и предсказуемой кредитно-денежной политики, главным направлением которой объявлялся монетаризм, контроль над массой денег в обращении в целях обуздания инфляции и оздоровления финансового рынка страны.

Предполагалось, что реализация этой программы, объявленной рейганистами «существенным разрывом с прежней политикой», окажет воздействие на американскую экономику в следующем направлении. Сокращение личных подоходных налогов позволит людям оставлять у себя большую часть того, что они зарабатывают, создав таким образом дополнительные стимулы к труду и сбережениям. Сокращение налогов на предпринимателей увеличит стимулы к расширению инвестиций, что приведет к росту производительности труда. Сокращение правительственных расходов и устранение ненужного регулирования вернут контроль над ресурсами частному сектору, в котором наиболее сильно стремление к экономии. Стабильная денежная политика совместно с расширением производственных возможностей приведут к снижению темпов инфляции.

Первый год «рейгановской революции» принес с собой и увеличение безработицы -- численность не имевших в те дни работы американцев превышала 9 млн. человек, Экономическая ситуация на протяжении почти всего 1982 г. определялась тенденциями, которые не внушали особого оптимизма. Но несмотря на целый ряд трудноразрешимых проблем (бюджетный дефицит, увеличение государственного долга, снижение стоимости американской валюты), 1983 г; -- первый год подъема -- принес Америке необыкновенно высокие темны экономического роста -- 6,5% годовых, увеличение курса продажи акций, некоторое снижение безработицы (с 9,7% в 1982 г. до 9,6% в 1983 г.) и падение инфляции до 3,8%. В 1983 г. в американской экономике было создано 4 млн новых рабочих мест. Вернулось и доверие потребителей, а с ним и объемы розничных продаж.

В 1984г. рейганистам удалось развить тенденции к дальнейшему экономическому росту и добиться заметного снижения безработицы -- до 7,5%. Рост цен при этом составил 4,3%. Реальные доходы американцев выросли на 5,3%. [Еникеева Н.В. Из истории социальной политики первой администрации президента СШа Р.Рейгана (1981-1984 гг.)/Н.В. Еникеева. РАН. Ин-т всеобщ. Истории.-М.,1993.-С.42]. Очевидные успехи в восстановлении экономики, достигнутые администрацией в 1983-1984 гг., явились главным фактором, обусловившим победу Р. Рейгана на президентских выборах 1984 г.

В конечном счете государственный механизм за годы «рейгановской революции» был сориентирован на уменьшение доли социальных расходов в ВНП, а неоконсервативная стратегия общественного развития сменила неолиберальную модель. С приходом республиканцев сама идея строительства «государства всеобщего благосостояния» была поставлена под сомнение. Было санкционировано использование страховых фондов как источника стимулирования социальных расходов предпринимателей. В государственной политике центр тяжести «борьбы за экономию» приходился на социальные программы для неимущих. Вводилась система тестирования на нуждаемость с тем, чтобы ограничить получателей государственных пособий только истинно нуждающимися, целый ряд социальных программ был упразднен. Однако первоначальный «замах» правительства Р. Рейгана на социальные программы для среднего класса (в частности, по поводу приватизации пенсионного обеспечения) не был реализован полностью, хотя, например, пострадали программы государственного стимулирования жилищного строительства, гарантирования ссуд студентам для оплаты высшего образования, некоторые медицинские программы, субсидии фермерам. [Сазонов В.С. Некоторые аспекты социальной политики администрации Рейгана//В.С. Сазонов. Вопросы соц. Обеспечения.-М.,1987.-Вып.18.-С.181]

Социально- экономическое наследие администрации Р. Рейгана было неоднозначным, так как складывалось из положительных и отрицательных результатов. Однако отрицательные результаты политики рейганистов (и прежде всего увеличение бюджетного дефицита и государственного долга) являлись неизбежной платой за экономический рост и принадлежали к явлениям, которые носили долговременный характер. Их воздействие на американское общество было опосредованным и в полной мере сказалось позже, уже после ухода Р. Рейгана со своего поста.

Тем не менее, хотя администрация Р. Рейгана и не достигла в полном объеме большинства поставленных перед собой конкретных целей, перемены, происшедшие во внутриполитическом курсе американского государства в период консервативных реформ, все же оказались достаточными для того, чтобы, возродив инициативу отдельных граждан и стимулы к занятию предпринимательской деятельностью, изменить в сторону улучшения главные социально-экономические показатели: инфляцию, безработицу, объемы ВНП, производительность труда, выпуск продукции на душу населения и преодолеть «кризис доверия» между населением и властью, развивавшийся до этого в течение десятилетий.

Реальные же достижения (или действительное наследие) «рейгановской революции» заключаются в усовершенствовании и модернизации сложившегося после Великой депрессии самого механизма государственного регулирования социально-экономической сферы США, в его адаптации к новым обстоятельствам (информационная революция) последней трети XX века.

Что касается самой консервативной тенденции, то президентство Рейгана, реформаторская практика республиканской администрации, несомненно, оказали на нее значительное воздействие. В процессе преобразований консерватизм под влиянием различных обстоятельств эволюционировал, стал менее жестким и именно в силу этого приобрел способность трансформировать и социально-экономическую модель США, и само американское общество. Именно эта способность и привела к тому, что к концу 1980-х годов он (в более мягком варианте) занял еще более прочные позиции, чем прежде.

Свидетельством укрепления консервативной тенденции являются итоги выборов в конгресс в 1988-1998 гг., в результате которых республиканцы сохраняли или увеличивали свое представительство в обеих палатах, сама практика преемников Р. Рейгана -- президентов Дж. Буша и Б. Клинтона, в большей или меньшей степени пронизанная духом мягкого консерватизма.

Все это способствовало серьезным передвижкам и внутри самого общественно-политического спектра страны, и в социально-экономической модели американского государства. При сохранении в основе своей либерального, рузвельтовского начала она стала включать больше консервативных составляющих.

3.2 Поворот от практики «рейганомики». Поиски новых концепций

государственной социальной экономики.

Уже в середине 1980-х годов ряд влиятельных американских экономистов выразили беспокойство по поводу состояния в стране государственной социально-экономической инфраструктуры. За время пребывания у власти рейганистов в США образовался «третий» (после внешнеторгового и бюджетного) дефицит -- дефицит вложений в человека, в состояние окружающей среды, в развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок гражданского назначения. На фоне обнаружившегося в то время (еще до ухода Р. Рейгана) смещения общественного мнения от консерватизма к центру все резче звучали требования преодолеть эти дефициты, сбалансировать государственный бюджет и переориентировать бюджетную стратегию в пользу «человеческих» ценностей (инвестиции в человека). Идеи более милосердного правительства снова стали входить в моду.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.